Программа краеведческого кружка "Истоки".
учебно-методический материал

Программа краеведческого кружка рассчитана на обучающихся с легкой умственной отсталостью 12 - 15 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kraevedcheskogo_kruzhka_istoki.docx46.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                           

Согласовано на заседании                                                          Утверждаю

Методического совета                                                                Директор МОУ МОУ«С(К)ОШ №15»                                                                    «С(К)ОШ №15

_____________________                                                            ___________________

Н.А. Самородова                                                                                  Н.А. Савельева

 «       »_____________2017 г.                                                    «       »_____________2017 г                                                                                                                                                                                                    

Муниципальное образовательное учреждение

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №15» г. Магнитогорска

Программа дополнительного образования

школьного краеведческого кружка «Истоки»

(3 года реализации для детей  12 – 15 лет)

Руководитель  Панова Л.А.

г.  Магнитогорск 2017

Пояснительная записка

Программа соответствует и базируется на основных нормативных документах Устава школы, документах по организации дополнительного образования детей:

  • Закона РФ «Об образовании» (с изменениями от 16.11.97), статьи 5.5,12.5, 26.1, 28, 35:
  • Письма Минобрнауки России от 19.10.06 №061616 «О методических рекомендациях»:
  • Приказа Минобрнауки России от 16.10.07 №238 об утверждении Аналитической ведомственной целевой программы «Повышения доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций»  

Программа реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время и исключает переутомляемость детей за счет:

 - обеспечения личностно-ориентированного и личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной для них деятельности, свободы выбора, форм деятельности и общения.

 - использование социально-значимых и интерактивных способов усвоения знаний и опыта.

Помимо обучения, воспитания, творческого и коммуникативного развития личности, программа решает ряд социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости  подростков, их самореализация и социальная адаптация, формирование гражданской позиции, патриотизма.

В основе рабочей программы краеведческого кружка «Истоки» лежит использование национально-регионального компонента, который отражает особенности области и нашего города в социально-экономическом, историческом, природно-климатическом и культурном плане.

Актуальность и значимость.

В условиях современного общества остро стоит проблема социальной адаптации учащихся коррекционных школ. Осуществляя ее, мы должны опираться на знание той социальной среды, где мы родились и живем. Учащимся предстоит приносить пользу обществу, осуществлять посильное участие в труде и жизни трудовых коллективов промышленных предприятий города, приобщаться к культурной жизни города, изучать культурные истоки и национальные традиции народов, проживающих на территории города и области.

Краеведческое воспитание в системе коррекционного обучения играет большую роль. Изучение краеведения способствует развитию коммуникативных, мыслительных, творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья и стимулирует мотивацию к познанию и творчеству. Учит их работать с книгой в библиотеке, пользоваться справочной литературой и сетью Интернет. Следить и использовать средства массовой информации.

Занятия в кружке краеведения направлены на:

  • воспитание и развитие гражданственности и патриотизма
  • формирование и развитие коммуникативных навыков, и коррекцию речи
  • развитие мыслительных и творческих способностей через изучение истории родного города, его проблем развития, национальных и культурных традиций
  • возможность использования Интернет ресурса
  • коррекцию эмоционально-волевой сферы через участие в творческих проектах
  • активное участие в поисковой работе

Новизна и педагогическая целесообразность  данной программы заключается в том, что

- формирование активной гражданской позиции происходит непосредственно в процессе деятельности детей, связанной с жизнью школы, своего родного города, области.

 - создаются благоприятные условия для творческого развития личности.

 - развитие успешности детей через воспитание уверенности в себе, в своих силах.

   Цели и задачи программы

Цель данной программы – создание условий для развития личности. Воспитание нравственных чувств, активной гражданской позиции .Воспитание настоящего гражданина России, патриота своего родного края.

Задачи  программы:

Образовательные:

 – углубить и расширить знания учащихся об истории родного города.

 -  познакомить с национальными традициями народов,

 -  дать представление о культурных центрах и промышленных предприятиях.

 - Углубление мотивации к изучению краеведческого материала.

 - Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.

 - Развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками  литературы и СМИ.

Коррекционно-развивающие:

 - коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии

 - преодоление неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения

 - развитие психических процессов – внимания, мышления, памяти, восприятия

Воспитательные:

 - формирование гражданской позиции, патриотизма.

 - воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности

 - воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим.

Условия реализации программы.

Программа предназначена для детей  12 – 15 лет и рассчитана на трехгодичное обучение.

Режим занятий

Программа предполагает групповые  занятия с детьми.

