«ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЛАЛАЙКЕ»
методическая разработка

Суханов Максим Леонидович

В методических рекомендациях рассматривается постановка исполнительского аппарата балалаечника на начальном этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_etapy_nachalnogo_obucheniya_igre_na_balalayke.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

 «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЛАЛАЙКЕ»

 Начальный период обучения игре на балалайке – важный этап, так как с одной стороны – маленький ученик горит желанием начать играть на инструменте и видеть свой результат, а с другой для достижения цели необходимы время, усердие, трудолюбие, способности.

Первый этап обучения – один из самых основных и важных этапов для становления маленького музыканта. Ведь именно первые впечатления от соприкосновения с музыкой часто становятся решающими, и оказывают сильное влияние на последующее музыкальное развитие музыканта.  

Эстетическое и художественное воспитание ребёнка справедливо считается ответственным и сложным делом, требующим от преподавателя специальных данных и соответствующих знаний. И в это время возникают задачи внимательного изучения и тактичного воздействия на эмоциональную сферу ученика.

Поддерживать и воспитывать интерес ребенка к русскому народному инструменту – балалайке, а также к народной музыке, преодолению возникающих на пути трудностей, задача сложная, многоплановая и может быть решена только при максимальной самоотдаче педагога.

Необходимо отметить, чем младше ученик, тем она ответственнее эта работа и сложнее.

Цель урока – Формирование у учащегося представлений о свободе и координации рук, для выработки основ звукоизвлечения и культуры звука.

Основные задачи на начальном этапе:

1) процесс обучения необходимо сделать интересным и доступным;

2) адаптировать ребёнка к инструменту;

3) познакомить ребёнка с основными приемами игры на балалайке, а именно (пиццикато большим пальцем, арпеджиато, вибрато, бряцание) с помощью комплекса простых и доступных детскому восприятию упражнений;

        4) организовать моторно-двигательную деятельность и воспитывать её как неотъемлемую часть эмоционально-образной и слуховой сферы.

Особое внимание следует уделять начальному периоду обучения, связанному с формированием постановочных элементов в детском возрасте.

Практика музыкального обучения показывает, что самым серьёзным препятствием в развитии юного музыканта-исполнителя являются мышечные спазмы и зажимы. Исходя из этого заключения, двигательный процесс необходимо строить на базе полного взаимодействия – максимальной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей корпуса.

Все действия ребенка в повседневной жизни, а именно: манера сидеть, двигать руками и пальцами – отличаются от тех двигательных действий, с которыми ему приходится сталкиваться при игре на инструменте, поэтому очень важно подготовить обучающегося к новым, необычным для него ощущениям и движениям, возникающим при контакте с инструментом.

Игра «зажатых»  музыкантов характеризуется следующими показателями:

1) сила давления пальцев на гриф возрастает при увеличении громкости, и наоборот;

2) при нерациональных движениях правой и левой рук (технические трудности в одной руке вызывают мышечные напряжения в другой).

 Причинами, вызывающими мышечное напряжение у музыканта, являются следующие факторы:

1) фактурная сложность произведения, превышающая возможность играющего преодолеть её;

2) использование при игре в медленном темпе большого замаха пальцев, который не употребляется в быстром темпе;

3) отсутствие навыков сбрасывания мышечных напряжений во время исполнения эмоционально насыщенных произведений.

Способ преодоления мышечных зажимов – это постоянный контроль над ними и моментальное их сбрасывание при игре.

Внешне хорошее исполнение выглядит так, как будто происходит безо всяких усилий. Музыкально – исполнительские успехи учащихся в значительной степени зависят от того, как быстро он овладеет рациональной постановкой и освободиться от лишнего мышечного напряжения. Чувствовать расслабления и напряжения мышц следует научить ребёнка с первых шагов занятий. Ещё до первого прикосновения к струнам необходимо уделить несколько минут гимнастике.

Попробуем подготовить руки ребёнка, чтобы он мог научиться играть сочным, красивым звуком. Для этого надо полностью освободить своё тело.

Упражнение 1. «Шалтай-болтай». 

Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперёд. Начинать покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться к исходному положению.

Упражнение 2. «Маятник». 

Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начинать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад – вперёд, как маятник.

Упражнения следует повторять несколько раз, почувствовать, как на смену напряжению приходит полная раскованность и свобода.

Учитывая психологию маленького ребёнка, желание сразу взять балалайку и начать играть на ней, педагог может предоставить такую возможность ученику, но при этом, преследуя цель посадки и постановки инструмента дать задания в игровой форме. Чаще всего основным источником функционального напряжения является не правильная посадка балалаечника. Первое, - это необходимость обеспечить необходимую опору для инструмента, для достижения покоя как физического, так и психологического. Другими словами, «хорошая» постановка – это более активная, чем пассивная. Поэтому с ребёнком нужно работать ни только на расслабление и покой игрового аппарата, но и на точное и рациональное уравновешивания усилий. Постановка должна создавать исполнителю ощущение достаточной стабильности инструмента.

