Краткий обзор основных этапов начального обучения педализации учащихся ДМШ
статья

Каштан Елена Васильевна

В статье обосновывается важность педали как одного из ярких художественных средств выразительности в арсенале пианиста. Автор приводит доводы в пользу самого раннего развития навыка педализации у учеников музыкальных школ и разбирает особенности применения этого приема для решения разнообразных исполнительских задач. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 2 имени В. К. Мержанова»

Краткий обзор основных этапов начального обучения педализации учащихся ДМШ

Преподаватель:

Каштан Елена Васильевна

Тамбов 2020

    Педаль - ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано. Никакой другой инструмент не обладает специфическим богатством, подобным педальному звучанию. Это «самобытное и прекрасное свойство инструмента и сильнейшее средство воздействия в руках мастера» (Г.Нейгауз) знали и широко использовали все великие композиторы, начиная с Бетховена.

   Фортепианная методика не может обойти вопросы педализации. Данная проблема - одна из труднейших в фортепианной педагогике. Обучение педализации должно быть составной частью всего педагогического процесса и, следовательно, должно непрестанно находиться в поле зрения педагога.

   Научить педализации - значит, прежде всего, научить слушать, улавливать оттенки звучания и вслушиваться в них, научить подчинять педаль (ногу) требованиям слуха.

    В детской музыкальной школе ученик получает основы музыкального образования. Уже с первых лет занятий он должен осознать, что педаль является одним из необходимых средств выразительности, что в певучей пьесе нужна иная педализация, чем в танцевальной. В процессе обучения педагогу надо заботиться одновременно о нескольких  компонентах  исполнения- о качестве звука, фразировке, ритме и многом другом, так что вопросы педализации отодвигаются иногда на второй план, поэтому неудивительно, что у юных пианистов наиболее часто встречающимся недостатком  являются именно дефекты педализации.    

 В работе с начинающим учеником   очень важно возможно раньше увлечь его   богатством музыкальных образов. Начинать обучение педализации  (с наиболее «продвинутыми» учениками ) можно уже на раннем этапе  - на втором году обучения- после первоначального налаживания рук и освоения нот в басовом ключе; целесообразно - с приема запаздывающей педали: ученик слушает  обогащенное обертонами звучание и у него автоматизируется необходимая координация движений ( рука вниз, нога вверх). Стоит выбрать произведения, в которых педаль встречалась бы  лишь в отдельных местах.  Если в пьесе педаль встречается хотя бы один раз, то нога должна находиться на педали с самого начала исполнения.  На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали  и с педалью.        

      Прямая педаль употребляется, главным образом, в пьесах с острым, четким или танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли или создает ритмическую опору фразы. Такая педаль хороша, например, в Марше Шумана с отчетливым ритмом. В «Смелом наезднике» Шумана  при легком staccato предполагается короткий, неглубокий нажим педали, оттеняющий упругость ритма. Короткая педаль на сильную долю в танцевальных пьесах даст ученику возможность лучше почувствовать ритм, «педальное дыхание».    

     Легкие певучие пьесы на ранних этапах обучения следует сначала выучить без педали, чтобы красивый звук, плавное  legato и выразительность фразировки достигались бы прежде всего пальцами,  а затем начинать работу над педализацией. Обычно педализация мелодии  связана с педализацией гармонии сопровождения. Поэтому слушать надо одновременно весь комплекс  педального звучания.          

    В медленных певучих пьесах педаль можно брать на каждый долгий звук мелодии, вслушиваясь в чистое звучание, особенно в моменты смены педали (А.Хачатурян:  Андантино) .                          

      Большинство полифонических произведений («Маленькие  прелюдии и фуги», инвенции Баха, фугетты Генделя) в музыкальной школе исполняются, как правило, без педали, чем достигается важная педагогическая цель: ясное слышание учеником двух или трех относительно самостоятельных мелодических линий одновременно. Поэтому особенно важно воспитать в ученике умение вслушиваться в ясность голосоведения, что на ранних этапах обучения достигается только путем беспедального исполнения.    

     Педализация этюдов требует такого же подхода, что и педализация полифонических  произведений. В репертуаре ДМШ имеются этюды разных типов: строго классические (этюды Черни), с оттенком романтизма( этюды Лешгорна), романтические (этюды Геллера, Аренского).Приемы педализации и степень насыщенности педалью должны определяться в каждом отдельном случае  в зависимости от поставленных  задач.

    Все описанные приемы педализации, высказанные советы и соображения, предполагают творческий подход педагога к каждому отдельному ученику.  

    Задача педагога школы заключается в том, чтобы после объяснения и закрепления основных приемов педализации помогать ученику находить педализацию в каждом отдельном случае, исходя из звукового облика произведения, из его стиля, жанра, фактуры, художественного образа.

                                        

     .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке.

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке....

Открытый урок на тему: "Основные этапы начального обучения игры на гитаре"

План урока:  1)Организационный момент 2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата. 3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбре...

Основные задачи начального обучения и значение предмета "Общее фортепиано" в ДШИ

В работе говорится о предмете "Общее фо-но",как о важном компоненте музыкального обучения в ДШИ,  Из истории дисциплины,описываются общие принципы работы над музыкальным произведением,рассказывае...

Технлогия критического мышления. Краткий обзор - термины, этапы, методы

Технология критического мышления. Краткий обзор. Термины, этапы, методы (статья)...

Методическая разработка Современные подходы и новые тенденции в методике обучения юных волейболистов основным техническим приемам (прием и передача мяча) на этапе начальной подготовки (первый год обучения)

В данном методическом пособии проанализировав собственный опыт, предпринята попытка изложения основных методов для работы с начинающими волейболистами и методических основ обучения некоторым осн...

«ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЛАЛАЙКЕ»

В методических рекомендациях рассматривается постановка исполнительского аппарата балалаечника на начальном этапе обучения....

Развитие основных элементов общей физической подготовки для тренировки баскетболистов на этапе начального обучения.

Развитие основных элементов общей физической подготовки для тренировки баскетболистов на этапе начального обучения. Средства и методы применяемые при подготовке юных баскетболистов.Освоение главн...