РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «…ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ…»
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)

Рабочая программа разработана к дополнительной  общеразвивающей образовательной программе дополнительного образования «…Великий, могучий, правдивый и свободный...» Программа имеет  социально-педагогическую направленность и предназначена для учащихся 10-11 классов (15-17 лет) средних общеобразовательных школ, желающих больше узнать о русском языке.

Форма обучения - очная.

Срок реализации программы:  2 года (216 часа).

Первый год обучения  -108 часа. Второй год обучения – 108 часа.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_velikiy_moguchiy.docx93.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования  детей»

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

 Протокол № 1

от «28» августа 2017г.

Руководитель МО

__________/__В.Т.Межова

ПРИНЯТО:

на заседании

Педагогического совета

 Протокол № 1

от «01» сентября       2017 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»

__________Т.В.Назарова

Приказ №

 от «01» сентября 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеразвивающей образовательной программе

«…ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ…»

Возраст обучающихся: 15-17 лет

Срок реализации программы:  2 года (216 часа)

Составитель  программы:

педагог дополнительного образования

                                                                                       Ципушникова Татьяна Валериевна

Курагино

2017 г.


I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана к дополнительной  общеразвивающей образовательной программе дополнительного образования «…Великий, могучий, правдивый и свободный...» Программа имеет  социально-педагогическую направленность и предназначена для учащихся 10-11 классов (15-17 лет) средних общеобразовательных школ, желающих больше узнать о русском языке.

Форма обучения - очная.

Срок реализации программы:  2 года (216 часа).

Первый год обучения  -108 часа. Второй год обучения – 108 часа.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю.  

Цель программы:

Развитие языкового самосознания обучающихся через углубление знаний о русском языке      как  многофункциональной знаковой системе и общественном явлении.      

Задачи программы:

Обучающие: осознание русского литературного языка, своей речи как ценных социальных и личностных ресуров, позволяющих поддерживать в человеке и обществе творческие начала, чувство уверенности в себе и право на свободу выражения своих мыслей и чувств, своей воли.

Развивающие: развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической      (языковедческой) и культуроведческой компетенций.        

Воспитательные: Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

При реализации программы  на первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной

культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Углубление изучения предполагает:
1) более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке;
2) введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса;
3) рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка;
4) расширение круга сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания;
5) усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений;
6) моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения обучающихся, что способствует формированию самостоятельности как сложного, интегрального качества личности.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена направленностью на развитие личностных особенностей обучающихся, их профессионального и культурного самоопределения, на обеспечение творческой самореализации  в рамках дополнительного образования.

Основные формы  занятий: лекции, сопровождающиеся демонстрацией презентаций, практические занятия, проекты, дискуссии, игры, конкурсы.

Ожидаемые  результаты и способы определения их результативности: осмысление  функционального потенциала языкового явления и овладение навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения, творческая  самореализация учащихся, готовность обучающихся к участию в олимпиадах различного уровня; профессиональное самоопределение школьников.

Содержание программы дополнительного  образования  «…Великий, могучий, правдивый и свободный... »  направлено на освоение следующих личностных, метапредметных, предметных результатов:

Личностные результаты:

1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;

3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной

профессиональной и общественной деятельности;

5) удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты;

2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

3) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
нравственных ценностей;

4) владение языковыми средствами — умение ясно, логично излагать свои мысли

Предметные результаты:

1)выбирать речевую   тактику и языковые средства, адекватные характеру речевой ситуации;

2) использовать средства звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жесты и мимику; ориентацию на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя, повторы, прерывистость речи в различных языковых ситуациях;

3) владеть основными требованиями к содержанию и языковому оформлению устного и письменного высказывания;

4) использовать возможности орфографии и пунктуации для более точной передачи смысловой стороны речи;

5) осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки    зрения ее правильности, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Обучающиеся научатся:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания  на актуальные учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией;

- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной и письменной форме с учётом заданных условий общения;

- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

- соблюдать в практике устного речевого общения и письма основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 - создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в различных сферах общения с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

- выступать перед аудиторией, публично защищать проект, реферат, учпствовать в дискуссии, конференции по заявленной теме;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Результатами выполнения Программы должны стать: осмысление  функционального потенциала языкового явления и овладение навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения, творческая  самореализация учащихся, готовность обучающихся к участию в олимпиадах различного уровня; профессиональное самоопределение школьников.  

Информационно- коммуникационные компетенции

Форма подведения итогов усвоения содержания программы

 Мотивационно - личностный компонент

- совершенствование информационно - коммуникационных компетенций;  готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении;

- умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.

- развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;

- владение основными требованиями к содержанию и языковому оформлению устного и письменного высказывания;

- использование возможности орфографии и пунктуации для более точной передачи смысловой стороны речи.

Наблюдение за поведением в группе, стилями общения и взаимодействия, соблюдением установленных норм и правил.

Анализ вытуплении дискуссионного характера

Анализ публичного выступления на конференции

Анализ результатов творческих заданий

Анализ докладов, выступлений, вопросов.

Анкетирование.

Методоло- когнитивный компонент

- умение анализировать текст как конечный результат деятельности, создание текста в различных жанрах, поиск информации в различных источниках; умение редактировать текст; навыки работы с научной, справочной литературой.

- умение самостоятельно определять цели и составлять планы; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Подготовка материалов для дискуссий, конференций.

Презентация и защита своих идей и разработанных материалов.

Представление и анализ результатов своих работ Общественная и внешняя экспертиза материалов выступлений, проектов.

 Оперативно – деятельностный компонент

 -умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты;

- Структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 Семинары, дискуссии, ролевые игры, деловые игры, конференции

Формы подведения итогов:

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов освоения программы:

• устный опрос;

• тестирование, анкетирование;

• комплексный анализ текста;                                                                                                                                                                                              

• письменные сочинения, диктанты

• творческие работы (реферат, сообщение, отзыв, доклад, проект);

Формой проведения промежуточной аттестации является итоговое тестирование, а итоговой аттестации – защита рефератов.

        

Настоящая Программа построена в соответствии с основной поставленной целью – развитие языкового самосознания обучающихся через углубление знаний о русском языке      как  многофункциональной знаковой системе и общественном явлении.  Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения языкового анализа текста. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ролевые и деловые игры, дискуссии, учитывающие особенности различных языковых жанров.

