Внеклассная и внешкольная работа по ознакомлению с окружающей природой в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида
учебно-методический материал на тему

Медведева Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доклад на тему «Внеклассная и внешкольная работа по ознакомлению с окружающей природой в старших классах специальной (коррекционной) школы интерната».

Учитель: Медведева Т.В.

Г. Демидов

Трудно найти такого учителя биологии, который ограничивал бы себя только классными занятиями при изучении природы. Он непременно использует разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы, которая способствует решению основных задач школы. Главное направление внеклассной работы- углубление знаний, предусмотренных программой, формирование бережного отношения у детей к природе и к действенной е охране. В процессе внеклассного изучения природы выясняются простейшие закономерности, устанавливаются связи и взаимосвязи между отдельными элементами и явлениями природы, рассматриваются разнообразные природные комплексы. Эта работа способствует расширению представлений детей о единстве природы. Создаются условия для формирования у детей правильного миропонимания. Задача учителя состоит в том, чтобы заронить в душу ребенка зерна любознательности, пытливости, формировать у детей устойчивый интерес к природе, стремление изучать ее. Действенность и практическая направленность- основное условие в проведении внеклассной и внешкольной работы по природоведению, биологии.

Одним из важнейших условий организации любой работы с учащимися специальной (коррекционной) школы является учет их психологических особенностей. Задача учителя пробудить у аномальных детей интерес к учебе, предмету.

Учитывая малоактивный интерес детей учитель направляет их. С этой целью используется общедоступный метод изучения - наблюдения. Поэтому в организации внеклассной работы большое место отводится методике постановке наблюдений. Упражнения в наблюдениях создают необходимые условия для выработки таких важнейших черт личности, как наблюдательность и любознательность. Дети с нарушением интеллекта не могут правильно и самостоятельно вести наблюдения, поэтому для учителя очень важно разработать методику.

В процессе наблюдений у детей развивается интерес к окружающей природе. Учитель должен помочь найти новое, интересное в самых обычных явлениях, с которыми они встречаются ежедневно. (Вот небольшой водоем на пути в школу. На его поверхности снуют водомерки, быстро отталкиваются от воды и не тонут. Почему? Все это удивляет детей, останавливает внимание, побуждает к размышлениям.)

Непременным условием организации внеклассной работы является руководящая роль учителя. Только в тех школах учащиеся занимаются внеклассной работой, где учитель любит природу и сам с увлечением изучает ее.

Какими знаниями должен обладать учитель, какими умениями он должен владеть, чтобы увлечь учащихся? Он должен в совершенстве знать природу родного края быть готовым ответить на любой вопрос. Вместе с тем он должен многое уметь: уметь наблюдать, обрабатывать результаты наблюдений и использовать их в своей учебной работе, уметь проводить простейшие полевые исследования, уметь составлять гербарий, коллекцию полезных ископаемых и т.д.

Совершенно очевидно, что без соответствующих знаний и умений нельзя организовать внеклассную работу.

В ходе подготовки и проведения внеклассных мероприятий открываются широкие возможности для развития у детей самостоятельности и творчества. Творческое выполнение заданий идет успешно при эмоциональном подъеме детей, а увлечь их может только интересное и полезное дело. Поэтому от учителя требуется большое усилие в разработке доступных для детей заданий и различных видов работ. Во внеклассной работе на первый план должны выдвигаться внимание к исполнению, поощрение, простота в обращении. Все это поднимает творческий дух, сближает детей между собой, активизирует весь процесс выполнения.

Важнейшее условие проведения внеклассных мероприятий - осознание детьми общественной полезности их труда. Если ученик видит, что его труд полезен и необходим, то он с увлечением работает. Поэтому перед началом той или иной работы необходимо выделить время для показа практической значимости того или иного дела. Например, озеленение школы - массовое, общешкольное мероприятие, в котором активное участие могут принять все учащиеся.

Одно из условий внеклассной работы - учет индивидуальных особенностей аномальных детей. В процессе коллективной работы создается обстановка, способствующая выявлению их интересов.