1 группа – 7 классы   - 3 часа в неделю

2 группа – 8 «а», 8 «б»  классы   - по 3 часа в неделю

3 группа – 9 «а»  класс   -  по 3 часа в неделю

9 часов в неделю.

Занятия в краеведческом кружке пробуждают интерес к истории родного края, дают  возможность развивать культуру общения, изучать народные  обычаи и традиции, воспитывают любовь и уважение к историческому прошлому.

В программе прослеживаются межпредметные связи с историей, чтением, ИЗО.

Построение программы носит блочный характер и состоит из 4 блоков.

1 блок – «Культура»

2 блок- «Быт»

3 блок – «Производство»

4 блок – «Город».

Программа позволяет сочетать различные виды деятельности.

Основные методы обучения

В качестве основных методов программы избраны такие дидактические методы как

 - словесные

 - наглядные

 - практические

 - объяснительно-иллюстративные

 - системный – направлен на достижение целостности и единства всех компонентов.

Формы обучения

- групповая

- индивидуально-групповая

Формы проведения занятий

  • Урок,
  • Рассказ педагога и рассказы детей,
  • Беседы,
  •  Дискуссии,
  •  Встречи с интересными людьми,
  •  Экскурсии,
  •  Конкурсы, викторины, кроссворды,
  • Создание проектов и презентаций

Что должны знать и уметь:

  • Основные даты, связанные с историей города.
  • Самостоятельно добывать знания
  • Применять полученные знания в жизни.
  • Уметь составлять и решать кроссворды
  • Практиковаться в умении проводить экскурсии.

Предполагаемый результат.

Предполагаемым результатом является то, что подросток получает знания, которые возможно использовать на уроках в школе и экзаменах, школьных мероприятиях и в жизни. По истечении срока обучения в школе, дети могут объективно оценивать историю своей малой родины, знать традиции и обряды народов, населяющих город, знать основные события.

Учащиеся приобретают новые умения и навыки: правильная работа с наглядными пособиями, работа с компьютером. Знание важных исторических дат и событий позволяет аргументировано отвечать на вопросы, высказывать свое мнение относительно какого-либо события или факта.

Контроль.

Формами и методами контроля в освоении краеведческой программы являются:

  • участие в краеведческих чтениях
  • создание экспозиций и выставок
  • создание презентаций и проектов
  • проведение праздников

Список литературы:

-Учебное пособие-приложение к учебнику природоведения «Природа Южного Урала» Е.В.

Григорьева Челябинск «Южноуральское книжное издательство» 2002г.

-«Окружающий мир» З.И. Тюмасева Е.В. Гуськова Челябинск «Взгляд» 2005

-Челябинская область Атлас серия «Познай свой край»

-Пособие для учителя «Краеведческая работа в начальных классах» М. «Просвещение» 1977г.

-«Голубая жемчужина» Легенды, предания, сказы. Литературная запись С.К. Власовой

-« Магнитка» Ю.Петров

- Сборник «Нашей истории строки» Магнитогорск 2005г.

- «записки пехотинца» А.Л. Карелин  Магнитогорский Дом печати 2004г.

- «Записки танкового техника» Т.С. Шустов  Магнитогорск 2000г.

- Буклеты открыток о Магнитогорске

- Животные Красной книги Челябинской области Набор открыток.

 - «Легенды Южного Урала» Издательство Аркаим

Календарно - тематическое планирование.

Первый год обучения.7 класс.

Блок «Культура».

Цель: Углубить и расширить знания  о культурных традициях, центрах культуры.

  • Способствовать развитию навыков исследовательской работы.
  • Воспитывать навыки культурного поведения.
  • Прививать эстетическую культуру.

Первая четверть.

№ п./п.

тема

теория

практика

Кол. час

1

Картинная галерея «Магнитка – Отечество мое» Творчество магнитогорских художников.

«Мир самоцветов»

Всего:

1

1

1

1

2

2

3.

Музей-квартира Бориса Ручьева. Экскурсия.

 Знакомство с творчеством поэта.

Творческий отчет об экскурсии.

Создание презентации о Борисе Ручьеве.

Всего

1

1

1

1

1

1

2

1

1

5

4.

Краеведческий музей. Ознакомление с экспозициями музея.

1

1

5.

Экскурсия в сквер трех поколений.

1

1

6.

Экскурсия к монументу «Тыл – фронту»

1

1

7.

Экскурсия на площадь народных гуляний.

1

1

8.

Экскурсия в оперный театр.

1

1

9.

