Духовно-нравственные ценности моей малой Родины
рабочая программа (6 класс)

Аверина Надежда Петровна

Целью данной программы является изучение истории России, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение многовековой жизни наших предков, изучение культуры и традиций прошлого и настоящего нашей страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennye_tsennosti_moey_maloy_rodiny-6.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

Рекомендовано                                                                                           Утверждено                          

к утверждению                                                                                            приказом директора    

педагогическим советом                                                                            МАОУ СОШ №35

протокол от ________ №1                                                                        от ______ №_________

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Духовно-нравственные ценности моей малой Родины»

6 класс

Направление духовно-нравственное

ТАМБОВ

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чем выше человек по  умственному и
 нравственному развитию, тем он свободнее,
 тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.
А.П.Чехов

Концепция модернизации российского образования (ФГОС) определила задачи образования и воспитания школьников. Ее реализация была  призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у учащихся понимания ценностей демократического общества.

Особую значимость в этой связи приобретает обращение к истории родного края, малой Родины. Изучение краеведения позволяет человеку осознать свою непосредственную причастность к истории, узнать свои «корни», сохранить и развить «связь поколений» своей семьи и родственников. Все это делает жизнь человека более значимой, вкладывает в него дополнительный смысл существования.

Работу по изучению краеведения целесообразно выстраивать по следующим принципам:

- систематичности;

- доступности для учащихся при определении содержания и форм проведения работы;

- использования межпредметных связей. Обращение к краеведению происходит в ходе изучения различных предметов (географии, литературы, истории, обществознания, биологии, искусствоведения, фольклора, этнографии и др.);

- опоры на социальный опыт учащихся;

- направленности на формирование положительного личностного отношения школьников к истории родного края, их активной гражданственности.

Данная программа позволяет более глубоко изучить историю страны, непосредственно отражающуюся в истории родного края, так как в базовом курсе истории эта дисциплина представлена недостаточно полно.


Целью данной программы является изучение истории России, воплощение её героических и трагических страниц, отражение многовековой жизни наших предков, изучение культуры и традиций прошлого и настоящего нашей страны.


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА

1. Формирование гуманистической направленности личности учащихся, приобщение к духовным ценностям, накопленным как народами нашей страны..

2. Воспитание патриотических чувств, формирование гражданина, ценностно – ориентированной личности, способной к самоопределению и самореализации.

3. Формирование у учащихся важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма.

4. Расширение кругозора учащихся и их познавательных возможностей.

Нравственность-это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.  

Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себе семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.  

Становление и формирование личности процесс трудоемкий, выходящий, как правило, за рамки школьного урока.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. На протяжении десятилетий школа была лишена возможности воспитывать учащихся на подлинных духовных ценностях. При этом наиболее уязвимой сферой педагогической деятельности оказалось нравственное воспитание. Сегодня первостепенной задачей нашего общества стала проблема поиска нравственного идеала.

В связи с этим совершенно закономерно и естественно стал усиливаться интерес к нравственным ценностям христианства, к духовным ценностям нашей культуры.

Одним из показателей религиозной православной культуры является строительство церквей. Особое отношение к храму, забота населения о том, чтобы в каждом населенном пункте был свой храм свидетельствует об особом отношении верующих к церкви. Храм в православной крестьянской традиции, способствующий приближению человека к Богу, это не только место совершения основных православных обрядов, но и духовный центр верующего православного населения. Христианские ценности играют огромную роль в духовно-нравственном воспитании человека.

Данный курс  непосредственно связан с культурой и историей нашей страны. Он предназначен для учащихся, проявляющих интерес к истокам становления села, к знакомству с интересными и талантливыми людьми своей малой Родины.  Изучая историко-культурное наследие своего села, необходимо подчеркнуть ее важнейшую роль в формировании нравственных истин личности ученика, его культурного багажа, духовного развития человека, показать, что культура села является частичкой культуры России в целом.

Одним из аспектов  программы курса является знакомство с литературно-художественным  богатством своей страны, с основами христианской  нравственности и морали.    Именно это поможет сформировать  у школьников чувство гордости за родной уголок, за ту землю, где  родились и за тех людей, среди которых они живут. Важно помочь ребенку раскрыть значение малой Родины в своей жизни,  научить его видеть  корни, знать историю своего села, своей страны, показать, что христианство является идеалом нравственности, духовности и совершенства.

Произведения писателей-земляков помогут открыть многие нравственные истины, духовно обогатят, тем самым помогут становлению и формированию личности.

Разнообразие форм подачи материала повышают  эффективность и результативность учебно-воспитательного процесса.

Программа рассчитана на 35 часов (из расчета) 1час в  неделю в  течение одного года.

Цель курса – создать условия для:

  • формирования нравственных качеств у учащихся при изучении историко-культурного наследия села.
  • воспитания у школьников любви к родному краю, чувства гордости за свою Родину;
  • привлечения учащихся к активной работе по изучению истории и литературы своего села;
  • сохранения культурно – духовные богатства наших предков;
  • укрепления преемственности поколений;
  • воздействия  культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств  молодежи (на примере своей малой Родины)
  • познакомить с основами христианской нравственности и морали.

Планируемые результаты освоения учебного курса  «Духовно-нравственные ценности моей малой Родины» 

В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты:

-        осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество (элементы гражданской идентичности);

-        понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

-        проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

-        стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

-        владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

-        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

-        овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

-        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-        умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты :

-        воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

-        знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

-        формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

-        понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

-        формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

 

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

-        характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

-        сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

-        различать культовые сооружения разных религий;

-        формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

-        рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

-        кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).

