Программа изостудии "Палитра" углубленный уровень
рабочая программа

Лавренко Тамара Михайловна

 Программа изостудии " Палитра" МБОУ ДО ДЮЦ г.Ейск,углубленный уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uglublennyy_uroven.docx60.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска муниципального  образования    Ейский  район

Принята на заседании

Педагогического совета                            от « __ » _______ 2020 г.

Протокол № __

                   Утверждаю

           Директор МБОУ ДО ДЮЦ

            ___________    Е.В.Горбик

        от « __ » _______   2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

объединение  «Палитра»

Уровень программы: углубленный

Срок реализации программы:  2 года -  432 часа  

Возрастная категория:  от  10  до   15 лет

Форма обучения:  очная

Вид программы:  модифицированная

ID – номер Программы в Навигаторе:  2046

Лавренко Тамара Михайловна

Педагог дополнительного образования

г. Ейск

2020 год

2020 год

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной

программы

Художественная направленность.

Данная программа  углубленного уровня нацелена на развитие творческих  способностей  в изобразительной деятельности  одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные  и способные дети с художественными наклонностями смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу, творчество.

Актуальность

Основным направлением данной программы  является - развитие возможностей для образования одаренных  и способных детей с учетом их индивидуальности. Раскрытие потенциала одаренного  и способного ребенка актуально для системы художественного воспитания.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что она несет в себе исследовательский, творческо-продуктивный, поисковый характер. Данная программа углубленного уровня создает возможность активного практического погружения детей в профессиональную среду  изобразительной деятельности.

Педагогическая целесообразность

Программа построена так, чтобы дать углубленные знания, умения и навыки обучающимся  в собственной художественно – творческой деятельности;  сформировать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей.

Отличительные особенности

Программа носит инновационный характер, так как она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству,  которые способствуют   развитию творческого потенциала одаренных  детей,  активно используются современные компьютерные и мультимедийные технологии, что позволяет повысить эффективность  процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования.

Адресат программы

Дети в возрасте 10 - 15 лет.

Язык преподавания

Русский

Уровень программы

Углубленный

Объем

216 часов  -  первый  год  обучения

216 часов  -  второй   год  обучения

Сроки

9 месяцев учебного года  -   первый  год обучения

9 месяцев учебного года  -   второй  год  обучения

Формы обучения

Групповое  обучение, с ярко выраженным индивидуальным подходом .  Количество обучающихся в  группе   до 7 человек.  Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к обучаемым внутри  группы.

Режим занятий

2раза в неделю по 3 занятия

Продолжительность  занятия  45 минут,

 перерыв между занятиями 10 минут

Особенности организации образовательного процесса

Набор происходит после освоения программы базового уровня  при наличии способностей и стремления к творческой изобразительной деятельности. Программа углубленного уровня  служит основанием для поступления в художественные образовательные учреждения.

Цель

Формирование у обучаемых теоретических знаний и практических навыков. Раскрытие творческих способностей личности  на уровне высоких показателей образованности в изобразительной деятельности.

Задачи программы

образовательные (предметные):  развивать художественный вкус, чувство гармонии, творческую активность детей, знакомить с различными видами  изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

 личностные:  формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

метапредметные:  развитие мотивации к изобразительному виду деятельности,  потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности

Педагогические технологии

Личностно-ориентированные технологии

- введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций;

- формирование у обучающихся разнообразных способов деятельности и развитие  творческих способностей;

-  использование метода  как  «ситуации успеха»;

-  использование методики разноуровневого подхода.

Технологии индивидуализации обучения

- способ организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка

- выявление потенциальных возможностей всех учащихся (поощрение индивидуальности)

- существование индивидуально – специфических форм усвоения учебного материала.

Игровые технологии

 Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, программа обеспечена специальным набором игровых приёмов: физминутки, игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе). Ведущим методом на таких занятиях  является игра: деловая, ролевая, сюжетная, дидактическая.

Информационно – коммуникационные технологии

Применение инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Занятия проходят при совмещении теоретического и демонстрационного материала: слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации, таким образом, используется  метод наглядности.

