Конспект занятия "О гражданском долге, мужестве и героизме"
учебно-методический материал

Григорьева Наталья Александровна

Номинация:  Лучшая практика по противодействию идеологии терроризма в молодежной среде. Формирование у детей осознанного чувства гражданственности, мужества, героизма, долга как одно из нравственных ценностей в обществе и профилактики экстремизма и терроризма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekstremizmu_i_terrorizmu.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«О ГРАЖДАНСКОМ ДОЛГЕ, МУЖЕСТВЕ И ГЕРОИЗМЕ»

Номинация:  Лучшая практика по противодействию идеологии терроризма в молодежной среде

Григорьева Н.А. – педагог

дополнительного образования

Исилькуль 2020г.

Тема: О ГРАЖДАНСКОМ ДОЛГЕ, МУЖЕСТВЕ И ГЕРОИЗМЕ.

Цель: формирование у детей осознанного чувства гражданственности, мужества, героизма, долга как одно из нравственных ценностей в обществе и профилактики экстремизма и терроризма.

Задачи:

Образовательная: формировать представление детей о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны и в мирное время, для предостережения их от негативного влияния экстремистских идей;

Развивающая: показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом, развивать умение поступать согласно чувству, развивать навыки конструктивного общения в диалоге и полемике, учить отвечать за свой выбор, свои решения;

Воспитательная: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними, вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту, для формирования приоритетов позитивного образа жизни;

Коррекционно – развивающая: корректировать отношение обучающихся такому качеству как долг, через прием обсуждения видеороликов.

Форма проведения: круглый стол

Предварительная подготовка. (См. Приложение 1)

Ход занятия.

1 Организационный этап.

Введение в тему: 

Педагог: Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.

2.Введение в проблему

Педагог: Предлагаю, чтобы тему нашего занятия вы назвали сами. Для этого, нужно выполнить задание.  В предложении рассыпались и перепутались слова, и буквы. Восстановите предложение, и вы узнаете тему нашего занятия. Тема занятия состоит из трёх слов (долг, мужество, героизм): предлагаю вам три конверта, составьте тему нашего занятия.

Дети: Тема нашего занятия «О гражданственном долге, мужестве, героизме».

Педагог: На сегодняшнем занятии мы будем говорить о гражданине, о том, каким он должен быть, об его обязанностях и ответственности. Прежде чем мы начнём нашу беседу, я хотела вам рассказать сказку о двух государствах «Можно» и «Нельзя».

3. Основная часть:

Педагог: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» всё было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, всё можно. В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось! В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Педагог: Как вы думаете, почему страна стала процветающей и счастливы её жители?

Дети: - Они чувствуют себя в безопасности; - Жители стали жить по законам; - Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

Педагог: Людям удалось решить эту проблему?

Дети: В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон.

Педагог: Что такое закон? Зачитайте. Есть ли у нас в государстве ЗАКОН? (См. Приложение 1)

Дети: В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Дети: Законы записаны в Конституции - основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Видеоролик чтение Конституции Р.Ф. студия Факт

Педагог: Сколько Конституций было принято?

Дети: Было принято пять Конституций.

Педагог: Когда была принята последняя Конституция РФ?

Дети: 12.12.1993 г.

Педагог: Срок действия Конституции РФ?

Дети: от 7 до 40 лет.

Педагог: Когда были приняты последние поправки в действующую Конституцию?

Дети: В марте 2020 он был принят законопроект о поправках и было внесено 206 изменений в Конституцию.

Педагог: Кроме Конституции существуют ещё законы в нашей стране? Вспомните, какой закон мы с вами изучали на прошлом занятии?

Дети: Конвенция о правах ребенка.

Педагог: Какие ещё есть законы в нашей стране?

Дети: Семейный кодекс, гражданский кодекс, трудовой кодекс, уголовный кодекс.

Педагог: Давайте с вами попробуем дать определение понятию «гражданин».