Место курса в системе гуманитарной подготовки обучающихся.

Язык как первичная и базовая категория и средство культуры является основой формирования всех культурных знаков и символов, всех зафиксированных в них обыденных и научных знаний о мире. Так, с одной стороны, можно сказать, что ни одна профессия, ни одна специальность не могут обойтись без опоры на язык, в нашем случае, русский. С другой, и язык, служа отдельным наукам, профессиям и видам деятельности  сам получает, таким образом, богатую почву и возможность для дальнейшего своего развития и совершенствования.

Особо отметим, что на язык как на основной специфический признак каждого общества и каждой науки можно смотреть с двух позиций (сторон). А именно, по направлению “наружу”, когда взгляд познающей личности сориентирован в направлении от языка к человеку и обществу. В таком случае язык предстает как главное условие и фактор общности людей, их единения. Второе направление – внутреннее. В таком случае язык, нарабатывая специальную терминологию и профессиональный лингвистический жаргон, выступает уже как сложная и гибкая система знаков разной природы, которая верно служит человеку и обществу, являясь для них жизненно важным орудием общения, мышления, а также труда и творчества.

Следует учитывать и то, что, объединяя в себе эти две противоположные характеристики, русский язык, как и любой другой, выполняет, подобно двуликому Янусу, двойную роль. А именно, любой язык является важным средством (инструментом) как объединения людей, так и разделения людей на отдельные сообщества, группы и подгруппы, коллективы, располагающие в своих внутренних коммуникациях, общении уже сугубо специальными языковыми средствами, и прежде всего, понятиями и терминами.

   

Итак, целевая установка данной дополнительной образовательной программы “Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык”, сориентированной по своему замыслу на отчетливое осознание обучающимися социокультурной природы языка, на понимание его повышенной значимости в жизни современного человека и общества, определяет базовые позиции предлагаемого курса в системе гуманитарной подготовки обучающихся как к ответственному выбору профессии, так и к выбору дальнейшего жизненного пути, освоение которого без знания родного языка просто невозможно.


II. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема и ее содержание

лекции

практика

Индивидуальные

Первый год обучения

Раздел 1 (23час)

Введение: человек, общество, язык и речевые коммуникации

Тема 1. Человек в обществе – человек общающийся.

10

2

5

1

7,5

1,5

Тема 2 Язык и речь.

2

1

1,5

Тема 3. Коммуникативно-речевые возможности

человека и общества на разных этапах развития человека и общества и на современном этапе, отличающемся широкими возможностями общения (мобильный телефон, Интернет, факс, СМС).

2

1

1,5

Тема 4. Коммуникативно-речевая ситуация (ситуация общения) как актуальное научное понятие и обобщающая модель. Структура коммуникативно-речевой ситуации как обобщающей научной модели.

2

1

1,5

Тема 5. Типы общения и типология коммуникативно-речевых ситуаций.

2

1

1,5

Итоговое тестирование (3часа)

3

Раздел 2

Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык (85 часа)

Тема 1 Великий русский язык(19час)

8

4

6

Тема 2. Могущество русского языка и русской речи (39час)

28

14

22.5

Итоговое тестирование

3

Итого 108часа

46

26

36

Второй год обучения

Раздел 3

Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык

Тема 1. Правда русского языка и русской речи(31часа)

12

19

 Тема 2. Свобода русского языка и русской речи (58)

24

35

Тема 3 Заключение18)

6

6

Проблемы и задачи великого, могучего, правдивого и свободного русского языка на современном этапе его развития.

Защита рефератов. (6час)

6

Итого  108 часов

42

66

III. Содержание

Первый год обучения

Раздел 1

Введение: человек, общество, язык и речевые коммуникации

Тема 1. Человек в обществе – человек общающийся. Речевые роли общающегося человека: говорящий и слушающий, пишущий и читающий. Роль языка и речи в становлении, развитии и характеристике человека и общества. “Коммуникация” как слово, термин и явление. Речевые и неречевые коммуникации. Актуальность речевых коммуникаций в современном информационном обществе.

Тема 2 Язык и речь. Язык как ресурс и возможность общения. Речь как способность и коммуникативная деятельность человека на основе языка. Коммуникативно-речевые нужды, потребности и интересы человека и общества.

Тема 3. Коммуникативно-речевые возможности человека и общества на разных этапах развития человека и общества и на современном этапе, отличающемся широкими возможностями общения (мобильный телефон, Интернет, факс, СМС).

Тема 4. Коммуникативно-речевая ситуация (ситуация общения) как актуальное научное понятие и обобщающая модель. Структура коммуникативно-речевой ситуации как обобщающей научной модели. Основные элементы коммуникативно-речевой ситуации:

- Участники общения – адресант информации (тот, кто передает информацию) и адресат (тот, кто получает информацию).

- Текст как носитель информации.

- Коммуникативный канал, по которому адресант передает, а адресат получает информацию в форме текста. Коммуникативный канал может быть визуальным, аудиальным, смешанным, т.е. аудиовизуальным, может быть тактильным (путем прикосновения, рукопожатия). Канал может быть техническим – радио, телевидение, фотография и др.

- Цель общения. Отличаются разнообразием. Цель может быть информационной, может быть императивной (повеление, волеизъявление). Целью может быть осознанное воздействие на чувства и отношения адресата. Целью может быть просто времяпрепровождение (например, в поезде, в ожидании кого-то или чего-то).

- Мотив общения. (неосознаваемое внутреннее побуждение, желание, внутренняя потребность в общении). Мотивом может быть само общение (радость живого общения), искреннее неосознаваемое желание поделиться своими чувствами, переживаниями.

-Средства общения: вербальные (словесные), привербальные (присловные, то есть ударение, интонация, паузы и др.),

невербальные (иллюстрации, фотографии, жесты, взгляд, позы и др.).

- Место и время общения (место может быть официальным и неофициальным, время – ограниченное, определенное, как время урока по расписанию или случайное).

- Тема общения. С точки зрения содержания: научная, учебная, семейная, политическая, культурная, историческая, спортивная и др. По характеру: устойчивая или неустойчивая, меняющаяся по ходу общения.

- Результаты общения (положительные или отрицательные). Определяются для каждого из участников общения.

Тема 5. Типы общения и типология коммуникативно-речевых ситуаций.