Мультимедийное оборудование:

- телевизор,

- компьютер,

     - гаджеты

Здоровьесберегающие технологии

 - санитарно – гигиенические: влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения, соблюдение правил личной гигиены;

- психолого – педагогические: создание благоприятной психологической обстановки и ситуации успеха, соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование занятий с высокой и низкой активностью;

- физкультурно – оздоровительные: использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз,

арт - терапии, минутки релаксации, перемены с подвижными играми.

Основные принципы построения программы:

- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- развитие творческой деятельности;

- развитие личностных компетенций;

- поддержка и сохранение здоровья;

- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

- сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения (216 ч.)

№ п\п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Формы

контроля

1.

Вводное занятие.

3

1

1

2.

Красота осени.

27

3

24

Выставка

 «Наш вернисаж»

3.

Мир вокруг нас.

22

3

19

Мини - выставка

4.

В ожидании Рождества.

22

3

19

Выставка

 «Наш вернисаж»

5.

Морозные узоры.

22

4

18

Мини - выставка

6.

Славься, удаль молодецкая!

34

4

30

Мини - выставка

7.

Дыхание весны.

28

4

24

Мини - выставка

8.

Светлая Пасха.

24

3

21

Выставка

 «Наш вернисаж»

9.

Родная  сторонушка.

31

3

28

Мини - выставка

10.

Итоговое занятие.

3

1

1

тестирование

Всего:

216

29

187

Содержание  программы первого года обучения

        1.Вводное занятие. (3 ч.)

 Теория. Знакомство с коллективом. Материалы и инструменты. Ознакомление  с программой, расписанием  занятий. Цели и задачи. Правила поведения и техника безопасности в ДЮЦ. Поведение детей в аварийных ситуациях (пожар, теракт). Правила техники безопасности при работе в кабинете и на рабочем месте,  при работе с различными  инструментами.

Практика. Рисунок  по представлению  «Как  я провел лето». Закрепление пройденного материала предыдущей программы.

      2.Красота осени. (27 ч.)

Теория.  Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы 

Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека и природы. Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние; настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя. изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т.д.). 

Практика.  Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман). Закрепление знаний о линейной перспективе( свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта) и воздушной  перспективе ( соотношение первого и заднего плана в композиции ,изменение тона и цвета).

        3.Мир вокруг нас. (22 ч.)

Теория.  Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего  мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы. Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни.

Практика.  Живописная сюжетная  композиция с использованием родственно-контрастной группы цветов. Закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тональных отношений», «ритм». Понятия «движение композиции», «композиционный центр». Закрепить представление о живописи, посредством написания натюрморта с учетом цветовых и тональных отношений, обучить разным техникам в живописи, научить выявлять пространство и объем предмета  в натюрморте.

    4.В ожидании Рождества. (22 ч.) 

 Теория.  Праздник - народный образ радости и счастливой жизни.  Роль традиционных народных праздников в жизни людей. Календарные праздники: ярмарка, Рождество, вечеря, колядки, народные гулянья, связанные   с рождением Христа  широко отмечаются и празднуются  многими народами. Образ народного праздника хорошо отражается  в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).

Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сценок из домашней жизни, историй, событий.

Практика.  Живописная  сюжетная композиция. Двух-  или трех - плановое решение пространства. Закрепление понятий «целостность композиции», «ритмичное движение», «динамическое равновесие», «пропорции частей композиции»,  «смысловой центр», «композиционная схема», «целостность цветового решения»,  «формат и направление основного движения в композиции», «пространство и цвет», «пространство и тон»;

- выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы, включая работу с историческим материалом;

- пропорции фигуры человека;

- передача  характера взаимоотношений между персонажами;

- выполнение  цветового и тонального решения  композиции в соответствии с замыслом;

      5.Морозные узоры. (22 ч.)

Теория.  Самые красивые узоры создает сама природа: хоровод снежинок зимним  днем, морозные узоры на окне, необычные сугробы   забавной формы. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных форм. Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки.  Преобразование природных форм, для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии.

Практика.  Практические навыки работы гуашью в ограниченной цветовой гамме; передача светового  контраста, и объема  формы предметов с учетом пространственной среды средствами художественной выразительности в живописи.

