Сценарий внеклассного мероприятия "О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык"
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия "О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«О великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык!»
Сценарий конкурсной программы,
посвященной Международному дню русского языка
Составитель: Мошкина Р.В.
Цель мероприятия: развитие интереса к изучению русского языка, обогащение словарного запаса учащихся, развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- вызвать интерес к творчеству А.С. Пушкина;
- создать условия для развития памяти, мышления, воображения, творческих способностей., интереса к поэзии.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, раздаточный иллюстративный материал, музыкальное оформление, рабочие места для каждой команды.
Ход мероприятия
Выходят чтецы
Чтец 1.
То нежно звучит, то сурово
Высокое русское слово.
Оно, как державная слава,
Сияло в устах Ярослава.
Его возносил, как молитву,
Суворов, стремившийся в битву,
И Пушкин, в волнеении строгом,
Держал, как свечу перед Богом.
Храните и в счастье, и в горе,
На суше его, и на море.
Не будет наследства другого
Главнее, чем русское слово!
Чтец 2
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Ведущий 1: Сегодня в нашей стране отмечаются праздники «День русского языка» и «Пушкинский день», эта дата выбрана не случайно, именно 6 июня 1799 года родился великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин. Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира.
Ведущий 2: Александра Пушкина часто называют основоположником современного русского литературного языка. Сколь ни трудны бы были его произведения для перевода, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты. С его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать. Мы практически наизусть знаем многие его произведения и даже в повседневной жизни часто цитируем его. Мы встречаем времена года пушкинскими строками: «Мороз и солнце! День чудесный!» или «Унылая пора, очей очарованье…». Мы подходим к зеркалу с фразой: «Я ль на свете всех милее?..». Получается, что так или иначе, но Пушкин живёт в каждом из нас. А значит, сегодня праздник каждого из нас, в чьём сердце звучит хотя бы одна строчка из его стихотворения.
Презентация. Пушкинский день в России.
Ведущий 1: Интересные факты об А.С. Пушкине:
1. А.С. Пушкина называют первым профессиональным писателем в России.
2. В 1999 году к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина была выпущена серия памятных монет с его изображением.
3. Свои первые детские стихи Пушкин писал на французском языке.
4. Самый большой словарный запас из русских людей — у Пушкина. В него входит примерно 25 000 слов. Таким же примерно словарем обладал на английском языке Шекспир.
Ведущий 2: Совсем не удивительно, что 6 июня мы также отмечаем День русского языка. Несмотря на то, что в России живут представители различных национальностей, у которых есть свой родной язык, русский язык объединяет нас всех, является государственным и основным.
Ведущий 1: Интересные факты о русском языке:
#1056;усский язык занимает пятое место по общей численности говорящих на нем человек.
2. Самая молодая буква русского алфавита – буква «Ё». Она родилась в 1873 году.
3. Есть только два слова с 3 буквами «е» подряд: длинношеее и змееед.
4. В русском языке зафиксировано 74 слова, которые начинаются на букву «й», но в речи мы употребляем не более 5: йод, йогурт, йогуртница, йога, Йошкар-Ола.
Ведущий 2: Сегодня мы отправимся в Страну Грамматики. Игра называется «Великий и могучий русский язык». Каждой команде необходимо будет пройти как можно больше станций, посвященный русскому языку и русской речи. По итогам игры будут объявлены самые лучшие знатоки русского языка.
Ведущий 1: А сейчас для вас прозвучит песня Геннадия Малеева и Фаины Николас «Давайте говорить на русском языке».
Ведущий 2: Сегодня каждая команда приготовила домашнее задание – стихотворение о русском языке. Давайте прислушаемся к мудрым словам поэтов.
(Выходят ученик от каждой команды и читает стихотворение)
Ведущий 1: Итак, отправляемся в путешествие в Город Грамматики. Свой путь вы совершите по этим маршрутным картам.
Задания на станциях
Результаты прохождения станций командами фиксируются в специальном протоколе. По итогам будет определён самый грамотная команда
Станция 1. ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ
1. Ответь на вопросы
- Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
- Какой орел не летает, а пишется с большой буквы?
- Как из пирогА сделать лодку?
- Как птицу можно превратить в числительное?
- Какие буквы не обозначают звуков? Для чего же нужны эти буквы?
- Какое животное какой военный корабль имеют одинаковое название?
- Какое государство можно носить на голове?
- Какой город летает?
- В каком гнезде никогда не бывает яиц?
- Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность.
- Какую реку можно срезать ножом?
- Какое крыло никогда не летает?
2. Начало и конец слова.
