Методика организации и проведения «Уроков Мужества»
методическая разработка

Потапова Наталья Анатольевна
Торжественные мероприятие посвященные воинам интернационалистам.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm.odt32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования Дома детского творчества р.п.Башмаково Башмаковского района Пензенской области.

Номинация : Методика организации и проведения « Уроков Мужества», торжественных мероприятий посвященных воинам интернационалистам.

Авторы:

Педагоги дополнительного образования

Потопова Наталья Анатольевна

Тимина Антонина Владимировна

р.п.Башмаково,  2018г

Пояснительная записка.

Важную роль в воспитании детей. Играет патриотическое воспитание. Оно направлено на формирование и развитие личности , обладающей качествами гражданина — патриота родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное военное время. Героическая борьба, подвиги лучших сынов отечества становятся основой патриотического воспитание. У молодого поколения, которое выросло в эти годы , сформировалось не всегда объективное представление о событиях , происходивших в нашей стране ,и людях участниках этих событий. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной и актуальнейших. В Башмаковского районе только школа и дом детского творчества остается единственным местом  ,где воспитывают подрастающее поколение в духе любви к Родине, используя при этом преемственность традиционных форм и методов. Патриотическое воспитание было и должно оставаться одним из основных направлений воспитательной работы ДДТ.

Ежегодно в Доме детского творчества стало традицией проводить мероприятие посвященные ветеранам Великой отечественной войны и войнам — интернационалистам : проводят встречи и беседы с интересными людьми , изучают биографию героев, оформляют альбомы и стенды героев Башмаковского района, записывают воспитание, выступают с рассказами о подвигах и мужестве героев, организуют просмотры фильмов, совершают экскурсии в музеи,. Учащимися Образцового детского коллектива фольклорно-этнографического ансамбля «Яблонька» ведется поисково-исследовательская работа по сбору этнографического материала: песен, частушек сочиненных нашими земляками в годы войны о подвигах героев Башмаковского района. Выезжая в экспедиции по селам Башмаквоского района дети встречаются с интересными людьми воинами интернационалистами, ветеранами великой отечественной войны беседуют с ними о былом , и оказывают им посильную помощь.

Целью данного мероприятия является сформировать у детей представление о долге ,чести ,ответственности, понимания того , что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению на примерах героических подвигах наших земляков в Афганистане .

Задачи:

  • воспитание преданности к своему Отечеству , к своему народу ;
  • развития нравственных и духовных качеств;
  • познакомить с героическим и трагическими страницами истории Отечества ;
  • воспитывать молодежи уважение к подвигам военнослужащих, защитников отечества, осознание необходимости увековечение памяти павших героев;
  • способствовать формированию у молодежи готовности к защите родины;
  • повышение интереса к событиям в Афганистане , путем привлечения учащихся к проведению мероприятия посвященного Афганской войне.

Перед тем как провести урок — Мужества «Солдат войны не выбирает» , педагоги совместно с детьми провели большую предварительную работу по сбору материала к уроку . При этом использовались различные формы и методы работы.

Поисково-исследовательская деятельность где дети посетили школьный музей боевой славы с целью сбора материала об участниках -земляках воинах Афганистана .

Встреча с ветеранами боевых действий в Афганистане .

Встреча с матерями погибших сыновей Башмаковского района и оказание помощи им.

Была проведена акция «Зажги свечу- памяти».

Облагораживание памятников погибших воинов .

Торжественное возложение цветов у памятников героев земляков Башмаковского района.

Также проводилась литературно музыкальное композиция посвященное воинам Афганистана .

Устный журнал « Эхо памяти».

Данная разработка может быть использована для педагогов и учащихся образовательных учреждений во внеклассной работе.

Мероприятие рассчитано на детей 13-17 лет.

Краткое тематическое содержание урока.

Данный материал представлен в виде торжественного мероприятия урока Мужества « Солдат войны не выбирает», посвященное войны в Афганистане.

Перед стеной установлены стенды с фотографиями воинов — земляков, погибших в горячих точках. Перед каждой фотографии зажженная свеча. За сценой звучат стихи. Вступительное слово педагога дает возможность детям вспомнить и пережить то былое событие исторической давности Афганской войны 1979-1989 г. и осознать с болью и скорбью страшные дни войны.

Ярким моментом данного мероприятия было выступление ветеранов войны Афганистана .