Формальное (официальное, деловое) и неформальное, то есть частное, межличностное общение.

Непосредственное (прямое) и опосредованное (при помощи вспомогательных средств – письма, телефона, радио и др.) общение. Публичное общение.

Раздел 2

Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык

Тема 1. Великий русский язык

1.1. Русский язык как основа русской культуры. Слово и текст как носители русской  культуры и средства коммуникативно-речевой деятельности человека и общества. История русского языка – история великого русского народа и великой русской культуры.

1.2. Величие русского языка – величие русскоязычных коммуникаций. Русский язык среди других языков. Русский язык как один из трех восточнославянских языков и славянских языков. Из истории русского языка. Русский язык как государственный и обязательный для всех государственных учреждений и организаций и официальных лиц. Закон о русском языке. Из истории русского языка как государственного.

1.3 Великий русский язык – родной язык великого русского народа. Русский народный язык как основа русского национального языка. Устная и письменная формы русского национального языка (в отличие от народного, существующего преимущественно в устной форме). Словарь В.И. Даля как культурная ценность и носитель информации о русском народном языке.

1.4 Русский язык как основа межнациональных коммуникаций в нашей многонациональной стране. Русский язык как второй родной язык для многих россиян.

1.5. Русский язык в мире глобальных речевых коммуникаций.

Русский язык в разных точках  земного шара. Русский язык как язык русской эмиграции и как иностранный язык (как первый иностранный язык, второй и как третий иностранный язык). Русский язык как язык межгосударственного общения. Из истории русского языка как иностранного в странах Европы, Америки и Азии. Международная ассоциация русского языка как иностранного. Роль института русского языка имени А.С. Пушкина (г. Москва) в развитии русского языка как иностранного.

Тема 2.Могущество русского языка и русской речи

2.1 Русский язык как открытая и сложная социокультурная система знаков. Понятие системы и функции. Система как целостный и сложный набор единиц и отношений между ними. Система основных единиц русского языка: фонемы, морфемы, слова, предложения, тексты. Иерархический характер отношений между единицами разных уровней языковой системы: фонемами и морфемами и словами, между словами и предложениями, между предложениями и текстами. Текст как высшая единица языка, речи и основа культуры.  

2.2  Социокультурные функции русского языка и речи.

Язык, речь и текст как средства общения, а именно, как носители информации, как средство мышления, волеизъявления, средство эмоционального выражения и эмоционального воздействия. Язык как средство единения культур и ее носителей.

2.3 Литературный русский язык – основа могущества и богатства русского языка. Литературные и нелитературные формы существования русского языка. Основные признаки литературного языка:

* применимость в различных социокультурных сферах общения (в деловом мире, в сфере образования, здравоохранения и культуры, в средствах массовой информации – пресса, радио, телевидение – в межличностном и семейном общении);

* наличие устной и письменной формы, реализации;

* нормированность языковых единиц;

* стилистическое богатство и разнообразие языка.

2.4 Просторечие, диалекты, жаргон как нелитературные формы русского языка. Социокультурные условия существования и использования этих форм. Их сравнительная характеристика и тенденции развития.

2.5 Лексическое могущество и богатство русского языка и русской речи. Социокультурная структура лексического состава русского языка. Эмоционально маркированная и немаркированная лексика. Эмоционально-оценочные и стилистические маркеры (пометы) слова (ласковое, грубое, пренебрежительное и др.) Эмоционально-оценочное богатство и могущество русской лексики. Синонимическое богатство русского языка. Функционально-смысловые оттенки и различия элементов синонимического ряда. Безэквивалентная лексика русского языка (не имеющая подобия в других языках) как признак его уникальности.

2.6 Стилистическое могущество и богатство русского литературного языка и русской литературной речи.

Понятие стиля как категории культуры. Книжная и разговорная форма русского языка, их общая и сравнительная характеристики. Сферы использования. Три стилистических разновидности книжного языка:  научный стиль, официально-деловой и публицистический. Коммуникативные, речевые и языковые особенности и возможности  этих стилей. Коммуникативные качества русской литературной речи: информативность, логичность, точность, богатство, краткость, ясность, выразительность.

2.7 Текст как носитель богатых коммуникативных возможностей русского языка и актуальных социокультурных смыслов.

Текст как единица языка, речи и культуры.

Текст как высшая, самостоятельная и целостная единица языка. Текст как целенаправленное и/или мотивированное коммуникативно-речевое произведение. Текст как носитель социокультурных смыслов. Проблема типологии текста как категории языка, речи и культуры. Коммуникативные возможности и правила текстов, созданных на основе литературного и нелитературного русского языка. Устные и письменные тексты литературные и нелитературные тексты. (Нomeбене: не путать языковое понятие “литературный текст” с текстами художественной литературы). Тексты-граффити (наскальные, на парте, на стене и др.). Официальные и неофициальные литературные тексты. Устные и письменные тексты. Основные принципы и правила их оформления. Тексты – символы русской культуры.

2.8 Жанровое богатство текстов разных стилей речи.

Понятие жанра в языке, речи и культуре. Жанр как обобщенная коммуникативно-речевая модель текста, закрепленная за стилистической типовой коммуникативно-речевой ситуацией или ее отдельным этапом. Жанровое наполнение  книжного и разговорного вариантов русского языка. Основные жанры научной речи: монография, статья, доклад, реферат. Основные жанры в сфере образования: учебник, словарь, задачник, справочник, вопрос, ответ, диктант, сочинение, изложение и др. Основные жанры официально-деловой сферы: заявление, протокол, докладная записка, объяснительная записка, доверенность, личное резюме, характеристика. Этикетные речевые жанры. Этикетное и неэтикетное речевое поведение. Коммуникативные и стилистические варианты в составе основных этикетных жанров (приветствие, прощание, поздравление, просьба, благодарность, извинение и др.).

2.9 Цели, жанры, искусство и могущество повествовательного, описательного и аргументативного текстов.

Повествование как сообщение о событии, которое читатель/слушатель должен себе правильно, точно и ярко представить. Официальные  и неофициальные социокультурные сферы коммуникации, соответствующие повествовательным жанрам. Научно-популярный, бытовой и литературно-художественный рассказ. Их композиционная, стилистическая и языковая характеристика. Выразительные средства рассказа. Коммуникативно хорошее и плохое повествование. Типичные ошибки повествовательного текста.

