Методическая разработка "О педагогических задачах в классе академического пения"
методическая разработка

Дьяконова Инна Игоревна

     В представленной разработке рассматриваерся вопрос о создании необходимых условий для бережного развития детского голоса и его охраны в процессе обучения. Раскрывается вопрос о роли вокального воспитания детей, практической значимости и актуальности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_razvitii_detskogo_golosa.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

О педагогических задачах в классе

академического пения.

Детская вокальная педагогика обладает целым рядом особенностей по сравнению с обучением пению взрослых. Особенности эти определяются тем, что детский организм еще не окончательно сформирован и находится в стадии своего анатомо-физиологического развития. Это период накопления растущим организмом сил, необходимых навыков и знаний. Следует отметить два важных обстоятельства. Во-первых, эти силы, знания и умения формируются не только в области музыки, но и во многих других жизненно важных сферах. Во-вторых, растущий организм является еще очень слабым и неспособным выполнять большие концентрированные нагрузки, которые допустимы для взрослых. Поэтому опытные педагоги, работающие над вокальным развитием детей, стремятся, прежде всего, избежать перегрузок детской психики и голосового аппарата, приводящих в дальнейшем к отрицательным последствиям. Так, известный детский вокальный педагог Ё.М.Малинина считала, что развитие вокальных способностей детей должно осуществляться не путем максимальной эксплуатации возможностей детского голоса, а следуя рациональному развитию этих возможностей, т.е. как бы готовя вокальные способности взрослого человека: «Голос может развиваться правильно в тех случаях, когда используется его природа сегодняшнего, а не завтрашнего дня. Надо учить петь наше подрастающее поколение «впрок», а не «на потребу»1. К сожалению, именно этот основной принцип вокального воспитания детей нередко нарушается в погоне за чрезмерным профессионализмом детского пения. Примером чрезмерной эксплуатации голоса может послужить творческий путь Роберто Лоретти.

Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л., 1967 

        Слушая записи голоса Лоретта - взрослого, сложно удержаться от разочарования,  а ведь  в  детстве ему пророчили будущее  нового  Карузо.

К сожалению, работа «впрок», на долгие годы вперед мало кого устраивает. Естественное желание любого педагога и администрации как можно скорее показать «товар лицом», вывести на сцену еще неокрепшие голоса, а то и «пришпорить» их, чтобы произвести впечатление. А чем еще, как не на fortissimo, т.е. количеством и объемом поразить слушателя. Но сила - плохой друг ансамбля, красоты тембра и здоровья как детского, так и взрослого голоса. Подтверждение этого мнения мы находим у многих выдающихся певцов и педагогов:

Ф.И.Шаляпин (1873-1938): «Никогда не напрягайте своего голоса; никогда не пойте... так громко, что вы сами чувствуете, что поете из последних сил. Всегда старайтесь оставлять какой-то резерв, запас ваших голосовых возможностей».

Умберто Мазетти (1867-1919) - педагог А.В.Неждановой, В.В.Барсовой, Н.А.Обуховой и др.: «Каждое напряжение для увеличения силы голоса ведет в ущерб голосовому органу. Кто кричит - тот губит голос. В особенности пагубно злоупотребление высокими нотами».

Фр.Палъмеджани: «Избегать петь на пределе своих возможностей - вот один из самых больших секретов школы bel canto, об этом всегда помнил М.Баттистини».

Фр.Ламперти (1811-1892): «Кто не будет избегать крика, не может долго петь на сцене, так как крик убивает пение. Пусть певец знает, что тот, кто кричит, тот теряет свой голос».

Следует помнить, что нормы силы голоса и продолжительность пения для детского голоса более низкие в сравнении с нормами взрослого. Сложность вокального обучения детей состоит в том, что каждый возраст требует особых методических подходов: методы вокального воспитания одиннадцатилетних детей во многом оказываются непригодными для обучения семилетних малышей или детей, находящихся в стадии «мутации».

Учитывая, что эти стадии довольно быстро сменяют друг друга, претворение в жизнь рациональной программы вокального воспитания детей является далеко не легкой задачей (Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М, 2000).

