Страницы истории моей малой родины
план-конспект занятия по краеведению (5, 6, 7 класс)

Истомина Надежда Николаевна

Музейный урок «Страницы истории моей малой родины» предназначен для обучающихся среднего звена (5-7 кл.) . Технология - интерактивности, информационно- коммуникативная. Урок составлен на основе краеведческого материала. Мы живем в небольшом селе, которое расположено на левом берегу  Малая Обь и  имеет свою богатейшую историю, достойных людей, памятные места и события. Так как учащиеся находятся в образовательной среде – музейное пространство, участники мероприятия являются не только зрителями, но и активными участниками. Также целью этого мероприятия является сплотить детский коллектив, работать сообща, творчески взаимодействуя друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynyy_urok_stranitsy_istorii_moey_maloy_rodiny_.doc389 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Шурышкарская СОШ «Образовательный центр»

 

 

Страницы истории моей малой родины

                                                        Номинация: конспект занятия 

                                                  Направление: краеведение

                                                               Форма проведения: музейный урок

                                                             

Подготовила:

Истомина Надежда Николаевна,

                                                                       педагог ДО по краеведению,

                                                                          руководитель школьного музея 

                                                 Шурышкары,  2023г.

                                               Пояснительная записка.

   Музейный урок «Страницы истории моей малой  родины» предназначен для обучающихся среднего звена (5-7  кл.) . Технология -  интерактивности,

информационно- коммуникативная.  Урок составлен  на основе краеведческого материала. Мы живем в  небольшом    селе,  но он имеет свою  богатейшую историю, достойных людей, памятные места и события. Так как учащиеся находятся в образовательной среде – музейное пространство, участники  мероприятия являются не только зрителями, но и активными участниками. Также целью этого мероприятия является сплотить детский коллектив, работать сообща, творчески  взаимодействуя друг с другом.

Место проведения:   музейная комната, музейное пространство  образовательного учреждения. Экскурсию проводит педагог, активисты музея. Продолжительность: 45 минут

Цели и задачи:1. Формировать познавательный интерес, удивление необычностью красоты природы села  Шурышкары.

2. Углубить знания детей об истории села и  земляках поселения.

3. Воспитывать патриотизм, гражданственность, любовь, уважение к людям  и гордость за свою малую родину.

Оборудование: карта поселения, рисунки детей, проектор,  компьютер, компьютерная презентация,  аудиозаписи,  книги, фото.

                             План.

  1. Организационный момент.
  2. Рефлексия настроения.
  3. Путешествие по страницам истории села:

 1. « Историческая.  Шурышкары - «роговой городок»

 2. «Героическая»

                  3. «Известные люди села»

                  4. «Село сегодня»

 5. « Древние памятники»

  1. Музыкальная пауза
  2. Итоговый:

а ) Работа в группах

б ) Просмотр видео презентации

  1. Подведение итога.

а ) Самопроверка

б ) памятный подарок

                                                                                                         Эпиграф:

«Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться

Малой родиной, где мы живем»

 

                                                             Ход занятия

                                           

I Организационный этап.

 Педагог:

- Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в школьном музее. Значит у нас сегодня не традиционный урок,  а …(музейный урок)

-Для начала  я предлагаю всем   просмотреть слайд шоу.

II. Рефлексия настроения. Слайд шоу.

-   Знакомы ли вам эти места? (да.)

- Что на них изображено? ( Наше село Шурышкары, природа, люди)  

-Правильно.  

-Какое настроение и  чувства у вас возникли во время просмотра?

(Чувство радости, гордости )

Педагог:

- Давайте подумаем, о чём мы будем говорить? Что бы вы хотели узнать?

( О малой родине,  истории нашего села, о ветеранах ВОВ, о героях-земляках, известных людях)

- А зачем?

(Гордиться селом, любить,  знать и уважать традиции населяющего народа, ценить труд людей, беречь  и охранять  природу)

Педагог:

  -Каждый  человек с  рождения  свято чтит  любовь  к своему Отечеству, Родине. Но у каждого из нас  есть и малая родина - родной край, который мы любим по-особенному. Здесь жили наши предки, появились на свет наши родители, здесь  родились мы. Здесь наши Шурышкары.

