ИНФОРМАЦИЯ по реализации программы «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в школе «Я – гражданин своего села, своей страны».
материал

Информация по реализации программы "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inform_o_duh._nrav._kult.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     ИНФОРМАЦИЯ

по реализации программы  «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в школе

 «Я – гражданин своего села, своей страны».

Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей в  школе по праву стало одним из приоритетных. В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Сегодня нужны ясные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека. Курс «Основы православной культуры» решает задачи духовно-нравственного воспитания детей, обеспечивает более глубокий уровень понимания родной культуры и истории. Он воспитывает культуру уважения к религии. Основы православной культуры освещают такие понятия, как духовная общность, любовь к ближнему, духовность, нравственность, заповеди, традиции, культурное наследие.    

Поэтому в рамках выполнения программы,  в целях повышения уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашей школе ведется курс «Основы православной культуры» во всех классах.

        Основной целью этого курса является воспитание духовно-нравственной и патриотической личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия. «Основы  православной культуры» посещают дети по собственному желанию с письменного согласия родителей занятия проходят в форме факультативов и  кружков.  В прошлом году из 122  учеников — все122 изучали  этот предмет.  И это не случайно. Из года в год повышается уровень преподавания этого предмета.  Регулярно учитель основ православной культуры проходит курсы повышения квалификации.   выступает на районных методических объединениях, участвует в конкурсах педагогического мастерства «За нравственный подвиг учителя»

В дошкольном  отделении с воспитанниками проводятся познавательные занятия, праздники: Рождество, Масленица, Пасха, конкурс «Очумелые ручки».  Одно из важнейших направлений деятельности дошкольного  отделения — работа с семьей. Для возрождения лучших отечественных традиций семейного воспитания, для содействия родителям, бабушкам и дедушкам в овладении навыками творческой семейной педагогики дошкольные  работники реализовывают следующие задачи: повышение уровня психолого-педагогической подготовки и компетентности родителей, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственных основ семейного воспитания, помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка  и своей семьи, привлечение пап и мам, дедушек и бабушек к проведению совместных праздников и общих дел.

Каждый  классный руководитель школы заинтересован в тесном сотрудничестве с   родителями обучающихся.  Так как именно они  заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.  В течение года  родители обучающихся были вовлечены в активную жизнь классов и школы: классные часы, вечера, экскурсии, походы.  Во время всего учебного года регулярно проводились родительские собрания, совместные часы общения, посещались семьи на дому.

             В образовательном учреждении работа по духовно – нравственному воспитанию, начиная со 1 по 11 классы, проходит красной нитью через предметные уроки и внеклассные мероприятия. Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках истории, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской истории, подвигах российских полководцев, об истории Троице — Сергиевой Лавры и главных Соборов России, затем происходит знакомство с житиями святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского, других угодников  Божиих. Рассказы, беседы с использованием  мультимедийных электронных пособий, видеофильмов, репродукций, аудиозаписей,  воспитывают в детях бережное отношение  к родной земле, уважение к старшим, трудолюбие, терпение и милосердие, чувство долга, память о предках, преемственность в делах семейных, государственных на основе гармонии, единства красоты, добра и справедливости. На уроках истории, занятиях по ОПК активно используются вспомогательные средства обучения: фильмы, музыка, иллюстрации.  Наглядность помогает ребятам понять особо значимую роль храмов: Соборов церквей, монастырей и служителей Церкви, православных прихожан и просто граждан своей страны в сохранении Российской государственности во времена монголо-татарского нашествия и смутного времени в эпоху Петра Великого и Отечественной войны 1812 года, в тот или иной, судьбоносный для страны, исторический момент. Продолжением уроков духовного общения являются экскурсии  по святым местам, посещения памятников православной культуры, которые  расположены на территории нашего района и области.  Так, в текущем году ребята посетили Коренную Пустынь, мужской монастырь в местечке Холки Белгородской области, Марьино, Прохоровку

        Коллектив образовательного учреждения из года в год тесно сотрудничает с настоятелями храмов: «Всех Святых города Курска», «Никитским» с.Паники, Медвенским храмом «Успение Пресвятой Богородицы».   Священнослужители помогают учителю ОПК, классным руководителям  методическими материалами для проведения занятий, активно посещают  образовательное учреждение, проводят беседы, участвуют в проведении праздников.  

                 Ведь духовно-нравственное воспитание противостоит девиациям, широко распространенным сегодня в молодежной среде (наркомании, алкоголизму, игромании, моральному нигилизму). Поэтому цель школы — выработка иммунитета ко всему негативному. Так, регулярно в  школе обновляется информация по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения в уголках «Здоровый образ жизни», «21 век — без наркотиков», проводятся декады, посвященные Дню пожилого человека, Дню матери, Дню инвалидов, Дню народного единства, защитника Отечества.

