Рекомендации педагогу дополнительного образования
учебно-методический материал

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii-pedagogu-dopolnitelnogo-obrazovaniya.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогу дополнительного образования

    Важным шагом в организации деятельности детского объединения является проведение организационного собрания —  первой встречи педагога со своими будущими обучающихся.

На этом собрании в доступной для детей и родителей форме необходимо познакомить:

  • с общим содержанием образовательной программы;
  • с перспективами на текущий учебный год;
  • с расписанием занятий, согласовав при этом удобное время для всех время;
  • с правилами поведения в учреждении и детском объединении  с требованиями к форме одежды;
  • сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.

      Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшой концерт воспитанников и педагога.

       На организационном собрании нужно попросить детей или родителей заполнить заявления-анкеты. Следующий важный этап организации деятельности детского объединения — формирование учебных групп и составление расписания занятий.

Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:

1. По возрасту

2. По уровню подготовки в данном виде деятельности

3. По уровню развития базовых способностей к данному виду деятельности (по итогам предварительной проверки)

4.По выбору детьми времени удобного для занятий (если в детском объединении используется методика работы со смешанным детским коллективом).

       Количество учащихся в каждой учебной группе и продолжительность учебных занятий определяется в соответствии:

а) с уставом учреждения дополнительного образования;

б) санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности

в) «региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей;

г) образовательной программой детского объединения.

   По итогам этого этапа работы педагог дополнительного образования составляет два документа, которые вместе с образовательной программой детского объединения являются основанием для открытия детского объединения и определения педагогической нагрузки педагога — списки учебных групп и расписание занятий.

   Организация учебных занятий

Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, так как  они во многом определяют успех всей дальнейшей работы. Складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу, и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.

             В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:

  1. создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
  2. познакомить ребят с образовательной программой, правила
    ми работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
  3. познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением;
  4. выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
  5. вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
  1. получить необходимую информацию друг о друге;

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).

Результат этого этапа занятия:

  • дети знакомы друг с другом,
  • педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.

Второй этап занятия — рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

  • разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы,
  • описание содержания и результатов первого года занятий,
  • объяснение основных этапов овладения мастерством,
  • рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от дельных воспитанников,
  • знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями их получения,
  • рассказ о традициях детского объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

— выставка детских творческих работ;

— стенгазета или рукописный журнал;

— альбом-летопись детского объединения;

— фотографии, слайды и видеофильмы;

— знаки отличия кружковцев;

— награды детского объединения и его воспитанников;

— выставка книг и периодической печати;

— информационный стенд.

Следующий этап занятия — выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

—тесты или тестовые задания;

—конкурсы и соревнования;

—познавательные игры;

—выполнение практической работы или творческого задания.

В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:

  • внесения корректив в образовательную программу;
  • разработки индивидуальных заданий;
  • объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.

Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.

Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:

  1. кабинеты администрации учреждения,
  2. детские объединения сходного профиля (профильное структурное подразделение);
  3. актовый зал;
  4. туалеты для мальчиков и девочек;
  5. раздевалка.

Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

  • обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;
  • обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;
  • выбор детского актива;
  • распределение разовых и постоянных поручений;
  • формирование системы передачи информации.
    Результатом этого этапа занятия является:
  • создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;
  • понимание детьми взаимной ответственности;
  • включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
  • начало работы по формированию системы детского самоуправления.

Следующий этап занятия — собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.

  

Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности.

Теоретическая подготовка является одной из важнейших составляющих подготовки детей в определенном виде творческой деятельности: именно в процессе изучения теории данного учебного предмета учащиеся имеют возможность получить максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем — на продуктивный (творческий) уровень.

Несомненно, теоретическая подготовка детей для педагога дополнительного образования значительно сложнее в организации, которая предполагает следующие действия (шаги):

  • в содержании учебного предмета нужно выделить наиболее значимый в образовательном процессе материал (так как переизбыток информации также вреден для восприятия ребенком, как и недостаток);
  • отобранное содержание затем продуманно «дозируется» для каждого учебного занятия в строгой последовательности его изучения;
  • необходимо «перевести» профессиональное содержание изучаемого предмета в доступную для детей данного возраста информацию, но не допуская при этом примитивизма (т.е. полной замены специальной терминологии другими «понятными для детей» словами);
  • следует подобрать (или изготовить самостоятельно) необходимые дидактические пособия, позволяющие сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной, эффективной и результативной без увеличения ее продолжительности;
  • регулярное возвращение к изученному теоретическому материалу с целью активизации в памяти учащихся необходимых знаний.