Главным действием уроком мужества показан видеоклип « Афганистан: пришел приказ», который дал задуматься и пережить детям с болью те трагические события войны в Афганистане .

Мероприятие предусматривает проведение конкурса « Блиц- турнир» на тему подвиги наших земляков Башмаковского района. Дети показывают глубокие исторические знания того времени .

Ярко и эмоционально прозвучали песни и частушки военных лет учащимися  Образцового детского коллектива фольклорно-этнографического ансамбля «Яблонька».

Были вручены поделки воинам на память сделанными учащимися объединения « Умелые ручки» педагог Потапова Н.А. , и « мастерица» Комарова Л.В.

Показан видеоклип «Снегири».

Подзадорили и увлекли своей игрой на шумовых инструментах ансамбль ложкарей « Добрые молодцы» руководитель Тимина А. В.

С короткой речью юношам , которым в ближайшем будущем предстоит служба в армии , и к своим товарищам обратился ветеран боевых действий в Афганистане В.Е. Силкин. Для них, реальных участниках тех событий, память о далекой Афганской войне жива, и время не сотрет воспоминания.

Дети объединения « Я -Актер» педагог Потапова Н,А. Выразительно прочитали стихи о матерях потерявших своих сыновей в годы войны.

Выступили учащиеся ансамбля « яблонька». С танцевальной композиции « Смуглянка» .

В заключении мероприятие дети выпустили в небо белых голубей .

Ожидаемые результаты: Подготовка учащихся к участию в общественно политической жизни страны ,готовности достойного служению Отечества; решение проблемы преемственности поколений.

Урок мужества , посвященный Афганской войне

«Солдат войны не выбирает»

Оборудование: компьютер , мультимедийный проектор , магнитофон , баян ,гармонь ,шумовые инструменты ,стенды с фото земляков Афганцев ,воздушные шары и.т.д.

Ход мероприятия.

1 Организационный момент.

Наше мероприятие начинается в алее героев у вечного огня  , торжественная линейка и возложение цветов. Затем дети и гости приходят в ДДТ.

На экране: Слайд 1-2
Перед сценой установлены стенды с фотографиями воинов-земляков, погибших в «горячих точках». Перед каждой фотографией – зажженная свеча. 
За сценой звучат стихи:

 Чтец :

Получают мальчики повестки,
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают, 
Расцелуют крепко, перекрестят 
И по-бабьи жалобно всплакнут. 
А отцы, махнув по рюмке «горькой», 
Зная, как тяжел солдата путь, 
Говорят, сжимая крепко руку: 
«Ты, сынок, писать не позабудь». 
Юноши России присягают, 
Клятву перед знаменем дают. 
Юноши пока еще не знают, 
Что домой они не все придут. 
Поседевших мам и пап все меньше, 
Все они уходят в мир иной… 
А сынок в граните остается, 
Остается вечно молодой!

Ведущий 1: Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.

2 Основная часть ( вступительное слово педагога)

  Добрый день, дорогие ребята, добрый день наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились с вами, чтобы вспомнить события исторической давности и большого значения. «Афганистан: эхо памяти». Так называется наш патриотический час. Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалист.

Ведущий2

 28 лет назад, 15 февраля 1989 года, закончилась афганская война. Условную линию государственной границы СССР, проходящую по мосту через Амударью, пересёк последний наш солдат. Это был генерал - лейтенант Громов Б.В. Завершился вывод из Афганистана ограниченного контингента советских войск.

Ты мне снишься ночами, Афган,

Хоть прошло долгих двадцать лет ...

Я давно не сопливый пацан,

Только твой не истёрся след.

Не медалями на груди И не льготами, коих нет...

А друзьями, что там, позади Да и кровью оставлен след.

^ След от пота, что ест глаза, След от пули, когда стрельба, След, когда по щеке - слеза, След, что люди зовут Судьба. Злость прошла на своих врагов, Боль притупилась старых ран... Не успел я отдать долгов, Только помню тебя, Афган.

1979 год... Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны... Мир, тишина и покой воцарились на Российской земле. Восстановлены города и сёла. Появились улыбки на лицах людей, опалённых страшной войной. А новое поколение молодёжи думало о прекрасном будущем, выбирало мирные профессии.

Афганская война... Героическая и трагическая не только из-за обелисков, она длилась в два раза дольше, чем Отечественная. Никем и никому не объявленная, она требует глубокого осмысления, требует ответа на вопросы: что было? Как было? Почему все произошло?