Экскурсия в библиотеку.

Роль библиотеки в культурной жизни города.

Всего:

1

1

1

2

1

3

10.

Выпуск презентаций о культурных центрах города Магнитогорска и творческие отчеты о проделанной работе.

 - «Сквер трех поколений»

 - «Тыл – фронту».

 - «Площадь народных гуляний»

 - «Оперный театр»

 - «Виды библиотек»

 - «Библиотеки города».

Всего:

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

12

Всего

27

Блок «Быт».

Вторая четверть.

Цель: Углубить и расширить знания  детей о народах, населяющих город Магнитогорск.

            Воспитывать уважение к национальным праздникам, обычаям и традициям.

            Воспитывать интерес к национальным традициям в пище.

            Познакомить с ролью игр в воспитании, образовании, жизни русского народа.

           Развивать умение пользоваться справочной литературой и вести ее поиск.

№ п./п.

тема

теория

практика

Кол. час

1

Русские народные игры «У всякого молодца нет забавам конца».

Знакомство с играми, как средством образования и воспитания.

Игры детские.

Игры мужские.

Игры девические.

Конкурс на лучшую организацию игры.

Всего:

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

2

13

2.

Народы Южного Урала. Их обряды и праздники.

Обряды русского народа.

Коляда.

Святки

Святочные гадания.

Елка.

Всего:

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

7

3.

Праздник у елки.

1

1

Всего

21

Блок  «Производство».

Третья четверть.

Цель: - Воспитывать патриота, гражданина своей малой родины.

             Расширить знания о Челябинской области, ее городах и предприятиях.

         - Знакомить с традициями народов, проживающих в Челябинской области,      особенностями национальной кухни.

           -  Воспитывать навыки культурного поведения, умения общаться с разными  группами населения.

        -  Содействовать улучшению социализации учащихся.

       - Учить пользоваться знаниями, полученными в работе, в реальной жизни

№ п./п.

тема

теория

практика

Кол. час

1.

Музей ММК.

1

2

3

2.

Городской краеведческий музей «Нашей истории строки».

2

2

3.

Музей Магнитогорского индустриального колледжа.

1

1

4.

Музей Горно-обогатительного производства ММК.

1

1

5.

Музей И.Х Ромазана школа №59

1

1

6.

Экскурсия к памятнику «Сталевар» на привокзальной площади.

1

1

7.

Экскурсия к памятнику «Комсомольцам - первостроителям Магнитки»

1

1

Всего:

10

8.

Творческий отчет. Фотовернисаж.

 - «Сталевар»

 - «Комсомольцы – первостроители Магнитки»

Всего:

2

2

2

2

4

9.

Написание мини-сочинения « Трудом прекрасен человек. Профессии моих родителей».

2

2

10

Создание презентаций «Трудом славен человек».

 - «Профессии моих родителей»

 - «Моя мама лучше всех».

 - «Трудовые династии».

Всего:

2

2

2

2

2

2

6

11.
Поиск информации в Интернет.
 -  «И.Х. Ромазан»
 - «Памятники Магнитогорска»
 - «Памятники Магнитогорска»
 - «Природа в творчестве Людмилы Татьяничевой!
1
1
2
2
1
1
2
2
6

12.

«К юбилею Татьяничевой.

1

1

2

30

Блок  «Город».

Четвертая четверть.

Цель: - Углубить и расширить знания  о своем городе.

             Способствовать развитию навыков исследовательской работы.

            Развивать креативные способности учащихся.

№ п./п.

тема

теория

практика

Кол. час

1.

 «Имена героев»

Экскурсии по улицам города, названным в честь выдающихся горожан.

Улица А. Грязнова.

Улица Галиуллина

Площадь Носова

Выпуск творческих отчетов о проделанной работе.

- «Их именами названы улицы города. А.Грязнов»

 - «Их именами названы улицы города.        Хабибулла Галиуллин».

 - «Носов – военный директор».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

1

Всего:

10

2

Кроссворды о городе.

Конкурс на лучший кроссворд о городе Магнитогорске.

2

2

3.

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

1

1

4.

Конкурс рисунков «Я люблю свой город».

1

1

5.

Конкурс на лучшего краеведа.

1

1

6.

Мини-сочинения «Моя улица»

2

2

7

Праздник «Мой, любимый город».

1

1

8.

Оформление  фотовернисажа.

1

1

9.

Выпуск презентаций.

 - «День рождения города»

 - «Кроссворд о Магнитогорске»

 - «По улицам города»

 - «Фотовикторина»

2

1

1

1

2

1

1

1

5

Всего:

24

Календарно - тематическое планирование.