Дети: (говорят свое мнение…)

Педагог: Кто такой гражданин? Зачитайте со словаря понятие «гражданин»

Дети: Лицо – принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Педагог: Какими ещё качествами вы могли бы дополнить приведённое определение?

Дети: (говорят свое мнение…)

Педагог: В каких ситуациях мы сталкиваемся с термином «гражданин»?

Дети: (говорят свое мнение…)

Педагог: Сейчас предлагаю вам разделиться на две группы по четыре человека. 

 Работа в группах: ознакомьтесь с текстом Конституции.

Педагог: В Конституции РФ определено правовое содержание понятия «гражданин». Найдите и зачитайте. (См. Приложение 2)

Задание группам:

  1. Напишите 5 критериев, которым должен соответствовать гражданин. (См. Приложение 1)
  2. Дополните высказывание: (См. Приложение 1)

Педагог: Мы сегодня строим правовое государство и хочется верить, что в таком государстве мы будем не только иметь права и свободы, но и выполнять возложенные на нас обязанности. Что такое обязанности? Зачитайте… (См. Приложение 1)

Педагог: Как вы понимаете, что такое обязанность?

Дети: Например, никакой закон не запрещает радоваться чужой беде, а вот норма морали такое поведение осуждает. Норма морали приветствует, если мы сочувствуем человеку, попавшему в беду, и хвалит того, кто считает своей обязанностью предложить свою помощь и поддержку.

Педагог: Обсудим пословицу «Сам погибай, а товарища выручай». 

Высказывания детей:

Педагог: В ней мораль российского общества прямо обязывает помочь товарищу в беде. Что же касается наших обязанностей, которые определяются законами, то главные из них мы найдем в Конституции РФ.

                  Предлагаю работу в группах.

Работа в группах: В чём же заключаются обязанности граждан РФ? Для этого вам необходимо обратиться к Конституции, найти статьи, в которых говорится об обязанностях граждан РФ. (См. Приложение 2)

Педагог: Таким образом, наша обязанность – это такое наше поведение, которое нормами общественной морали и нормами права признается должным и необходимым. Нормы морали поощряют человека соблюдать обязанности, а при их несоблюдении не предусматривают иного наказания, кроме общественного осуждения.

Дети: Люди могут отвернуться от человека, который что-нибудь обещает, а не делает, но наказывать его за это каким-нибудь штрафом не будут. Хватит и того, что этого человека перестают уважать.

Педагог: А вот нормы права, выраженные в законах, требуют от человека действовать в соответствии с обязанностями. Если человек требования закона не выполняет, то за это должен нести ответственность. Можем ли мы сами, по своей воле, расширять обязанности, определённые законом?

Дети: Нет.

Педагог: Итак, мы проанализировали обязанности граждан РФ. Важно помнить не только о законодательном исполнении прав и обязанностей, но и об их исполнении на подсознании. Но для этого необходимо помнить об этом на протяжении всей жизни. И передавать этот опыт как традицию или обычай из поколения в поколение. Кроме выполнения обязанностей, каждый гражданин также несёт ещё ту или иную ответственность.

Педагог: Что такое ответственность? Зачитайте со слайда, что такое ответственность? (См. Приложение 1)

Педагог: Это определение можно разбить на 3 различные категории:

       - ответственность, которую мы несем, потому что ее нам навязывают, – долг;

       - ответственность, которую мы несем, потому что этого требуют обстоятельства, –       обязанности;

       - ответственность, которую мы несем без чьих-либо указаний – поступки.

Педагог: Приведите примеры ответственности дома, в школе, по отношению к окружающим людям. Что случается, если ответственность не выполняется? Когда выполняется? Каким должен быть примерный гражданин своего Отечества?

Дети: Ответствен, выполняет обязательства, изложенные в Конституции.

Педагог: А должен ли он быть верным своей Родине? В чём это должно проявляться?

Дети: На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости.