        6.Славься, удаль, молодецкая!  (34 ч.)

Теория.   Данный  раздел  воспитывает у обучаемых  интерес и любовь к Всемирной истории и истории Отечества, Родине. Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов проявляется в создании  памятников героям и монументов Славы.   Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов. Эмоциональная и нравственная оценка  мужского образа в его изображении: отважность,  смелость,  решительность,  честность,  доброта и т.д. Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра.

Практика.  Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека. Изображая, художник выражает своё отношение к нему, что он изображает . Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера  изображаемых персонажей.

    7. Дыхание весны.  (28 ч.)

 Теория.  Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ весны в творчестве российских художников.  Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).  Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Ничто не приносит  такую огромную радость людям, как весенние цветы!  

Их  красота и нежность. Они являются символом  пробуждения  природы после долгой русской зимы. Первоцветы улучшают настроение, побуждают человека сделать что-то красивое, как сама природа. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

В этот раздел входят занятия по теме «Образ русской красавицы в картинах художников». Изображая  русскую женщину, художник выражает своё отношение к ней, своё понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. Внешнюю красоту  и внутреннее содержание  русской женщины художник  выражает на своих полотнах средствами  изобразительного искусства.

 Практика. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Закрепление темы: пропорции лица и головы человека, распределение светотени на лице, передача характера и настроения посредством цветовой гаммы.

        8.Светлая пасха. (24 ч.)

 Теория.   Данный раздел является продолжение темы «Праздничные народные гуляния» по культуре Православной России. Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Пасхи традициями, обычаями, играми. Тема раскрывается в рассказе непосредственно о празднования Пасхи : Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение, крестный ход, Великий пост, писанки, крашенки.

Практика. Живописная  сюжетная композиция. Двух- или трех- плановое решение пространства. Закрепление понятий «целостность композиции», «ритмичное движение», «динамическое равновесие», «пропорции частей композиции»,  «смысловой центр», «композиционная схема», «целостность цветового решения», «формат и направление основного движения в композиции», «пространство и цвет», «пространство и тон»;

- выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы, включая работу с историческим материалом;

- пропорции фигуры человека;

- передача  характера взаимоотношений между персонажами;

- выполнение  цветового и тонального решения  композиции в соответствии с замыслом;

    9.Родная сторонушка. (31 ч.)

Теория.  Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы , родного города или села, без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника в создании облика города или села, в украшении улиц, скверов, площадей. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры кубанского  народа. Пейзажи родного края  и изображение заката на Азовском море.

Традиционная одежда как выражение образа красоты человека.  Праздничные костюмы казака и казачки  — концентрация народных представлений об устройстве мира. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудии труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве.

Практика.  Закрепление  понятия основных правил и законов и  применения их в живописных сюжетных  композициях; передача эмоциональной выразительности в композиции посредством цветовой гаммы.

     10.Итоговое занятие. (3 ч.)  Тестирование.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 год обучения(216 ч.)

№ п\п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Формы

контроля

1.

Вводное занятие.

3

1

2

2.

Жанр «Пейзаж».

60

5

55

Выставка

 «Наш вернисаж»

3.

Жанр «Натюрморт».

45

4

41

Мини - выставка

4.

Жанр «Портрет»

60

6

54

Мини - выставка

5.

Книжная графика.

30

4

26

Мини - выставка

6

Городские зарисовки

15

2

13

Мини - выставка

7.

Итоговое занятие.

3

1

2

Выставка

 «Наш вернисаж»

Всего:

216

37

179

       Содержание  программы второго года обучения

        1.Вводное занятие. (3 ч.)

 Теория. Знакомство с коллективом. Материалы и инструменты. Ознакомление  с программой, расписанием  занятий. Цели и задачи. Правила поведения и техника безопасности в ДЮЦ. Поведение детей в аварийных ситуациях (пожар, теракт). Правила техники безопасности при работе в кабинете и на рабочем месте,  при работе с различными  инструментами.

Практика. Беседа-презентация «Виды и жанры изобразительного искусства». Рисунок на свободную тему.

       2.Пейзаж. (60 ч.)