Некоторые наиболее важные аспекты содержания теоретической подготовки учащихся детского объединения дополнительного образования:

1) основные этапы истории становления и развития данного вида деятельности, его современное состояние;

2) направления и стили, жанровое разнообразие;

3) выдающиеся деятели прошлого и настоящего;

4) специальная терминология;

5) инструменты и материалы;

6) основные технические приемы, технология;

7) требования и правила, принятые в данном виде деятельности;

8) возможности получения профессиональной подготовки;

9) области применения полученных знаний и умений.

         Зачастую педагоги-практики затрудняются в «разделении» теоретической и практической подготовки учащихся. Попробуем дать один практический совет: условно к теоретической составляющей учебной деятельности (учебного занятия) можно отнести все, что рассказывает и показывает сам педагог, а к практике — все, что самостоятельно делают дети.

 Методика теоретической подготовки. Для того чтобы сделать теоретическую подготовку учащихся детского объединения дополнительного образования максимально результативной и эффективной, необходимо:

  • выделить из достаточно большого объема теоретических знаний, имеющегося в каждой области творческой деятельности,
    только самое необходимое для обучения детей (постарайтесь не
    «перегружать» учебный процесс излишней «теоретизацией»);
  • если теоретического материала по конкретной теме много, то
    разделить его на несколько частей для изложения в ходе нескольких учебных занятий;
  • продумать процесс объяснения нового материала — подобрать понятные детям данного возраста слова, провести аналогии
    между изучаемыми понятиями и имеющимися у детей знаниями
    и жизненным опытом, выстроить определенную логику в изложении;
  • при объяснении теории использовать больше наглядных материалов (это помогает активизировать у детей дополнительные
    чувственные анализаторы);
  • прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям
    1—2 задания на закрепление изученного теоретического материала;
  • практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети
    использовали полученные теоретические знания (тогда у них не
    возникнет представление о «независимости» друг от друга теории и
    практики);
  • изученный теоретический материал «закрепить» (проговорить основные содержательные аспекты вместе с детьми) в конце
    учебного занятия, а на следующих 2—3 занятиях обязательно повторить пройденное, а по окончании изучения каждой темы проверить, что запомнили учащиеся.

 Практическая подготовка — основная составляющая учебной деятельности детского творческого объединения, так как главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность. Но практическая подготовка учащихся детского творческого объединения не может быть «необъятной» (т.е. спонтанно рождаться в голове педагога в ходе учебного процесса), а требует четкой определенности в содержании и организации.

Попробуем выделить основные содержательные аспекты практической подготовки детей:

  1. основные технические приемы работы (ведь в каждом виде творческой деятельности есть своя «техника» выполнения);
  2. знакомство с разным материалом (техническим, жанровым, стилистическим и т.д.);
  3. освоение технологического процесса (определенной последовательности связанных между собой действий);
  4. подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной (или совместной с педагогом) деятельности учащихся (изделий, моделей, танцев, спектаклей и др.).
  1. специальные тренинговые и общеразвивающие упражнения;

 

Методика практической подготовки. 

Для того чтобы дети полноценно освоили практическую составляющую учебной деятельности, необходимо:

  1. подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллектуальные и т.д.) с учетом особенностей конкретных детей что позволит скорректировать их недостатки, препятствующие освоению данного вида деятельности;
  2. составить комплекс специальных тренировочных заданий и
    упражнений, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих способностей каждого учащегося;
  3. освоение техники данного вида деятельности начинать с самых легких приемов с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», достичь быстрого результата может привести к обратному эффекту: недостаточно хорошо освоенные практические умения будут препятствовать дальнейшему обучению);
  4. все полученные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать в продуктивной практической деятельности или хотя бы при выполнении тренинговых упражнений и практических заданий;
  5. каждую начатую ребенком (детьми) практическую работу обязательно довести до логического результата — концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т.д.;
  6. выбирать тему и форму практической работы, максимально актуальную в реальной жизни конкретных учащихся;
  7. не торопиться с «внешним» показом результатов практической работы до тех пор, пока педагог не убедится, что достигнутый уровень выполнения достаточен для этого («сырые» выступления или выставочные работы наносят вред педагогическому
    процессу).

 

 Методы обучения. Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Постараемся, не загружая наше пособие излишней теоретизацией, кратко изложить наиболее традиционные из них.

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) — по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения', при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

 Средства обучения — это источники получения знаний и формирования умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).

В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения. Мы попробуем дать представление об основных из них, используя классификацию польского дидактата В.Оконя:

простые средства: а) словесные — учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.); б) визуальные — реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

сложные средства: а) механические визуальные приборы — диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.; б) аудиальные — проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись; в) аудивизуальные — телевизор, видеомагнитофон, видеофильм; г) средства автоматизации процесса обучения — компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

 Принципы обучения — основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения. Рассмотрим основные, сложившиеся в педагогической практике принципы и кратко раскроем их суть.