Описание как социокультурная характеристика объекта (природного явления, вещи, эпохи, места, человека, коллектива, народа мира и др.), который читатель/слушатель должен себе правильно, точно и ярко представить и понять. Внешние и внутренние признаки объекта. Основные и неосновные признаки объекта. Логика описательного текста. Официальные и неофициальные социокультурные сферы коммуникации, соответствующие описательным жанрам. Научное, обыденное и лирическое описание объекта. Характеристика личных и деловых качеств человека. Личное резюме. Описание дорожно-транспортного происшествия. Лирическое описание природы. Описание личных переживаний и настроений. Коммуникативно хорошее и плохое описание. Типичные ошибки описательного текста.

2.10 Цели, искусство и могущество рекламного текста.

Понятие рекламы. Актуальность и могущество рекламных текстов в современном мире. Цели рекламного текста – проинформированность читателя/слушателя, привлечь его внимание и побудить воспользоваться предлагаемой услугой, рекламируемым товаром. Информативность, побудительность (воздействие на потребности и чувства) и выразительность как основные качества рекламного текста. Разнообразие информативных, побудительных и выразительных средств в рекламном тексте. Коммуникативно-речевые качества рекламного текста. Плохая и хорошая реклама. Реклама как носитель информации и дезинформации.

Содержание

Второй год обучения

Раздел 3 Великий, могучий, правдивый и свободный русский язы

Тема 1. Правда русского языка и русской речи

1. 1. Этика как слово, понятие и явление. Этика как высшая правда жизни и истина. Понятие этики. Основные этические ценности русской культуры. Правда и ложь как оценочно противоположные этические категории. Народная и профессиональная (военная, медицинская) этика.

1.2. Русские и пословицы и поговорки о правде и лжи как носители этических ценностей русского народа. Основные объекты и принципы, этические оценки (по материалам русских пословиц и поговорок).

1.3. Правда и истина. Этимологическая характеристика словарного состава русского языка как свидетель относительности понятий “правда” и “истина” (например, слово “атом” восходит к понятию “неделимый”, хотя в науке это мнение давно признано ошибочным).

1.4. Трудолюбие и лень как этические категории. Пословицы, поговорки и сказки о труде и лени как выразители народной этики.

1.5. Речь и этика. Понятие качества речи. Основные типы качеств русской речи: информативность, целенаправленность, ясность, доступность, уместность, правильность, богатство, точность, логичность, краткость, выразительность и чистота. Этические начала качеств русской речи. Типичные этические нарушения и ошибки русской речи.

Тема 2 Свобода русского языка и русской речи

2.1 Понятие свободы как права выбора и ответственности. Свобода и воля как лексические единицы (по материалам словарей) и культурные ценности.

2.2. Свободное и вольное слово. Лексика литературного языка – лексика свободного употребления. Нелитературная лексика – лексика вольного (ограниченного). Степень ограниченности вольных слов и выражений в разных стилях речи.

2.3. Понятие языковой личности как позиции и характеристики человека по отношению к языку и речи. Речевое поведение личности. Правила речевого поведения. Основы русского речевого этикета.

2.4 Русский мат как крайне вольная и этически некорректная лексика ограниченного употребления. Правовая и моральная ответственность человека за нарушение этических принципов речевого поведения, за употребление матизмов (матерных слов и выражений) в публичном коммуникативном пространстве. Эвфемизмы как этически корректные способы выражения негативных состояний и отношений.

2.5. Свобода и ответственность публичного слова. Устное публичное выступление как жанр публицистической, научной и учебной речи.

2.6. Дискуссия как сложный жанр свободной публичной речи. Полемические основы дискуссии. Основные принципы полемики. Полемические уловки.

2.7. Подготовка дискуссии и дискуссионного выступления. Основные этапы и способы подготовки. Роли основных участников дискуссии и правила поведения дискуссии. Роли участников дискуссии и основные правила их речевого поведения.

Тема 3 Заключение: проблемы и задачи великого, могучего, правдивого и свободного русского языка на современном этапе его развития.

3.1 Русский язык на фоне других языков в начале 21 века. Ослабление могущества русского языка во внешних глобальных коммуникациях (сужение сферы влияния, сокращение числа носителей русского языка как родного и как иностранного).

3.2 Ослабление позиций русского литературного языка во внутренних коммуникациях: засорение русского языка и русской речи ненормативной лексикой (англицизмами, жаргонизмами, вульгаризмами, просторечной лексикой). Социокультурная ответственность грамотной языковой личности перед русским литературным языком. Языковой вкус как важная категория культуры речи. Способы развития языкового вкуса. Грубость и пошлость речи как проявление глубокого кризиса в развитии личности.


IV. Календарно – тематическое планирование

2017 – 2018 учебный год

1 год обучения

ТЕМА, РАЗДЕЛ

лекционные

практические

индивид.

контрольные

дата

Раздел 1 (22,5час)

Введение: человек, общество, язык и речевые коммуникации

Человек в обществе – человек общающийся.

2

1

1,5

07.10

07.10

07.10

08.10

Язык и речь.

2

1

1,5

14.10

14.10

14.10

15.10

 Коммуникативно-речевые возможности человека и общества на разных этапах развития человека и общества и на современном этапе,

2

1

1,5

21.10

21.10

21.10

22.10

 Коммуникативно-речевая ситуация (ситуация общения) как актуальное научное понятие и обобщающая модель. Структура коммуникативно-речевой ситуации как обобщающей научной модели.

2

1

1,5

28.10

28.10

28.10

29.10

 Типы общения и типология коммуникативно-речевых ситуаций.

1

1

1,5

04.11

04.11

04.11

Итоговое тестирование (1часа)

1

05.11

Раздел 2 (85,5 час)

Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык

лекционные

практические

индивид.

контрольные

дата

Тема 1 Великий русский язык (18час)

8

4

6

1.1.

1.1. Русский язык как основа русской культуры. Слово и текст как носители русской  культуры и средства коммуникативно-речевой деятельности человека и общества. История русского языка – история великого русского народа и великой русской культуры

2

1

1,5

11.11

11.11

11.11

12.11

1.2.

1.2. Величие русского языка – величие русскоязычных коммуникаций. Русский язык среди других языков.  Из истории русского языка.

1

0,5

1,5

18.11

18.11

18.11

19.11

1.3.

