программа внеурочной деятельности "Компьютерная грамотность"
рабочая программа

Агапова Ирина Юрьевна

программа внеурочной деятельности "Компьютерная грамотность" предназначена для работы с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_komp._gramotnost_dlya_ovz.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Компьютерная грамотность» научно-технической направленности  составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования   на основе Курса элементарной компьютерной грамотности для начальной школы, разработанного  в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования».

Актуальность

  В настоящее время перед образованием стоит множество задач и важнейшая из них - подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся с ОВЗ, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся необходимые им навыки работы с компьютером. Реализация данной программы направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на социализацию личности ученика.

Педагогическая целесообразность программы заключается том, что наряду с формированием у обучающихся первичных навыков работы на компьютере происходит    развитие ряда познавательных функций:

- организации и регуляции деятельности – развитие механизмов внимания, восприятия, памяти, мышления;

- развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия;

- развитие сложно координированных движений руки (кисти, пальцев);

- развитие зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

Цель программы «Компьютерная грамотность»: создание условий для освоения обучающимися представлений об устройствах компьютера и  навыков работы на нем.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

- формирование начал компьютерной грамотности;

- развитие логического мышления;

- формирование элементарных навыков  работы на компьютере  (знакомство с компьютером, с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).

Сроки реализации:

Срок реализации программы – 1год (34ч.).

Возраст обучающихся - 6-8 лет.

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий составляет 30 мин. в соответствии с требованиями  САНПиН 2.4.4.3172.

Данный  курс, охватывает следующие  темы:

  • компьютер;
  • основные устройства;
  • программы;
  • безопасность работы;
  • технологии работы с компьютером.

Теоретические материалы, позволяют детям 6-8 лет получить представление о принципах работы компьютера, программного обеспечения, научиться ориентироваться в незнакомых программах, поверхностно понять принципы представления звуковой, графической и текстовой информации на доступном языке.

Интерактивная часть курса включает в себя 30 анимационных роликов, 20 игр и упражнений и 6 тренажеров.

Упражнения представляют собой информационные интерактивные объекты, которые требуют  решения определенной задачи, поставленной перед учащимся. Поставленные в упражнениях задачи принадлежат одной из областей знаний, изучаемых в начальной школе. Таким образом, в данном курсе прослеживаются межпредметные связи.

При освоении навыков работы компьютерными манипуляторами в играх, достигая поставленной задачи, учащийся тренирует те или иные навыки работы за компьютером.  

Тренажеры предназначены для целенаправленного развития определенных навыков работы ребенка за компьютером. Для тренажеров характерна разнообразная генерация условий. Образовательная составляющая в них делает возможным «измерять» степень развитости навыков ребенка на основе измерения среднего времени реакции ученика, четкости его действий, быстроты достижения цели.

Все учебные объекты разработаны с учетом санитарных ограничений на время активной работы учащихся начальной школы за компьютером.

Таким образом, представленные в ИИСС объекты представляют практическую ценность для младших школьников, а так же несут большую познавательную функцию.

Формы занятий:

- по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная, групповая, индивидуальная;

- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся будут знать:

- устройства компьютера (мышь, клавиатура, монитор);

- принципы работы устройств и действия с ними.

Обучающиеся будут уметь:

- управлять экранными объектами с помощью компьютерной мыши;

- выполнять операции рисования с помощью главной кнопки мыши;

- выполнять операции копирования, удаления, перетаскивания, вставки объектов;

- набирать текст;

- применять в работе сочетание специальных клавиш «Ctrl» и «Shift».

Обучающиеся, освоив  элементарные компьютерные навыки и  правила использования интерактивных технологий, способны решать определенные задачи.

Список интерактивных объектов курса, генерирующих статистику работы и навыков, развиваемых во время нее.

Название объекта

Развиваемый навык

Игра «Спасение мяча»        

Навык перемещения курсора к цели

Игра «Раскраска»

Навык работы с основной кнопкой мыши

Игра «Уборка комнаты»

Навык работы с контекстным меню

Игра «Раскраска с помощью контекстного меню»

Навык перетаскивания графических объектов

Игра «Пазл»        

Игра «Музыкальные кирпичи»

Навык перетаскивания условных объектов

Игра «Эволюция»

Навык перетаскивания графических объектов

Игра «Освобождение колобка»        

Навык рисования линий

Игра «Нарисуй так же»

Тренажер «Ловим пузырьки»        

Навык клика на движущихся объектах

Тренажер «Двойной клик»        

Навык двойного клика

Тренажер «Внешний вид»        

Навык использования стандартных элементов

Тренажер «Охота за жемчугом»

Навык прокрутки

Игра «Подъемный кран»        