Принцип воспитывающего обучения — в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.

Принцип научности — в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления творческой деятельности.

Принцип связи обучения с практикой — учебный процесс необходимо строить так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности — содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами:

а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения;

б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения;

в) при изучении учебного курса в целом устанавливаются внешние и внутренние связи между фактами, законами, теориями.

 Принцип доступности — содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблюдать еще одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а. потом — то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаем детям легкие учебные задачи, а потом — трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).

Принцип наглядности — в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать возможность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности).

Принцип сознательности и активности — результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно, если:

  • при определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;
  • включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;
  • максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);
  • стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.

Принцип прочности — полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:

  • в процессе обучения ребенок проявлял познавательную активность;
  • проводились в необходимом количестве и последовательности специально подобранные упражнения на повторение учебногоматериала;
  • в структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;
  • систематически проводится контроль (проверка и оценка) результатов обучения.

 Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

I          этап — организация;

II         этап — теоретическая часть;

III        этап — практическая часть;

IV        этап — окончание занятия.

Организация занятия

Первые 10—15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

  • сбор детей;
  • подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);
  • подготовку рабочих мест учащихся.

     Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.

    Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

Теоретическая часть занятия

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

  • изложение исторических данных по теме занятия;
  • устное описание объекта практической работы (раскрытие его
    исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
  • объяснение специальных терминов по теме занятия;
  • описание и показ основных технических приемов выполнения
    практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
  • « правила техники безопасности.

            Теоретическая часть занятия не должна превышать 25—30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

     Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:

  • использование наглядного и раздаточного материала;
  • использование технических средств обучения;
  • привлечение к подготовке и изложению теоретического мате
    риала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);
  •  использование игровых методов обучения.

Практическая часть занятия

     Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

    Следующий шаг — подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.

     Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

     При выполнении коллективной работы педагог распределяет
части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.

     Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

  • возраст детей;
  • календарный период учебного процесса;
  • тему учебного года;
  • уровень подготовки детей;

• последние актуальные тенденции в данном виде творческой
деятельности.

      Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:

  • доведение каждой начатой работы до конца;
  • обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
  • поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

Окончание занятия (последние 15—20 мин)

За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.

Завершение занятия включает в себя:

  • подведение итогов практической работы;
  • закрепление учебного материала;
  • объяснение домашнего задания;
  • организацию дежурства (при необходимости).

Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:

  • необязательность его наличия и выполнения;
  • творческий характер;
  • для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы
    (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.

Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации учебных занятий:

а)         последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;

б)         выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;        

в)         выполнение только практической работы (выездные занятия).

 

Подготовка занятия в учебном кабинете

Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

  • определение темы занятия;
  • продумывание общего хода занятия;
  • продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
  • продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
  • подбор методических материалов по теме занятия;
  • выполнение практической работы;
  • составление плана занятия (при необходимости).
    Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:
  • приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
  • проветривание учебного кабинета;
  • подготовка методических материалов к занятию;
  • проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.

Подготовка и проведение выездного занятия

Предварительная подготовка занятия включает:

  • определение темы и содержания занятия;
  • определение места проведения занятия;
  • выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;
  • оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.

Предварительная подготовка детей к выездному занятию:

  • рассказ о месте проведения занятия;
  • изложение содержания учебных заданий;
  • обсуждение формы выполнения заданий;
  • обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи  детей с педагогом и окончания занятия.

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

  • в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить
    детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;
  • на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой
    форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними
    впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия;
  • обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми оформить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи детского объединения и т.д.

Подготовка и проведение итоговых занятий

Итоговые занятия могут проводиться:

  • по окончании учебного года;
  • по окончании полугодия или учебной четверти;
  • после изучения большой учебной темы или раздела.
    Содержание итогового занятия обязательно должно включать

проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки. Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:

а)         обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;

б)         уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);

в)         обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;

г)         сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.

Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.

Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.

     На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.

     В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).

     Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

 

 

Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.

Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:

  •  научности;
  •  единства требований;
  •  доступности и оптимальности;
  •  обратимости;
  •  объективности и доброжелательности;
  •  целесообразности.

Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:

  1. организация занятия;
  2. дидактическая деятельность педагога;
  3. воспитывающая деятельность педагога;
  4. профессионально-личностная характеристика («портрет»)педагога;
  5. характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).