1.3 Великий русский язык – родной язык великого русского народа. Устная и письменная формы русского национального языка  Словарь В.И. Даля как культурная ценность и носитель информации о русском народном языке.

1

0,5

1.4

1.4 Русский язык как основа межнациональных коммуникаций в нашей многонациональной стране. Русский язык как второй родной язык для многих россиян.

2

1

1,5

25.11

25.11

25.11

26.11

1.5.

Русский язык в разных точках  земного шара. Роль института русского языка имени А.С. Пушкина (г. Москва) в развитии русского языка как иностранного.

2

1

1,5

02.12

02.12

02.12

03.12

Тема 2. Могущество русского языка и русской речи (67,5 час.)

28

14

22,5

3

2.1.

 Русский язык как открытая и сложная социокультурная система знаков.

 Понятие системы и функции. Система основных единиц русского языка: фонемы, морфемы, слова, предложения, тексты. Текст как высшая единица языка, речи и основа культуры

2

2

1

1

1,5

1,5

09.12  16.12

09.12  16.12

09.12  16.12

10.12  17.12

2.2.

Социокультурные функции русского языка и речи.

Язык, речь и текст как средства общения, а именно, как носители информации, как средство мышления, волеизъявления, средство эмоционального выражения и эмоционального воздействия. Язык как средство единения культур и ее носителей.

2

2

1

1

1,5

1,5

23.12  30.12

23.12  30.12

23.12  30.12

24.12  31.12

2.3.

 Литературный русский язык – основа могущества и богатства русского языка. Литературные и нелитературные формы существования русского языка. Основные признаки литературного языка:

2

1

1,5

13.01

13.01

13.01

14.01

2.4.

Просторечие, диалекты, жаргон как нелитературные формы русского языка. Социокультурные условия существования и использования этих форм. Их сравнительная характеристика и тенденции развития.

2

1

1,5

20.01

20.01

20.01

21.01

2.5.

 Лексическое могущество и богатство русского языка и русской речи. Эмоционально-оценочное богатство и могущество русской лексики. Синонимическое богатство русского языка.

2

1

1,5

27.01

27.01

27.01

28.01

2.6.

 Стилистическое могущество и богатство русского литературного языка и русской литературной речи.

Понятие стиля как категории культуры. Три стилистических разновидности книжного языка:  научный стиль, официально-деловой и публицистический.

2

2

1

1

1,5

1,5

03.02  10.02

03.02  10.02

03.02  10.02

04.02   11.02

2.7.

 Текст как носитель богатых коммуникативных возможностей русского языка и актуальных социокультурных смыслов.

Текст как единица языка, речи и культуры.

Устные и письменные тексты.

2

1

1,5

17.02

17.02

17.02

18.02

2.8.

Понятие жанра в языке, речи и культуре. Основные жанры в сфере образования, научной речи, официально-деловой сферы, этикетные речевые жанры.

2

1

1,5

24.02

24.02

24.02

25.02

2.9.

Типы текстов.

Повествование как сообщение о событии. Их композиционная, стилистическая и языковая характеристика. Выразительные средства рассказа.

2

2

1

1

1,5

1,5

03.03 10.03

03.03  10.03

03.03  10.03

04.03  11.03

2.10.

 Понятие рекламы. Цели, искусство и могущество рекламного текста.

 Коммуникативно-речевые качества рекламного текста.

2

1

1,5

17.03

17.03

17.03

18.03

Итоговое тестирование(3часов)

1,5

3

24.03

24.03

24.03

25.03


Календарно – тематическое планирование

2017 - 2018 учебный год

2 год обучения

ТЕМА, РАЗДЕЛ

лекционные

практические

контрольные

дата

Раздел 3 Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык

Тема 1 Правда русского языка и русской речи (29час)

12

14

3

1. 1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Этика как слово, понятие и явление.

 Этика как высшая правда жизни и истина. Понятие этики. Основные этические ценности русской культуры.

 Правда и ложь как оценочно противоположные этические категории. Народная и профессиональная (военная, медицинская) этика.

1

2

1.2.

Русские и пословицы и поговорки о правде и лжи как носители этических ценностей русского народа.

Основные объекты и принципы, этические оценки (по материалам русских пословиц и поговорок).

2

2

1.3. Правда и истина. Этимологическая характеристика словарного состава русского языка как свидетель относительности понятий “правда” и “истина»

2

2

1.4.

Трудолюбие и лень как этические категории.

 Пословицы, поговорки о труде и лени как выразители народной этики.

Сказки о труде и лени как выразители народной этики.

4

4

1.5.

Речь и этика. Понятие качества речи.

Основные типы качеств русской речи: информативность, целенаправленность, ясность, доступность

Основные типы качеств русской речи: уместность, правильность, богатство, точность.

Основные типы качеств русской речи: логичность, краткость, выразительность и чистота.

Этические начала качеств русской речи.

 Типичные этические нарушения и ошибки русской речи.

4

4

Зачет по теме «Правда русского языка и русской речи»

3

Тема 2.Свобода русского языка и русской речи (59)

24

30

5

2.1

Понятие свободы как права выбора и ответственности.

Свобода и воля как лексические единицы (по материалам словарей) и культурные ценности.

2

3

2.2.

Свободное и вольное слово.

Лексика литературного языка – лексика свободного употребления.

Нелитературная лексика – лексика вольного (ограниченного) употребления.

Степень ограниченности вольных слов и выражений в разных стилях речи.

4

4

2.3.

Понятие языковой личности как позиции и характеристики человека по отношению к языку и речи.

 Речевое поведение личности. Правила речевого поведения. Основы русского речевого этикета.

4

4

2.4

Русский мат как крайне вольная и этически некорректная лексика ограниченного употребления.

Правовая и моральная ответственность человека за нарушение этических принципов речевого поведения, за употребление матизмов (матерных слов и выражений) в публичном коммуникативном пространстве.

 Эвфемизмы как этически корректные способы выражения негативных состояний и отношений.

3

3

2.5.

Свобода и ответственность публичного слова.

Устное публичное выступление как жанр публицистической речи.

Устное публичное выступление как жанр научной  речи.

3

4

2.6.

Дискуссия как сложный жанр свободной публичной речи.

 Полемические основы дискуссии.

 Основные принципы полемики.

Полемические уловки

4

6

2.7.

Основные этапы и способы подготовки дискуссии и дискуссионного выступления.