Навык работы с колесом мыши

Тренажер «Ныряльщик»

Навык прокрутки с использованием колеса

Тренажер «Тренировка набора символов»

Навык набора текста

Упражнение «Классификация животных» (контекстная клавиша)        

Навык использования контекстной клавиши Windows

Игра «Освобождение колобка – 2»        

Навык использования клавиш перемещения курсора

Упражнение «Отдели предложения»

Навык редактирования текста

Упражнение «Вставь пропущенные слова»         

Упражнение «Выделение предметов по общим признакам»

Навык множественного выделения предметов с использованием клавиш «Ctrl» и «Shift»

Игра «Раздели поровну»        

Навык произведения копирования и перемещения объектов разными способами

Упражнение «Диктант»        

Навык набора текста под диктовку

Упражнение «Манипуляции с файлами»        

Навык управления файловой системой

Игра «Поиск фразы в тексте»        

Навык поиска строки в тексте

Форма подведение итогов реализации программы: познавательная игра – викторина «Компьюшки».

Учебно-тематический план

Тематические блоки

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

 Компьютер. Основные устройства. Программы. Безопасность работы.

1

1

2

2.

Устройство ввода «мышь».

5

10

15

3.

Устройство ввода «клавиатура».

3

5

8

4.  

Технологии.

3

6

9

Итого

12

22

34

Содержание курса

  1. Компьютер. Основные устройства. Программы. Безопасность работы (2ч.)

- «Компьютер, его история, роль в жизни человека»

Знакомство с компьютером как орудием, необходимым для жизнедеятельности современного общества. Целесообразно провести с детьми собеседование о том, кто где замечал компьютеры: автоматы оплаты, банкоматы, игровые салоны, кассы магазинов, Интернет-кафе, школы, калькуляторы, GPS-навигаторы, самолеты, редакции газет, карманные компьютеры, игровые приставки, переводчики, станки, роботы на заводах.

- «Технология и безопасность работы. Рабочее пространство. Осанка»

Знакомство с технологиями и безопасности работы на компьютере. Рассматриваются следующие вопросы:

оборудование класса как материальная ценность;

оборудование как источник опасности;

правила поведения в компьютерном классе;

организация рабочего пространства, осанка;

взаимодействие с учителем;

завершение работы в классе.

- «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение»

Знакомство с компьютером и устройствами, которые могут быть к нему подключены. Вопросы рассматриваются поверхностно, для того, чтобы дети могли по внешнему виду догадываться о назначении устройств, имеющихся в классе.

- «Компьютерные Программы»

Большие возможности компьютера – это заслуга людей. Компьютеры представляются как исполнители программ, составленных человеком. Понятие компьютерной программы. Управление программами с помощью клавиатуры. Рассматриваются наиболее важные клавиши, часто используемые в программах: пробел и стрелки.

2.Устройство ввода «Мышь» (15ч.)

2.1 Мышь и ее назначение

- «Мышь и ее назначение»

Назначение компьютерной мыши, перемещении курсора. Видоизменения курсора. Функции кнопок мыши при работе в различных программах. Программы могут отображать специальные графические элементы мыши (стандартные элементы интерфейса).  

- «Движение мышью»

Отработка навыка по перемещению курсора мыши. Направления перемещений меняются так:

  • горизонтальные,
  • вертикальные,
  • поочередно меняющиеся,
  • поочередно меняющиеся со случайным расстоянием,
  • поочередно меняющиеся со случайным направлением,
  • перемещения с замедленным курсором.

Упражнения в данном блоке позволяют сделать вывод о динамике развития навыка и сравнить с результатами других учеников.

  1.  Использование главной кнопки мыши

- «Назначение кнопок мыши»

Кнопки мыши – левая, правая,  колесо, как третья кнопка.   Основные технологии использования кнопки мыши:

  • простой клик
  • двойной клик
  • перетаскивание
  • рисование

- «Раскраска»

Использование  основной кнопки мыши как инструмента для переноса свойств (цвета) с образца (краски) на экземпляр (контур).

  1.  Использование второй кнопки мыши

- «Вспомогательная кнопка мыши»

Основное предназначение второстепенной кнопки мыши – отображение контекстного меню. Понятие «КОНТЕКСТНОЕ меню».

  1.  Перетаскивание

- «Операция перетаскивания»

Перетаскивание графических объектов с пошаговым интерактивом. Предусмотрены различные степени сложности для различного уровня освоенности навыка. Прием  «прилипания» частей к своим местам. Представление  о программах для создания музыки.

2.5  Рисование

Рисование  линий с помощью мышки непосредственно на компьютере. Знакомство с различными программами – графическими редакторами и графическим планшетом. Развитие навыков рисования с помощью мыши.

