Главные вкладки

    Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".
    рабочая программа по музыке по теме

    Семикова Елена Ивановна

           Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программа  «музыкальный инструмент Фортепиано» разработана на основе и с учётом федеральных и государственных требований к дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства «хоровое академическое пение».

    Программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Она может стать зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).

    При разработке и реализации общеразвивающей программы в области учитена занятость детей в общеобразовательных школьных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных Общеобразовательных программ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obshcherazvivayushchaya_programma_po_fortepiano.doc226 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

     «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ

     ЮРИЯ ДМИТРИЕВИЧА КУЗНЕЦОВА»

    ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    ПО.01 УП. 03 И ВО.01 УП.01 «ФОРТЕПИАНО»

     ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ»

    Г. НИЖНЕВАРТОВСК 2014ГОД


    Разработчик –Семикова Елена Ивановна преподаватель МАОУДОД «ДМШ им. Ю.Д. Кузнецова»

    Рецензент –преподаватель МАОУДОД «ДМШ им. Ю.Д. Кузнецова»

    Рецензент –


    Оглавление

    Пояснительная записка        

    Учебный план        

    Содержание учебного предмета        

    Требования к уровню подготовки обучающихся        

    Формы и методы контроля, система оценок        

    Методическое обеспечение программы        

    Список литературы        


    Пояснительная записка

           Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программа  «музыкальный инструмент Фортепиано» разработана на основе и с учётом федеральных и государственных требований к дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства «хоровое академическое пение».

    Общеразвивающие программы в области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению большего количества детей к художественному образованию (часть1,статьи 83)

    Программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Она может стать зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).

    При разработке и реализации общеразвивающей программы в области учитена занятость детей в общеобразовательных школьных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных Общеобразовательных программ.

    Программа реализуются посредством:

    личностно-ориентированного образования, обеспечивающего Творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

    вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;

    обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей Программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в Области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в Области искусств.

    Программа является частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «хоровое академическое пение».

     Учебный предмет музыкальный инструмент «Фортепиано» относится к обязательной части образовательной программы.

    Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

    • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
    • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого исполнительства;
    • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
    • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
    • приобщение детей к коллективному  музицированию;

    Актуальность - творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Развитие творческой личности, индивидуальности человека - это одна из задач ДМШ. Курс фортепиано - это одно из направлении комплекса музыкальный знаний обучающихся, это одна из возможностей подготовки детей к активному любительскому музицированию.

     Педагогическая целесообразность – фортепиано, для детей, не является профилирующим предметом, но музыкант любой специальности должен владеть в достаточной мере игрой на фортепиано: на нем можно сыграть произведения любых форм и жанров, что способствует подготовке детей к активному любительскому музицированию.

    Новизна данной программы – в подборе индивидуальной методики обучения в зависимости от общей подготовленности учащихся. Приобщение обучающегося к различным видам музыкального творчества, не только интенсифицирует обучающий процесс, но становится хорошим стимулом для музыкальных занятий, способствует его самостоятельному обращению к музыкальной деятельности, формирует устойчивый интерес к ней.

    Цель  общеразвивающей  программы  по  учебному предмету «Фортепиано»  

    • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
    •  овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
    •  индивидуального творческого развития детей.

    Программа ориентирована на следующие задачи образовательного процесса:

    • обучить учащихся самостоятельной работе над музыкальным
      произведением, чтению с листа, подбору по слуху,
    • освоить основные понятия области музыки и искусства,
    • развить у учащихся музыкальное мышление, внимание, память,
      эмоциональное восприятие искусства,
    • сформировать комплекс эстетических взглядов, нравственных установок, потребности общения с духовными ценностями, а так же выработать эстетические идеалы, высокий художественный вкус -
      основу эстетически развитой личности,
    • воспитать  духовно-нравственные и эстетические качества личности,
      интерес к культуре и искусству посредством приобщения к шедеврам
      отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим
      образцам народного творчества, классического и современного
      искусства,
    •  сформировать у обучающихся умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
    •  воспитать детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а так же профессиональной требовательности;
    •  выработать у обучающихся личностные качества, способствующие освоению  учебной информации, умение планировать свою домашнюю работу, приобрести навыки творческой деятельности коллективного  музицирования;

    Содержание музыкального образования включает в себя:

    • формирование у обучающихся культурно-исторической компетентности,
      подразумевающей изучение теории, истории музыки и
      исполнительства различных эпох и народов,
    • формирование художественно- практической компетентности,
      подразумевающей овладение средствами художественной
      выразительности музыкального искусства, активную художественно-
      музыкальную деятельность,
    • формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

    Основным средством обучения, воспитания и развития учащихся выступает учебный репертуар, который строится на основе следующих принципов: постепенного усложнения, направленного на решение педагогических, технических и художественных задач; отбор высокохудожественных произведений отечественной, зарубежной классики, образцов народного музыкального   творчества,      произведений   местных,   национальных композиторов, разнохарактерных и разножанровых произведений, различных стилей и музыкальных форм, мелодичных и эмоциональных, содержательных и развивающих произведений с учетом музыкальных интересов и художественного вкуса учащегося.

    Срок освоения программы для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с 6 до 18 лет, составляет 4 года.

    Ведущей формой занятий является индивидуальный урок,
    который проводится один раз в неделю и длится один академический час, или 2 раза в неделю по 0.5 академического часа.