 

Роли основных участников дискуссии и правила их речевого поведения.

4

6

2.8.

Зачет по теме «Свобода русского языка и русской речи»

6

Тема 3. Заключение. Проблемы и задачи великого, могучего, правдивого и свободного русского языка на современном этапе его развития.

6

6

6

3.1

Русский язык на фоне других языков в начале 21 века.

 Ослабление могущества русского языка во внешних глобальных коммуникациях (сужение сферы влияния, сокращение числа носителей русского языка как родного и как иностранного).

3

3

3.2

Ослабление позиций русского литературного языка во внутренних коммуникациях: засорение русского языка и русской речи ненормативной лексикой (англицизмами, жаргонизмами, вульгаризмами, просторечной лексикой).

Социокультурная ответственность грамотной языковой личности перед русским литературным языком.

 Языковой вкус как важная категория культуры речи. Способы развития языкового вкуса. Грубость и пошлость речи как проявление глубокого кризиса в развитии личности.

3

3

3.3.

Защита рефератов по темам второго года изучения программы  «…Великий, могучий, правдивый и свободный...»  (6 часов)

6


V. Методическое обеспечение

       Для обучения по данной программе используется класс ИКТ, оснащённый 12    ученическими и 1 преподавательским компьютером, проектором, экраном, принтером, сканером, интерактивной доской. На компьютерах установлено соответствующее программное обеспечение, позволяющее решать образовательные задачи. Интерактивная доска, созданная с использованием электромагнитной технологии, расширяет возможности участников образовательного процесса

       Программа предусматривает чтение установочных лекций, проведение практических занятий, обобщающих занятий. Особое внимание уделяется самостоятельной работе. Согласно вышеобозначенным целям и задачам, данный предмет методически выстраивается со значительным преобладанием практических форм занятий над лекционными.

Три четверти учебного времени отводится на выполнение различного ряда заданий исследовательского характера, которые строятся на материале конкретных текстов (текстовых фрагментов) и коммуникативно-речевых задач и упражнений.

Широкое использование художественных текстов, их разноаспектный анализ (смысловой, речеведческий, языковый) обеспечат успешное выполнение творческих заданий по русскому языку.

Изучение тесно связано с такими дисциплинами, как стилистика, грамматика, литература.

Лекционный формат предусматривается для введения опорных лингвистических понятий и осознания основных методологических установок.

Методически программа сочетает в себе различные общеобразовательные методики и формы проведения занятий:

  • Лекция – устное представление конкретной темы
  • Семинар – изучение специальных тем посредством рассмотрения их аспектов и последующего обмена информацией;
  • Дискуссия – обмен мнениями внутри учебной группы с участием всех учащихся и преподавателя;
  • Ролевые игры – в этих играх отрабатывается умение строить текст и апробировать его в виде публичного выступления

Деловые игры – это тренинг, в котором разыгрывается какая–либо речевая ситуация и рассматривается поведение ученика в данной обстановке.

Все это позволяет овладеть разными видами речевой деятельности, адекватно воспринимать чужие высказывания и создавать собственные. Совершенствуется умение в овладении нормами литературного языка.

Практические занятия предпочтительны в активной форме (самостоятельно подготовленные творческие или реферативные выступления обучающихся на заданную тему, предварительно подготовленные дискуссии, конференции, семинары, ролевые игры).

 Начало лекции можно активизировать цепочкой из трех последовательных вопросов

“зачем?” (Зачем это нужно знать? Зачем нужно уметь? Зачем нужны представления о системе языка?), которые педагог задает обучающимся после объявления темы и плана занятия.

Ожидаемые  результаты и способы определения их результативности: осмысление  функционального потенциала языкового явления и овладение навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения, творческая  самореализация учащихся, готовность обучающихся к участию в олимпиадах различного уровня; профессиональное самоопределение школьников.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов освоения программы:
• устный опрос;
• тестирование, анкетирование;
• комплексный анализ текста;                                                                                                                                                                                              
• письменные сочинения, диктанты
• творческие работы (реферат, сообщение, отзыв, доклад, проект);

Формой проведения промежуточной аттестации является итоговое тестирование, а итоговой аттестации – защита рефератов.

Тематика учебных рефератов (реферативных сообщений, самостоятельных творческих работ): ориентировочный список

  1. Язык и речь: две разные стороны коммуникации как актуальной культурной ценности    как информационного общества
  2. Функции и свойства языка
  3. Наш  родной русский язык
  4. Тайны русского языка
  5. Речь как коммуникативная деятельность
  6. Коммуникации и коммуникативное пространство (среда) на разных этапах развития русской культуры
  7.  Коммуникативно-речевая ситуация как явление и актуальный научный термин
  8. Коммуникативная дистанция и четыре социокультурных типа коммуникативно-речевых ситуаций: доверительные (интимные), межличностные, деловые и публичные
  9. Текст как речевое произведение и основная единица языка
  10. Вербальные и невербальные средства языка и речи
  11.  Монолог и диалог: понятие и принципы деятельности
  12.  Языковая личность и имидж
  13.  Язык как иерархическая система знаков
  14.  Современный русский литературный язык как основа русской культуры
  15.  Стиль и стилистическая структура русского языка
  16.  Просторечие как форма национального языка
  17.  Жаргон как форма национального языка
  18.  Нормы и нормирование языка
  19.  Принципы нормирования и типы нормативных предписаний
  20.  Состояние языковых норм в русском языке 21 века
  21.  Научный стиль и текст
  22.  Официально-деловой стиль и текст
  23.  Литературно-художественный стиль и текст
  24.  Учебно-научный стиль и текст
  25.  Публицистический стиль и текст
  26.  Разговорный стиль и текст
  27.  Описание как речевая деятельность и тип текста
  28.  Повествование как речевая деятельность и как тип текста
  29. Рассуждение как речевая деятельность и тип текста
  30. Устное публичное выступление как сложная коммуникативно-речевая деятельность
  31.  Язык устного публичного выступления
  32.  Основные правила устного публичного выступления
  33.  Дискуссия как актуальный коммуникативно-речевой жанр
  34.  Деловая беседа как коммуникативно-речевой жанр
  35.  Деловое совещание как коммуникативно-речевой сценарий
  36.  Документ как официально-деловой текст
  37.  Типы деловых документов
  38.  Рецензия как речевой жанр
  39.  Эссе как речевой жанр
  40.  Заметка как речевой жанр
  41.  Урок как речевой жанр
  42.  Русские и обрусевшие личные имена
  43.  Величие русских и обрусевших личных имен
  44. Тайны сибирской топономики
  45.  Тайны русской лексики со значением профессии
  46.  Изба как слово и символ русской культуры
  47.  Тайны компьютерного жаргона
  48.  Школьный жаргон как социолингвистическое явление
  49.  Смысловые, стилистические и жанровые возможности уменьшительно-ласкательной лексики
  50.  Смысловые, стилистические и жанровые возможности терминологической лексики.