Педагог: В устном народном творчестве отразились представления об идеале гражданина. Каковы же они? Вспомните русские былины, героические сказки…

Дети: В сказках происходит борьба со злом, простой крестьянский сын, даже и не самый лучший среди своих братьев, становится писаным красавцем, так как он проявил мужество, отвагу, находчивость и смелость, ловкость и хитрость. Красота героя – в его скромности, доброте, в бескорыстном служении народу, в готовности в любую минуту пожертвовать своей жизнью ради счастья людей.

Дети: В образах героев былин, в их мужественном поведении народ воспевал патриотические подвиги, самоотверженную борьбу за родную землю, беззаветную храбрость и удаль народную, сочувствие угнетённым, ясный ум, стойкий характер, прямоту и неподкупность — лучшие черты русского характера. Нравственные идеалы русского народа: прославление, мирного труда, мастерство, трудолюбие, физическая сила, чувство собственного достоинства, доброта и честь. В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» воплотились народные представления о воинской доблести, о мужестве, преданности и неподкупности.

Педагог: История нашей Родины знает много беспримерных подвигов граждан в годы Великой Отечественной войны и в мирное время.

Дети: (читают стихи) (См. Приложение 1)

Видеоролик о войне: «Внимание, внимание…»

Педагог: В каком году началась война?

Дети: 22 июня 1941 года, ровно в 4 утра, без объявления, на нашу страну напали гитлеровские войска.

Педагог: Сколько лет продолжалась война?

Дети: 3 года 10 месяцев 18 дней.

Педагог: Сколько погибло в войне людей?

Дети: 26 миллионов 452 человеческих жизни.

Педагог: Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу - это подвиг мужества людей, верности Родине. И сегодня нельзя не вспомнить тех, о ком говорят: «Их подвиг бессмертен».

Дети: Мужество защитников Родины - пример подражания каждому юноше и девушке, всему молодому поколению нашей страны.

Педагог: В дневнике одного из немецких солдат было написано: "Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои". Вы спросите почему? И ответом на ваш вопрос будет следующий фильм

Просмотр видео фильма: «Маленькие герои большой войны»

Педагог: Обратили ли вы внимание на глаза детей, чем они наполнены?

Дети: Глаза детей наполнены ужасами войны, страданием, горечью….

Педагог: Какие ужасы войны пережили дети?

Дети: Их мучили в концлагерях, пытали, не кормили, убивали….

Педагог: Как вы считаете, можно ли считать нападение Фашисткой Германии – терроризмом, по отношению к жителям и детям Советского Союза? Назовите понятие терроризма согласно Конституции РФ?

Дети: (См. Приложение 1)

Педагог: Сколько лет прошло после окончания войны?

Дети: 75 лет.

Педагог: Среди тех, кто воевал на фронтах, были и наши земляки - исилькульцы. Как и все советские люди, они встали на защиту своей Родины. Из 12700 исилькульцев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, к родным очагам вернулись 6270 человек. И все они честно выполнили свой долг. Среди них эти герои, зачитайте их имена: (См. Приложение 3)

Педагог: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, да друзья. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Можно ли совершить мужественный поступок в мирное время?

Дети: Школьники из Краснодарского края Роман Витков и Михаил Сердюк спасли пожилую женщину из горящего дома.

Дети: В селе Ильинка, Тульской области, пятеро школьников вытащили пенсионерку из колодца. 78-летняя Валентина Никитина упала в колодец и выбраться самостоятельно не смогла.

Дети: Омск помнит Олега Охрименко.    В один из апрельских дней 2002 года, люди, находящиеся на остановке, по улице Бархатова, не сразу поняли, что легко могли погибнуть. Сцена задержания опасного преступника больше напоминала о съемках фильма, чем о реальной спецоперации. Но когда граната выпала из рук преступника, старший оперуполномоченный Олег Охрименко, закрыл ее своим телом и принял всю силу взрыва на себя, защитив десятки людей. Своим поступком он спас не только своих коллег, но и порядка 50 человек, находившихся около остановки.  Звание Героя России было присвоено Олегу Охрименко посмертно. Администрация приняла решение, назвать именем Героя России одну из улиц в Советском административном округе именем Олега Охрименко.