    Учебный план

    Наименование учебного предмета

    Трудоёмкость в часах

    Распределение по годам обучения

    1-й класс

    2-й класс

    3-й класс

    4-й класс

    32

    33

    33

    33

    Музыкальный инструмент (фортепиано)

    Аудиторные  занятия (в часах)

    131

    1

    1

    1

    1

    Самостоятельная  работа (в часах)

    262

    2

    2

    2

    2

    Максимальная

     учебная нагрузка по предмету (без консультаций)

    393

    3

    3

    3

    3

     

    Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением.

    Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

    Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету.

    Общий курс фортепиано характеризуется:

    • расширением музыкального кругозора, музыкальных                            впечатлений, репертуара.
    • процессам обучения навыкам игры на фортепиано.
    • возможностью большей реализации творческих способностей и потребности самовыражения.
    • Совместным  музицированием  детей и преподавателей.

    Содержание учебного предмета

    первый год обучения

    Учебный элемент

    Аудиторные занятия

    Самостоятельная работа

    1

    Постановка исполнительского аппарата

    6

    8

    2

    История исполнительства

    2

    2

    3

    Музыкальная подготовка

    4

    4

    4

    Учебно-техническая работа

    8

    22

    5

    Художественно-музыкальная работа

    13

    30

    Всего  98 часов:

    32

    66

    Постановка исполнительского аппарата. Выявление особенностей игрового аппарата учащегося и его соответствие инструменту. Правила посадки за инструментом. Постановка корпуса, головы, предплечья, плеч, рук, локтей,    кистей, ладоней,    пальцев, ног.    Мышечная свобода. Роль

    скамейки (подставки) в правильной посадке. Нумерация пальцев. Работа над организацией игровых движений, распределением веса руки, движений руки в соответствии с движением  мелодической линией, правильными игровыми приемами, координацией слухом и моторикой пальцев, синхронизацией левой и правой рук, развитием двигательных навыков.

     История исполнительства. Возникновение и развитие фортепиано: группа клавишных инструментов - орган, клавесин, клавикорд, фортепиано, рояль, синтезатор, особенности их устройства и звукоизвлечения. Устройство инструмента: стальные струны, чугунная рама, деревянная резонансная дека, деревянный корпус, клавишный механизм, педали. Клавиатура фортепиано и расположение на ней октав.

    Основные понятия: этюд, пьеса, упражнение, гамма, полифония, имитационная полифония.

    Музыкальная подготовка. Название нот их расположение на нотоносце, клавиатуре, название клавиш. Такт и тактовая черта, затакт, реприза. Длительности и игра со счетом вслух и «про себя», нота с точкой, паузы, обозначения и выдерживание пауз при исполнении мелодии (со счетом); лига. Знаки альтерации, расположение нот на клавиатуре со знаками и без знаков (ключевых, случайных), ноты на верхнем нотоносце в скрипичном ключе и в нижнем - басовом ключе. Фермата. Сольмизирование и сольфеджирование нотного текста. Понятие вольты, ее обозначение и исполнение. Понятия: песня, танец, марш, канон.

    Учебно-техническая работа. Работа над артикуляцией, плавным подкладыванием первого пальца в гаммаобразных пассажах, чередованием различных регистров, метрическими и ритмическими соотношениями звуков, качеством мягкого и глубокого звучания, равномерной пульсацией, темпоритмической организацией текста, штрихами (legato, staccato, non legato), legato, non legato различными последованиями пальцев в пределах позиции руки от разных звуков, с перемещениями по октавам. Пятиклавишными последованиями, различными позиционными построениями с передачей движения из руки в руку, параллельным движением обеих рук в разных регистрах инструмента, приемом имитации; мажорными гаммами в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре, принципом одно-, двух-, трехчастного строения пьес.

     Художественно-музыкальная работа. Работа над выразительностью исполнения мотива, фразы, каждого голоса и их сочетания ( с подголосками, аккомпанементом), темпом как   средством выразительности и образности.

    над осмыслением содержания музыкального текста и характера музыки.
    Понятие     образа,        музыкального     образа,     музыкальных     средств

    выразительности. Художественные особенности имитационной полифонии и полифонического произведения. Информация об авторе и о произведении. Этические и эстетические категории в музыкальном произведении: добро и зло, прекрасное и безобразное.

    В конце учебного года обучающийся должен знать: правила посадки за инструментом, возникновение, развитие и устройство инструмента, основные музыкальные понятия и термины, характеристику песни, танца, марша, последовательность чтения нот с листа, сведения об исполняемых произведениях и их авторах.

    Обучающийся должен уметь: точно воспроизводить нотный текст произведения (звуковысотно, метроритмично, динамически и артикуляционно правильно), читать с листа простые произведения, выразительно, полным и певучим звуком играть мелодии с несложным аккомпанементом и простейшими приемами подголосочной полифонии, уметь передать характер и образ пьес

    У обучающегося должны быть сформированы — правильная посадка, пластичность действий аппарата, инструментальные навыки, координация рук и синхронность действий, аппликатура в позиционных группах, в аккордах и арпеджио; интерес к музыке, к изобразительному искусству, театру; положительное отношение к занятиям, эмоциональная реакция на художественные произведения, передачу чувств в рассказе, исполнении, впечатлительность от восприятия художественных произведений, приобретен элементарный исполнительский (сценический, слушательский, зрительский ) опыт, общие представления о добром и прекрасном. Обучающийся должен исполнять: 2-3 упражнения, мажорные гаммы: До, Соль, в две октавы, 3-4 этюда, 8 произведений песенного и танцевального характера, марши, пьесы с элементами полифонии, эскизно разобрать 7 произведений, 1 ансамбль; в конце второго полугодия сдать контрольный урок.