Пение - сложный психофизиологический акт, в процессе которого приобретаются вокальные рефлексы и навыки. Следует вероятно, уточнить что же мы понимаем под определением «вокальный навык». Вокальный навык подразумевает умение самостоятельно применять комплекс приобретенных вокальных умений: певческая установка, певческое дыхание, которое связано с певческой опорой, звукообразование, артикуляция.

Процесс образования двигательных навыков принято условно делить на три этапа.

Первый этап - нахождение верной певческой работы голосового аппарата, правильного звукообразования на некоторых гласных и на ограниченном участке диапазона голоса.

Второй этап - сохранение и уточнение этих навыков, усвоение различных типов звуковедения, перенесение верных принципов работы голосового аппарата на весь диапазон.

Третий этап - автоматизация, шлифивка и нахождение многочисленных вариантов работы. Это этап доведения правильного звукообразования до автоматизма, полного «раскрепощения» голосового аппарата и возможности варьировать голосом в пределах верного звучания, т.е. развитие нюансировки.

Первый этап один из самых ответственных периодов. Используя то или иное упражнение, вокальное произведение следует исходить из ясного представления о предшествующем вокально-двигательном опыте: что умеет, и что может сделать ученик.

Каждый последующий этап должен являться усложнением или новой комбинацией того, что ученик уже умеет делать. В освоении верного звукообразования большое место занимает работа над отдельными звеньями

певческого акта. В виде отдельных мышечных приемов осваивается, например, умение вдохнуть, открыть рот, сделать зевок, положить язык и т.п. Все эти отдельные движения должны быть соединены в целостной координации. Следует внимательно следить, чтобы работа над отдельными компонентами не перешла в самоцель. На начальном этапе для закрепления нового навыка идеальным вариантом были бы непродолжительные регулярные занятия.

На этапе уточнения у учащегося возникает ощущение, что силы тратиться меньше, а голос звучит звонче и лучше управляется. Однако, все недочеты исполнения нельзя устранить сразу, поэтому ученик должен следить за одним - двумя элементами, не более. Очень важно последовательно и постепенно вести все более тонкую обработку навыка.

Показателем того, что наступил этап автоматизации является слаженное, свободное исполнение, устойчивое к сбивающим моментам и безотказно действующее на публике, на экзамене и в других сложных психологических ситуациях. Однако истинное мастерство пения характеризуется бесконечной вариабельностью, диктуемой художественной исполнительской задачей. Эти варианты в своей основе являются дополнительными цепочками рефлексов, сформированных путем многократных проб, попыток изменить характер звучания. Разумеется, вариабельность работы голосового аппарата возможна только после того, как найдены и закреплены основные навыки.

Дмитриев Л.Б. определял формирование вокального навыка в виде двигательных рефлексов сразу «на музыкальное содержание», т.е. техническая и образная задачи должны решаться параллельно. Закономерностью здесь является то, что чем раньше усвоен человеком какой- либо навык, тем он прочнее и тем труднее поддается коррекции с годами. Вокальным педагогам хорошо известно, что переучить певца, обладающего дурной манерой пения, бывает значительно труднее, чем научить правильно, петь человека, не обладающего никакими певческими навыками.

         В связи с этим врач-ларинголог Императорских театров Е.Б.Блюменау приводит такой любопытный случай: «Рассказывают, что один известный профессор пения брал от своих учеников двойную плату, если они раньше уже учились у другого педагога, так как он учитывал тот труд, который ему приходилось потратить на то, чтобы на первых порах отучить таких учеников от дурных привычек, приобретенных вследствие плохой школы» (Блюменау Е.Б. Что важно знать певцу, чтобы сохранить здоровье голоса. СПб., 1914).

Таким образом, мы видим, что на плечи детского вокального педагога ложится большая ответственность за качество вокального обучения детей.

Основная задача школьного и дошкольного эстетического воспитания состоит в приобщении детей к прекрасному миру музыки, пробуждении интереса к музыкальному творчеству, формировании у детей элементарных основ музыкальной грамотности (нотной грамоты, ладового чувства и др.), а пение - наиболее доступный вид музыкального творчества. Существует множество методик и рекомендаций различных авторов, построенных на различных подходах, иногда так или иначе обоснованных, но весьма дискуссионных.