Ведущий 2: Впервые вопрос о вводе наших войск в Афганистан был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА).

Ведущий 1: Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.

Слайды 3-4

Ведущий 2: 25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.
В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит » и «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм-333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле.
На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…

Слайд 5

Чтец:

Всего лишь час до вылета нам дан, 
Всего лишь час последней передышки. 
Сказали нам: летим в Афганистан. 
В Кабул летят вчерашние мальчишки. 
Сегодня мы не пишем не строки. 
И, куполам свою судьбу доверив, 
Опустимся в афганские пески, 
И сапогами скалы будем мерить

Видеоклип «Афганистан: Пришел Приказ».

1 ведущий Эти события сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок. Тех, кто выполнял свой воинский долг в Афганистане, отличали натиск и упорство. Их основной принцип — никогда не стоять на месте, любой ценой выполнить поставленную задачу. Их жизнь - пример честного и достойного служения Отечеству.

Сегодня хочется забыть войну и её составляющие. А лучше и не знать совсем. Нашим детям расти, двигаться вперёд, быть частичкой России всегда. А нам, взрослым, смотреть и радоваться, какие умные, добрые и талантливые наши дети.

2 ведущий

Для вас, уважаемые гости, выступает образцовый детский коллектив, фольклорно-этнографический ансамбль «Яблонька». Художественный руководитель - Антонина Тимина/щскомпаниатор - Юрий Ширяйкин песня «Вышла ротушка солдат». Записана в селе Куземкино у Хорошениной М.В.

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ

Советские солдаты, офицеры и специалисты, сражаясь плечом к Г плечу, теряя боевых друзей, сделали всё возможное, чтобы помочь народу Афганистана вырваться из мрака средневекового невежества и нищеты. Наши воины под огнем врага освобождали узников тюрем в Герате и Кабуле, прикрывали школы в ,Самархане и Шибаргане, спасали лицеисток в Кандагаре и Балхе от надругательства душманов.

. Наши войска на простреленных Ми-8, на опаленных КамАЗах везли в кишлаки хлеб и сгущенку, книги и тетради, керосин и мыло обездоленным и голодным. Нашим солдатам, почти еще мальчишкам, пришлось проходить «науку воевать» на месте, в ходе войны. Непривычный знойный климат, холодное высокогорье или раскаленные пустыни, тяжелейшие условия партизанской войны, когда за любым камнем, кустом или домом может оказаться вооруженный враг - вот в таких условиях воевали наши воины-интернационалисты.

Читают стихотворение дети объединения « Я -актер», педагог Потапова Н,А.

Попал в засаду разведвзвод.

Огонь такой ,что небу жарко стало!

Танцуют пули хоровод,

А от гранат всю землю разметало.

Бой на последнем рубеже.

Бойцов огнем и смертью испытало.

Цена большая в платеже- Их кровь афганская земля впитала.

Комвзвода раненый лежал,

Но,все же,командиром оставался.

Сквозь боль вертушки вызывал,

И в шум эфира голос прорывался.

Услышан этот был сигнал: "Братки!Держитесь!Видим!Мы в полете!" И звук вертушек засвистал,

Ракетный хор раздался на подлете.

Сказал комвзвода сквозь бинты:

"Мы с вами духов сделали,ребята!".

' И отошел в мир темноты.

Пускай его дорога будет свята!

С тех пор прошло немало лет,

Но помнят этот бой однополчане!

И пусть комвзвода с ними нет,

Всегда тост третий за него, в молчаньи!

Песня « Как за доном ,за рекой» исполняет  образцовый детский коллектив, фольклорно-этнографический ансамбль «Яблонька». Художественный руководитель - Антонина Тимина/окомпаниатор - Юрий Ширяйкин

 2 ведущий Однажды на высоком горном перевале, заснеженном и холодном, наш солдат получил посылку из дома. Родные прислали ему яблоки. Красные, спелые, они напоминали солдату дом, тепло и заботу близких. Паренек бежал к друзьям, чтобы поделиться с ними, но не успел - пуля снайпера настигла его. Падая, он выронил коробку, и яблоки рассыпались. Оборвалась жизнь. Остались только красные яблоки на белом снегу...