    Второй год обучения.

    Учебный элемент

    Аудиторные занятия

    Самостоятельная работа

    1

    Постановка исполнительского аппарата

    5

    6

    2

    История исполнительства

    1

    4

    3

    Музыкальная подготовка

    4

    10

    4

    Учебно-техническая работа

    10

    20

    5

    Художественно-музыкальная работа

    13

    26

    Всего  99 часов:

    33

    66

    Постановка исполнительского аппарата. Выявление степени приспособляемости учащегося к инструменту. Работа над организацией игровых движений, правильными игровыми приемами, координацией слух моторикой пальцев, синхронизацией левой и правой рук, развитием двигательных навыков, над целесообразностью игровых движений. Контроль за напряжением, перенапряжением, зажатостью, судорожностью и другими недостатками в организации игрового аппарата.

    История исполнительства. Понятие  глиссандо, пассаж,  вариации,  серенада. Фортепианная музыка для детей: детский альбом П.И Чайковского, детские сцены, альбом для юношества - Р. Шумана, Понятие фортепианный дуэт.

    Музыкальная подготовка. Изучение иностранных музыкальных терминов и их обозначение. Понятия сонатина, соната, характеристика танцев: менуэт, полонез, мазурка, полька, хоровод, плясовая. Музыкально-теоретический анализ произведения: тональность, размер, форма, развитие мелодии, кульминации, главная кульминация.

    Учебно-техническая работа. Работа над аппликатурой в различных тональностях, произведениями в быстром темпе, пальцевой беглостью, штрихами (legato, staccato, non legatto), непрерывностью движения, ровностью звучания в гаммаобразных позиционных последовательностях, гармонических последовательностях; кистевым стаккато в медленном, щипковым в подвижном и быстром темпах, легкими перебросами руки на широкие расстояния (скачки); ритмическими вариациями. Работа над независимостью самостоятельностью рук при одновременном исполнении различных штрихов, над звуком как средством музыкальной выразительности, различными способами звукоизвлеченйя, аккордовой техникой, приемами работы над произведениями (артикуляционными, аппликатурными пр.), двухголосными произведениями полифонического типа.

    Художественно-музыкальная работа. Работа над нотным тестом как изложенным авторским замыслом музыкального произведения, художественного образа (текстовые обозначения, развитие мелодии, темы, кульминации, главная кульминация, аппликатура, динамические оттенки, штрихи, темпы, смена размеров, короткие и длинные лиги, ремарки в тексте , характер произведения и пр.). Музыкально-художественный анализ произведения: название и образ, средства выразительности, о чем произведение (идея), содержание, драматургия и форма произведения. Понятие кантилены и правильное её исполнение.

    Работа над двухголосными полифоническими произведениями: роль каждого голоса и совместного их звучания, регистрово - тембровая характеристика и художественный образ.

    В конце 2 класса обучающийся должен знать: иностранные термины, требования к правильной организации игрового аппарата, понятия фортепианный дуэт, фортепианную музыку для детей, основные старинные танцы, характеризовать двухголосную полифонию.

    Обучающийся должен владеть аккордовой техникой, уметь читать с листа однострочный текст, технически грамотно исполнять произведения, самостоятельно их разучивать.

    У обучающегося должны быть сформированы: координация движений рук на клавиатуре, ощущение объема клавиатуры,        скоординированы мышцы,

    голос, слух и художественные представления, сформированы основы художественного вкуса, эмоциональная отзывчивость; воспитано осознанное отношение к произведениям искусства, устойчивый интерес к искусству, развиты музыкальные и художественные способности.

    Обучающийся должен исполнять: 3-4 упражнения на различные виды техники, 2 этюда, мажорные гаммы До, Соль, Ре, в прямом движении Минорные гаммы Ля, Ми, (натуральный, гармонический, мелодический) в прямом движении в две октавы, тонические трезвучия с аккордами по три звука, 8 пьес (включая 1 ансамбль).

     В конце каждого полугодия сдать контрольный урок.

    Третий год обучения

    Учебный элемент

    Аудиторные занятия

    Самостоятельная работа

    1

    Постановка исполнительского аппарата

    2

    4

    2

    История исполнительства

    1

    -

    3

    Музыкальная подготовка

    2

    2

    4

    Учебно-техническая работа

    10

    20

    5

    Художественно-музыкальная работа

    18

    40

    Всего  99 часов:

    33

    66

    Постановка исполнительского аппарата. Контроль и развитие самоконтроля за постановкой аппарата, свободным исполнением.

    История исполнительства. Жизнь   и творчество русских пианистов.

    Понятия: гармония, программная музыка, интерпретация, камерная музыка, фортепианное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет, полонез, мазурка.

    Музыкальная подготовка. Информация о композиторе и особенностях его творчества. Определение формы, жанра, стиля, содержания произведения, размера (размеров), темпа, мелодии, темы, ее развития, кульминаций и главной кульминации; драматургическое развитие произведения. Выразительные средства: музыкальная речь, тема и музыкальный образ, мотив, мотивный состав темы; построения - фразы, предложения, периоды, ритм, динамические оттенки, характер и др.

