Коррекция индивидуальных речевых недостатков при занятиях сценической речью
тренажёр (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Березкина Анна Михайловна

Упражнения на корректировку индивидуальных дикционных недостатков при занятиях художественным четнием, литературным словом и сценической речью. Для младшей и средней школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnye_artikulyatsionnye_nedostatki.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ  НЕДОСТАТКОВ

ЗВУКИ  Р  Л  М  Н

  1. Дробью по перепелам да по тетеревам
  2. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров!
  3. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
  4. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.
  5. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  6. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.
  7. Город Нерль на Нерли реке
  8. На горе Арарат рвала Варвара виноград
  9. Бобр добр для бобрят.
  10. Говорилка говорилке говорила скороговорилку,

но другая говорилка не смогла выговорить эту скороговорилку.

  1. Кот под колпаком.
  2. Суровый суворовец Суворов сурово сверлил сверлом сырую стену суворовского училища.
  3. Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
  4. Недопереквалифицировавшийся.

ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ

  1. От топота копыт пыль по полю летит
  2. Водовоз вез воду из-под водопровода
  3. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий краб.
  4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
  5. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит
  6. Рододендроны из дендрария даны родителям
  7. Брит Клим – брат, Брит Глеб – брат, Брат Игнат - бородат.

К – Г, Х

Качели — газели,  кол — гол,  кость — гость, код — год, кнут — гнут, клуб — глуп, Кеша — Геша.

Идет с козой косой козел. Идет с косой косой козел.

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ

  1. Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.
  2. Инцидент с интендантом
  3. Константин констатировал
  4. У ежа ежата, у ужа ужата
  5. Течет речка, печет печка
  6. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ. 
  7. Жужжит жужулица, жужжит кружица
  8. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира
  9. Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.

Ш-Ж

ША – ШО - ШУ

Шар-жар,   ваш   - важный ,  шутка – жутко, ширь – жир, жить – шить

Жужжит жужелица , жужжит, кружится

Вожжи из кожи в хомут вхожи.

Шел полем Проша по первой пороше.

Была печенка жареной,

Была девчонка жадиной.

Жевала и жевала,

Жевала и жевала,

Жевала и жевала –

Делиться не желала.

Жаба в луже проживала, жить без лужи не желала.

Паша плугом землю пашет,

Маша Паше шапкой машет.

Глаша каши наварила

Кашей Сашу накормила.

Накормила Пашу, Дашу,

Мишу, Машу и Наташу.

Положила кашу в плошки

Для собаки и для кошки.

Отложила кашу в миски,

Чтобы кашу съели мышки.

Кенарь Кеша клюнул кашу –

Похвалил за Кашу Глашу.

Дали каши голубям,

Дали каши воробьям.

И еще осталась каша.

Приходите – будет ваша!

ЩА – ЩУ – ЩИ – ЩЕ

Если вас зубная щетка

Ущипнет, как злая тетка,

Постарайтесь не скандалить,

Постарайтесь не пищать.

Если злится ваша щетка,

Как голодная селедка,

Начинайте поскорее

Щетку пастой угощать.

После этой вкуснотищи

Щетки не щипаются.

А кто зубы чистит чище –

Чаще улыбается.

ОТРАБОТКА ЗВУКА Ц

АЦ – ОЦ  - УЦ – ИЦ - ЮЦ

Цапля — сабля,   цок — сок,  цель — сель, цвет — свет, цирк — сыр, улица — лиса.

Молодец против овец, а против молодца сам овца.

Цапля чахла, цапля сохла.

Куцая лисица

В платьице из ситца

Мучицу из пшеницы

Сеет через ситце.

На Садовом на кольце

Буква С и буква Ц

У прохожих на виду

Заигрались в чехарду.

Раз на улице Зацепа

Зацепились два прицепа.

Два прицепа поцарапались,

Два водителя поцапались.

ВА – ВО – ВУ  -ВЫ – ВЭ – ВИ – ВЕ  -ВЁ – ВЯ – ВЮ

Вероника, Вероника,

Вареников навари-ка!

Варе и Валерику

По паре вареников,

А Толе и Боре и того поболе!

Весь день Вадим вола водил.

Плакала Вера, Вера ревела.

Верина мама реветь не велела.

Варя Валере варила варенье.

Валера для Вари играл на рояле.

Ф  - П

В буфете вздыхает конфетина,

Страдает конфетина Федина:

Не нравится Федя конфете –

Конфета мечтает о Пете.

И Петя Петров проникает в буфет…

И больше у Феди конфетины нет,

Лишь фантик остался в буфете

На память о бедной конфете.

ЛЯ – ЛЕ  -ЛЁ – ЛЮ

Леля и Лиля леденцы делили.

Лёня ломом колол лед перед домом.

Был неловок лыжник Лёша: ехал стоя – съехал лёжа.

Поутру окно открыл я.

На карнизе кот сидит.

Он за птицами следит

И бормочет:

- Крррррылья, кррррылья…

Пели в поле у проселка

Перепел и перепелка.

А перепеленок плакал –

Вся пеленка полиняла,

И перепеленка перепелка –

Перепеленала.

Но перепеленок плакал –

Был перепеленок мал.

Перепел перепеленка

Перепелепеленал.

У перепеленка

Была в пере пеленка.

Произнести медленно,  убыстряя

 

Бодрствовать, мудрствовать,  постскриптум,  взбадривать,

трансплантация,  сверхзвуковой,  всклокочен,  контрпрорыв,

пункт взрыва,  протестантство, в збудоражить, сверхвстревоженный,  попасть в ствол,  ведомство,  брандспойт, сверхзвуковой,  витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

ТРЕНИРОВКА СОГЛАСНЫХ

К Кларе,  к кому,  к горлу,  к гастролям,  к Гале,  к Кате,  к Киеву,  к концу, к городу

Отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие

Восстановить, подтвердить, оттолкнуть.

Верх — вверх,  ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

ОТРАБОТКА СОЧЕТАНИЙ ЗВУКОВ

Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!

Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!

Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

В тот час тут пел дрозд.

В тот год тут был град.

Дуб был стар.

Всем люб был Петр.

Вмиг клуб полн.

Мох скрыл гриб.

Дед стал стар.

Ваш гость взял трость.

Волн всплеск — брызг блеск!

Сто верст вскачь.

Купи кипу пик, пик кипу купи.

Купи кипу пуха, кипу пуха купи.

Волховал волхв в хлеву с волхвами.

Рододендроны из дендрария даны родителями.

Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.

Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

Четверть четверика гороха без червоточинки.

 Яшма в замше замшела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подсказки молодым специалистам: "Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю".

Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю.В дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие речи, поэтому при поступлении ребёнка в дошкольное у...

Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками

Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками...

Развитие навыка контроля и самоконтроля у обучающихся с речевым недостатками в процессе работы над деформированным текстом.

Предложенный матеиал способствует развитию  и совершенствованию умения построения связного высказывания:програмированию смысловой структуры высказывания, установление его связности и последовател...

Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по устранению речевых недостатков у старших дошкольников

Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как ...

Рекомендации родителям детей с речевыми недостатками

Неотъемлемая часть логопедической работы— это преемственность  между логопедом и ро­дителями, залог ее успешного решения, так как только совме­стные усилия обеих сторон дают положительный резуль­...

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму.

Консультация для родителей о влиянии недостатков речи на успеваемость...

Родительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"

одительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками  при обучении чтению и письму"...