о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Интегрированный урок для 9 класса по русскому языку и литературе на тему: "...о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Викторина21.97 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                  Викторина.

Тема:    «…о великий ,   могучий, правдивый

и свободный русский язык…»

                Цель:              углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка и литературы.

               Эпиграф

«Русский язык - один из богатейших языков  в мире, в   этом      нет никакого сомнения».

                                                                                          В.Г.Белинский.

1.Вступление.  Слово учителя.

2.Организационная часть.

  Участники делятся на 2 равные команды и выполняют задания. Баллы начисляются по количеству правильных ответов.

3.Основная часть.

                        

*     «Русский язык обладает всеми средствами для выражения    самых тонких  ощущений и оттенков мысли ».

                                                                             М.Горький

Задание: объясните  значение существительного «язык».

Длинный язык, язык  без костей.

Язык на плече, высунув язык.

Язык не  повернётся.

Найти общий язык.

Держать язык за зубами.

Проглотить язык.

Прикусить язык.

Чесать языком

Черт за язык дернул.

Укоротить язык (кому-либо).

Тянуть за язык

Говорить на разных  языках.

Говорить русским языком

Язык мой - враг мой

Язык хорошо подвешен

Язык до  Киева доведёт.

Чтоб у тебя язык отсох!

Ломать язык

Типун тебе на язык!

Отсохни мой язык, если я вру!

Злой язык что стрела

Вертится на языке

Язык сломаешь.

                    *     «Красота, великолепие, сила и богатство российского зыка явствует  довольно из книг, в прошлые века писанных…»

                                                                                         М.В.Ломоносов

         Задание: закончите пословицу, используя противительные союзы.

Не место красит человека,…

Не красна изба углами,…

Мягко стелет,…

Делу время,…

Близок локоть,…

Рад бы в рай,…

Не спеши  языком,…

Задание: соедини гласные с  согласными (согласные с гласными) и прочитай шутку В.В.Маяковского.

К Н Г                                                          И А

К Н Г                                                    И О Й

М   З  Г М                                                О А И

Д В Г                                                    И  А  Й

 *     «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, живуч,  выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…»

                                                                              А.И.Куприн

Задание: сложи правильно кубики в три ряда и прочитай известную   каждому школьнику поговорку.

МА                         ПО                     ВТ

                ТЬ                    ЕН                     НИЯ

ОР                   УЧЕ                  ИЕ

         Задание: составить как можно больше слов из слова бортмеханик

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом ».

                                                                                       К.Г.Паустовский

Задание:  первый вариант записывает слова, которые употребляются    только в единственном числе, второй вариант записывает слова, которые употребляются во множественном числе.

Шорты,   брюки ,ножницы ,бельё ,хвастовство ,кефир ,честь, субтропики,именины,прятки,воровство,кино,молодёжь,сливки,сутки,счастье,Гималаи,Москва, щипцы.

                       Задание :   в каком слове буква  Я   употребляется семь раз

       

                                             

  *   «…Русский язык неисчерпаемо богат и все     обогащается с       быстротой  поражающей

                                                                                                    М. Горький.

Задание: переставить буквы в словах так, чтобы получились новые           слова.

                             

                   Куст

Марш

Наказ

Плеск

Ракета

Старик

Пальто

*   «Наша литература - наша гордость, лучшее, что создано нами как     нацией ».

                                                                                  М.Горький

Задание: ответить на вопросы.

1.У какого известного  русского драматурга-писателя  для названия произведений использованы пословицы (привести примеры).

2.Какие московские театры носят имена писателей.

3.Кто из русских писателей был композитором?

4.Назовите автора и название стихотворения:

а) Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым  языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

б) Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

в) Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная  стать -

В Россию можно только верить.

г) Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

д) Прощай, свободная стихия!

В последний раз предо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

е) Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано;

По лазури весело играя;

                  ж)  Белая береза

                    Под моим окном

                    Принакрылась снегом

                   Точно серебром.

   

                5.   К какой жизненной ситуации применима поговорка                                                                          

                   «Цыплят по осени считают»?

                6.Кто написал поэму «Мцыри»?

                7. В чем заключается смысл пословиц:

                  Береги честь смолоду.

                  Незваный гость хуже татарина.

                8.Какую пословицу Н.В.Гоголь взял в качестве эпиграфа

                  к комедии «Ревизор».

               9.Назовите романтические произведения  М. Горького.

4.Заключение:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими  предшественниками…. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых  оно в  состоянии совершать чудеса…

       5.      Подведение итогов, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внекласнное мероприятие по русскому языку "Великий могучий русский язык"

разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса. игровые задания, ребусы, загадки...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Великий, могучий, свободный, правдивый..."

Пояснительная запискаДанная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «…ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ…»

Рабочая программа разработана к дополнительной  общеразвивающей образовательной программе дополнительного образования «…Великий, могучий, правдивый и свободный...» Программа им...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...

Внеклассное мероприятие «Великий, могучий..." (к Международному дню родного языка)

Внеклассное мероприятие  «Великий, могучий..." (к Международному дню родного языка)...

Программа интеллект-смены "Мой великий, могучий и правдивый русский язык"

Этой программой может воспользоваться учитель в среднем звене для подготовки учащихся в конкурсах, олимпиадах по русскому языку....