-Для кого - то  Шурышкарский район лишь небольшая точка на карте великой страны- России. Для  нас - это родная земля, на которой мы  родилась  и которую очень любим. (обращаю внимание на карту ЯНАО)

 -Любовь к малой Родине  важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке.

-Послушайте песню нашего земляка  Виктора Шестакова.

(звучит аудиозапись )

Шурышкарский район

Шурышкарский район. Земля озер таёжных

Земля лесных просторов. Край белых журавлей.

Шурышкарский район. Край мест не потревоженных

Земля сказаний древних и творческих людей.

 

В тяжелые годы и в мирное время

Трудился народ твой на благо страны.

И выросло здесь не одно поколенье

Людей, что Отчизне и долгу, верны.

 

И реки, и горы, тайга или тундра

Всё есть на просторах родимой земли.

И нет красивее картины, чем утром

Идущие вдаль по Оби корабли.

 

Шурышкарский район. Мой дом, моя обитель

Мои друзья и близкие, вся жизнь-судьба моя.

Шурышкарский район навечно я твой житель

Ты родина детей моих и ты моя семья.

 

Расти, и крепни вольный край

Земля чудес и сказочных преданий.

И всяк живущий здесь приумножай

Района честь, района процветанье.

III.  Путешествие по страницам истории седа.

 Педагог: -Наша малая родина – село  Шурышкары и  на сегодняшнем  музейном  уроке   мы перелистаем страницы истории малой родины.

Слайд1. « Историческая. Шурышкары - «роговой городок»

 Слайд 2. «Героическая»

 Слайд 3. «Известные люди села»

Слайд4. «Село сегодня»

Слайд 5. « Древние памятники»

  1. -Открываем страницу « Историческая . Шурышкары - «роговой городок». (слайд1)

( к стенду подходит  подготовленная ученица- экскурсовод и  рассказывает об истории образования села и его названии)

 - В каждом городе, деревне, селе есть свои памятные места. Такие  места  есть и   в моём  поселении. Наше знакомство с историей села  мы начинаем у памятного знака- стелы. Этот знак был установлен в честь основания нашего родного села в 2000г.  (обращает внимание на фотографию и рисунок)

  1.     - В музее хранится электронная  книга краеведа нашего села  Паутонен В. А. «История муниципального образования  Шурышкарское»

История начиналась так…

https://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/19/0B/1641376.jpg  1 ученица. -Согласно «Книге Большому Чертежу» в конце XVI в. городок  Сускар  или Роговой (в более позднем варианте Шурышкар) по-остяцки именовался Лор-вош (Соровой городок) , расположенный  на левом берегу реки Малая Обь в 130 км к юго-западу от Салехарда и в 90 км к юго-западу от районного центра  села Мужи. В 1701 году обозначен на северном берегу в устьевой части Шурышкарского сора.

  Давным-давно, на месте современного поселка Шурышкары когда-то произрастал огромный лесной массив. Кочевые оленеводы приезжали и устанавливали свои чумы под горой, у самой воды. Постепенно, с приходом сюда семей коми-пермяков, возник поселок, как постоянное место жительство. Легенда гласит, что благодаря коми-пермякам и появилось   название поселка Шурышкары,  что в  переводе с коми означает ‛Роговой городок’ ( сюр «рог») так как весь берег реки был  покрыт  оленьими рогами.

https://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/19/0B/1641376.jpg2 ученица.-   Шло время, поселок обустраивался. Появились здесь семьи русских. Зимой приезжали сюда купцы. Ездили они сначала на собаках, потом стали закупать оленей у оленеводов, а летом, как открывалась река, приходил пароход. На пароходах привозили продукты, мануфактуру, взамен брали пушнину, рыбу. Затем купец Плотников построил на берегу магазин, склады. Население занималось в основном охотой и рыболовством В 1794 году была проведена перепись населения, согласно которой в Шурышкарских юртах проживало 156 жителей, было 14 хозяйств. Из них самое крупное хозяйство Максаровых состояло из 32 человек, Рандымовых из 20, Емруевых из 18 человек.