    Характеристика художественных образов. Соотношение музыки и содержания текста.

    Учебно-техническая работа. Развитие техники, работа над аппликатурой в различных тональностях в умеренном темпе, разной динамикой и ритмической группировкой, навыками правильного звукоизвлечения, (культурой звука), кадансовыми оборотами: Т -D- Т; Т- S- Т к нескольким мажорным и минорным гаммам

    Мажорные гаммы: Ре, Ля, в прямом движении, в противоположном движении — гаммы с симметричной аппликатурой, минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические) : Ре, Соль - в прямом движении двумя руками в две октавы, тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука.

    Художественно-музыкальная работа. Работа над техническими и художественными задачами как единым средством музыкальной выразительности, духовное содержание произведения и художественный образ, работа над различными формами - как художественной организацией музыкального материала, воплощающей содержание произведения; характерностью выразительных средств различных художественных стилей, творческого музыкального мышления композитора, эпохи, национальными особенностями в произведении.

    В конце 3 класса обучающийся должен знать: основные понятия: рондо, концерт, форма музыкального произведения, жанр, содержание произведения,  драматургическое развитие произведения, выразительные средства в музыкальном произведении.

    Обучающийся должен уметь самостоятельно контролировать постановку исполнительского аппарата, работать над техническими и художественными задачами произведений различных форм, владеть основами техники, читать с листа, подбирать по слуху простейшие мелодии

    У обучающегося должны быть воспитаны: глубокий интерес к музыке, потребности в художественной деятельности, в выступлениях, участии в концертах.

    Обучающийся должен исполнять в течение года 10 произведений, в том числе  ансамбли, 2 этюда, упражнения. В конце каждого полугодия должен сдать контрольный урок.

    Четвертый год обучения

    Учебный элемент

    Аудиторные занятия

    Самостоятельная работа

    1

    Постановка исполнительского аппарата

    2

    3

    2

    История исполнительства

    1

    -

    3

    Музыкальная подготовка

    2

    2

    4

    Учебно-техническая работа

    10

    21

    5

    Художественно-музыкальная работа

    18

    40

    Всего  99 часов:

    33

    66

    История исполнительства. Зарубежные исполнители: ИС Бах, В.Моцарт, К.Черни, Ф.Лист, Ф.Шопен, Ф.Шуман, Р.Шуберт, М.Клементи

    Музыкальные понятия. Понятия: крупная форма, агогика.

     Учебно-техническая работа. Работа над развитием беглости пальцев, над свободными кистевыми движениями путем игры интервалов. Работа над мажорными гаммами до 3 знаков в прямом движении ,минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические) ля, ми - двумя руками в прямом движении, простейшими кадансами в пройденных гаммах, тоническими трезвучиями с обращениями аккордами по 3 в этих же тональностях.

    Художественно-музыкальная     работа.     Работа     над         целостностью

    художественного образа произведения. Художественно-техническая   работа

    над     точностью   исполнения     нотного  текста.   Анализ   произведения   и

    собственная его интерпретация.

    Чтение с листа Чтение с листа в медленном темпе двумя руками. Анализ трудностей  и   ошибок.  

    Обучающийся должен знать: основные понятия:

    крупная форма, увертюра,  агогика, композиция ,импровизация.

    Обучающийся должен уметь: самостоятельно анализировать и разучивать музыкальное произведение, читать с листа .

    У обучающегося должно быть воспитано осознанное, оценочное отношение к художественной     деятельности,        развита самостоятельность в музицировании, участии в мероприятиях.

    Обучающийся должен исполнять: 10 произведений, в том числе ансамбли, этюды, песни, гаммы до3 знаков при ключе.

    В конце года должен выступить на академическом концерте, исполнив два разнохарактерных произведения.

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Ожидаемые результаты  - к окончанию школы обучающийся должен иметь:

    • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
    • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
    • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

    У учащегося должны быть сформированы: координация движений рук на клавиатуре, ощущение объема клавиатуры, скоординированы мышцы, голос, слух и художественные представления, основы художественного вкуса, эмоциональная отзывчивость; воспитано осознанное отношение к произведениям искусства, устойчивый интерес к искусству, развиты музыкальные и художественные способности.

    Формы и методы контроля, система оценок

    Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

    В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться устные опросы , классные концерты, прослушивания, контрольные уроки.

     Основными формами текущего контроля является опрос, оценка на уроке за выполнение заданий и работу на уроке. На каждое полугодие педагог составляет для обучающихся индивидуальные планы с учетом их возможностей, где включаются разнохарактерные произведения русской и зарубежной классики, а также произведения современных отечественных и зарубежных композиторов.

    Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

    Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

    По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации и оценки выступления на академическом концерте обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.

    Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися образовательной программы

    Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:

     систематичность,

     учет индивидуальных особенностей обучаемого,

     коллегиальность (для проведения промежуточной  и итоговой аттестации учащихся).

    Каждый  из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

    Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

    Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

    Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый 2 – 3-ий урок) в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем  оценивания. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.  

    Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоения им  образовательной программы на определенном этапе обучения. Промежуточная аттестация проводится в форме:

    • контрольного урока

    Контрольные уроки  направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся  по определенным видам работы, не требующим публичного  исполнения и концертной готовности: проверка навыков  самостоятельной работы учащихся, проверка технического продвижения, степень овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху,  пение с аккомпанементом и др.), проверка степени готовности обучающихся выпускных классов  к итоговой аттестации  и т.д.  Контрольные уроки  проводятся в счет аудиторного времени в классе, включают в себя элементы беседы с обучающимися и предполагают обязательное методическое обсуждение рекомендательного характера с применением пятибалльной системы оценок.

    График промежуточной и итоговой аттестации

    Класс

    Вид контрольного прослушивания

    Месяц проведения

    Программные требования

    1 класс

    Контрольный урок

    Декабрь

    Май

    Два разнохарактерных произведения

    2 класс

    Контрольный урок

    Декабрь

    Май

    Два разнохарактерных произведения

    3 класс

    Контрольный урок

    Декабрь

    Май

    Два разнохарактерных, разножанровых произведения

    4 класс

    Контрольный урок

    Академический концерт

    Декабрь

    Май

    Два разнохарактерных, разножанровых произведения

    Система оценок в рамках промежуточной и  итоговой  аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:

    «5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно;

    Музыкальное исполнительство

    Оценка «5» («отлично»):

    • увлечённость исполнением;
    • художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
    • слуховой контроль собственного исполнения;
    • корректировка игры при необходимой ситуации;
    • свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
    • убедительное понимание чувства формы;
    • выразительность интонирования;
    • единство темпа;
    • ясность ритмической пульсации;
    • яркое динамическое разнообразие.

    Оценка «4» («хорошо»):

    • незначительные помарки в тексте;
    • недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;  
    • грамотное понимание формы произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
    • стабильность воспроизведения нотного текста;
    • попытка передачи динамического разнообразия;
    • единство темпа.

    Оценка «3» («удовлетворительно»):

    • формальное отношение к исполнению;
    • слабый слуховой контроль собственного исполнения;
    • ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
    • темпо - ритмическая неорганизованность;
    • однообразие и монотонность звучания.

    Оценка «2» («неудовлетворительно»):

    • срывы и остановки при исполнении;
    • отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
    • ошибки в воспроизведении нотного текста;
    • метро-ритмическая неустойчивость.

    Методическое обеспечение программы

     1.Дидактический материал   набор     открыток портретов пианистов и      отечественных и зарубежных композиторов.

    2 Методический материал: разработки открытых уроков, бесед о фортепианной музыке и музыкантах- исполнителях, беседы о творчестве композиторов.

    3.        Оборудование класса: два фортепиано, четыре стула с мягким сиденьем, набор подставок (скамеек).

    4.        Технические   средства   обучения:       магнитофон,    проигрыватель,
    фонохрестоматия ( с записями исполнения пианистов- исполнителей ).

    Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие инструментальных умений и навыков учащихся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность. В связи с этим составной частью уроков должны быть беседы о музыке и других видах искусств, просмотр и прослушивание аудиозаписей, видеоматериалов с их комментариями, анализом, коллективными обсуждениями.

    Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда обучающийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как надо заниматься, чтобы преодолеть трудности. Результаты своей работы обучающийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.

    Музыкальное воспитание ученика и совершенствование его игрового аппарата проходит в основном в  работе над музыкальным произведением. Репертуар необходимо формировать, принимая во внимание необходимость знакомства учащихся с музыкой различных эпох, стилей, жанров. Ведущее место в репертуаре пианиста должно отводиться классической музыке.  Именно классическая музыка воспитывает чувство стиля, культуру исполнения, тонкость нюансировки музыканта.

    Индивидуальный план ученика составляется в начале каждого полугодия. При его составлении необходимо соблюдать основные  дидактические принципы обучения доступности, постепенности, последовательности; а так же учитывать требования программы соответствующего класса и  индивидуальные черты ученика: его психофизические особенности,  музыкальные способности, интеллектуальный уровень, трудолюбие. Продуманный и умело подобранный репертуар - мощное средство для воспитания музыкального вкуса и развития исполнительского аппарата ученика.  В индивидуальный план учащегося могут включаться произведения повторного репертуара,  для самостоятельного изучения и  ознакомления,  чтения с листа, этюды, гаммы, упражнения. Выбор произведений  должен осуществляться с таким расчётом, чтобы показать не только лучшие качества одарённости ученика, но и помочь  искоренить недостатки,  и развить более слабые стороны его способностей.

    В процессе обучения  в репертуар учащегося могут быть внесены изменения.

    В характеристике обучающегося по итогам учебного года должны быть зафиксированы успехи,  недостатки в работе и развитии ученика, делаются  необходимые выводы для дальнейшей работы.

    Одна из задач преподавателя – научить ученика самостоятельно и грамотно разбираться в доступных ему музыкальных произведениях. Для развития навыков разбора нотного текста необходимо фокусировать внимание ученика на элементах музыкальной речи: тональности, размере, ритме, нюансах, знаках альтерации.

    Подбор по слуху, чтение нот с листа, простейшая импровизация активно развивают музыкальные способности обучающихся, способствуют скорейшему разучиванию музыкального произведения, расширяют музыкальный кругозор.  Для этого выбираются  те произведения, которые  ученику нравятся, а  по уровню своей  сложности  на один – два класса ниже обучения. Все вышеперечисленные формы работы  не должны опережать развитие технических навыков, а  являться частью исполнительского опыта. Лучший способ их освоения – систематическая практика.