Педагог: Высшее проявление красоты человека выражается в заботе о процветании своей Родины, в готовности в любую минуту встать на ее защиту. У некоторых ребят подвиг связывается с физической силой, отвагой, мужеством – качествами, которые можно проявить только в боях и сраженьях. Но разве подвиг – это только бесшабашная храбрость?

Дети: (говорят свое мнение…)

Педагог: Что означает любить Родину?

Дети: Любить Родину – значит гордиться ее достижениями, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам жить.

Педагог: От того, какими интересами живет гражданин, как участвует в решении пусть даже маленьких, но общественно ценных задач, зависит готовность к подвигу.

  • Как можно готовить себя к подвигу?
  • В каких ситуациях вам приходилось проявлять смелость, мужество?
  • Как вы развиваете свою волю, целеустремленность, смелость?
  • В чем проявляется ваша любовь к Родине?

Педагог: Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, экстремизмом, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью.  В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь.

4. Подведение итогов.

Педагог: Для того чтобы подвести итог нашего круглого стола я хочу, чтобы вы ответили на следующие вопросы:

Рефлексия - Самооценка

Сегодня на занятии:

  • Какие я получил, закрепил знания, опыт?
  • Что я сегодня делал и чего достиг на занятии?
  • Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Заставило задуматься…

Педагог: Спасибо за работу, мне было приятно с вами общаться на занятии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Предварительная подготовка к занятию.

Живём мы посреди большой России

Средь городов, лесов, озёр, полей.

И есть у нас, когда бы нас спросили

Меч для врагов, объятья для друзей.

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

И не прервать связующую нить,

И нам порой так нужно оглянуться

 Задания и вопросы обучающимся, которые надо подготовить к занятию:

а) Подберите русские народные сказки, былины, пословицы и поговорки, воспевающие красоту и мужество героев, и подумайте над вопросами:

  • В чем видит народ красоту человека?
  • Какие поступки людей определяются как героические, мужественные?
  • Согласны ли вы с представлениями русского народа о красоте и мужестве?

б) Приведите высказывания о мужестве, которые вам наиболее близки, и объясните, что определило ваш выбор (см. в кн.: Золотые россыпи о тебе, человек: Мысли, афоризмы, народная мудрость. –Одесса, 1968; Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. – М, 1980).

в) Прочитайте книги о мужественных людях, их героических делах (см. кн.: Дети города-героя. – Л., 1974; Мальков, В. Северное сияние: повесть. – М., 1977; Медаль за бой, медаль за труд. – М., 1970; Морозова, В. Человек трудом славен: очерки. – М., 1981).

2. Детям подготовить сообщения о детях-героях Великой Отечественной войны и выступления о героических поступках детей в наши дни.

3. Предложить обучающимся высказать свое мнение по следующим вопросам:

  • Каких людей вы считаете героями?
  • Ваше понимание героического поступка?
  • Можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом?
  • Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?
  • Что значит «быть мужественным»?
  • Применимо ли это понятие к женщинам?
  • Подвиг — это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?

Критерии и понятия, которым должен соответствовать гражданин.

- Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

– Быть добросовестным во всех делах.

– Охотно выполнять общественные поручения.

– Проявить готовность защищать Родину.

– Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

– Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

– Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

– Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

– Уметь встать на защиту слабых.

– Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Гражданин – (это человек, который ценит, приумножает, уважает, не приемлет…)

Ценит – (культуру нашего народа, чувство ответственности и долга к своей Родине).

Приумножает – (богатства нашей страны)

Уважает (закон, традиции, обычаи и культуру нашего народа)

Не приемлет (нетерпимость к злу и аморальности).

Понятие «Закон»

ЗАКОН - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Понятие «Обязанности» и «Ответственность»

Обязанности – это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения, ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности – это такое поведение человека, которое в обществе считается необходимым и должным. Они частично записаны в законах, а частично считаются в обществе чем-то само собой разумеющимся и определяются нормами морали.