      Качество организации занятия в совокупности определяют:

  • состояние документации детского объединения;
  • соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;
  • соответствие организации занятия санитарно – гигиеническим требованиям;
  • учет уровня работоспособности детей;
  • выполнение правил техники безопасности и охраны труда;
  • рациональность использования времени на занятии;
  • оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;
  • организация ведения документации учащихся.
    Качество 
    дидактической деятельности педагога определяют:
  • опора на основные принципы дидактики;
  • оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;
  • эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;
  • объективность оценок их деятельности;
  • степень технической оснащенности занятия;
  • уровень методического обеспечения занятия;
  • оптимальность использования технических средств и методических материалов;
  • умелое использование смены видов деятельности;
  • обеспечение обратной связи;

• достижение поставленной дидактической цели занятия.
Качество 
воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют:

  • воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;
  • опора на основные принципы воспитания;
  • решение задач нравственного воспитания;
  • эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;
  • использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;
  • формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;
  • реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;
  • обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;
  • степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.

Профессионально-личностную характеристику («портрет») педагога составляют:

  • знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;
  • его речь;
  • педагогическая культура и такт;
  • внешний вид педагога на занятии;
  • позиция педагога по отношению к учащимся;
  • стиль педагогического руководства;
  • степень воздействия личности педагога на учащихся.
    Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:
  • степень их активности и работоспособности на занятии;
  • заинтересованность темой и содержанием занятия;
  • сформированность у детей навыков самостоятельной работы;
  • выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;
  • коммуникативная активность детей;
  • интеллектуальное развитие учащихся;
  • сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;
  • организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;
  • стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;
  • внешний вид детей.

        По представленной схеме может осуществляться анализ учебного занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им самоанализа.

 

Независимо от направления (профиля) их структура такова:

1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к данному виду деятельности и техники безопасности :

  • технические параметры кабинета,
  • освещенность,
  • воздушный режим,
  • мебель,
  • покрытие пола,
  • состояние «школьной» доски (при необходимости),
  • размещение аудиовизуальных и технических средств обучения,
  • наличие инструкций по технике безопасности (при необходимости),
  • состояние рабочих мест (педагога, учащихся),
  • оснащение и состояние подсобных помещений (при необходимости).

2.         Наличие необходимой документации:

  • образовательная программа,
  • план учебно-воспитательной работы (на данный учебный год),
  • журнал учета работы объединения в системе дополнительного образования детей,
  • положение о детском объединении (при необходимости).

3.         Наличие необходимых условий для реализации образовательной программы:

а)         Материально-технические условия:

  • наличие и исправность оборудования (в полном объеме),
  • наличие (организация обеспечения) необходимого оснащения,
  • наличие и исправность аудио- и видеоаппаратуры (если она необходима).

б)         Методические условия:

  • наличие наглядных, раздаточных, аудио- и видеоматериалов (последнее при необходимости),
  • наличие методических разработок педагога,
  • наличие аннотации методических материалов к образовательной программе,
  • наличие библиотечки специальной и методической литературы, периодики (в соответствии с профилем деятельности),
  • наличие картотеки литературы,
  • наличие материалов по организации и проведению детских творческих конкурсов (по данному профилю деятельности),
  • наличие материалов для углубленного изучения, самостоятельной и индивидуальной работы воспитанников: библиотека (хрестоматии, книги для чтения, справочники), списки литературы, перечни заданий, методические рекомендации и др.

4. Представленность результатов творческой деятельности обучающихся детского объединения и педагога (в любой форме).

А) Сформированность системы оценки результатов реализации  образовательной программы: наличие необходимых нормативных, методических и фактических материалов по педагогическому мониторингу деятельности детского объединения.

Б) Участие педагога дополнительного образования в экспериментальной и методической работе учреждений дополнительного образования детей округа и города.

В) Оформление кабинета:

  • соответствие содержания оформления профилю деятельности детского объединения,
  • эстетика оформления (единство стиля),
  • озеленение кабинета,
  • наличие паспорта кабинета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования

Эффективные формы привлечения детей в детские объединения...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования. Анализ учебного занятия

Данные методические рекомендации, прежде всего, ориентированы на помощь в анализе обучающих занятий, но они также могут быть использованы и при анализе других видов занятий. Достаточно часто занятие п...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению индивидуального учебного плана одарённых учащихся.

Индивидуальный учебный план - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Индивидуальный учебный ...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ И СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Работа педагога дополнительного образования по комплектованию групп обучающихся...

Рекомендации педагогу дополнительного образования по сохранности контингента учащихся творческого объединения

Любое учреждение дополнительного образования обязано выполнять установленное учредителем муниципальное задание на оказание образовательных услуг, при этом иметь определенное количество учащихся, соста...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности

В данных рекомендациях представлены материалы выступления инструктора-методиста на педагогическом Совете ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе и адресованы они молодым педагогам, начинающим работать п...