"Принципы формирования репертуара детского хореографического коллектива"
статья

Свечникова Анастасия Андреевна

При выборе репертуара руководителю следует учитывать сроки обучения, возраст и возможность исполнителей. Танец удачен в том случае, когда он имеет в основном единый танцевальный язык и исполнители выразительно передают его идею, подчиняя форму и характер танцевальных движений его содержанию. Не интересных танцев не должно быть и поэтому задача руководителя - сочинить и показать наиболее выигрышный, специфический, для данной группы детей, вариант танца. Сложность сочинения хореографической лексики зависит от хореографических и технических возможностей детей-исполнителей. Детям не следует исполнять танцы, предназначенные для взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы формирования репертуара детского хореографического коллектива

При выборе репертуара руководителю следует учитывать сроки обучения, возраст и возможность исполнителей. Танец удачен в том случае, когда он имеет в основном единый танцевальный язык и исполнители выразительно передают его идею, подчиняя форму и характер танцевальных движений его содержанию. Не интересных танцев не должно быть и поэтому задача руководителя - сочинить и показать наиболее выигрышный, специфический, для данной группы детей, вариант танца. Сложность сочинения хореографической лексики зависит от хореографических и технических возможностей детей-исполнителей. Детям не следует исполнять танцы, предназначенные для взрослых. В первый год занятий не следует разучивать больше одной танцевальной постановки. В течение второго года обучения руководитель может подготовить еще 2-3 танца, учитывая, что возможности коллектива после усвоения пройденного материала расширяются. Группы, занимающиеся не первый год, в течение учебного года работают над постановкой двух-трех новых танцев, каждый из которых продолжается не более 2-3 минут. Если же постановка перерастает в танцевальную сюиту или хореографический спектакль, подготовка ее продолжается в течение всего учебного года.

Музыкальный материал является основой танца. Особое значение имеет музыкальное воспитание детей. Если музыка интересна, то и исполнять детям движения под эту музыку будет в удовольствие. Участники должны понимать содержание музыки, тему и идею, предложенную руководителем. Научившись рассказывать содержание танца для зрителей, дети приобретают все положительные качества, впитывая их как губка, учась через действие в танце, действиям в жизни. Работая над репертуаром, следует помнить, что национальность или стиль изучаемого танца должен соответствовать желанию и духовному развитию детей на данный момент. При составлении репертуарного плана должно учитываться мнение участников коллектива. Большую роль играет микроклимат в коллективе, если интересы детей в коллективе одинаковы, то будет доступно взаимопонимание их с руководителем. С другой стороны руководитель должен эмоционально и умело убедить, заинтересовать исполнителей в создании и воплощении своей идеи. Грамотный руководитель-постановщик должен уметь составлять композиционный план для своих танцев. Если у детей нет навыков для сложных, композиционно-эмоциональных построений, то руководителю следует создавать репертуарный план, используя другие части общей композиции танца. Рекомендуется максимально приближать идеи и темы постановок к интеллектуальному и духовному развитию исполнителей. В репертуарный план должны входить: а) массовый танец; б) сольный танец; в) парный танец; г) мелкогрупповые танцы, смешанные или раздельные, д) групповые. Исполнители танцев, поставленных другими хореографами, также требуют от руководителя предварительной работы. Приступая к осуществлению записанной постановки, руководитель должен до мельчайших подробностей все продумать, разобрать и проверить каждое движение и только после этого приступать к работе с детьми. При разучивании записанных постановок необходимо вносить изменения в соответствии с данным составом исполнителей. Методически правильный подбор репертуара играет очень большую роль в творческом росте коллектива и правильном его развитии .

Реализацию репертуарного плана обеспечивает постановочная деятельность. Основная воспитательная работа с коллективом проводится в процессе постановочной работе. Перед тем, как приступить к постановке того или иного танца, нужно определить его содержание, характер и цель. Задача руководителя состоит в том, чтобы правильно истолковать и язык произведения (т.е. входящие в состав танца движения) характерный яркостью, точностью, выразительностью, соответствием единому замыслу [5, c.80].

Руководитель должен обязательно представлять себе предлагаемую постановку. Для этого нужно определить ее тему, идею и содержание, т.е. уяснить, какая основная мысль заложена в танце, посредством чего она воплощена в данной хореографической постановке. Участники коллектива, не обладающие достаточным мастерством, не смогут передать характер, а это плохо отразится на качестве постановки.

Закончив подготовленную часть работы над постановкой, руководитель приступает к практическим занятиям с детьми. В процессе постановочной работы руководитель рассказывает участникам коллектива о своем замысле, о содержании танца, т.е. сообщает им то, что должно помочь творчески осмыслить свою работу над танцем.

Беседа для школьников младших классов должна быть короткой и понятной. В работе с детьми младшего возраста большое значение имеет использование наглядности, включающее как отчетливый и красивый показ движений, так и демонстрацию иллюстрированного материала - рисунков, фото, картин, имеющих отношение к данной постановке.

После беседы детям предлагается послушать музыку для намеченной постановки, слушание музыки, беседа о ней, анализ музыки изменяют отношение к ней ребенка. Он видит большую роль музыки в работе над танцем, начинает понимать, что она служит не только сопровождению к танцу, но и предает танцу выразительность и эмоциональность, т.е. сообщает им то, что должно помочь творчески осмыслить свою работу над танцем.

Руководствуясь изложенным, можно сделать вывод, что репертуарный план следует строить учитывая:

1. Сроки обучения, возраст и возможности детей;

2. Заинтересованность и мнение участников коллектива в изучаемом материале;

3. Содержание танца;

4. Хореографическую лексику;

5. Возможность раскрытия индивидуальных способностей;

6. Актерскую и эмоциональную выразительность.

Рассмотрев принципы работы руководителя хореографического коллектива над формированием репертуара, можно сделать вывод, что методически правильный подбор репертуара играет очень большую роль в творческом росте коллектива и правильном его развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации постановочной работы в детском хореографическом коллективе: музыкально-хореографическая сказка "Волк и семеро козлят на новый лад"

Публикация посвящена особенностям работы педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе на базе общеобразовательной  кадетской школы. Подробно раскрывается технология  пос...

«Обучение народно-сценическому танцу в детском хореографическом коллективе как средство формирования толерантной личности».

данный проект способствует развитию интереса и понимания учащимися танцевальных особенностей и обычаев различных народов при изучении их на уроках народно-сценического танца....

Принципы формирования репертуара детского самодеятельного хора.

В статье раскрыты основные аспекты подбора репертуара для детского хора. Грамотно подобранный репертуар  является наиглавнейшим условием успешности и уникальности творческого коллектива. На что д...