VI. Список литературы

Основная литература

1. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. Учебник для студентов-нефилологов.- М., 2003.

2. Матвеева Т.В. 15 уроков по культуре речи.- Екатеринбург,1988.

3. Русский язык и культура речи. В 2-х частях / Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2000.

4. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык: учебное пособие для студентов-нефилологов. -  М.: Флинта/ Наука, 2000.

 Дополнительная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия “Сдаем экзамен”.  - Ростов на Дону, 2001.

2. Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком.-  М.,1999.

3. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях.- Екатеринбург,1999

Рекомендуемые словари и справочники

1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 9-е изд., М.: Флинта: Наука,  2002.

2. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, риторика, стилистика.

М.: Флинта: Наука, 2003.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. Изд.20 и послед.

4. Орфоэпический словарь русского языка. Под ред. Р.И.Аванесова. С 5-го издания.

5. Словарь русского языка в 4-х т. М.: Русский язык, 1981 – 1984. 2-е и 3-е изд.

6. Современный словарь иностранных слов. М., изд. последних годов.

Приложение 1

Внутренняя оценка личностных и метапредметных результатов.

Анкета №1 для оценивания самими обучающимися сформированности  своих личностных УУД   (заполняется обучающимися)

Задание. Внимательно прочитай приведенные утверждения.

Отметь знаком , насколько ты согласен с данным утверждением.

Утверждение

Согласен

Не согласен

1

Мне нравится работать в учебной группе

2

Я с хорошим настроением участвую в подготовке творческой работы

3

Обучение по программе «…ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ…» мне необходимо для саморазвития и успешного обучения в ВУЗе

4

При планировании своего ответа я обдумываю каждый  этап

5

 Я с уважением отношусь к мнению участников группы ,

даже если я с ними не согласен

6

Я стараюсь услышать то, что кто-то хочет предложить, а не ищу ошибки в сказанном

7

Если я не согласен с чем-то, то не спорю, а предлагаю другое решение

8

Мой успех  учебной деятельности зависит от активной подготовки, прилагаемых усилий

Метапредметные результаты подразумевают освоение обучающимися   универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Обучающиеся сами оценивают сформированность своих регулятивных УУД используя

Анкету №2    «Оценка сформированности регулятивных УУД»

Утверждение

Согласен

Не согласен

1

Я предлагаю способ решения поставленной задачи, опираясь на имеющуюся информацию по теме

2

Выделяю  и описываю компоненты объекта

3

Объясняю причинно-следственные связи конкретных событий, происходящих с объектом

4

Удерживаю свою цель, время и выполняю возложенную на меня роль при выполнении учебного задания (творческой работы, развернутого ответа)

5

Умею организовать группу на работу, конструктивно развиваю идеи других, распределяю обязанности, анализирую ситуацию в группе

6

Беру на себя ответственность за результат работы группы

Анкет №3 для  оценки сформированности коммуникативных УУД

Утверждение

Согласен

Не согласен

1

Понятно формирую и высказываю  свою позицию в диалоге

2

Нахожу  единомышленников и привлекаю их  к своему делу

3

Вовлекаю незаинтересованных  (относительно моей идеи) участников, убеждаю тех, у кого есть важные для меня ресурсы, выделяю их для своего проекта

4

Предлагаю нестандартные идеи, подходящие для выполнения задания в группе

5

Предлагаю креативные обоснованные решения, опираясь на существующие образцы

6

Предлагаю креативные обоснованные решения, не имеющие аналогов

Анкета №4 для  оценки сформированности познавательных УУД

Утверждение

Согласен

Не согласен

1

 Сравниваю полученные результаты с поставленными задачами

2

Умею находить необходимую информацию в тексте и использовать для творческой работы

3

Умею составлять тезисный план по выполнению творческой деятельности

4

Проявляю инициативу в участии различных конкурсах, проектах

5

Готовлю доклад для   защиты своей работы на конкурсе самостоятельно без помощи педагога.

6

Четко отвечаю на заданные мне вопросы.


Для отслеживания оценки сформированности регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД координаторами используется следующая таблица с показателями сформированности УУД.

    Название школьной редакции ___________________, Ф.И.О. педагога - координатора _____________________________________________

Показатели   сформированности УУД

ФИО учащегося

Средний   балл по группе

Иванова

Петров

Личностные УУД

Ребенок заинтересован, старательно выполняет требования установленные в учебной группе

Находится преимущественно в хорошем настроении, улыбается, смеется

Стремится к самостоятельной познавательной деятельности

 Составляет четкий план работы по каждому заданию

 Проявляет уважение к мнению участников учебной группы, даже если  видно, что  с ними не согласен

Внимательно выслушивает каждого члена группы,   не обращая внимания на  ошибки в сказанном, если они есть

Не вступает в спор при обсуждении какого-либо задания, а предлагает пути его решения

Активно работает в группе, стремится участвовать и выполнять все задания.

Регулятивные УУД

Предлагает способ решения поставленной задачи, опираясь на имеющуюся информацию по теме

Выделяет  и описывает компоненты объекта

Объясняет причинно-следственные связи конкретных событий, происходящих с объектом

Удерживает свою цель, время и выполняет возложенную на него роль в учебной группе

 Умеет организовать группу на работу, конструктивно развивает идеи других, распределяет обязанности, анализирует ситуацию в группе

Берет на себя ответственность за результат работы группы

Коммуникативные УУД

Понятно формирует и высказывает  свою позицию в диалоге

Находит  единомышленников и привлекает их  к своему делу

Вовлекает незаинтересованных  (относительно своей идеи) участников, убеждает тех, у кого есть важные для него ресурсы, выделяет их для своего проекта

Предлагает нестандартные идеи, подходящие для выполнения задания в группе

Предлагает креативные обоснованные решения, опираясь на существующие образцы

Предлагает креативные обоснованные решения, не имеющие аналогов

Познавательные УУД

 Сравнивает полученные результаты с поставленными задачами

Умеет находить необходимую информацию в тексте и использовать для творческой работы

Умеет составлять тезисный план по выполнению творческой деятельности

Проявляет инициативу в участии различных конкурсах, проектах

Готовит доклад для   защиты своей работы  самостоятельно без помощи педагога.

