Конспект занятия по декоративно – прикладному искусству на тему: «Народные промыслы России»
план-конспект

Росоха Наталья Ивановна

Конспект  занятия по  декоративно – прикладному искусству на тему:  «Народные промыслы России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya.docx66.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества

Конспект

 занятия по

декоративно – прикладному искусству

на тему:

«Народные промыслы России»

Подготовила:

Росоха Наталья Ивановна.

                                             Педагог дополнительного образования.

        Объединение «Народные промыслы» первый год обучения.

Луза 2020

Тема: «Народные промыслы России»

Цель: Формирование у детей  национального самосознания и интереса к ремеслам России.

Задачи:

Образовательные:

  - познакомить с историей народных  промыслов, как частью национального наследия.

Развивающие:

- Развивать индивидуальные творческие способности детей;

Воспитательные:

формировать чувство патриотизма и национальной гордости  через знакомство с культурным прошлым России.

Оборудование: Сборник демонстрационных таблиц с видами росписи, зрительный ряд в виде натуральных образцов изделий, различных видов промыслов (матрешки, росписные доски, подносы). С. В. Вохринцева Демонстрационный материал, плакат кроссворд.

Тип занятия: комбинированное.

Вид проведения: коллективное.

Форма проведения: беседа.

Участники: воспитанники.

Содержание занятия.

1. Организационный момент, объявление темы и плана занятия.

2. Теоретическая часть. Беседа.

3. Практическая часть. Игра: вопрос-ответ и разгадывание кроссворда.

4. Подведение итогов.

 Ход занятия:

  1.  Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Узнаем много из истории возникновения и отличительных особенностях. Проверим вашу внимательность и разгадаем кроссворд

  1. Теоретическая часть. Беседа.

Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия.

А сделали их русские мастера умельцы.

- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки, и другая домашняя утварь.

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое изделие мастер вкладывал свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличительная манера изготовления.

Посмотрите!

Эти вещи нынче в гости  к нам пришли!

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

А о более известных направлениях народных промыслов я вам сейчас расскажу.

Хохлома

У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали её мастера деревянных промыслов. Дерево было всегда одним из самых доступных материалов русских умельцев.

Один из самых древних промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях Нижнего Новгорода. Здесь находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли посуду Хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем снова пропитка олифой и закаливание в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и трава. «Травка» - черно – красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника.

(рассматриваем, анализируем изделия посуды, фотографии)

Какие основные цвета использовал художник?

(черный, красный, зелёный, но больше всего золотого цвета)

- Какие узоры использовали художники?

( Ягоды, листья, цветы, завитки)

- А какое настроение вызывает у вас эта посуда?

(ответы детей)

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:

Как волшебная жар – птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица

Золотая хохлома.

И богата и красива

Рада гостю от души.

Чашки, кубки и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Листья рдеют не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной хохломы.

Гжель

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая гжель

Давайте рассмотрим образцы гжели.

Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400  лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Рассматривание иллюстраций).

Игрушки.

С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.

Богородская игрушка

(Показ иллюстрации игрушки «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.

  • Физкультминутка:  

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо – влево.(Вращение головой).

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет.(Вращение прямых рук вперёд и назад).

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим.(Потягивания – руки вверх и в стороны).

Повороты вправо – влево,

Плавно производим.(Повороты туловища влево и вправо).

Наклоняемся легко.

Достаём руками пол.(Наклоны вперёд),

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке.(Дети садятся).

Дымка

А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими.

Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

Матрешка.

А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……… (Матрешка)

- Самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках. (Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.

- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.

Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)

Делу – время, … (потехе – час)

Терпенье и труд… (все перетрут)

Сделал дело – … (гуляй смело)

Семь раз отмерь – … (один отрежь)

- Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России?(Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)

3. Практическая часть. Игра: вопрос-ответ и разгадывание кроссворда

По вертикали:

1. Центр глиняной игрушки на реке Вятка.

2. Деревянные игрушки, хранящиеся одна в другой.

3. Фарфоровая посуда с сине-голубым рисунком, на белом фоне.

Кроссворд по технологии Народные промыслы

По горизонтали:

1. Центр производства кованых расписных подносов.

2. Деревянная посуда с золотым фоном и красно-черной росписью.

3. Центр производства и матрешек и деревянной расписной посуды.

4. Центр лаковой миниатюры на шкатулках и других предметах быта.

4. Подведение итога

Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.

Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс

Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс ...

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы России.

Приобщение учащихся к великим ценностям русской культуры. Знакомство с историей и традициями промыслов. Воспитание интереса к культуре русского народа, развитие познавательного интереса и художественн...

Тест по изобразительному искусству для начальных классов по теме : «Народные промыслы»

Тест по изобразительному искусствудля начальных классовПо теме : «Народные промыслы» - загадки...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Интегрированный урок географии и литературы по теме "Народные промыслы Центральной России" 9 класс

Работа хороша, если в ней польза и душа.Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Ра...

Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"Урок изобразительного искусства в 7 классе . Тема: Родной край.

Урок ИЗО в 5-м классеУрок изобразительного искусства в 7 классе .Тема:  Родной край.Тема: "Народные промыслы. Гжель"...