При обучении детей необходимо, насколько это, возможно, предоставлять им видимое - зрению, слышимое - слуху, осязаемое - осязанию, а в рассказе ничего не говорить несообразно детскому возрасту и уразумению (Коменский Я.А.).

Как донести до детского понимания вокальные принципы? Здесь на помощь приходят методы эмоционально-образного обучения, так называемые методы «как будто», которые подбираются соответственно возрасту детей. Примеры подобных методов можно найти в следующих работах: Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л., 1967, Демченко А.Д. Вокальные игры с детьми. М., 2000. Педагогу важно самому находить нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, метафоры, ассоциации. Чрезвычайно важен подбор репертуара в соответствии с возрастом и учебным заданием, что успешно практикуется в вокальном образовании.

(Бочев Б. Эмоциолнальное и выразительное пение в детском хоре. Методы работы в детском хоре «Бодрая смена» // Развитие детского голоса. М., 1963; Огороднов Д. Е. Музыкально - певческое воспитание детей в обще - образовательной школе. Л., 1972; Стулова Г.П. Теоретические основы вокальной работы с детьми и подростками // Музыкальное образование в контексте культуры. Академическое сольное пение. М., 1996, К вопросу о положении гортани в пении // Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. М., 1999).

Для вокальной науки прежних лет главный интерес представляла гортань и работа голосовых связок. В настоящее время накапливается все больше научных доказательств того, что работа гортани и связок настолько сильно зависит от дыхания и резонаторов, что делать ставку в вокальнометодической работе на механизмы гортани и голосовых связок представляется не только недостаточным, но, как это не парадоксально, и непродуктивным, и даже вредным (Морозов В.П. Искусство резонансного пения. М., 2002). Успешно практикуется, так называемая, резонансная методика, в основе которой «лежат» пять основных принципов:

  • развитие элементарных вибрационных ощущений и представлений, как отражающих степень активности резонаторов;
  • приобретение начальных навыков не форсированного, но и не зажатого нижнереберно - диафрагматического дыхания, активизирующего резонансные свойства голосового тракта;
  • стремление избежать у ребенка связочных ощущений, провоцирующих «горлопение»;

- использование эмоционально - образного восприятия как наиболее предпочтительной формы обучения, конечно же, с учетом возрастных особенностей;

  • соблюдение целостности и гармоничности работы голосового аппарата певца.

Об эстетическом эталоне певческого голоса у детей:
влияние звуковой среды и средств массовой информации

Одно из основных положений детской педагогики гласит, что в уменьях ребенка не может быть ничего иного, чего ранее не было в его чувствах и ощущениях.

На формирование детского голоса влияют не только занятия в хоровом и вокальном классах, но и та звуковая среда, в которой ребенок живет и развивается. Это пение, которое дети слышат по радио, ТВ, в кино, в театре, на улице, у друзей на вечеринке и т.д. Зачастую при выборе эталонного звучания наши дети руководствуются такой оценочной категорией как мода.

Интересные исследования провел Юцевич Ю.Е.: если детям давать на уроках слушать голоса мастеров вокального искусства с высоким уровнем ВПФ (высокой певческой форманты) и «полетности», то в их голосах также повышается звонкость и «полетность» (дети склонны подражать естественному свободному механизму голосообразования, свойственного мастерам). После же прослушивания программы эстрадных певцов в звучании голосов детей появилась сипота, ухудшилось качество верхних нот, наблюдалось укорочение диапазона (Юцевич Ю.Е. О влиянии вокальнослуховых рецепций на формирование певческого голоса // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. Сборник тезисов VI научной конференции. М., 1982).

В 90-х гг. под руководством Стуловой Г.П. ее диссертанткой Александровой Е.В. был проведен эксперимент по вовлечению детей 6-7 лет на уроках музыки в работу по постановке детской оперы. Несмотря на то, что опера является сложным синтетическим жанром, сочетающим в себе несколько видов искусств, эта форма, как раз в силу своей комплексности,   несколько

несколько видов искусств, эта форма, как раз в силу своей комплексности, оказалась для детей привлекательной и эффективной в плане приобщения детей к миру вокального искусства.

Акустические особенности детского голоса

Акустические особенности детского голоса - сила, динамический диапазон, дикция, особенности спектра - неоднократно становились предметом исследований. По сравнению с голосом взрослого певца детский голос обладает меньшей силой, более узким динамическим и звуковысотным диапазоном, несколько сниженной дикцией, значительно слабее выражена высокая певческая форманта2, меньшей выносливостью.

