Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания "Большая история моей малой Родины"
рабочая программа по теме

Трофимова Лина Валентиновна

Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на обучающихся специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид ). Предназначена для реализации  в  воспитательной  работе летнего школьного лагеря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл togbou.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Знаменская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа- интернат»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания:

 «Большая история моей малой Родины»…»

        Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания      ориентирована на   возрастные группы обучающихся /5- 9кл./, коллектив педагогов ТОГОУ «Знаменская /коррекционная / общеобразовательная школа-    интернат».

          Программа  рассчитана на 21 календарный день /июль-2011г/.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются   педагоги,      воспитатели, классные руководители, обучающиеся.

Авторы программы:

Трофимова Лина Валентиновна /воспитатель/.

Соколова Ирина Валентиновна /воспитатель/.

                           Год разработки -   2011год.

II. Информационная карта об авторах программы:

 Трофимова Лина Валентиновна.

      Образование: средне - специальное, педагогическое.

      Общий педагогический стаж -27 лет.

      Педагогический стаж работы в летних оздоровительных учреждениях:  2года.

      Соколова Ирина Валентиновна.

      Образование: средне - специальное, педагогическое.

      Общий педагогический стаж -28 лет.

      Педагогический стаж работы в летних оздоровительных учреждениях: 2года.

       

                         

III. Пояснительная записка.

                            «Отрадно, вдохновенно, всласть

                                        Живу я в глубине России,

                                        Где Гончарова родилась,

                                        И «Мокрый луг» писал Васильев»

                                                                        В. Фокин.

Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на обучающихся специальной /коррекционной/ общеобразо-вательной школы - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид ). Предназначена для реализации  в  воспитательной  работе летнего школьного лагеря. Ежегодно школьный лагерь формируется из разновозрастной группы обучающихся  от 7 до 17 лет. Это –  дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малоимущих семей.

 Духовно-нравственное становление детей и подростков, подготовка их к самостоятельной жизни, являющаяся одной из основных целей работы школы-интерната, есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Одной из важнейших задач воспитания является формирование у школьников духовно - нравственного и патриотического самосознания, культуры,  самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, что для наших детей в связи с особенностями развития, является затруднительным фактором.  Чтобы помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности,  используется педагогический потенциал социального окружения.

 В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным социумом.

 По этой причине, на данном этапе система духовно-нравственного и патриотического  воспитания  является  актуальной. Программа основана на системном подходе к формированию  духовно-нравственной, патриотической позиции школьника, создании условий для его самопознания и самовоспитания.

       Но реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует  содержания, форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появилась необходимость в деятельностном компоненте духовно-нравственного и патриотического воспитания. В этом  и заключается главное Программы - через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание атмосферы  содружества предполагается достигнуть положительных результатов в ходе реализации программы.  

          Вся воспитательная работа строится на основе знакомства с огромным исторически ценным и интересным  материалом из истории родного края (Тамбовщины). Материал включает в себя историю возникновения р.п. Знаменка, исторические сведения о  знаменитых людях, живших в прошлом, и основавших наше поселение, историю возникновения  православия на Тамбовщине, сведения  о героическом прошлом  односельчан в военные годы.

Разнообразие форм, методов и приемов воспитательной работы  по реализации программы направлено на активизацию  интереса детей к данной тематике и  будет способствовать усвоению  материала.

          Программа пребывания детей в лагере насыщена мероприятиями различного направления. Это -  спортивно-развивающие и познавательные  игры, разнообразные тематические конкурсы, занятия творческой деятельностью, экологические рейды и трудовые десанты,  экскурсии по историческим местам родного края, встречи со знаменитыми людьми нашего поселка, что будет способствовать активному отдыху воспитанников,  сохранению и укреплению здоровья, а  главное, способствовать формированию духовно – нравственного  и  патриотического   воспитания личности ребёнка.

Цель и задачи программы:

Цель:

       Формирование  духовно-нравственных и патриотических  ценностей, взглядов, ориентаций, установок, мотивов деятельности и поведения  у обучающихся, воспитанников.

Данной цели подчинён весь воспитательный процесс, интегрируя различные виды занятий,  разнообразные виды деятельности  воспитанников.

Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:

*     Создание в школе-интернате  духовно-нравственного и патриотического пространства, способствующего организаторской деятельности по созданию условий для эффективного духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся;

*       Создание условий для формирования духовно-нравственного и патриотического сознания обучающихся на основе исторических ценностей Родного края.

*      Создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся;

*      Приобщение к богатству общечеловеческой культуры,  развитие традиций духовно- нравственного и патриотического  воспитания подрастающего поколения  на основе знакомства  с  исторически ценным  и богатым материалом Родного края.