У ведущего на столе две пачки карточек с буквами. Справа – красные буквы. С них должны начинать с слова. Слева – черные буквы. Ими должны оканчиваться слова.
Игра началась. Ведущий берет одновременно правой и левой рукой по одной карточке и показывает играющим
Какая команда быстрее назовет слово, та выигрывает и берет себе обе карточки. Побеждает та команда, которая наберет больше карточек.
Станция 2. КТО БОЛЬШЕ?
#1047;адача участников игры – за определенное время записать побольше кратких прилагательных мужского рода с основой на шипящую, подбирая к ним подходящие по смыслу имена существительные, например: день хорош, кофе горяч, медведь неуклюж и т.д.
2. По кругу написано шесть букв (КОЛЕСО). Сколько различных слов-имен существительных сумеете вы прочитать?
- Читать разрешается в разных направлениях;
- Буквы читать обязательно подряд.
Станция 3. КТО СКОРЕЕ?
#1053;а доске записаны сочетания: 7 лет, 10 тонн, 8 этажей, 20 километров, 1 день, 19 мест, 4 мотора, 2 горба, 9 углов, 17 метров, 15 квартир, 3 слоя, 6 вольт, 5 знаков, 12 минут, 18 граммов. Участникам игры предлагается образовать из этих сочетаний сложные прилагательные и записать их с наиболее подходящими по смыслу существительными. Выигрывает команда, которая безошибочно выполнит эту задачу.
2. Ведущий записывает на доске в один столбец слова мир, единый, любить, общий, взаимный, машина, три, вода, хлопок, вагон, а в другой столбец – строить, хранить, жить, знать. Водить, убирать, любить, помощь, душа, ступень. Задача учащихся – записать 10 сложных слов, использовав по одному разу корни всех указанных слов и соответствующим образом изменяя слова. Выигрывает тот, кто правильно и скорее всех выполнит это задание.
Станция 4. БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!
#1042;едущий четко произносит слова из помещенного ниже списка, вызывая по очереди учащихся из каждой команды, которые должны быстро определить их число.
Пролетариат, молодежь, коллектив, студенчество, листья, статья, двери, ворота, толпа, солома, , стада, стая, саранча, заросли, листва, стебли, чернила, рота, дебри, джунгли, тряпье, дрожжи, лоскутья, ветошь, ободья, бадья, белила, запевала, опилки.
2. Ведущий читает вперемежку приведенные ниже слова с непроизносимыми согласными и слова, в которых эти согласные отсутствуют. При чтении слова с непроизносимой согласной играющие должны сказать проверочное родственное слово. Выигрывает команда, допустившая наименьшее количество ошибок.
Бескорыстный, безынтересный, вирусный, властный, возрастной, вкусный, гласный, доблестный, жалостный, живописный, запасный, известный, интересный, искусный, корыстный, косный, лестный, ненавистный, ненастный, небесный, несносный, опасный, отсутствие, отвесный, поверхностный, поздний, победоносный, прихвастнуть, редкостный, сенокосный, согласный, страстный, телесный, тростник, тягостный, чудесный.
Станция 5. ОДНИМ СЛОВОМ
Задание 1. Командам предлагается заменить приведенные ниже слова сложными словами с составной частью само-. Выигрывает команда, которая правильно подберет все слова.
#1042;олшебная скатерть, на которой сами собой появляются кушанья. 2. Металлический прибор для кипячения воды к чаю. 3. Неограниченная власть монарха. 4. Совершаемый по своей воле, без разрешения. 5. Сделанный собственноручно, домашними средствами. 6. Художественное творчество непрофессиональных певов, танцоров, артистов. 7. Критика недостатков собственной работы. 8. Слишком уверенный в своих силах, способностях. 9. Удовлетворение своих бытовых нужд собственными силами. 10. Автоматическая ручка. 11. Крупный кусок драгоценного металла, встречающийся в природе в чистом виде. 12. Грузовая автомашина с механическим опрокидывающимся кузовом. 13. Своими силами, без посторонней помощи. 14. Тот, кто выучился чему-нибудь без специального обучения и руководства.
Задание 2. Ведущий читает указанные ниже определения слов – несклоняемых имен существительных. Учащиеся записывают их. Выигрывает тот, кто правильно и аккуратно запишет все слова.
1. Мастерская живописца, фотографа; мастерская по ремоту и изготовлению одежды. 2. Название некоторых учреждений, контор. 3. Комиссия, решающая вопрос о присуждении премии. Награды на концертах, соревнованиях. 4. Шейный платок, шарф. 5. Огородное растение, разновидность капусты. 6. Артист, объявляющий номера программы и занимающий публику между номерами. 7. Подземная железная дорога. 8. Условие, по которому один из спорщиков обязан что-либо выполнить в случае проигрыша. 9. Музыкальное произведение, составленное из популярных мелодий. 10. Кушанье размятых или протертых овощей, фруктов.