Правая рука имеет огромное значение в исполнительской технике балалаечника. Цель постановки правой руки – достижение чистого, сильного и разнообразного звучания инструмента при минимальной затрате сил. От положения правой руки зависит не только качество, сила, разнообразие звуков, но и подвижность пальцев; её действия определяют ритм, нюансы и всю гамму звучаний, необходимых для художественного исполнения. Работа над постановкой правой руки неотъемлема от музыкального развития ребёнка. Но перед тем, как руку опустить на струны нужно попробовать её сформировать с помощью упражнений (без инструмента).

Упражнение 3. «Раскручивание» 

От запястья по очереди раскрутить правую и левую руку. А затем и вместе обе руки. Добиваться свободного, быстрого раскручивания, когда кажется, что в воздухе мелькают сразу десять пальцев на каждой руке. После этого упражнения кисть ребёнка становится неизмеримо более гибкой.

Упражнение 6. «Обними колобка» («возьми яблочко»).

 Освободившуюся кисть ребёнка кладём на резиновый маленький мячик, чтобы кисть, полежав на мячике, приняла форму «купола». Следим за тем чтобы пальчики: указательный, средний, безымянный и мизинец были собраны.

Упражнение 8. «Плётка» 

Чтобы ученик смог почувствовать вес руки при правильном положении. Встать ровно. Правая рука свободно висит вдоль туловища. Пальцы полусогнуты. Рука сгибается в локте (кисть держится на одной линии с предплечьем) и хлёстким движением рука должна свободно упасть вниз.

Правильная посадка и устойчивая постановка правой руки маленького музыканта устраняют необходимость поддерживания грифа левой рукой. Работа левой руки является ответственной в игре на балалайке. Если правая рука извлекает звук, то левая даёт материал для озвучивания. Как у ребёнка, так и у взрослого человека руки имеют своё различие: большие, маленькие, пальцы длинные, средние и короткие. Но при любом строении рук, функции пальцев балалаечника остаются одинаковыми.

Движение любого пальца левой руки можно условно разделить на три действия: падение на струну, прижатие струны к грифу, снятие пальца со струны.

Познакомившись с посадкой и постановкой игрового аппарата на инструменте, проделав ряд упражнений на расслабление и поиск нужных игровых ощущений, мы приступаем к работе над основными приёмами игры, с которыми необходимо познакомиться на первом году обучения.

ПИЦЦИКАТО БОЛЬШИМ ПАЛЬЦЕМ (б.П.)

1. Упражнение  «Дождик», «Мячик»

  • По открытым струнам…………………………………………………
  • В первой позиции от «Ля» до «Ми»………………………………….

(настроение упражнения: грустное – минор, весёлое – мажор)……….

К каждому упражнению необходимо нарисовать рисунок.

Отработав приём на упражнениях, мы применяем его на пьесах.

1. А. Филлипенко «По малину в сад пойдём»

2. Б. Савельева «Песенка кота Леопольда»

АРПЕДЖИАТТО

2. «Погладить котёнка»

  • По открытым струнам…………………………………………………
  • В первой позиции от «Ля» до «Ми»………………………………….

(настроение упражнения: грустное – минор, весёлое – мажор)……….

К каждому упражнению необходимо нарисовать рисунок.

ВИБРАТО

Упражнение «Лодочка»

  • По открытым струнам…………………………………………………
  • В первой позиции от «Ля» до «Ми»………………………………….

(настроение упражнения: грустное – минор, весёлое – мажор)……….

К каждому упражнению необходимо нарисовать рисунок.

Пьеса: А. Николаев «Песня»

БРЯЦАНИЕ

Упражнение «Паровоз», «Часы»

  • По открытым струнам…………………………………………………
  • В первой позиции от «Ля» до «Ми»………………………………….

(настроение упражнения: грустное – минор, весёлое – мажор)……….

К каждому упражнению необходимо нарисовать рисунок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все эти упражнения помогут формировать у ребёнка представления о свободе рук, развитие координации, чувствительности пальцев, растяжки и моторики, развитии ощущения веса руки, контакта кончиков пальцев со струной, формирование основ звукоизвлечения и культуры звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке.

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке....

Открытый урок на тему: "Основные этапы начального обучения игры на гитаре"

План урока:  1)Организационный момент 2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата. 3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбре...

Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано

Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано...

Основные задачи начального обучения и значение предмета "Общее фортепиано" в ДШИ

В работе говорится о предмете "Общее фо-но",как о важном компоненте музыкального обучения в ДШИ,  Из истории дисциплины,описываются общие принципы работы над музыкальным произведением,рассказывае...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «Обучение игре на балалайке»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ«Обучение игре на балалайке»...

Краткий обзор основных этапов начального обучения педализации учащихся ДМШ

В статье обосновывается важность педали как одного из ярких художественных средств выразительности в арсенале пианиста. Автор приводит доводы в пользу самого раннего развития навыка педализации у учен...

Развитие основных элементов общей физической подготовки для тренировки баскетболистов на этапе начального обучения.

Развитие основных элементов общей физической подготовки для тренировки баскетболистов на этапе начального обучения. Средства и методы применяемые при подготовке юных баскетболистов.Освоение главн...