Находясь в горячих точках, воины, в минуты затишья вспоминали родные края, дом, и конечно же маму:

«Милая мама! Не хватает всех ласковых слов, чтобы рассказать о моей любви к тебе... Мама! Наверное, слаще и роднее этого имени нет на белом свете. С самого рождения до конца дней ты та единственная, которая не способна предать, обидеть, разлюбить. Я дорожу теплотой твоих рук. Иногда ты бываешь сердитой, грустной, да и я порой веду себя не примерно, но даже в такие минуты твои глаза всегда выражают безграничную доброту и понимание. Нет судьи справедливее тебя!»

Мать... Вот кто испытал всю боль и ужас Афганистана. Мать... Вот чье имя спасало, под держивало и оберегало!

Народная мудрость утверждает: «Не купишь ни за какие деньги, не одолжишь, не возьмёшь напрокат человека, который бы любил тебя, волновался за тебя, оберегал и молился, был готов отдать за тебя жизнь так, как мама. Самый близкий и дорогой для каждого из нас человек — наша мама. Наверное, поэтому от афганцев довольно часто можно было услышать: «Да, нам довелось служить на афганской земле, нам приходилось трудно. Но наши трудности несравнимы с теми, которые выпали на долю наших матерей».

Ты не хотел, чтоб стала я вдовой,
Чтобы с тоской смотрела ночью в небо.
Слезами умываясь,  не водой,
Шепча: «Вернись! Давно ты дома не был!»
Хоть ты и слышишь голос мой земной,
И хоть ко мне вернуться ты не вправе,
Пусть будет слышен всюду шепот твой,
В журчании ручья и в шорохе дубравы.
Прости меня, что стала я вдовой,
Но не горюй, любимый мой, не надо,
Тебя я помню – значит, ты – живой,
Моей душе все это как награда.

В исполнение Александра Петровича Колачева ветерана  ,воина-интернационалиста афганистана звучит песня о матерях под гитару.

Ведущий 2: 14 апреля 1988 г. министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступавшим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев.

Слайды 9-10

Ведущий 1: Первый вывод наших войск состоялся в июне-июле 1980 г. В 1983 г. на территорию Советского Союза возвращено еще несколько подразделений. Крупномасштабный вывод советских войск из Афганистана был проведен в три этапа. Первый – октябрь 1986 года. Второй – 15 мая 1988 года. Третий – 15 февраля 1989 года. С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на марше.

Чтец:

В последний раз взлетаю над Кабулом.
Домой! Домой! Теперь уж навсегда.
Ночь звездами полна и реактивным гулом.
И где-то в ней горит моя звезда.

Крен на пределе, нервы на пределе.
И перегрузка не поднять руки.
Вы помните меня, березы, сосны, ели?
Вы от меня, как звезды, далеки. 
Внизу лежит чужой полночный город:
Десятки тысяч крохотных огней.
Десятки тысяч звезд, просыпанных на горы,
И каждая таит угрозу мне.

Над зоной безопасности, кругами,
Громадный лайнер рвется в высоту,
И ложных целей ярко вспыхивает пламя,
Чтоб отвести враждебную звезду.

А там, внизу, я знаю, их немало,
Готовых хищно ринуться в полет,
И брызги раскаленного металла
Вонзить в людьми набитый самолет.

И каждый, каждый, каждый это знает,
И каждый, каждый напряженно ждет, 
Когда завоет вдруг и замигает
Сигнал, который нам подаст пилот!

Граница! Родина! А, значит, будем живы.
Теперь дождется нас аэродром.
Друг другу улыбаемся счастливо,
Гори, моя звезда, греми, салютный гром!

Слайд 11

Ведущий 2: Последним покидал Афганистан батальон 201-й дивизии. Перед выводом Б.В. Громов построил батальон и, зная, что с ним уже больше не придется встречаться, поблагодарил всех бойцов и сказал, что в этот особенный день разведбат 201-й дивизии войдет в историю как последнее подразделение советских войск, покинувшее территорию Афганистана. Но последним Афганистан покинул БТР, на котором выезжал командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-полковник Борис Всеволодович Громов.

Чтец:

Спокойно спите, матери-отцы, 
Невесты-жены, сердцу дорогие. 
Храним мы свято честь родной страны, 
Мы, верные сыны твои, Россия. 
И, повстречавшись на родной земле, 
Уйдя в круговорот воспоминаний, 
Помянем невернувшихся парней 
Единственной минутою молчания.