Второй  год обучения. 8 класс.

Блок «Культура».

Цель: Углубить и расширить знания  о культурных традициях, центрах культуры.

  • Способствовать развитию навыков исследовательской работы.
  • Воспитывать навыки культурного поведения.
  • Прививать эстетическую культуру.

Первая четверть.

№ п./п.

тема

теория

практика

Кол. час

1.

«Сделаем наш город красивым». Трудовые операции.

7

7

2.

Посещение экспозиций картинной галереи. Народное творчество.

2

2

3.

К юбилею Л. Татьяничевой. Знакомство с поэтическим творчеством. Чтение стихов.

2

2

4.

Легенды Южного Урала. Чтение и обсуждение.

3

3

5.

Оформление фоторепортажа из картинной галереи.

1

2

3

6.

Презентация о Л.Татьяничевой.

 - «Природа в творчестве Л.Татьяничевой»

 - «Война в творчестве Татьяничевой».

Всего:

1

1

2

2

3

3

6

7.

Рисунки по легендам Южного Урала.

 - Подготовка и проведение выставки рисунков-иллюстраций по прочитанным легендам об Урале.

Всего:

3

1

3

1

4

Всего:

27

Блок «Быт».

Вторая четверть.

Культура и быт – рядом идут.

Цель: - Углубить и расширить знания  о культурных традициях, обычаях и обрядах     русского народа.

          - Изучить народное творчество и истории Урала (легенды об Урале).

  • Способствовать развитию навыков исследовательской работы.
  • Воспитывать навыки культурного поведения.
  • Прививать эстетическую культуру.
  • Содействовать улучшению социализации учащихся.

№ п./п.

тема

теория

практика

Кол. час

1.

«Сила родной земли»

- История географических названий Челябинской области.

- Легенды Южного Урала. Чтение легенд.

 - «Горящая гора» стр.38 «Легенды Южного Урала».

 - «Голубое зеркало Семигора» стр.55

 - «Селямбай и его братья» стр.94 - 95

- Кроссворды «Географические названия».

-Кроссворды «Географические названия».

- Иллюстрации к легендам об Урале.

1

3

1

1

3

1

3

       

1

1

3

Всего:

9

2.

Известные люди Урала. Энциклопедия известных людей Челябинской области. Творческий проект.  «Осипова В.А – заслуженный учитель России».

2

3

5

3.

Преданья старины глубокой.

- Традиции уральской  кухни. Банк вкусных рецептов. Списывание рецептов из поваренных книг.

 - Любимое семейное блюдо. Обмен опытом.

- Конкурс на лучшую снежную фигуру.

«К нам идет Новый год!» Костюмированный бал.

Конкурс на лучшее оформление классной комнаты.

1

1

2

1

2

1

1

2

1

2

7

Всего:

21

Третья и Четвертая четверть.  Блок «Город»

«Этот день Победы …………….»

№ п./п.

тема

теория

практика

Кол. час

1.

Уральская масленица. Проводы русской  зимы.

- «Великая масленица». Посиделки.     Разучивание игр.

- Конкурс на лучшие блины.

-Подготовка праздника «Прощай, зима».

 -«Подготовка сценария к проводам зимы»

 - «Ролевая репетиция».

 - Проведение праздника

Всего

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

3

1

1

1

9

2

«Герои-магнитогорцы, в честь которых названы улицы».

-Сбор информации о магнитогорцах, Героях Отечественной войны. Работа со справочной литературой.

 - Сбор информации о магнитогорцах, Героях Отечественной войны. Работа со справочной литературой.

 -  Создание творческого проекта о героях магнитогорцах. Презентация о Жувасине П.В.

 - Создание презентации о герое - магнитогорце Казакове.

Всего

2

2

1

2

2

2

2

1

2

2

9

3.

Творческий проект «Букет для ветерана» к 23 февраля.

Подготовка подарка к празднику.

Открытка.

Всего

1

1

1

2

2

3

5

4.

«Вклад Магнитки в дело Победы». Встреча с ветеранами труда народного образования.

2

2

5.

Конкурс мини-сочинений на тему «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».

1

2

3

6.

Экскурсии к местам боевой славы.

- «Тыл – фронту»

- «Монумент воинам спортсменам».

- «Парк трех поколений».

- «Площадь Носова».

- «Аллея воинской славы»

- «Площадь Победы»

- Посещение краеведческого музея. Экспозиции о вкладе ММК в Победу над фашизмом.