 Умеет аргументировать значимость своей работы.

Общий показатель по группе

УУД

(%)

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ


Приложение 2

 Внешняя оценка сформированных компетентностей.

Компетентность

Содержание действий

Баллы

Информационная компетентность

- точно излагает информацию, полученную из научного источника или методом наблюдений;

- находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации

3

- излагает информацию,  полученную из наблюдений, научного источника, СМИ, сети Интернет в контексте решаемой задачи;

- присоединяется к выводу на основе полученной информации и приводит несколько аргументов для его подтверждения

4

- излагает информацию, полученную  из наблюдений, научного источника, СМИ, сети Интернет, посредством публичного выступления в контексте решаемой задачи;

- делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления разных источников информации;

- подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

5

не проявлены вышеуказанные характеристики

2

Коммуникативная компетентность

Письменная коммуникация

- оформляет свою мысль в форме стандартного продукта письменной коммуникации простой структуры (вступление, основная часть, завершение);

- излагает материал с соблюдением норм оформления текста в соответствии с заданным образцом.

3

- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры (вступление - обозначение проблемы, авторская позиция, аргументы, завершение);

- определяет жанр и структуру излагаемого материала  в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом

4

- представляет результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы. - создает письменный документ, содержащий аргументацию за или против предъявленной для обсуждения позиции;

- определяет цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности.

5

не проявлены вышеуказанные характеристики

2

Публичное выступление

- соблюдает нормы публичной речи и регламент;

- готовит план выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанров выступления;

- использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления;

- работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание.

3

- соблюдает нормы публичной речи и регламент;

- использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использует невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные \ отобранные под руководством учителя;

- работает с вопросами, заданными в развитие темы

4

- соблюдает нормы публичной речи и регламент;

- применяет в своей речи логические \ риторические приемы \ приемы обратной связи с аудиторией;

- самостоятельно готовит \ отбирает адекватные коммуникативной задаче наглядные материалы и использует их для повышения эффективности коммуникации;

- работает с вопросами на дискредитацию позиции.

5

не проявлены вышеуказанные характеристики

2

Продуктивная групповая коммуникация

- обучающиеся самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения;

- обучающиеся разъясняют свою идею, предлагая ее, или аргументируют свое отношение к идеям других членов группы.

- обучающиеся дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы

3

- обучающиеся самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- обучающиеся следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют решение в конце работы;

- обучающиеся задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга;

- обучающиеся дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы

4

- обучающиеся используют приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов;

- обучающиеся следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют промежуточные результаты;

- обучающиеся называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы

- обучающиеся дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы

5

не проявлены вышеуказанные характеристики

2

Компетентность разрешения проблем

- описывает существующую и желаемую ситуацию;

- осуществляет решение задачи на основе известной технологии;

- использует имеющиеся ресурсы, необходимые для выполнения деятельности;

- сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу

3

- анализирует реальную ситуацию и указывает причины существования проблемы;

- осуществляет деятельность по решению задачи и создания продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки;

- осуществляет поиск ресурсов, необходимых для решения поставленной задачи;

- оценивает продукт своей деятельности  и делает заключение о достижении поставленной цели;

4

- анализирует ситуацию, определяет и формулирует проблему, проводит анализ проблемы;

- осуществляет деятельность по решению задачи и продвижение продукта деятельности, обосновывая границы его использования;

- проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность их использования для решения задачи;

- предлагает способ убедиться в достижении поставленной цели, демонстрируя показатели достижения цели;

5

не проявлены вышеуказанные характеристики

2

Креативная компетентность

воплощает нестандартные идеи, подходящие для выполнения задания

3

воплощает креативные идеи, опираясь на существующие образцы

4

воплощает креативные идеи, не имеющие аналогов

5

не проявлены вышеуказанные характеристики

2

Уровни сформированности ключевых компетентностей.

2 балла – не достигнут необходимый уровень

3 балла – базовый уровень

4 балла – повышенный уровень

5 балла – творческий уровень

Уровни усвоения модуля «…ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ…»

Уровни освоения программы

Характеристики продукта

творческой деятельности

Показатель оценивания

100% -

Не достигнут необходимый уровень

Материал содержит большое количество ошибок, затрудняющее понимание замысел автора, не соответствует ни одному из жанров литературы

«2»

ниже нормы,

Неудовлетворительно

Поставленная задача не решена

0-49%

Базовый уровень

Подготовлена работа (исследовательский реферат, творческая работа) Наличие ошибок в тексте, частичное соответствие выбранному жанру не позволяет оценить  материал на уровне публичного выступления, представить для публичной оценки в соответствии с установленными криериям.

«3»

Норма, зачёт, удовлетворительно.

Частичное решение поставленной задачи

50-64%

 Повышенный уровень

Подготовленный материал не содержит ошибок, соответствует выбранному жанру.  Подлежит публичному выступлению..  Может быть  представлен на районной Научно - практической конференции.

«4»

Хорошо.

Поставленная задача решена.

65-74%

Творческий уровень 

Подготовленный материал материал актуален, не содержит ошибок, полностью соответствует выбранному жанру. Подлежит публикации в изданиях в области изучения науки «Русский язык».  Может быть  представлен на конкурсы в области изучения науки «Русский язык» различных уровней.

«5»

Отлично.

Полностью успешное решение поставленной задачи

75-100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык

Интегрированный урок для 9 класса по русскому языку и литературе на тему: "...о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык"...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Программа по рукопашному бою (далее – РБ) направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического образования, воспитания и развития, формирование знаний, умений, навыков в обла...

Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".

     Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программ...

Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

     Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Химия: трудные места школьной программы"

Программа предназначена для детей, испвтывающих сложности в изучении курса химии основной школы. Предполагается изложение основополагающих вопросов школьного курса простым языком , выяление логических...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...