Внеклассная работа сближает детей с учителем. Общение с детьми позволяет учителю всесторонне изучить их, завоевать любовь и уважение. Учитель в процессе этой работы направляет познавательную деятельность учащихся на изучении природы и ее охрану, воспитывает у детей высокие моральные качества: трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, ответственность за порученное дело. Внеклассная работа способствует воспитанию любви к родному краю, развивает чувства патриотизма.

Внеклассную работу подразделяют на индивидуальную, массовую, кружковую.

Индивидуальная внеклассная работа.

Интерес к внеклассной работе возникает у учащихся на уроке. Интересный, эмоциональный урок формирует стремление к более глубокому изучению предмета. Возникают многочисленные вопросы, ответы на которые учащиеся спецшколы могут получить на различных внеклассных мероприятиях. С этой целью учитель дает задания: провести наблюдение за тем или иным природным явлением, собрать разнообразный природный материал, гербарий. С большим увлечением дети занимаются сбором пословиц, загадок, поговорок и стихов для яркой характеристики природных явлений. Учитель также организует конкурсы, выставки лучших работ, тем самым поощряя творческую самостоятельность учащихся, развивая их устойчивые интересы. Детские увлечения нередко остаются на всю жизнь.

Очень важный вид внеклассной индивидуальной работы - чтение литературы о природе. Ответы на многие вопросы дети находят в замечательных произведениях В. Бланки, Г. Скребицкого, Е. Чарушина, И. Соколова-Микитова, М. Пришвина и др.

Индивидуальная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к изучению природы, позволяет дифференцировать их интересы.

Массовая внеклассная работа.

К массовым мероприятиям относятся: День леса, День птиц, День урожая, сбор лекарственных трав, экскурсии, различного рода утренники, вечера, посещение музеев, зоопарка, ботанического сада и др.

Значение массовых мероприятий трудно переоценить. Во-первых, во время их проведения решаются многочисленные познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Во-вторых, он осуществляются коллективно, а все лучшие черты детей формируются в школьном коллективе. В-третьих, каждое массовое мероприятие - это привитие навыков норм поведения, которые трудно развиваются в обыденной жизни. Во время массовых мероприятий недисциплинированный ученик считает выполнение правил естественным, неподлежащим обсуждению и сомнению, т.к. от выполнение задания зависит успех коллективного дела.

Таким образом, важнейшее значение массовых мероприятий состоит в том, что они являются мощным средством организации детей, способствующим воспитанию ответственности за порученное дело. Успех массовых мероприятий зависит от глубокой продуманности и умелой организации.

Кружковая работа.

В процессе проведенной индивидуальной и массовой внеклассной работы создаются группы учащихся, которые с большим удовольствием выполняют отдельные поручения: осуществляют уход за комнатными растениями, ведут работу в живом уголке, делают наглядные пособия, кормушки для птиц, птичьи домики и т.д. в процессе работы выявляются интересы, определенные склонности детей. Из состава этой группы формируется актив, на который учитель может опираться в своей многогранной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Установление смысловых связей, основной мысли прозаических произведений, изучаемых в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению специальной ( коррекционной ) школы рассказы составляют примерно 50 % от произведений других жанров...

Тесты по чтению для старших классов специальной коррекционной школы 8 вида

Тесты по чтению для старших классов специальной коррекционной школы 8 вида...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ  ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"

    Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...

Тема: «Совершенствование вычислительных навыков у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Изменение социальной и экономической жизни нашего общества неизбежно влечёт за собой пересмотр задач специальной школы, требует усиления подготовки учащихся к новым условиям в быту и на производстве....

Выступление на педагогическом совете Внеурочная работа по ознакомлению с окружающей природой в старших классах обучающихся с ограниченными возможностями здоров

Выступление на педагогическом совете Внеурочная работа по ознакомлению с окружающей природой в старших классах обучающихся с ограниченными возможностями здоров...