Слайд  12

Объявляется минута молчания.

Слайд 13

Ведущий 1: Тяжелейшим итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. Убито и умерло от ран и болезней 13 833 военнослужащих, в том числе 1979 офицеров и генералов, погибло 572 военнослужащих КГБ, 28 сотрудников МВД, 190 военных советников, из них 145 офицеров, инвалидами стали 6669 афганцев, из них 1479 человек, инвалиды 1-й группы. Гепатитом поражено 115308 человек, брюшным тифом 31080 солдат и офицеров. Во время вывода советских войск из Афганистана были эвакуированы на Родину все обелиски, которые были установлены на местах гибели солдат и офицеров 40-й армии.

Видеоклип «Снигери».

В боевых действиях в афганистане приняли участие 120 человек из Башмаковского района , погиб Базденков Евгений Анатольевич урожениц села Троицкоеи был воздвигнут памятник в честь погибшего воина афганца . В настоящее время дети возлагают цветы погибшему солдату на данный момент проживает 60 афганцев в Башмаковском районе. На данном мероприятие присутствовали воины-интернационалисты: Александр Николаевич Кобзев, Игорь Иванович Голованов, Александр Петрович Калачев ,Ромашков Александр, усатинкий. Написать .

Ведущий : Ну как ребята удальцы, говорят вы молодцы ,ложками туда сюда машете и еще с ними пляшете .

Выступает Ансамбль ложкарей « Добрые молодцы». Руководитель Тимина А.В.

1 ведущий В памяти людской этой войне еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей, обелисками с жестяными звездочками и ворвавшимися фронтовым ветром в нашу жизнь песнями. И уж навечно останется эта война в душах вышедшего из нее поколения, опаленного огнем и усвоившего ее фронтовые и нравственные уроки.

А сейчас мы хотим предоставить слово воину афганиста землеку Голованову Игорю Ивановичу.

Выступление почетных гостей.

1 ведущий: Сегодня мы чествуем ветеранов локальных войн. Наши ребята не жалели себя в Афгане, Чечне. Для них показательным примером был подвиг героев-дедов в Великой Отечественной войне.

В исполнении Ансанбля « Яблонька». Танцевальная композиция

«Смуглянка». Руководитель Тимина А.В.

Мы хотим сегодня поздравить наших сильных, мужественных, надёжных мужчин и мальчишек, всю мужскую половину с наступающим праздником - Днём Защитника Отечества! Вы - наша опора. Самое главное пожелание - жить в мире, г

 Вас приветствуют и поздравляют детский коллектив «Яблонька « с песней « Как под горокой  ,под горой». Записанная в селе Луч , у Осетровой Н.

Уважаемые гости! Примите от нас небольшие подарки и от учащихся Дома детского творчества сувенирных снегирей как символ памяти и мира.

Вот и подошла к концу наша встреча. И мы говорим вам, наши дорогие гости - большое спасибо. Спасибо за доблесть, спасибо за то, что пройдя через ад и смерть, через кровь и слёзы, вы сохранили человеческую доброту.

Мы надеемся что наша встреча не последняя , желаем вам здоровья  ,счастья ,и мирного неба над головой!

Звучит музыка Все выходят

Что бы жизнь ваша процветала и не когда не угасала

Пусть в мире будет доброта , согреет души и сердца.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Методический материал «Ты ведь тоже Россия, край алтайский родной» ориентирован на учащихся начальных и средних классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных меропри...

Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.«Бессмертный подвиг Ленинграда»

Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварта...

Методические рекомендации по организации и проведению «Уроков мужества» и торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории

Празднование 70-летия полного снятия блокады Ленинграда является огромнейшим событием в жизни не только России, но и всего человечества. Такое событие будет широко отмечаться различными мероприятиями:...

Методика организации и проведения урока Мужества

Структура урока объединяет  логическую последовательность изучения материала на уроках химии (химические элементы  → химические формулы  → уравнения реакций → эксперимент → расчётная за...

Выступление на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»

Выступление на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»...

Презентация к Выступлению на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»

Презентация к Выступлению на тему:  «Организация и проведение  Уроков Мужества  на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова» содержит 8 слайдов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ МУЖЕСТВА»

В статье рассматриваются методика организации патриотического воспитания школьников, описывается эффективность приведенных форм и методов воспитательной работы с целью исторического,культурно-нравстве...