*       Повышение  качества духовно-нравственного  и  патриотического воспитания обучающихся посредством применения разнообразных форм и методов  работы.

Возраст детей, участвующих в организации программы.

Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания    ориентирована на  возрастные группы учащихся (5 - 9кл.)

Сроки реализации программы.

Программа   рассчитана на 21 календарный день  /июль 2011год/.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высоких духовно - нравственных качеств, патриотического сознания. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Этапы реализации Программы

Этапы

Цели

Задачи

I этап: проектный

Подготовка условий создания системы духовно-нравственного и патриотического

воспитания.

1.Изучить нормативную базу, законодательные акты.

2.Разработать, обсудить и утвердить программу по

духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.Разработать методические рекомендации по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

5. Разработать диагностические методики по  направлениям программы.

II этап: практический

Реализация программы  духовно- нравственного и патриотического воспи-тания: «Большая история моей малой Родины».

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

 

 2. Расширить и укрепить связи и отношения с учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивной школой поселка.

3. Вовлекать в систему духовно-нравственного и патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

4. Проводить мониторинг  реализации программы.

5. Принимать участие в конкурсах по духовно-нравственному  и патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Анализ итогов реализации программы

1.Обобщить результаты  воспитательной работы по программе.

2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.Спланировать работу на следующий период.

База реализации программы:

ТОГОУ «Знаменская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат»

 Ресурсное обеспечение:

 Педагогические кадры.

Старшая вожатая: 

-несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.

Специальные кадры (библиотекарь, физрук, медицинский работник, педагог- психолог):

- осуществляют специализированную  деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены  для организации досуговых  мероприятий.

Педагоги дополнительного образования:  

-участвуют в подготовке общественных мероприятий.

Воспитатели:

-несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.

Отрядные вожатые: 

-организуют и поддерживают работу отрядов, обеспечивают безопасность детей.

 Материально-техническое обеспечение.

В школе-интернате имеются все условия для организации  летнего лагеря и проведения отдыха детей:

-оборудованный пищеблок

-столовая

-медпункт

-туалеты

-комната гигиены

-оборудованная баня

-прачечная

-оборудованный спортивный зал

-спортивный инвентарь

-оборудованная спортивная площадка

-актовый зал

-отрядные комнаты

-компьютерный класс

-библиотека

-игровая комната

-школьный автобус

 Методическое обеспечение:

- наличие программы лагеря, планов работы отрядов, календарно – тематического планирования воспитательной работы;

- наличие методического материала в соответствии с программой;

- наличие методических рекомендаций по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию;

- наличие системы отслеживания результатов педагогической деятельности и      деятельности воспитанников лагеря, подведения итогов, обеспечения гласности достигнутых успехов и результатов по реализации и результативности  воспитательной программы.

Финансовое обеспечение:

Финансовое обеспечение  направлено на организацию летнего отдыха воспитанников школы-интерната и основано на:

- использование финансовых средств областного бюджета и привлечение средств различных внебюджетных источников. В том числе и от деятельности школы-интерната, приносящей доход. 

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата

Название мероприятия.

Форма проведения

1

04.07.11г.

 « Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

«Веселый футбол»

   КТД

Соревнования.

2

05.07.11г

Посещение Знаменского краеведческого музея – бывшей усадьбы Загряжских-Строгановых.

«Рыцарский турнир»

Экскурсионная программа.

Спортивные состязания по отрядам.

  3

06.07.11г.

Экскурсия по старинному Знаменскому парку: «История старинной аллеи».

«Жители зеленого государства»

Экскурсионная программа

/рассказ о старинной аллее/.

Познавательная экологическая  игра.

4

07.07.11г.

«Сохраним для потомков…»

«Поэзия родного края»

Работа психолога с детьми.

Экологический десант (уход за знаменитой старинной аллеей).

Литературный журнал. (Знакомство с поэзией наших земляков.)

Проведение диагностических исследований.

5

08.07.11г.

Красота родного края в живописи.

«Молодость наших родителей».

Знакомство с творчеством Васильева, его картиной: «Мокрый луг», написанной под впечатлением красоты нашего родного края.

Фольклорный праздник.

6

09.07.11г.

Дневной кинозал /посещение  районного ДК./

«Разучим старинные народные игры…»

Просмотр детского исторического фильма.

Коллективные народные игры на природе.

7

10.07.11г.

« Край родной… »

 Разнообразие народных игр.

Конкурс рисунков.

Коллективные народные игры на природе.

8

11.07.11г.

Встреча с настоятелем Знаменского прихода - иереем Андреем Сусаковым.

Видеозал. Просмотр фильма.

Беседа: «История возникновения православия на Тамбовщине».

Просмотр фильма: «Святые источники Руси».

9

12.07.11г.