Ответственность разные люди понимают по-разному в разных ситуациях. Существует ответственность, которая нам предназначена, которую мы, в некоторых случаях, обязаны нести, в других случаях, нам предоставляется выбор, нести ли ту или иную ответственность, и есть ответственность, которую мы определяем сами для себя.

Стихи, которые читают дети.

Было обычное жаркое лето,

Бабушка мне рассказала об этом.

Все отдыхали: кто с мамой на даче,

Кто на реке загорал и рыбачил.

В лагере детском ребята играли,

Горя и бед до поры не видали.

Вдруг грохот раздался,

И все потемнело,

Словно огромная птица взлетела.

Рвутся снаряды, огонь полыхает,

Огненный враг на страну наступает.

Гибнут простые мирные люди

Кто уцелел, никогда не забудет.

От боли стонала родная земля,

Страшное слово узнали «ВОЙНА»

Понятие «Терроризм»

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Статьи Конституции РФ, которые рассматриваются на занятии.

Статья 6.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 15. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Статья 38. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Статья 43. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Статья 44. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации.

Статья 87. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 205. Террористический акт. Преступления против общественной безопасности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Герои ВОВ Исилькульцы, о которых говорят дети на занятии.

Долина Мария Ивановна                    

Награждена: Орденом Ленина, Двумя орденами Красного Знамени,

Несколькими медалями. За высокие боевые заслуги перед Родиной, Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 августа 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза.

 Кибаль Иван Андреевич

Награжден: Орденом Ленина, Тремя орденами Красного Знамени

Орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени,

Четырьмя орденами Красной Звезды, Орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, Двумя орденами Демократической Республики Афганистан, многими медалями. 10 января 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм, проявленный в боях, присвоено звание Героя Советского Союза.

Куцевалов Тимофей Фёдорович

Награждён: Награжден Орденами Ленина (дважды), Орденами Красного Знамени

(четырежды), Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды Иностранными орденами, медалями. В 1939 году присвоено звание Героя Советского Союза

Морозов Петр Иванович

Награждён: Награждён Орденами Ленина, орденом Красного Знамении медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года он удостоен высшей награды - звания Героя Советского Союза.

Насардинов Гафар Назарович    

Награждён: Орденами Ленина, Отечественной войны II степени и несколькими медалями. 27 июня 1945 года за образцовое выполнение задания командования при форсировании реки Одр, захвате и расширении плацдарма в районе Ола присвоено звание Героя Советского Союза.

Фролов Андрей Дмитриевич

Награждён: Орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Отечественной войны II степени, орденом Красной Звездой, пятью медалями. За мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Фролову было присвоено звание Героя Советского Союза.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мужество и героизм советских солдат при выполнении интернационального долга в Афганистане

Вечер на тему «Мужество и героизм советских солдат, выполняющих свой интернациональный долг в Афганистане»....

Урок мужества «Современный героизм»

ПОЛОЖЕНИЕо проведении урока мужества «Современный героизм»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,посвященной Дню воинской славы России – День защитника Отечества....

Социальный проект: «Мужество и героизм поколений»

Целью данного проекта является  углубление  знаний  обучающихся о мужестве и героизме   солдат во время военных действий, воспитание  любви  к Родине и чувства патри...

Конспект урока в 4 классе «Тема мужества и героизма в русской музыке»

Обобщающий урок по теме " Тема мужества и героизма в русской музыке" ар программе Г П Сергеевой...

КОНСПЕКТ-ЗАНЯТИЯ по Гражданской обороне "Средства защиты органов дыхания"

План-конспект занятия по гражданской обороне. Тема занятия: "Средства индивидуальной защиты органов дыхания". Возраст обучающихся 14-17лет....

Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".

Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....

Конспект занятия. Патриотический час «О мужестве, доблести, славе!»

Конспект занятия для воспитанников 13-16 лет....