- Посещение музея ММК. «Все для фронта, все для победы».

 - «Аллея мира»

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

18

7.

Букет ветерану «Этот день Победы».

1

2

3

8.

Фестиваль военной песни «Салют, Победа!».

 - Разучивание военных песен

 - Разучивание военных песен

 - Разучивание военных песен.

Всего:

1

1

1

2

1

1

1

2

5

Всего:

54

Третий год обучения.9 класс.

 Блок «Моя малая Родина».

Цель: - Воспитывать патриота, гражданина своей малой Родины.

           - Углубить и расширить знания о своем городе, культурных традициях, центрах    культуры.

          - Прививать эстетическую культуру, воспитывать навыки культурного поведения, умения общаться с разными группами населения.

          - Учить пользоваться знаниями, полученными в работе, в реальной жизни.

№ п./п.

тема

теория

практика

Кол. час

1.

 Первая четверть

«Золотая осень в парках и скверах Магнитогорска».

Экскурсии в парки и скверы Магнитогорска.

- Сквер трех поколений.

- Сквер мира.

- Сквер металлургов.

- Студенческий сквер.

- Аллея славы.

Оформление творческих отчетов об экскурсиях в виде презентаций.

1

1

1

1

2

2

2

2

5

3

3

3

3

5

20

2.

Турнир знатоков своего края «Умники и умницы»

Разработка сценария

Написание и подготовка проведения

Всего:

2

2

1

1

1

1

3

3

7

Всего

27

Вторая четверть

3.

«История нашей школы».

- Сбор информации об открытии школы, учителях.

 - Встреча с бывшими учителями школы (Землянская Галина Александровна).

 - Встреча с бывшими учителями школы (Романихина Любовь Александровна).

 - Встреча с заслуженным учителем РФ Осиповой В.А.

- Оформление экспозиции «История школы»

 - Оформление стендов.

 - Поиски фотографий

 - Монтаж материала.

 

Всего

5

1

1

1

3

3

3

5

1

1

1

3

3

3

17

4.

Новогодние посиделки.

Подготовка сценария праздника, поиск в интернете.

Написание сценария.

Всего:

2

1

1

1

2

1

4

Всего

21

Третья четверть

5.

В день рождения. «Нам 275 лет»

Сбор информации через интернет

Создание презентации о Челябинске

Путеводитель по городам Челябинской области.

Всего:

2

2

3

2

2

3

7

6.

Уральская масленица.

Поиск сценария через интернет.

Подготовка театрализации.

Всего

1

2

2

1

2

2

5

7.

Легенды и сказы об Урале.

«Осколки древних морей»

 - «Клинок Уреньги».стр.159 «Легенды Южного Урала».

 - «Тайна озера Зюраткуль» стр.56.

 - «Младший брат Байкала». Стр.59.

 - «Солнечная пиала» стр.85

 - «Тайна озера Инышко» стр.86

«У истоков сказочных рек»

 - «Мать родниковых вод» стр.91

 - «Селямбай и его братья» стр.94

 - «Анискин родник» стр.109

Создание презентаций по этим легендам

Всего:

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

10

8.

«Растения моего края»

 - Поиск информации о лекарственных растениях в интернет.

 - Поиск информации в энциклопедиях.

 - Презентация о лекарственных растениях Южного Урала.

 - Растения Красной книги.

Всего:

2

2

2

2

2

2

2

2

8

Четвертая четверть.

9.

«Тебе, мой город». Трудовые операции.

7

7

10.

«Давно закончилась война». Экскурсии к памятным местам.

 - Монумент «Тыл – фронту»

 - Площадь Победы.

- «Монумент воинам спортсменам».

    Всего

2

2

2

2

2

2

6

11.

«Дню рождения города посвящается»

  - Викторина о Магнитогорске.

 - Конкурс кроссвордов о Магнитогорске.

-Конкурс стихов.

- Конкурс сочинений о городе.

Всего:

1

2

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

8

Всего

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Следопыт"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА краеведческого направления «МОЙ КРАЙ» для детей 4 - 8 лет

Праздник стихийЦель; Способствовать разностороннему развитию творческих способностей детей.Задачи:- Развивать у детей творческое мышление....

Программа краеведческого кружка "Родная сторона"

Ребята знакомятся с письменными и устными  источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Итогом 1 года является краеведческая...

рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"

данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...

Программа краеведческого кружка

Программа краеведческого кружка для школьников 10-15 лет на основе местных материалов. Предусматривает преимущественно экскурсии и полевые исследования....

Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»

Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...