   Задолго до революции 1917 года приехали и поселились в Шурышкарах братья Коневы из Архангельской губернии. Это были мастеровые люди. Они-то и построили церковь в Шурышкарах в 1879-80 годах. Стояла она на горе, была бревенчатая, с тремя колоколами. При церкви был дьяк. В большие праздники в Шурышкары приезжали церковные служители из Тобольска, Салехарда.

Молитвенный дом был освящен в честь святого Митрофана, епископа Воронежского, потому что в нем был установлен иконостас и престол от походной церкви Кондинской миссии, сооруженный в честь этого святого.

После событий 1917 года в церкви сделали амбар, где хранили картофель. В 1940-45 годах церковь  разобрали, часть перенесли на новое место в центр поселка и собрали из остатков сруба клуб. Простоял он до 1973-75 годов, затем был разобран. Рядом с ним построили новый просторный клуб.

    В начале 1930 года был образован Шурышкарский сельский совет, на его территории началась коллективизация. Появились первые колхозы-простейшие производственные товарищества, рыболовецкие и сельскохозяйственные артели - «Красный промысловик», «Коммунар», «3-ий Интернационал», «Рыболовецкая артель имени Микояна», преобразованная в 1958 году в «40 лет Октября». Колхозники занимались полеводством, выращивали репу, лук, огурцы, картофель, капусту, турнепс. Для огурцов были сделаны теплицы под стеклом. Турнепс шел на корм скоту. Картофелем, капустой обеспечивали себя на всю зиму. Молодежь отправляли учиться на бригадиров, техников, полеводов. После учебы многие возвращались в село и работали в колхозе.

Вывод: изучая историю своей малой Родины, мы учимся ценить труд наших предков.

Слайд 2. «Героическая»

- А сейчас открываем страницу «Героическая»

(ученица- экскурсовод у  экспозиции   «Односельчанин!  Помни, кто подарил нам мирную жизнь»,  зачитывает справку )

https://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/19/0B/1641376.jpg   В тяжелые годы Великой Отечественной войны Север разделил судьбу страны. В военкомат потоком шли письма, телеграммы, заявления от жителей округа с просьбой направить их на фронт. 13 июля 1941 года состоялись первые проводы мобилизованных на фронт.

      По  Шурышкарскому сельскому совету ушло на фронт –  120 человек;

не вернулись с войны,  погибло на полях сражений –  66 человек;

пропали без вести – 10 человек;

И только 54 человека вернулись в родные края.

120 человек занесены в Книгу Памяти Шурышкарского района;

-В центре села, у  сельского клуба в 1982 году, установлен обелиск солдатам, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны. На плитах обелиска высечены фамилии наших дедов, прадедов.

   Великой силой на производстве в годы войны стала женщина- труженица. Женщины выполняли тяжелую мужскую работу: валили лес, охотились, занимались скотоводством, огородничеством.

Женщины – труженицы  тыла  села Шурышкары- 24 человека.

Из воспоминаний :

Кельчина Анна Александровна.

Анна Александровна вспоминает, что  во время войны работала в колхозе. В парниках выращивали рассаду и садили капусту. Картошки очень много собирали, мешками с полей осенью возили. Напарницы ее были Ольга Шиянова,  Рочева Анастасия Алексеевна, Ануфриева Ксения Федоровна. На покосе работали бригадами. Сено возили с Бубиной  Ириной Яковлевной. Рубили деревья, таскали их на своих плечах, лошадей мало было. Привезут груз, нас опять туда на выгрузку. Всю работу выполняли женщины. Тяжело было, но выжили.

Педагог: 

-Обратите внимание на фотографии ветеранов, как- будто, они по - прежнему в строю.

 - Низкий поклон и вечная память героям-освободителям. 