Станция 6. «РАССКАЗ НА ОДНУ БУКВУ».
Участникам необходимо придумать рассказ, каждое слово в котором начиналось бы с одной буквы (Р, С, П…). Например, «Павел Петрович привёз потрясающего попугая Петьку. Покрикивая, Петька присел полакомиться пломбиром папы. Папа присел, погладил Петьку, посмеялся. Павел Петрович, прощаясь, погладил попугая: «Прощай, Петька!». Оценивается сюжет, объём, соблюдение условия – начинать каждое слово с заданной буквы. «Самый умный». Участвуют две команды. Необходимо составить из большого слова «результативность» маленькие слова -существительные. После этого команды по очереди называют составленные слова. Победит та, которая назовёт последнее слово.
Станция 7. «СТУПЕНЬКИ». Участвуют две команды. Необходимо «спуститься по лесенке», записав слова, которые начинаются на одну букву (С, К, П, Т…), не пропуская при этом ни одной ступеньки. Победит та команда, которая пройдёт наибольшее количество ступенек по порядку. Каждая ступенька – для слова с определённым количеством слогов, которые с каждой ступенькой увеличиваются – от 3 до 11:
___ ___ ___
___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
Станция 8. «ОТГАДАЙ БУКВУ» Участвуют две команды. Ведущий загадывает произвольную букву и предлагает её найти. Ребятам разрешается называть слова, состоящие не менее чем из 5 букв. В ответ на каждое слово ведущий отвечает только «Да» или «Нет» в зависимости от того, есть или нет в нем задуманная буква. Например, задумана буква «Т». Цапля – нет, автобус – да… Задача – найти загаданную букву. Побеждает та команда, которая первая отгадает букву. «Рифма». Участвуют две команды. Игрок из первой команды говорит любое слово, которое придёт в голову, желательно короткое. Игрок из второй команды говорит слово, рифмующееся с первым. Первая команда добавляет слово в рифму. Та команда, которая первой не сможет в рифму назвать слово, получает минус. Команда, набравшая 3 минуса, проигрывает. Например: гараж – вираж – мираж – тираж – метраж – арбитраж –стаж – кураж – фураж – фиксаж – массаж – шантаж – монтаж. «Перевёртыш». Участвуют две команды. Необходимо «перевернуть» каждое слово, чтобы получилась известная фраза. Победит та команда, которая «перевернёт» большее количество фраз: – И она, смиренная, предлагает штиль. (А он, мятежный, просит бури). – Промах – грубость пажей. (Точность – вежливость королей). – Слон по лесу полетел, слон штраф потерял. (Муха по полю пошла, муха денежку нашла). – Перед вами даже засуха. (После нас хоть потоп). – Штиль по реке работает, но паровозик тормозит. (Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет). – Умер юноша с чужой девушкой вдали от другого жёлтого плоскогорья. (Жил старик со своею старухой у самого синего моря). – Роберт для Розы купил мимозы. (Карл у Клары украл кораллы).
Литература
- Материалы по занимательной грамматике. Книга 1. – М.: Советские учебники
- Макаров А.П. Занимательная грамматика для внеклассной работы. – Советские учебники.
- Тайны слова. – Советские учебники, 2021.
- Упражнения по орфографии для 5-7 классов – М.: Советские учебники.
- Методические рекомендации по проведению в детском лагере тематического дня 6 июня: дня рождения А.С. Пушкина и Дня русского языка. ВДЦ «Орленок». Режим доступа: 2. Материалы ФГБУ
- «ФЦОМОФВ» при поддержке Минпросвещения России, вебинар «Методический вторник» от 4 июня 2024 года. Режим доступа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык
Интегрированный урок для 9 класса по русскому языку и литературе на тему: "...о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык"...

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 – 9 классов "Русский язык и могуч, и велик!"
Это коллективный проект. Учащиеся из разных классов делятся на группы: социологи, корреспонденты, учёный совет. Каждый собирает материал по своей части проблемы. Мероприятие освещает актуальные пробле...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «…ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ…»
Рабочая программа разработана к дополнительной общеразвивающей образовательной программе дополнительного образования «…Великий, могучий, правдивый и свободный...» Программа им...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ развивать умение применять знан...

Внеклассное мероприятие «Великий, могучий..." (к Международному дню родного языка)
Внеклассное мероприятие «Великий, могучий..." (к Международному дню родного языка)...