 Уборка территории  церковного парка. Уход за растениями.

«Истоки духовности».

Трудовой десант.

Конкурс рисунков.

10

13.07.11г.

  «Когда все вместе…»

«Уход за цветником» /на территории местной церкви/

 Фестиваль русской народной песни.

Трудовой десант.

11

14.07.11г.

Дневной кинозал /посещение  районного ДК./

Работа творческой мастерской.

Просмотр фильма: «Храмы земли Русской»

Изготовление поделок к конкурсу: «Купола России».

12

15.07.11г.

Поездка в поселок Трегуляй к Святому источнику /совместно с иереем Андреем Сусаковым/.

Уход за цветником /на территории местной церкви/.

Экскурсия: «История святого источника».

Трудовой десант.

13

16.07.11г.

 Красота духовной поэзии.

Традиции и обряды родного края.

Конкурс чтецов.

КТД

 

 14

17.07.11г.

«Вы в нашей памяти навеки…»

По страницам боевой славы…..

Экскурсия к памятнику  воинам-землякам, героям ВОВ.

Литературная композиция, посвященная нашим соотечествен-никам, героям ВОВ.

  15

18.07.11г.

Встреча с ветераном войны, бывшим работником школы-интерната Малюгиной В.Д. «Вспомним годы

боевые…»

«От рядового до генерала»

Посещение ветерана на дому.

Военно-патриотическая игра.

  16

19.07.11г.

Шефская помощь ветеранам войны.

«Я люблю тебя, Россия!»

Трудовой десант.

Конкурс патриотической песни.

  17

20.07.11г.

Дневной кинозал /посещение  районного ДК./

«Миру – ДА! Войне – нет!»

Просмотр фильма на военную тематику.

1. Выпуск плаката  /редколлегия/.

2. Конкурс рисунков по отрядам.

  18

21.07.11г.

1. « Из истории родного края…»

2. «Край любимый и родной…»

1.Работа по созданию презентации /занятие №1/

2. Творческая мастерская

/изготовление коллективных поделок/.

  19

22.07.11г.

Угадай мелодию /народные песни/.

Шефская помощь ветеранам войны.

Конкурсная  программа.

Трудовой десант.

 20

23.0711г.

« Из истории родного края…»

«Когда все вместе…»  

Работа психолога с детьми.

Работа по созданию презентации /заключительное занятие/.

Веселые эстафеты.

Проведение диагностических исследований.

 21

24.07.11г.

«За круглым столом»

Наши итоги…

Представление презентации.

Подведение итогов. Выставка  детских поделок и рисунков. Чаепитие.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены духовно-нравственными и патриотическими параметрами.

К ожидаемым результатам относятся:

 

*  Воспитание у детей и подростков уважения к культурному и историческому наследию родного края,  традициям родного края, развитие чувства гордости за cвою малую Родину.

*  Формирование духовно- нравственного и патриотического сознания обучающихся на основе знакомства с историческими ценностями родного края.

*  Утверждение в сознании и чувствах воспитанников духовно-нравственных и патриотических ценностей, взглядов, ориентиров,  убеждений, способности руководствоваться ими в практической деятельности.

  Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста духовно- нравственного и патриотического самосознания воспитанников.

Критерии эффективности программы:

Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих в себя такие параметры как:

*   постановка реальных целей и планирование результата программы;

*   содержательный и организационный характер воспитательного процесса;

*   заинтересованность педагогов в реализации программы;

*   уровень разработанности научно-методического обеспечения (методические рекомендации).

*   уровень разработанности диагностических методик по направлениям программы;

 *   психологический климат детского коллектива, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;

*    степень участия детей в проводимых мероприятиях в рамках программы;

*    творческое сотрудничество педагогов и детей;

*     желание участвовать в работе лагеря на следующий год.

 Библиографический список

1. О.С. Конькова, О.С. Мордасова. Маршрутами вожатского лета/ О.С. Конькова, О.С. Мордасова. – Мичуринск: « ЦТИ» И П Мелехов В.М. 2005.-136с.

2. У штурвала лагерной смены: Методические рекомендации по работе с детьми в оздоровительных лагерях: В 2 ч. Ч. 1-2 / Под общ. редакцией Л.А. Романиной. - Тамбов: РА «ВДВ», 2003.

3. В. Фокин, О.Фокин. Незабываемое. Сборник стихов./.В.Фокин, О.Фокин.-Тамбов: «Пролетарский светоч», 2000.-147с.

4.С.В.Турыгина, А.Н. Кугач. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр./ С.В. Турыгина, А.Н. Кугач.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.-304с.



 

Комментарии

Трофимова Лина Валентиновна

Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на обучающихся специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид ). Предназначена для реализации в воспитательной работе летнего школьного лагеря.