 Вывод: отдавая дань памяти погибшим, мы понимаем, что главное наше богатство – это … (люди)

-Продолжает нашу экскурсию страница « Известные люди села», слово предоставляется следующему экскурсоводу:

( Обращает внимание на стенд «Они учились в нашей школе»)

https://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/19/0B/1641376.jpg3 ученик:  -А сколько знаменитых и известных  людей подарила Шурышкарская  земля! Это удивительно! Жители села гордятся знаменитыми земляками, которых немало. Это Ануфриев Василий Ефимович – Почетный гражданин Шурышкарского района, учитель начальных классов, автор букваря на языке ханты, Кельчин Михаил Григорьевич – рыбак, кавалер ордена Трудовой славы трех степеней,  Ермолин Николай Иванович – заслуженный учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещения;

   Не только  в округе, но далеко за её пределами известны  имена писателей    Юрия Афанасьева,  поэта Прокопия  Салтыкова,  журналиста Геннадия Кельчина.

       Юрий Николаевич Афанасьев, уроженец нашего села, член Союза журналистов и Союза писателей России,  один из тех, кто прославил наше село. В его произведении « За Белой горой»  указан археологический памятник нашего села- Белая гора. (выставка книги). О том,  как жили люди, чем занимались дети в те далекие годы и  на другие  вопросы вы можете найти в его рассказах,  книгах, которые хранятся в нашем школьном музее.

       К сожалению, Юрий Николаевич рано ушёл из жизни. Но как много он успел сделать! Стал лауреатом Всероссийской премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка за циклы сказок «Сказки дедушки Ай-по» и «Алёшины сказки», продолжающие литературные традиции Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Писатель до сих пор  остается  добрым сказочником для маленьких читателей. Он умел глубоко чувствовать душу ребёнка, умел видеть мир детскими глазами. Это открывало ему дорогу к детским сердцам. В течение всей своей творческой жизни писатель старался прививать детям любовь к книге, к устному народному творчеству.

https://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/19/0B/1641376.jpg4 ученик. -Наш выпускник –герой  Афганской войны.

(проводится у  стенда  «Сын земли шурышкарской»)

 Гвардии рядовой  Кельчин Олег Никифорович  ( 11. 06.1958- 13.06.1981).

  Механик-водитель тягача, стрелок-наводчик гранатомета.

Родился Олег Никифорович в селе Шурышкары.  После окончания  Шурышкарской  восьмилетней  школы,    начал свою трудовую  деятельность  в Горковском  рыбозаводе.  До призыва в армию в ноябре 1980 года работал плотником на Аксарковском рыбозаводе Приуральского района. Был призван на срочную службу в ноябре 1980г. В Республику Афганистан попал в мае 1981 года. Служил механиком-водителем армейского тягача в 66-й отдельной мотострелковой бригаде. Свой последний бой Олег принял 13 июня 1981 года. Рядовой Кельчин заметил, что один из моджахедов прицелился в командира его взвода. Он заслонил командира собой и погиб от вражеской пули. За проявленное мужество, отвагу и самоотверженность был   награжден орденом Красной Звезды (посмертно). В соответствии с Указом Президента Республики Афганистан от 15 мая 1988 года  Олег Никифорович Кельчин посмертно награжден медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Похоронили героя-интернационалиста в с.Аксарка.

Одноклассница Новикова Светлана Витальевна   запомнила Олега  добрым, общительным, улыбчивым.

Вывод: отдавая дань уважения своим землякам, мы берём с них пример.

Педагог:

-  Нас ждет еще одно  путешествие, страница: «Село сегодня»( слайд 4)

  Муниципальное образование сельское поселение Шурышкарское основано 28 декабря 2005 года. Занимает площадь  84 8970 гектара. Центр – село Шурышкары – расположен на левом берегу реки Малая Обь, а точнее, в Шурышкарском сору. В состав муниципального образования входят деревни: Лохподгорт, Унсыльгорт, национальные поселения оленеводов, рыбаков. Численность населения 970 человек. Основная отрасль производства – рыбодобыча.

