Родительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"
презентация к уроку

Болта Анастасия Николаевна

одительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками  при обучении чтению и письму"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7b9b07de8cb96bc168365f4d00e86f76-l&n=13&w=849&h=600 https://static1.bigstockphoto.com/1/7/4/large1500/47145889.jpg Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму

Слайд 2

Речевой профиль учащихся 1 класса Коэффициент выполнения Низкий-до 35 Ниже среднего-36-49 Средний -50-70 Выше среднего-70-85 Высокий-86-100

Слайд 3

Что входит в понятие «речевая готовность к школе »? Звуковая сторона речи К звуковой стороне речи относятся звукопроизношение и мелодика речи. Звукопроизношение обеспечивает смысловое значение речи, а мелодика речи - ее эмоциональное содержание. Ребенок должен: - четко и внятно произносить слова со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр); - говорить громко или тихо, изменять темп речи с учетом содержания высказывания. Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. (более 60%) Выраженные же нарушения (менее 50%) в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи ( шуба – « суба », жук – « зук », звезда – « зведа », рыба – « лыба »). Не умение передавать эмоционально содержание читаемого текста приводит к появлению интонационных ошибок при чтении.

Слайд 4

Что входит в понятие «речевая готовность к школе »? Звуковая сторона речи Звуковой анализ и синтез Дети должны уметь : делить предложения на слова; делить слова на слоги; уметь выделять все звуки в словах; устанавливать последовательность звуков в слове. Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – « вдоме », наступила – «на ступила»); пропуски , перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – « чепенье », паровоз – « павороз »; перестановки букв (комната – « конмата »).

Слайд 5

Что входит в понятие «речевая готовность к школе »? Звуковая сторона речи Звуковой анализ и синтез Лексика Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования: Навыки словоизменения: Дети должны уметь : изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках); употреблять различные предлоги; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.). В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать: ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (много деревьев – «много деревов »); пропуски , замены предлогов (над столом – «на столом »); ошибки согласования (белый дом – «бела дом», голубое полотенце – «голубая полотенце»). Грамматическая сторона речи.

Слайд 6

Что входит в понятие «речевая готовность к школе »? Звуковая сторона речи Звуковой анализ и синтез Лексика Грамматическая сторона речи . У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования: Навыки словообразования: Дети должны уметь: образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи); образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); образовывать название детенышей животных; образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья). Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться: замены суффиксов (козлята – « козленки »); замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»). Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Грамматическая сторона речи.

Слайд 7

Что входит в понятие «речевая готовность к школе »? Звуковая сторона речи Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь: точно подбирать слова; - ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; -дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); - употреблять сложные слова (например: длинноногий); - пользоваться эпитетами (например: чистое поле); - подбирать метафоры (например: туча комаров); - использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову ); - подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме. Звуковой анализ и синтез Лексика Грамматическая сторона речи.

Слайд 8

Что входит в понятие «речевая готовность к школе »? Звуковая сторона речи Звуковой анализ и синтез Лексика Грамматическая сторона речи. Связная речь. Под связной речью принято понимать умение строить развернутые высказывания , которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Дети должны уметь : свободно общаться с взрослыми и сверстниками; поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; рассказывать о пережитых событиях; пересказывать содержание сказки, рассказа; описывать окружающие предметы; раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности. Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа , в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений. Связная речь

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика обучения чтению и письму на английском языке младших школьников

Практика обучения чтению и письму на английском языке младших школьников - комбинация традиционного метода и метода целого слова....

Речевая готовность к школе будущих первоклассников

В статье даны практические рекомендации для родителей будущих первоклассников....

Метод критического мышления при обучению чтению и письму

Методы обучения осмысленному чтению и письму....

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму.

Консультация для родителей о влиянии недостатков речи на успеваемость...

Развитие критического мышления при обучении чтению и письму.

Статья "Развитие критического мышления при обучении чтению и письму"....

презентация Формирование звуко – слогового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с ЗПР при обучении чтению и письму

За годы логопедической практики в общеобразовательной школе я всё чаще стала обращать внимание на категорию детей, требующих особой коррекционной поддержки. Это дети с задержкой психического развития....