        Классными руководителями по возрастным категориям проводятся беседы, лекции на антинаркотическую тему. Два раза в год в школе  осуществляются молодежные акции «Сообщи, где торгуют смертью»», в рамках которых проводятся диспуты, беседы, классные часы, встречи-диспуты  со специалистами правоохранительных органов и здравоохранения, конкурсы сочинений, рисунков «Чума 21 века». В  школе  оформлен информационный уголок по профилактики наркомании и табакокурения, который постоянно обновляется, выпускаются газеты, памятки, буклеты. (Приложение13)

    Во внеурочной деятельности духовно-нравственное воспитание реализуется через систему классных часов, проведением мероприятий данной направленности, работу с родителями, деятельность школьного краеведческого музея. Силами творческих педагогов и методических объединений школы разработаны циклы уроков, сценариев мероприятий и учебных экскурсий по духовному, литературному и историческому краеведению, граждановедению. В этом же направлении происходит координация планирования системы работы по трудовому, экологическому, эстетическому, военно-патриотическому и другим направлениям воспитания с учетом задач гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания и особенностей села.

   На уровне школы систематически осуществляется работа по просвещению семей по вопросам гражданского, духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российских духовных и культурно-исторических традиций.

Огромную помощь в воспитании духовно-нравственной личности оказывает школьный краеведческий музей. Проводя уроки в музее, учащиеся сравнивают прошлое с современностью, сопереживают людям прошлого, находят много общего, что имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании. Такая работа выходит за рамки урока. Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволила учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Радует то, что не ослабевает интерес обучающихся к изучению культурного наследия района. За прошедший год обучающиеся  приняли участие в  миниэкспедициях по сбору краеведческого, этнографического и фольклорного материала по селу Паники.  

        Стало уже традиционным участие в  районном  литературно-художественном конкурсе «Рождественская открытка»,   в конкурсе детских художественных работ «Сияние Рождества».   В рамках программы «Тайны родного края»  прошел фотоконкурс «Мир, в котором я живу», «Край родной», конкурс сочинений «Моя малая Родина».

               В течение уч.года в школе были проведены  конкурсы, победители которых приняли участие в районных и областных конкурсах:

- фото-видео конкурс «Патриот Отечества» ;

- акция «Вахта памяти»,

- литературно-художественный конкурс «Гренадеры вперед»;

-литературно-художественный конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»;

- выставка декоративно-прикладного творчества « Русь мастеровая»;

- фото-конкурс « Православие и мы»;

- изобразительный конкурс « Рождественская открытка»;

- фестиваль художественного творчества «Я вхожу в мир искусств»;

- участие с обучающимися в областном конкурсе  фолькюлорных коллективов;

- Акция «Лес победы» ;

- районный конкурс« Экос Плюс – 2017» ;

- « слет юных друзей природы» ;

-  выставка творческих работ «Природа и мы»;

- «Операция «Покормите птиц зимой» ;

- «Зеленая планета 2017» ;

- районный конкурс экологов

- конкурс рисунков по противопожарной тематике;

-конкурс «Безопасное колесо»

         В период летне-оздоровительной кампании  26 обучающихся 1-4классов посетили местный храм, ходили в походы по родному селу, ездили в музей им. Щепкина Белгородской области.

За последние годы активизировалось в школе Тимуровское движение с обучающимися 10-13 лет, Волонтерское движение со старшеклассниками. Обучающиеся проявляют внимание и заботу о ветеранах ВОВ, инвалидах, пенсионерах, поддерживают чистоту и порядок на территории школы, села, участвуют в акции «Помоги ближнему» и др.

      Таким образом, вся работа, которая проводится в школе, содействует духовно-нравственному развитию личности ребенка, раскрытию его творческих способностей, формированию социального опыта, бережного отношения к родной природе и родной культуре.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта  общего образован...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования по Стандартам второго поколения

Данная программа является частью общеобразовательной программы начального общего образования ( ООП НОО) разработанная в МБОУ СОШ №3 2010 год в связи с участием школы в эксперименте по внедрению Станда...

Элективный курс "Юный экскурсовод Югры как средство реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников."

Работая по УМК "Way Ahead" издательства "Macmillan", мы имеем обширный страноведческий материал  о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка. Но, участвуя в диалоге культур, учащиеся дол...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Я работаю в школе-интернате учителем начальных классов и преподаю комплексный курс«Основы религиозных культур и светской этики». Через свои занятия формирую у детей,с ограниченными возможностями здоро...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в в...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся "Вместе с друзьями"

Три года назад я выпустила своих ребят из 4 класса. Выпуск был удачным: не было особых проблем ни с воспитанием, ни с учебой, ни с родителями. Класс, который понимал меня с полуслова, с которым все бы...

Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся "Я , семья и школа"

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье е...