-На первый взгляд село не обладает какой-то необыкновенной экзотической красотой – это тихое местечко,  где живут оленеводы и рыбаки. Земля  богата традициями своего народа. Где летом белые ночи, а солнышко заходит за горизонт  и тут же просыпается. Зима долгая, снежная, пушистая и холодная. Весной, как только сойдёт снег,  начинают цвести, опасаясь опоздать за короткое лето, пахучий багульник, солнечная морошка, черника и брусника. Всё есть на просторах родимой земли: реки и горы, тайга и тундра. Шурышкары- это место, где протекает широкая и полноводная река Обь, которая берет свое начало в слиянии двух рек Бия и Катуни, и где по левому и правому берегам реки, как крылья быстрокрылого  ястреба, расположились  северные поселки и  маленькие  рыбацкие  деревни. Каждую весну рыбацкие плашкоуты, как написал Роман Ругин в известных строчках, «…как нацеленные стрелы, ждут своей путины». В каждом, даже самом маленьком селе, непременно найдется свой предмет гордости. В  нашем селе, где мы живем, самое любимое место сельчан  и детворы - священное озеро народа ханты -Шурышкарский сор. Взрослые и ребятня любят    окунуться в прозрачную и прохладную воду после жаркого дня.  А зимой любители зимней рыбалки всей семьей отправляются с удочкой на реку. Кому повезет, тот домой уйдет с хорошим уловом пятнистой щучки.

С каждым годом  наше  село   благоустраиваются, построена новая двухэтажная школа,  просторная больница, строятся  новые многоэтажные  дома,  Детвора развлекается на детских игровых площадках и закаляется на  спортивных площадках.

 Летом по Оби каждый день курсирует по населённым пунктам «Метеор», а с открытием зимника непрерывным потоком мчатся  машины по всему району. Это значит, что  много туристов и гостей приезжает к нам, чтобы посмотреть достопримечательности нашего села и района.

- Да,  и о достопримечательности села, это последняя наша страничка в нашем путешествии по малой родине.

Слайд 5. « Древние памятники» ( на слайде проектируются  слайды с изображением археологических находок)

https://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/19/0B/1641376.jpgИнформацию рассказывает ученик- экскурсовод.

-  На  нашей территории , в ходе археологических работ, обнаружены  уникальные археологические находки, клады; есть доказательства о существовании здесь поселений 12-13 и 17-18 веков.

В историческом атласе Ямало-Ненецкого автономного округа на странице 5 под номером 57 обозначено жертвенное место- Белая гора. В инциклопедии  Ямало-Ненецкого автономного округа гора обозначена как поселение, городище Лор-вож. Археологический памятник Белая гора находится в 300 метрах от поселения Шурышкары и представляет собой гору со светлым песчаным пологим обвалившимся склоном. В энциклопедии «Ямал» том 2 в статье « Белая гора» Н. В. Федорова указывает, что высота горы в момент обследования ее Н.А. Сыркиной в 1976-77 годах была 18-20 метров от уровня поймы. Высота склона  8 метров. К, сожалению, сегодня гора претерпела все климатические погодные условия и изменила свой первоначальный облик. Но каждый житель нашего села знает это место.

Еще один памятник Черная гора находится в 400 метрах на север от поселка Шурышкары на высоком берегу коренной трассы Шурышкарский сор и обозначен как жертвенное место. На северо-восточном берегу озера Шурышкарский Сор находится памятник городище - Шурышкарский Сор.

Вывод: радуясь позитивным изменениям в судьбе своего села, постараемся сохранить и передать эту заботу своим детям и внукам и заботиться об уникальных уголках нашей родины.

IV. Музыкальная пауза.

педагог:- А сейчас  мы немного отдохнем. Приглашаем всех в кабинет.  

 (Прослушивание аудиозаписи песни    на  слова и музыку сторожила села  Паутонен Валентины Андреевны   «Ах, Шурышкары…»)

Метеор подходит  к  пристани,

Капитан кричит – Шурышкары!

Выходите, кто в Шурышкары,

Не теряйся,  не зевай.

Припев.

Ах, Шуры-Шуры-Шурышкары,

Крыши в цвет, герань в окне.