    Коллективные формы музицирования – игра в ансамбле, оркестре  имеют большое значение для всестороннего развития обучающихся.

    Техническое развитие обучающегося осуществляется в большей степени с помощью изучения гамм, упражнений, специальной работы над освоением различных приёмов игры. За годы обучения ученик  должен освоить основные виды техники и приёмы игры на фортепиано.

    Список литературы

    1. Алексеев А.Методика обучения игре на фортепиано. -М., 1978.
    2. Алексеев А, Николаев А Как ЕФ Гнесина занимается с учениками //50
      лет музыкальному училищу им. Гнесиных.- М.-1945. С.44-48.
    3. Альманах музыкальной психологии.- М: МГК им. ПИ Чайковского,
      Проблемная НИЛ музыки и музыкального образования, 1994.
    4. Артоболевская  А.   Первая   встреча  с  музыкой:   Из  опыта  работы
      педагога-пианиста  с  детьми  дошкольного  и  младшего  школьного
      возраста.- М., 1985.
    5. Баренбойм ЛА Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974

    8.        Баренбойм ЛА Путь к музицированию .- М.-Л, 1973.
    9.Ю.Беркман ТЛ Методика обучения игре на фортепиано. -М., 1977.
    10.Богино Г. Игры-задачи для начинающих музыкантов. - М., 1974.

    11.Булатова Л. Педагогические принципы ЕФ Гнесиной. -М., 1976-81с

    12.В классе АБ Гольденвейзера.-М., 1986

    13.Вопросы музыкальной педагогики.-Вып.2.-М., 1980.

    14.Воспитание пианиста в детской музыкальной школе. - Киев, 1964.

    15.Воспитательная работа в музыкальной школе. - Л., 1959

         16.Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. - М, 1981. 17.Гинзбург Г. Статьи. Воспоминания. Материалы.- М., 1984

    18.Гнесина Е.Фортепианная азбука.- М., 1952 (этюды, пьесы)

    19.Гнесина   Е   Подготовительные   упражнения   к   различным   видам

    фортепианной техники.-М.-Л, 1947.

    20.Кабалевский ДБ Воспитание ума и сердца. - М., 1981 35.Кабалевский ДБ Как рассказывать детям о музыке? М., 1977. Зб.Кабалевский ДБ Основные принципы и методы программы по музыке

    для общеобразовательной школы.-М.,1982.

    21.Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. - М., 1979. 22.Кременштейн БЛ Педагогика ГГ Нейгауза.- М., 1984. 40.Крючков Н. Искусство   аккомпанемента  как предмет обучения. - М.,

    1950 41.Курбатов   М.Несколько   слов   о   художественном   исполнении   на

    фортепиано. - М., 1899.

    23.Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. - М., 1985.. 24.Либерман Е Работа над фортепианной техникой. - М., 1985. 25.Любомудрова Н.Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1982. 26.Мартинсен Карл Адольф Методика индивидуального преподавания

    игры на фортепиано. -М., 1977.

    27.Натансон В А Прошлое русского пианизма. -М ., 1960. 61.Нейгауз ГГ Об искусстве фортепианной игры. - М., 1967

    28.Перельман НЕ В классе рояля. -Л., 1970 65. Петрушин ВИ Музыкальная психология. -М., 1997. бб.Понизовкин ЮВ Рахманинов- пианист, интерпретатор собственных

    произведений. - М., 1965.

    29.Шмид-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.- Л., 1985.
    Рекомендованная нотная литература

    1. Альбом для чтения нот с листа. Вып 1,2.-М, 1965.
    2. Ансамбли. Вып 1-10., М., 1969, 1973, 1982, 1983, 1985.
    3. Ансамбли для фортепиано. Вып. 1 , -М., 1990.
    1. Библиотека юного пианиста.Под ред. ЛИ Ройзмана и В А Натансона.- 4
      кл. ДМШ.-М., 1958. Вып 1.

    5.        Бах И.С. Инвенции для фортепиано. -М., 1971.

    1. Бах ИС Органные хоральные прелюдии.- Киев, 1973.
    2. Бетховен Л. Багатели.- М., 1985
    3. Бетховен Л. Избранные вариации.- М.-Л., 1988
    4. Бетховен Л. Вариации. - М., 1974.

    10.Бетховен Л. Пьесы для фортепиано в 4 руки .- М., 1979.

    11.Бетховен Л. Легкие вариации. - М., 1981.

    12.Бетховен Л. Пьесы для фортепиано. - М., 1974.

    1З.Бетховен Л. 32 сонаты для фортепиано. - Т. 1-2, М., 1982, 1990.

    14.Бетховен Л. Сонаты в 4-х томах. - М., 1960-1964гг.

    15.Брат и сестра. - Выпуски с 1961 г. по 1965., 1993-1995.

    16.Бузони Ф. Путь к фортепианному мастерству. - М., 1973.

    П.Вебер К. Сонаты.- М., 1071.

    18.Гаврилин  В.  Пьесы  для  фортепиано.   Младшие,  средние,  старшие

    классы ДМШ.- Л., 1990.

     19.Гаджибеков У. Пьесы.-М., 1990.

     20.Гайдн Й. Альбом пьес для фортепиано .-М., 1975.

    21.Гайдн Й. Избранные сонаты.- М, 1982.