Рефлексивные:

-        оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

-        анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

-        анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

•        воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;

•        сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.

•        проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

•        участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

•        Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

•        Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

•        Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

•        Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

•        Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

•        Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

•        Работать с историческими источниками и документами

Содержание программы курса

 «Духовно-нравственные ценности моей малой Родины»

  • Введение (1 час)

Цели и задачи курса ««Духовно-нравственные ценности моей Родины». Факторы формирования духовно-нравственных качеств. Историко-культурное наследие  Родины.

  • Я – гражданин Росии (2 час).

Что такое Родина, Отчизна. С чего начинается Родина. Что значит быть гражданином своей страны.

  • 12 декабря – День Конституции РФ. (2 час).

История создания Конституции. Структура Конституции.

  • «Символы Родины» (2 час).

Государственная символика России. Культура родной страны. Герб, флаг, гимн.

  • «Москва – столица великой страны» (2 час).

Москва – сердце России. История Москвы.

  • Город, в котором я живу. (3 час).

Царицын. Сталинград. Волгоград.

  • День народного единства (2 час).

История праздника. Что означает название этого праздника?

Почему возникла необходимость возродить этот праздник?

Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального единства? В чем и с кем мы должны объединяться?

  • «Герои живут рядом» (3 час).

2 февраля 1943 года. Герои Сталинградской битвы.

  • «Аты–баты, шли солдаты» (1 час).

23 февраля – День Защитника Отечества.

  • «Россия в освоении космоса» (3 час).

Знакомство с первыми космонавтами СССР. Их вклад в развитие космонавтики России

  • День Победы «День Победы – праздник всей страны» (1 час).

Знаменательный день для русского народа – 9 Мая 1945 года.

  • «Поговорим о воспитанности» (4 час).

Что означает слово «этикет». Что означает слово «воспитанность».

  • Ценнности. Что должен ценить человек. (2 час).

Формулировка собственных жизненных ценностей. Как эти ценности влияют на жизнь.

  • «Без друзей меня чуть-чуть» (2 час).

Бескорыстная дружба. Бережное отношение друг к другу.

  • «Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром» (2 час).

Воспитание учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим.

  • «Традиции и праздники» (2 час).

Традиции, праздники России.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Основное содержание

Дата проведения

1

Введение. Цели и задачи курса.

1

Цели и задачи курса ««Духовно-нравственные ценности моей Родины».

2

Я – гражданин России

1

Что такое Родина?

3

Я – гражданин России

1

Что такое гражданин?

4

12 декабря – День Конституции РФ

1

История Конституции.

5

12 декабря – День Конституции РФ

1

Наши права и обязанности

6

«Символы Родины»

1

Символы России

7

«Символы Родины»

1

Символы России

8

«Москва – столица великой страны»

1

Виртуальное путешествие по Москве – столице России.

9

«Москва – столица великой страны»

1

Виртуальное путешествие по Москве – столице России.

10

Город, в котором я живу.

1

Прошлое и настоящее Тамбова

11

Город, в котором я живу.

1

Прошлое и настоящее Тамбова

12

Город, в котором я живу.

1

Виртуальное путешествие по Тамбову

13

День народного единства

1

День народного единения. История праздника

14

День народного единства

1

День народного единения. История праздника

15

Герои живут рядом»

1

Герои Великой Отечественной Войны. Сколько Вас осталось на Свете?

16

Герои живут рядом»

1

Герои Великой Отечественной Войны. Наши земляки

17

Герои живут рядом»

1

Герои Великой Отечественной Войны. Наши земляки

18

«Аты–баты, шли солдаты»

1

23 февраля – День защитника Отечества.

19

Россия в освоении космоса»

1

История космонавтики.

20

Россия в освоении космоса»

1

История космонавтики.

21

Россия в освоении космоса»

1

История космонавтики.

22

День Победы «День Победы – праздник всей страны»

1

9 мая – священный день для России.

23

Поговорим о воспитанности» 

1

Что означает слово «этикет».

24

Поговорим о воспитанности» 

1

Что означает слово «воспитанность».

25

Поговорим о воспитанности» 

1

Почитай отца и мать своих

 

26

Поговорим о воспитанности» 

1

Поведение в обществе

27

Ценности.

Что человек должен ценить

1

Воспитание в семье, в школе, в обществе.

28

Ценности.

Что человек должен ценить

1

Собственные жизненные ценности

29

«Без друзей меня чуть-чуть»

1

Бескорыстная дружба.

30

«Без друзей меня чуть-чуть»

1

Бережное отношение друг к другу.

31

Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром»

1

Воспитание учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим

32

Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром»

1

Воспитание учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим

33

«Традиции и праздники»

1

Традиции, праздники России

34

«Традиции и праздники»

1

Традиции, праздники России

35

Подведение итогов

1

Подведение итогов

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, мультимедиа источниками и т. д.).

Семинар  занятие по опросу, представлению докладов, презентаций, проектов и т. д.

Методическое обеспечение программы

- ФГОС основного общего образования;

- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;

- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

Технические средства обучения

• Компьютер, проектор



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентацияРодники моей Малой Родины

результаты исследовательской деятельности...

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания "Большая история моей малой Родины"

Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на обучающихся специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченны...

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания: «Большая история моей малой Родины»…»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания      ориентирована на   возрастные группы обучающихся /5- 9кл коррекционной школы-интерната VIII вида....

Доклад на тему: «Духовно- нравственное воспитание - любовь к малой родине».

В данном докладе описывается о духовно-нравственном воспитании....

Доклад на тему: «Духовно- нравственное воспитание - любовь к малой родине».

В данном докладе описывается о духовно-нравственном воспитании....

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...