Здесь родные наши,  близкие.

И здесь помнят обо мне.

Наш посёлок рыбой славится

И нам это очень  нравится.

Щука, щёкур , язь,  муксунчик есть,

Всё , что хочешь выбирай.

Припев:

Здесь как в сказке получается

Вода живая здесь встречается.

Вместе это называется

Наш лесной и рыбный край

Ах, морошечка, морошечка

Словно солнышко в окошечке.

Разбежалась по поляночке,

Не ленись и собирай.

Припев:

Ах, Шуры-Шуры-Шурышкары,

Крыши в цвет, герань в окне,

Здесь родные наши, близкие,

И здесь помнят обо мне.

Здесь дома, дороги строятся

Школа новая откроется.

Интернат и поликлиника,

Будет  чистая вода

Припев:

Метеор подходит к пристани,

Капитан кричит- Шурышкары!

Как вы здесь без нас, Шурышкары!

Мы приехали, встречай!

Припев:

Пусть растут, цветут Шурышкары,

Крыши в цвет ,герань в окне.

И на светлых, чистых улицах

Будет тесно детворе.

Ах, Шуры-Шуры-Шурышкары!

-Валентина Андреевна передала в песне любовь, гордость за свое село!

V. Итоговый.

Робота в  группах. https://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/19/0B/1641376.jpghttps://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/19/0B/1641376.jpghttps://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/19/0B/1641376.jpg

1группа.   «Историческая. Шурышкары - «роговой городок».

- Прочитать задание, восстановить текст « Предание о древнем городке Лор – вош»

2группа.    «Героическая»

- Перечитать боевой путь ветеранов ВОВ Рябкова М.И., Хунзи Г. В. вырезать  награды за их боевой подвиг и наклеить на лист А4.

3 группа. « Известные люди села»

 - Перед вами музейные вещи. Соотнесите  предметы в соответствии с творчеством  талантливых  людей нашего села. ( Букварь – Ануфриев В.Е.,

учебник географии- Ермолин Н.И., Кельчин Г.П.-  газета «Лух Авт»,  Кельчин М.Г.- макет рыбы.

4 группа. «Село 20 лет спустя»  

- Мини - проект, раскрасить   картинки и оформить экспозицию «Село через 20 лет».  

 2. Проверка. Просмотр видео презентации   «Мы разные - но мы вместе»

 VÎ.  Подведение итога.

 Самопроверка:  « +»  или  «-»

Не знаю

Знаю

Когда образовалось cело Шурышкары?

Почему оно носит такое название?

Знаешь ли ты даты Великой Отечественной войны?

Знаешь ли ты фамилии известных  людей села?

Знаешь ли ты улицы села?

Знаешь ли ты главное богатство нашего села?

      Напиши свое пожелание нашим жителям села.

https://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/19/0B/1641376.jpg

Спасибо за участие!

Педагог:

- Если каждый из вас с детских лет будет интересоваться, знать и гордиться историей своей малой родины, то  эта  любовь и забота будет передаваться  из поколения в поколения. Тогда  мы сохраним и приумножим все то, что нам оставили наши предки.

- На память о нашей встрече мы дарим вам это замечательное фото.

 ( детям вручается на память фото с изображением  села)

Использованная литература: книга  «История муниципального образования  Шурышкарское», электронное издание,  автор Паутонен В. А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентацияРодники моей Малой Родины

результаты исследовательской деятельности...

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания "Большая история моей малой Родины"

Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на обучающихся специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченны...

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания: «Большая история моей малой Родины»…»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания      ориентирована на   возрастные группы обучающихся /5- 9кл коррекционной школы-интерната VIII вида....

Программа внеурочной деятельности "Большая история моей малой Родины"

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника....

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...

Внеклассное мероприятие "История Комсомола моей малой Родины"

К 100-летию ВЛКСМ разработано внеклассное мероприятие, которое рассказывает об образовании комсомольской организации с. Труновского, о первых комсомольцах и трудностях, которые они преодолевали. О вел...