    22.Гайдн Й. Нетрудные сонаты.- М., 1965.

    23.Галынин Г. Сонатная триада.- М., 1968, 2001.

    24.Галынин Г. Три сонаты для фортепиано. Концерт №2.-М., 1970., 1973.

    25.Галынин Г.  Пьесы для фортепиано.  (Испанская фантазия,  Скерцо,

    Вальс, Прелюдии).-М., 1974,  1978, 1983. 26.Галынин Г. В зоопарке. - М., 1983.

    27.Гаммы и арпеджио для фортепиано.- М, 1990. 28.Гедике А. Избранные детские пьесы. - М., 1959. 29.Гедике А. Альбом пьес. - М., 1986.

    ЗО.Гедике А. 20 маленьких пьес для начинающих. - М., 1961.

    31.Гедике А. Избранные сочинения для детей. - М., 1985.

    32.Глинка МИ Пьесы для фортепиано. - М., 1974.

     ЗЗ.Глинка МИ Сочинения. - М., 1987.

    34.Глинка МИ Сочинения для фортепиано. - М., 1976.

    35.Глиер Р. Избранные пьесы для фортепиано. - М., 1986.

    З6.Григ Э. Избранные произведения для фортепиано.- Л., Т.1 - 1979.- Т.2

    - 1972.

    37.Дворжак А .Славянские танцы. - М., 1990

    38.Дворжак А. Избранные славянские танцы- М., 1967. 39.Дебюси К. Прелюдии. - ML, 1982.

    4О.Дебюси К. Пьесы.-М., 1974.

    41.Детские альбомы советских композиторов. - Вып. 1-8.-М., 1985. 42.Дуэт из сказки. Фортепианный ансамбль. Сост. Прокопец ОН, Кривова

    ИА.-Тюмень, 2003. Вып.1.

    43.3атаевич АВ Детский альбом. - Алма-Ата, 1968 44.3олотая лира. Вып 1, 2.-М., 1995. 45.Кабалевский Д. 24 прелюдии.- М., 1976. 46.Кабалевский Д. Фортепианная музыка для детей и юношества. - Вып.

    1-10.- 1974-1983.

    47.Кабалевский Д. Фортепианные пьесы для детей.- Т. 1, 2.- Киев, 1976. 48.Калейдоскоп     фортепианных  ансамблей.   Сост.   Прокопец     ОН  и

    Скуднова ГР.-Тюмень, 2003. Вып. 3.4.1. 49.Калейдоскоп фортепианных ансамблей. Сост. Прокопец ОН, Кривова

    ИА.-Тюмень, 2003.Вып. З.Ч. 2.

    50.Клементи М. Избранные пьесы для фортепиано- М., 1962.

    51.Конорова ЕВ Методическое пособие по ритмике.- Вып. 1,2, - М., 1973. 52.Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. - Л, 1978.

     53.Лира. Альбом пианиста-любителя. Сост. КС Сорокин. -М., 1971. 54.Майкапар С. Избранные пьесы .-М., 1985.

    55.Мендельсон Ф. Песни без слов. - М., 1968.

    56.Моцарт  и  его  музыка.  Отрывки  из  произведений  для  школьного

    возраста.-М., 1975.

    57.Моцарт В. Пьесы для фортепиано. - М., 1972. 58.Моцарт В. Сонаты. - в 2тт.- Л., 1979.

    59.Моцарт В. Сонатины. - М, 1980.

    бО.Музыкальная хрестоматия современного бального танца для ф-п. - М,

    1979.

    61.Мусоргский М. Избранные пьесы и отрывки из опер. - М., 1972. 62.Натансон ВА Народные песни и танцы. - М., 1962. бЗ.Огинский М.К. Пьесы для фортепиано. - М., 1965. 64.Павлюченко СА Песни народов мира. - Киев, 1978. 65.Парцхаладзе М. Детские пьесы .- Т.1,2.-М., 1983. бб.Пейко Н. Пьесы для фортепиано. - М., 1976. 67.Персел Г. Клавирные пьесы.- М., 1989. 68.Полифонические пьесы. 6 кл.-Вып.1,- М., 1977 69.Полифонические пьесы для фортепиано. 6 кл.- М., 1982. 70.Полифонические пьесы русских композиторов.-М., 1971, 1979. 71.Пособие по чтению с листа на фортепиано.- 4.1, 2, - Л., 1969 72.Пособие по чтению нот с листа для фортепиано.- 4.1, -М., 1976. 73.Прокофьев С. Детская музыка. 12 легких пьес для ф-п.-М., 1978. 74.Прокофьев С. Мимолетности.- М., 1979 75.Прокофьев   СС   Петя   и   волк.   Симфоническая   сказка.Свободная

    транскрипция Т. Николаевой.-М., 1964. 76.Прокофьев С. Сонаты для фортепиано.- Киев, 1973. 77.Прокофьев С. Сонаты. Соч. в 5 Т., М., 1982. 78.Прокофьев С, Шостакович Д. Избранные фортепианные пьесы для

    детей.-М., 1980.

    79.Пьесы в форме вариаций. М., 1967

    8О.Пьесы советских композиторов.- М., 1967,1968. 81.Равель М. Пьесы для ф-п.- М., 1974.

    82.Рахманинов СВ.- Избранные фортепианные произведения.- Л., 1972. 83.Репертуар концертмейстера. Вып 3. Историко-бытовой танец. - СПб,

    2002.