  1. Движущиеся графические объекты

- «Мышь помогает играть»

Применение мыши в играх. Тренажер помогает оценивать и сравнивать совокупные показатели реакции и ловкости работы мышью.  

  1.  Двойной клик

- «Двойной клик»

Знакомство с приемом - двойной клик. Правило выбора одинарного или двойного клика при соответствующем отображении файлов и ссылок. Тренажер «Двойной клик» предназначен для закрепления навыка распознавать ссылки, открывающиеся одинарным кликом и имена файлов, открывающиеся двойным кликом.

  1.  Стандартные элементы интерфейса

- «Элементы интерфейса»

Стандартные элементы интерфейсов компьютерных программ позволяет понять логику работы наиболее часто используемых элементов: «checkbox», «radiobutton», «slider».

2.9  Использование прокрутки

Панорамирование изображений, превосходящих по размеру отведенную для их отображения область. Принцип работы полос прокрутки. Отработка навыка по использованию полос прокрутки путем перетаскивания ползунков.

  1. Использование колеса мыши

- «Колесо мыши»

Редактирование большого  документа с использованием вертикальной прокрутки путем  использования колеса мыши, которое не требует сосредоточения внимания на курсоре мыши и положении ползунка. Развитие навыка по использованию колеса мыши  на прокручивание и на нажатие. Отработка навыка по использованию колеса мыши как инструмента для изменения масштаба, как это часто используется при работе в картах и в текстовых и графических редакторах.

3.  Устройство ввода «клавиатура» (8 ч.)

- «Группы клавиш и их назначение».

Представление о клавиатуре как устройстве ввода информации. Рассматриваются такие вопросы:

  • Группы клавиш и их назначение.
  • Способы ввода заглавных букв
  • Понятие «Раскладка клавиатуры»
  • Логика работы блока цифровых клавиш
  1.  Группа алфавитно-цифровых клавиш

- «Алфавитно-цифровые клавиши Положение рук»

Многоязычность и универсальность клавиш. Значение клавиш-модификаторов. Расположение символов на клавиатуре. Рекомендации по привязке пальцев рук к клавишам для эффективного ввода текста. Выработка  навыка вводить текст, не глядя на клавиатуру (Метод «слепой печати»).

Освоение клавиатуры идет поэтапно:

  • набор несложных слов вразнобой, любыми пальцами
  • правая рука
  • набор подряд
  • набор вразнобой
  • набор осмысленных фраз
  • набор с использованием Shift
  • левая рука
  • работа двумя руками с использованием цветных маркеров

3.2  Группа функциональных клавиш. Операционная система и специальные клавиши для ОС «Windows».

- «Функциональные клавиши» Назначение операционной системы.  

  1.  Клавиши управления курсором.

- «Блок клавиш управления курсором»

Варианты использования клавиш данной группы. Перемещение курсора в тексте, выделение текста с помощью клавиатуры, использованию клавиш Ctrl и Shift вместе со «стрелками».  Развитие навыков управления перемещением графического объекта с помощью клавиш со стрелками.  

  1.   Блок дополнительных цифровых клавиш

- «Дополнительная цифровая клавиатура»

Предназначение цифровой клавиатуры. Функция клавиши NumLock.

4.  Технологии (9 ч.)

  1.   Комбинирование мыши и клавиатуры при работе с интерфейсами

- «Приемы выделения со вспомогательными клавишами «Ctrl» и «Shift»

«Чем удобнее работать – мышью или клавиатурой?» История появления компьютерной мыши. Преимущества и недостатки мыши и клавиатуры. Совместное  использование мыши и клавиатуры при выполнении сложных выделений объектов из множества, для выполнения ими последующих операций. Работа с разными типами объектов: выделение в тексте, выделение в растровой и векторной графике, выделение в компьютерных играх.  Закрепление  на практике знания.

  1.    Операции копирования, перемещения и удаления

- «Комбинации клавиш для копирования и перемещения»

Представление об операциях копирования и перемещения на разных примерах:

  • при работе с векторными графическими объектами,
  • с текстом,
  • с растровой графикой.  

Использование различных способов  выполнения данных операций ( вырезать, копировать, вставить, удалить):

  • с использованием главного меню программы;
  • с использованием комбинаций клавиш (Ctrl+X, Ctrl+C, Ctrl+V)
  • с использованием перетаскивания второй кнопкой мыши.
  1.        Технологии работы с текстом

- «Приемы работы с текстом»

Понятие электронного текста. Сравнение его с рукописным письмом. Различия, преимущества и недостатки обоих видов письма. Основные принципы и приемы редактирования текста.  Возможности форматирования текста, предоставляемые компьютером.  Параметры текста: - шрифт, начертание, кегль, цвет, выравнивание,  абзац.

