Практика обучения чтению и письму на английском языке младших школьников
статья по английскому языку по теме

Маслова Екатерина Александровна

Практика обучения чтению и письму на английском языке младших школьников - комбинация традиционного метода и метода целого слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_obucheniya_chteniyu_vo_vtorom_klasse.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Практика обучения чтению во втором классе. Комплексный подход – комбинация традиционного метода и метода целого слова (the whole word method).

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками.

Во втором классе начальной школы, на первом году изучения иностранного языка, закладываются основы этого важного вида речевой деятельности. В течение первого года обучения учащиеся должны овладеть буквами алфавита английского языка, усвоить звуко - буквенные соответствия, уметь читать вслух и про себя слова, сочетания слов, отдельные фразы и короткие связные тексты, построенные на программном языковом материале.

Личный опыт преподавания в начальной школе показал мне, что при обучении чтению второклассников очень эффективно комбинировать два метода обучения чтению

1. метод целого слова (the whole word method), который предлагает учебник Millie (авторы С.И.Азарова и др.) и

2. традиционный метод – звуки, транскрипция, правила чтения (тот метод, который предлагают нам большинство учебников и авторов, например И.Н.Верещагина).

Сочетание этих методов оправданно, поскольку они гармонично взаимодополняют друг друга и компенсируют недостатки каждого отдельного метода.

Итак, метод целого слова основан на том, что у детей младшего школьного возраста гораздо лучше развита память, чем аналитические способности, и поэтому им легко просто запомнить  написание и соответственно чтение простейших слов, которые они учат устно. Таких как цифры, цвета, школьные принадлежности, игрушки, названия животных, простейшие глаголы и т.д. Число  таких просто-запоминаемых слов, по мнению авторов учебника Millie, насчитывает не менее  1000. Слово или даже небольшая фраза (например How old are you?) запоминается а потом узнается целиком, без вычленения отдельных его составляющих (букв, слов, словосочетаний). Новые слова учатся с помощью карточек со словами и фразами. Используются разнообразные игры: соотнесение слова и картинки, угадай пропавшее слово и пр. Детям такой процесс обучения очень нравится,  игра на этом начальном этапе -  это весело и эффективно. Традиционный же метод обучения чтению для младших школьников порой скучноват, тем более, что обычно дети  не понимают, к чему все эти звуки, которые, учитывая наличие букв, к тому же являются дополнительной знаковой системой, что значительно усложняет дело.

Но все же наступает момент, когда слов становится слишком много, и дети начинают некоторые из них забывать. Кроме того, в текстах встречаются новые слова, которые дети не видели на карточках и не учили, а им хотелось бы (да и нужно бы) их прочитать. И наконец, в 7-8 летнем возрасте, по мнению известного психолога Выготского, ведущей деятельностью ребенка становится обучение, а не игра, как это было в 5 или 6 лет. Ребенок начинает мыслить, анализировать и ему это интересно.

Поэтому наступает момент, когда можно и, по моему мнению, необходимо вводить параллельное обучение чтению традиционным  методом. Я это делаю со второй четверти. К этому моменту за время первой четверти должна быть проделана следующая обязательная подготовка:

  1. Устное опережение – дети должны обладать достаточным запасом устных слов и фраз (по учебнику Millie к этому моменту мы проходим 3 юнита)
  2. Пройден английский алфавит – дети знают, как читаются буквы – основные согласные. Когда мы учим буквы – на карточках, на этом этапе мы учим как они произносятся, а не называются. Например          а не                        Дети умеют писать буквы.
  3. Дети обладают достаточным запасом слов, которые они уме6ют читать, используя метод целого слова.      

После этого я собираю все слова, которые мы проходили устно (учить читать можно только на знакомом языковом материале), и группирую их по основным правилам чтения гласных, сочетаний гласных и сочетаний согласных.  Конечно, я беру только самые основные правила чтения – открытый-закрытый слог, основные сочетания.

Я разработала небольшое пилотное пособие, которое, конечно требует доработок, но мы учились по нему в прошлом году – детям нравилось, и им было понятно и интересно.  Пособие мы назвали страшным словом R-r! (Reading rules) Начинали с него каждый урок 5-10 минут, я объясняла правила, мы читали, строчки задавались на дом, в конце четверти я устроила зачет по правилам чтения. Правила старалась объяснять весело у нас были и открытая и закрытая дверь, и буква-прилипала r, которая меняет звучание предыдущей гласной и глухонемая e….Здесь можно фантазировать сколько угодно!

Параллельно мы продолжали учить новые слова методом целого слова, читали небольшие тексты в учебнике, учили стихи, пели песни, слушали диск… Но я уже старалась по возможности обратить внимание детей на то, почему мы читаем слово так, а не иначе – они уже сами узнавали правила чтения и могли правильно прочитать незнакомое слово.  

Два противоположных метода органично дополнили друг друга. Метод целого слова создал необходимую базу для дальнейшего обучения чтению, внес элемент игры в обучение. Он основывался прежде всего на зрительной памяти детей. Традиционный метод систематизировал изученный материал, активизировал творческие и аналитические способности ребенка. И главное – сочетание этих методов дало хороший результат – к концу первого полугодия все учащиеся второго класса читали по-английски!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение монологическому высказыванию на английском языке младших школьников

С точки зрения обучения научить ученика составлять монологические высказывания на иностранном языке - очень трудно достижимая цель. Это знает каждый учитель. Но-достижимая! В сущности, надо знать две ...

Применение технологии РКМЧП при обучении английскому языку младших школьников

Приемы технологии развития критического мышления способны мотивировать учащегося на изучение и освоение нового материала, а также дают возможность применить свои знания в различных ситуациях. Обучающи...

Методические рекомендации "Применение игровых технологий в процессе обучения английскому языку младших школьников".

Методические рекомендации по применению игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся начальной школы. Рекомендации содержат подборку игр, апробированных на практике, хорошо себя з...

Ролевая игра в обучении английскому языку младших школьников

Ролевая игра и интерактивные спектакли в обучении английскому языку младших школьников....

Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников.

Интерактивные методики обучения как раз можно отнести к таким приемам стимулирования учебной мотивации обучающихся....

Инсценировка как средство обучения английскому языку младших школьников

Роль инсценировок в обучении иностранному языку младших школьников...