 Теория. Пейзаж - изображение природы, жанр изобразительного искусства. Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей - среднерусского, южнорусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности природы Краснодарского края. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы. Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Практика. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный).Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Двух- плановое пространство. Закрепление понятий «пропорции тона», «состояние», «ритм», «пространство». Контраст и нюанс по насыщенности и светлоте. Выделение главного с помощью цвета. Другие формы ритма.

       3.Натюрморт. (45 ч.)

Теория.  Данный раздел уделяет внимание   углубленному изучению натюрморта и его изобразительные возможности, знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве. Дети  выполнят  натюрморты  в теплой и холодной гамме, познакомятся  с техникой «Гризайль», это одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. В раздел включены  тематические натюрморты, которые  выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи».

Практика. Углубленное знакомство с изобразительным жанром – натюрмортом. Содействие формированию эстетического отношения к действительности.  Развитие графических навыков и умений передавать красоту реальной формы предметов. Совершенствование умения выполнять рисунок с натуры, используя графические навыки работы с акварелью, гуашью, восковыми мелками.  Создание живописного натюрморта в теплой и холодной гамме для передачи красочного богатства всей палитры. Передача материальности  и пространства, композиции  и колористического  единства  живописными средствами.

     4.Портрет. (60 ч.)

Теория. Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Этот раздел дает более глубокие знания основных пропорций фигуры, головы и лица человека. Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа. Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека. Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность. Обучение  линейному наброску и наброску с натуры. Передача в быстром рисунке характерность образа.

Практика. Ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и

особенностями линейного рисования человека. Пластика движений. Зарисовки фигуры человека в интерьере, с передачей его рода деятельности.

Раскрытие образа человека через тематическую постановку. Передача

пропорций человеческой фигуры, выявление самого характерного,

изучение пропорций и мимики лица; развитие графических навыков и умений; развитие умения найти координатные точки лица (опорные); развитие творческого склада ума, фантазии, художественного вкуса, воображения, ассоциативного мышления.

       5. Книжная графика. (30 ч.)

Теория. В этом разделе дети знакомятся с книжной графикой, как разновидностью графики изобразительного  искусства, с историей книгопечатания, узнают о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта, о написании буквицы; ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира в произведениях художников.

 Практика. Сюжетная композиция по литературному произведению.

 Освоение закономерностей композиции,  специфические особенности изображения  с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа,  закрепление  основ  цветоведения,  эскизирование в карандаше, работа красками, развитие графических умений, навыков, закрепление понятий «формат», «пятно» и «силуэт», «симметрия», «асимметрия», «выделение главного».

         6.  «Городские зарисовки» (15 ч.)

Теория. В этом разделе закрепляются  знания о городском  пейзаже ,о  изображении человека и животных  в городской  атмосфере.

Практика.Обучаемые выполняют зарисовки городского пейзажа, применяя свои знания о линейной и фронтальной перспективе.

      9.Итоговое занятие. (3 ч.)


        Критерии и индикаторы  эффективности реализации программы:

  Предметные  результаты характеризуют  опыт обучаемых  в художественно - творческой  деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы:

-  формирование основ художественной культуры как части их общей духовной культуры, как особого  способа  познания жизни и средства организации общения;

- развитие эстетического, эмоционально – ценностного видения  окружающего мира;

- развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- овладение  практическими умениями  и навыками в художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре);

-  знание основных видов и жанров пространственно-визуальных  искусств;

-  понимание образной природы искусства;

 - способность использовать в художественно - творческой  деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

 Личностные результаты отражаются в индивидуальных  качественных свойствах обучаемых:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения Отечеству, чувства гордости  за свою Родину;

- формирование ответственного  отношения к занятиям, готовности и способности  обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающее  культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- развитие морального сознания  и компетентности в решении моральных проблем на основе  личностного выбора, формирование  нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения  к собственным поступкам;

- развитие  эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 Метапредметные  результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей  обучаемых, проявляющихся в познавательной  и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя  новые задачи в познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного  выбора в  учебной и познавательной деятельности;

- освоение способов решения  проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- умение рационально строить самостоятельную  творческую деятельность, умение  организовать  свое  рабочее пространство;

- формирование  умения  понимать причины  успеха / неуспеха творческой деятельности и способности конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению улучшенных и оригинальных творческих результатов.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации»

2.1 Календарный учебный график программы

Календарный учебный график программы.