  1.   Работа с графикой

- «Изображения на компьютере»

Модель формирования цвета в трехмерной графике.  Устройства , которые могут считывать (сканеры) и воспроизводить цвета (мониторы, принтеры). Понятия разрешения, растровых и векторных изображений, их преимущества и недостатки.

«Редактирование растровых изображений»

Знакомство с приемами редактирования растровых изображений.  Представление  о возможностях современных растровых редакторов.  Приемы ретуши фотографий, работа со слоями, использовании масок и спецэффектов.

  1.   Работа со звуком

- «Представление звука в компьютере»

Представление звука в компьютере последовательно раскрывает следующие вопросы:

  • что представляет собой звук?
  • как получить звук?
  • как превратить звук в электричество?
  • как записать звук?
  • как представлен звук в компьютере?

Беседа на тему, как они представляют себе звуковые волны и чем, по их мнению, различаются шумы и музыкальные звуки, громкие и тихие звуки.


Методическое обеспечение

Структура занятия:

  1. Организационный момент  
  2. Разминка. Логические, математические задачи, задачи на развитие внимания
  3. Объяснение нового материала с использованием объектов ИИСС (фронтальная работа с использованием проектора)
  4. Физкультминутка
  5. Индивидуальная практическая работа за компьютером с интерактивными объектами ИИСС
  6. Физкультминутка, релаксация
  7. Подведение итогов

Соответствие форм и методов работы возрастным особенностям организации и регуляции деятельности

Одним из ведущих компонентов организации деятельности детей с ОВЗ является внимание. Способность ребенка сконцентрировать внимание на определенном задании и какое-то время работать без отвлечений постепенно повышается в период от 7 к 10 годам. Почти 70% первоклассников не могут эффективно организовать свое внимание, а время их работы без отвлечений составляет 3-5 минут. Время работы без отвлечений у большинства – 10 минут.

Для обеспечения эффективной организации внимания необходимо соблюдать следующие условия:

1. Включению в работу с компьютером должна предшествовать 1,5-2-минутная подготовительная работа, обеспечивающая готовность (подготовку) к новому виду деятельности. Это может быть подготовка рабочего места, приготовление необходимых материалов, расположение клавиатуры, коврика, мыши, принятия удобной позы, включение компьютера и необходимой программы работы.

2. Эффективное и качественное выполнение задания в значительной мере определяется четкостью, ясностью инструкции. Нечеткость инструкции, непонятные слова, многоступенчатость действия создают помехи в восприятии, затрудняют его и снижают концентрацию внимания. Поэтому инструкция (любое задание) должна быть четко сформулирована, сложное (многоступенчатое) задание должно быть разделено на этапы и определена последовательность выполнения этих этапов. Кроме этого, должны быть четко определены критерии завершения работы.

3. Объем каждого задания должен быть рассчитан на 3-5 минут непрерывной работы.

4. Работа должна вестись в индивидуальном темпе (особенно на начальных этапах при освоении навыков работ с мышью и клавиатурой. Эти виды работы на начальном этапе требуют очень медленного, пошагового освоения каждого действия.

5. После напряженной работы целесообразно использовать упражнения для снятия напряжения.

При организации работы с учащимися с ОВЗ необходимо:

  • четко формировать и демонстрировать технику выполнения каждого действия;
  • выполнять каждое действие медленно;
  • объединять действия в серию только после освоения каждого действия.

Материально-техническое оснащение

  1. Кабинет, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда.
  2. Столы   - 10 шт.
  3. Стулья   - 20 шт.
  4. Компьютеры  – 10 шт.
  5. Сканер.
  6. Принтер.
  7. Колонки.
  8. Мультимедиа проектор.
  9. Интерактивная доска (или кран).
  10.  Микрофон.
  11.  Модем.
  12.  Цифровой фотоаппарат.
  13.  Цифровая видеокамера.

14.Дисковые накопители.


Список использованной литературы

  1. А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
  2. О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
  3. Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в Power Point с  сайта www.instructing.ru
  4. Из  опыта  работы по формированию информационной  среды образовательного учреждения//Информационные технологии в образовании (ИТО-2002):
  5. Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.2006-2007 г.
  6. Программа Intel «Путь к успеху»/ Книга для учителя.2006-2007 г.
  7. Программа Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».2006-2007 г
  8. Сайты в помощь учителю информатики:

www.klyaksa.net

www.metod-kopilka.ru

www.pedsovet.org

www.uroki.net

www.intel.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютерная грамотность"

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Савченко О.В., учителя математики и информатики МБОУ «СОШ №16 с углубленным изучен...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Моя экологическая грамотность"

Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно приде...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

рабочая программа внеурочной деятельности "Моя экологическая грамотность"

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена согласно ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Программа дополнительного образования...