    84. Репертуар концертмейстера. Вып 1. Классический танец. - СПб, 2002. 85.Репертуар концертмейстера. Вып 2.Народно-характерный танец.- СПб,

    2002. 86.Русские народные песни в обработке для фортепиано в 4 руки.-   М.,

    1985.

    87.Русские народные песни/легкие обр. Е.Комалысовой,- М., 1989. 88.Сборник полифонических пьес для фортепиано.- М., 1960.

    89.Сборник пьес и ансамблей. Ред В. Битюцкий.- 1-2 кл.-М., 1980. 90.Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих.-

    Л., 1990.

    91.Сборник этюдов  технических пьес. - М., 1974.

    92.Свиридов Г. Альбом пьес для детей.- 7 маленьких пьес.-М., 1989. 93.Советские композиторы - детям . (пьесы.) -М., 1973, 1975, 1976,1982;

    этюды (1969, 1970).

    94.Современная фортепианная музыка для детей. - М., 1968 -1972. 95.Сонатины и вариации для фортепиано.-Л.- 1969-1974.

    96.Стравинский ИФ Весна священная, Картина языческой Руси.-Перелож

    автора для ф-п в 4 руки.-Л., 1972.

    97.Танцы из балетов русских композиторов. Преложение в 4 руки.- М.,

    1987.

    98.Тен Чу 20 казахских мелодий.- А-Ата, 1980.

    99.Ты, я и ... Гершвин.-Авторские концертные обработки, переложенные

    для ф-п в 4 руки С. Пичугиным.- М., 1998

    1. Увертюры. Переложения для ф-п в 4 руки.- Л., 1972.
    1. Фортепиано. Сост. Б.Милич.-М., 1981-1983.5 кл. М, 1996.;  5 кл.
      Пьесы. - Киев, 1975; 6 кл.- Киев, 1974.
    2. Фортепианная музыка. 1-2 кл. Вы4 Сост. Б.Грач.-Л., 1980.
    3. Фортепианный ансамбль.- Тюмень, 2003.Вып. 2
    4. Фортепианный дуэт.-М., 1988.
    5. Фортепианная     игра.     Сост.     А.Николаев,     В.Натансон,     В
      Малинников.- 1-2 кл. ДМШ.- М., 1982
    6. Фортепианная музыка для ДМШ,_ М., 1969, 1972-1973.
    7. Фортепианная техника.-М., 1983.
    8. Хачатурян А. Сочинения для ф-п.- Т. 1,2.- М., 1978.
    9. Хрестоматия    для    фортепиано.    Ред-сост.    Н. Любому дрова,
      К.Сорокин, А.Туманян. 3 кл.-М., 1985. 4 кл. 1988.

    ПО. Хрестоматия для фортепиано.-Произведения крупной формы. 5 кл. Вып.2.-М., 1978; бкл., М..1979. Вып.1., 1986, Сост. Н.Кончевский. Вып.1,М., 1990.

    1. Хрестоматия . Музыкальная литература зарубежных стран. Сост.
      Прохорова ИА. Для У кл. ДМШ, М., 1970.
    2. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 1-2 кл.
      М., 1964, 1965; 3-4 кл. Вып. П. М., 1969, 5 кл. Пьесы зарубежных
      композиторов.-Сост. А. Руббах, В.Дельнова.-М., 1965.
    3. Хрестоматия по фортепиано. 1-2 кл, 1 кл, 2 кл. Сост. А.Бакулов,
      К Сорокин, М., 1989, 1990, 1991.
    4. Хрестоматия фортепианного ансамбля.- Вып.  1-3.-    М.,  1986,
      1988, 1989.
    5. Чайковский ПИ Времена года.- М, 1974.
    6. Чайковский ПИ Детский альбом.- М., 1973.
    7. Чайковский ПИ 50 русских народных песен.Для ф-п в 4 руки.
      Под ред. К.Лавринович.-М., 1967.
    8. Чайковский ПИ Сочинения для ф-п.- М., 1972.
    9. Школа фортепианной техники.-Вып 1-3, -М. 1967.
    10. Штраус И. Популярные танцы.-М., 1992.
    11. Этюды и виртуозные пьесы русских композиторов.-М., 1963.
    12. Этюды и технические пьесы.- М., 1974.

    123.Юный пианист. Пьесы, этюды и ансамбли,- М., 1969; Вып. 6-7 .-
    М., 1972.1983, 1984.

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

    Программа по рукопашному бою (далее – РБ) направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического образования, воспитания и развития, формирование знаний, умений, навыков в обла...

    Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

         Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...

    Конспект отрытого занятия по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Бытовая самостоятельность» "ВЕСЕЛЫЕ ШНУРОЧКИ"

    Материал предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями интеллекта...

    Программа учебного предмета "Фортепиано" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение"

    Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» разработана в соответствии:  с ФЗ от 29.12.2012 - № 273 ФЗ «Об...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «…ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ…»

    Рабочая программа разработана к дополнительной  общеразвивающей образовательной программе дополнительного образования «…Великий, могучий, правдивый и свободный...» Программа им...

    Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Химия: трудные места школьной программы"

    Программа предназначена для детей, испвтывающих сложности в изучении курса химии основной школы. Предполагается изложение основополагающих вопросов школьного курса простым языком , выяление логических...