Занятия начинаются с  сентября, заканчиваются в конце ноября.

График занятий: 2 раза в неделю, 3 занятия по 45 минут.

Сроки контрольных процедур:

сентябрь – входной контроль

декабрь –   промежуточная аттестация

май        -    итоговая аттестация

2.2. Условия реализации программы.

Показатель

Требования

материально-техническое обеспечение –  характеристика

возможности для занятий по программе

Для реализации программы необходимы определенные материалы для педагога и  детей, оборудование кабинета для занятий

перечень оборудования, инструментов и материалов,

необходимые для реализации программы

 Материалы для педагога:

дидактические материалы: таблицы, наглядные пособия, карточки,  схемы, шаблоны, трафареты;

-репродукции знаменитых художников

- распечатки по темам

- конспекты занятий;

- фильмотека ( мультфильмы, слайд-шоу)

- муляжи овощей, фруктов, цветов, грибов

- растения (цветы, овощи, фрукты, ветки деревьев)

-  предметы быта (вазы, чайники, чашки)

- детские игрушки (птицы, животные, сказочные герои)

 Материалы  для детей:

- бумага для акварели А3

- цветной картон  А3,А 4

- краски гуашь  12 цветов

- краски акварельные 18 цветов

- кисти круглые и плоские разных размеров

- палитра школьная

- баночка для воды «непроливайка»

- влажные салфетки (тряпочки)

- карандаши простые, ластики

- фломастеры

- витражные краски

- фоторамки, файлы

- фломастеры

- восковые мелки

Перечень оборудования учебного помещения:

  - мольберты

   - парты

   - стулья

   - доска

информационное обеспечение

ноутбук, интернет, телевизор

кадровое обеспечение

Программу реализует педагог, имеющий  высшую квалификационную  категорию

2.3. Формы аттестации.

В  процессе обучения  детей  по  программе  углубленного  уровня отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов:

  • Мини-выставки по заданным тем. Оценочные  таблицы  освоения программы.
  • Тестирование.
  • Промежуточные и итоговые  выставки.
  • Итоговая выставка на стенде «Наш вернисаж»
  • Участие  в муниципальных, краевых и всероссийских мероприятиях, включение не менее 50% обучающихся в число  победителей и призеров городских, краевых и всероссийских конкурсах.

                           2.4. Оценочные материалы.

Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу углубленного уровня  могут выдаваться почетные грамоты, дипломы, свидетельства по окончании обучения в изостудии «Палитра».

2.5.  Методические материалы.

Критерий

Реализация

Методы  обучения и воспитания

Методы  обучения – совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения:

объяснительно - иллюстративный метод; словесный : беседа,  стихи, загадки,  рассказ;  наглядный:  рассматривание подлинных изделий, игрушек, муляжей, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов, мультфильмов и других наглядных пособий;

 практический: самостоятельная работа детей;

репродуктивный  метод :комментированное  рисование, пояснение;

метод проблемного изложения  (обучаемым предлагается  самостоятельная  работа на сюжетную композицию, например,  иллюстрации к  сказкам).

частично-поисковый метод 

исследовательский  метод  (обучаемые  рисуют на «свободную тему»)

эвристический (развитие находчивости и активности).

Используемые технологии

- личностно - ориентированные технологии,

- технологии индивидуализации обучения,

- технология игровой деятельности,

- информационно –коммуникационные  технологии,

- здоровьесберегающие технологии

Формы организации учебного занятия

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Занятие по представлению - на таком занятии дети проявляют свою фантазию, свое пространственное и абстрактное мышление.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие - импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Тематика и формы методических материалов по программе

Программа обеспечена разнообразными видами  наглядной и методической продукции.  Дидактические материалы  используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий. Почти все занятия проходят под музыкальное  сопровождение. Просмотр слайд-шоу или мультфильмов, соответствующих  теме занятия, вызывают  эмоциональный, позитивный   настрой  и  дают положительный конечный  результат  детских работ.