ВПФ практически не является природным свойством голоса, а приобретается в процессе индивидуального развития человека и связано с возрастом. Причины того, что детские и женские голоса слышатся более звонкими, в сравнении с мужскими, кроются в отсутствии низких спектральных составляющих (основной тон женского и детского голоса на 1 - 1,5 октавы выше мужского). Таким образом, спектры женских и детских голосов оказываются сдвинутыми в сторону высоких частот.

Остановимся на некоторых особенностях различных возрастных групп учащихся. Как известно, по биологическому закону каждый организм в процессе своего индивидуального развития повторяет все стадии, по которым шли в эволюции его предки. Наиболее поздние приобретения формируются, соответственно, в последнюю очередь. Голосовая мышца человека - вокальная мышца, или, как оно еще называется по месту своего прикрепления, - внутренняя щиточерпаловидная мышца  -  у новорожденного отсутствует.

2 Форманта - область значительного усиления амплитуды тех или иных обертонов голоса, что существенно влияет на тембр, фонетические свойства и силу певческого звука в целом. Принято различать высокую и низкую певческие форманты. Высокая певческая форманта - это группа усиленных обертонов, придающих голосу звонкость и «полетность». Акустических доказательств происхождения ВПФ не было получено. НПФ - низкая певческая форманта - связана с активностью двух наиболее крупных полостей голосового тракта певца - ротоглоточного и трахеобронхиального резонаторов и ее наличие придает голосу мягкость, бархатистость и силу.

Только постепенно, после года, в том месте, где в дальнейшем будет вокальная мышца, появляются отдельные мышечные волокна. Собственно, формирование вокальной мышцы начинается в семилетием возрасте. С этой особенностью связаны качества детского голоса: ограниченность диапазона, фальцетный тип звучания, тембровая бедность, сравнительно небольшая сила звука, а основной окраской детского голоса отечественные физиологи (Ермакова И.И., Таптапова С.Л., Телеляева Л.М., Дмитриев Л.Б., Тринос Л.А.) называют «серебристость». Каждые 2-3 года голос меняет свои качества. Из «серебристого» с диапазоном 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок, диапазон увеличивается до 11-12 нот.

Развитие голоса детей делят на четыре периода:

  1. дошкольный - до 7 лет;
  2. домутационный - от 7 до 13 лет;
  3. мутационный - от 13 до 15 лет;
  4. послемутационный - от 15 до 17 лет

(Дмитриев Л.Б. Фониатрия и фонопедия. М.: Медицина, 1990).

К 11- ти годам мышечные волокна входят в соединительный край складки, а к 11-13 годам мышца подростка выглядит так же, как у взрослого человека. В процессе развития ребенка в возрасте 13-15 лет наступает так называемый мутационный период, который характеризуется резким изменением звучания голоса и переходом его от характерного детского тембра к тембру взрослых. Первые признаками мутационного периода проявляются в следующем:

  • сокращение диапазона голоса;
  • смещение его вниз по частотной шкале;
  • потеря высоких тонов голоса;
  • утрата звонкости;
  • появление в голосе охриплости и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «Хоровое академическое пение»

Предмет «Хоровое академическое пение» является  дополнительной  дисциплиной,  поэтому  в  нашей  школе  хоровое  пение  сочетают...

Методическая разработка "Педагогические задачи на всех этапах разучивания музыкального произведения в классе аккордеона"

Описываются пути совместной поэтапной работы педагога и ученика по разучиванию музыкального произведения, а так же возможные допускаемые ошибки в ходе разучивания и  методы их устранения....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА

Методические рекомендации по работе концертмейстера в классе академического вокала...

Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".

     Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программ...

Методические рекомендации «Работа концертмейстера в классе сольного пения ДШИ"

Данная работа содержит методические рекомендации для концертмейстера по работе с учащимися музыкальных отделов по классу вокала...

Методическая разработкаи урока "Автономный ( вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальнпя регуляция"

Методическая разработка урока " Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция" включает в  себя схемы, просмотр фрагмента фильма, выполнение практической работы ....