Дидактические материалы

Плакаты и рисунки педагога, таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.

Алгоритм учебного занятия

   План проведения занятия предполагает следующие этапы:

- беседа для восприятия нового материала;

- изучение нового материала;

- закрепление полученных знаний;

- практическая  часть: самостоятельная работа детей;

- физминутки, дыхательные гимнастики и др.

- рефлексия

- подведение итогов  в форме мини-выставки

Список литературы.

Литература для педагога:

1. Бобкова А.А.  Клод Моне.  (Великие зарубежные живописцы) – М.РИПОЛ классик, 2018.

2. Додсон Б.  Рисование по воображению  ( пер. с  англ. Л.Г.Третьяк) – Минск: Попурри, 2016.

3. Клочкова  И. Изобразительное искусство. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Л. А. Неменской. ФГОС – М: Учитель, 2017

4. Мениль, Сабина Дю; Гросстет Шарлота.20 знаменитых шедевров для детей.(Иллюстрированная энциклопедия. Шедевры для детей)  –Москва: Издательство АСТ, 2018.

5. Мастера живописи и История искусств. (Большая детская энциклопедия) – Ростов н/Д : Владис, 2016.

6.  Неменский Б.М. Изобразительное искусство.1- 4 классы, 5 – 8классы. Сборник  рабочих программ. ФГОС – Москва «Просвещение», 2018.

7. Орлова Е.  Васнецов В.М.. (Великие русские живописцы) – М.РИПОЛ классик, 2018.

8. Основы рисования. Учебное пособие  (пер. с англ. А.Степановой) – Москва: Издательство АСТ, 2018.

 9. Павлова О.  Изобразительное искусство. 5-7 классы. Терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты. ФГОС - М: Учитель, 2019

Литература для детей:

1. Нескучное искусство. От классики до граффити. ( Серия «Вы и ваш ребенок) – СПб. :  Питер, 2017.

2. Оптические иллюзии: Головокружительная теория,  сногшибательная  практика. – Москва: Лабиринт Пресс, 2018.

3. Хамм Дж. Как рисовать голову и фигуру человека. (Серия «Школа  рисования) – Минск: Попурри, 2017

4. Хамм  Дж. Как рисовать животных.  (Серия «Школа  рисования) – Минск: Попурри, 2016

5. Хамм Дж. Как рисовать пейзаж. (Серия «Школа  рисования) – Минск: Попурри, 2014.

  Интернет -ресурсы:

1.http://profilib.com/chtenie/155828/r-fedotova-osnovy-izobrazitelnogo-iskusstva-9.php

2. http://www.umka.by/tvr/draw.html#drawother

3. http://www.mamusik.ru/show/136/79

4.http://nashol.com/2016092491139/besedi-i-didakticheskie-igri-na-urokah-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-1-4-klass-abramova-m-a-2004.html

5.http://static.my-shop.ru/product/pdf/97/962610.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (профильный уровень) 10 кл.

Программа содержит: статут документа, изменения в программе для 10  класса (профильный уровень), региональный компонент,  межпредметные  связи, содержание учебного  материала, разв...

Рабочие программы базовый уровень 7-11 классы 2012-13 уч.г.

Рабочие программы выполнены для базового курса изучения физики 2 часа в неделю...

Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству   Примерной учебной программы основного обра...

Рабочая программа на уровень основного общего образования по учебному предмету «Обществознание» для 6-9 классов

Рабочая программа на уровень основного общего образования по обществознанию составлена на основе учебной предметной программы Козленко С. И., Козленко И. В. Обществознание (Программа курса для 6-7 кла...

Рабочая программа на уровень основного общего образования по учебному предмету "Биология"

Рабочая программа на уровень основного общего образования по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Примерной программой основного ...

Рабочая программа на уровень Биболетова плюс ктп 6 класс

Рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений М. 3. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой (Программа курса английского язы...

Рабочая программа на уровень основного общего образования по учебному предмету «Технология» направление «Индустриальные технологии» для 5 - 9 классов

Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Технология», направление «Индустриальные технологии» разработана для общеобразовательных 5 – 8 классов в соответствии с требованиями к рез...