Адаптированная дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
рабочая программа

Лятифова Вера Михайловна

Программа кружка "Умелые ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_25-26_mladshie.doc423 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

(ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Согласовано                                                    Утверждаю

на заседании                                                     Директор ЦССВ «Сколковский»

методического объединения        Комаров А.С. ________________

Протокол № ____        Приказ № _____

«__» ____ 2025 г.                                              «___ » _________2025 г.

                                                

                                                                                        

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

(для детей с ТМНР)

                                                                           

                                                                Направленность: художественная

                                                                Уровень программы: вводный

                                                                Возраст обучающихся: 10-18 лет

                                                                Срок реализации: 1 год

Разработчик программы:

Лятифова Вера Михайловна

педагог дополнительного образования

   

                                                    

Москва,

2025

СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Разделы/подразделы

               

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2-3

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно-тематический план (УТП)

4

2.2. Содержание УТП

5 - 6

3

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

6 -12

   

4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

12 -14

5

ПРИЛОЖЕНИЯ

15-18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.

Основные содержательные линии адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Умелые ручки» (далее – Программа)  направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков.

  1. Актуальность, целесообразность Программы.

Главное место в коррекционно – воспитательной работе с детьми с ТМНР отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях..

Актуальность Программы заключается в подготовке детей с ТМНР к взаимодействию с новым социальным окружением.

Занятия позволяют проводить коррекционную работу с детьми, способствуют развитию творческого воображения, памяти, сенсорного восприятия, глазомера; способствуют развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга; воспитывают аккуратность, эстетический вкус.

Педагогическая целесообразность Программы заключается в создании особой развивающей среды для детей с ТМНР, способствующей приобщению этих воспитанников к творчеству и эффективной социализации в обществе.

1.2. Новизной Программы является использование новых технологий и методик, способствующих формированию у детей с ТМНР коммуникативных качеств и коррекции их поведения.

Также, данная Программа учитывает:

- динамику развития творческого мышления ребёнка,

- необходимость постепенного усложнения познавательного материала, соотношения теоретических, практических и творческих знаний и умений детей.

1.3. Направленность Программы.

Программа имеет художественную направленность и предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

1.4. Цель Программы – развитие творческих способностей и мелкой моторики у детей с ТМНР при использовании различных техник работы с разнообразными материалами.

1.5. Задачи:

образовательные (обучающие)

-  формировать умение использовать различные технические приемы при работе с различными материалами,

- формировать практические навыки пользования инструментами,

- формировать умения следовать устным инструкциям,

- учить экономному использованию материалов,

- расширять знания детей об окружающем мире,

- обогащать и активизировать словарный запас,

воспитательные (общекультурные)

- формировать коммуникативную культуру;

- создать комфортную среду общения между педагогом и воспитанниками.

- воспитывать нравственные качества детей;

- создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

 развивающие (личностные)

- развивать мелкую моторику рук и глазомер;

- развивать образное и пространственное мышление;

- развивать познавательную активность;

- развивать творческие способности.

1.6. Планируемые результаты реализации Программы

В результате обучения по данной программе у детей сформируются следующие умения и навыки:

-  использование различных технических приемов при работе с различными материалами,

- использование инструментов при работе, как вспомогательного средства,

- следование устным инструкциям,

- экономное использование материалов,

- обогащение и активизирование словарного запаса,

- коммуникативная культура, предполагающая внимание к людям  и способность вступать в коммуникативные отношения с целью быть понятым;

- чувство комфортности на занятии, своей успешности.

1.7. Краткая характеристика целевой группы обучающихся –             дети-сироты с ТМНР 10 -18лет.

1.8. Срок реализации программы   и её объём: 1 год, объём 42 часа.

1.9  Форма обучения – очная.

1.10 Режим занятий и особенности организации учебного процесса:

1 занятие в неделю по 30 - 40 минут.

        - формы организации деятельности: индивидуальная

        - формы проведения занятий: теория,  практика, экскурсии.

1.11. Формы подведения итогов реализации программы: выставка работ, итоговые практические занятия, итоги конкурсов.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Названия разделов

и тем занятий

Количество учебных часов

Форма промежуточного /итогового  контроля

всего

теория

практика

 I. Вводное занятие – 1 ч.

1.1.

Диагностика обучающихся.

Вводный инструктаж Знакомство с материалами и инструментами.

1

0,5

0,5

контрольные вопросы

II. Осенние напевы – 12 ч.

2.1.

Отпечатки листьями.

4

1

3

практическая работа

2.2.

Рисование пальчиками, ладошкой

4

1

3

практическая работа

2.3.

Рисование ватными палочками

2

1

1

практическая работа

2.4.

Рисование поролоном по трафарету

2

1

1

       практическая работа

III. Зимние зарисовки – 12 ч.

3.1.

Рисование пальчиками, ладошкой

4

1

3

практическая работа

3.2.

Рисование ватными палочками

4

1

3

практическая работа

3.3.

Рисование поролоном по трафарету

4

1

3

практическая работа

IV. Весеннее оживление – 10 ч.

4.1.

Рисование пальчиками, ладошкой

4

1

3

практическая работа

4.2

Рисование ватными палочками

3

1

2

практическая работа

4.3

Рисование поролоном по трафарету

3

1

2

практическая работа

V. Летнее настроение  - 3 ч.

 5.1

Отпечатки листьями.

1

0

1

практическая работа

 5.2

Рисование пластилином

2

0,5

1,5

практическая работа

VI. Экскурсии

4

4

0

     наблюдение

Итого:

42

15

27

Итоговое мероприятие

    1

выставка

2.2. Содержание учебно-тематического плана:

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Раздел I. Вводное занятие – 1 час

Тема 1.1 Диагностика Вводный инструктаж. Знакомство с материалами и инструментами (1 час)  

  Теория. Познакомить детей с техникой безопасности на занятиях. Практика. Входной контроль

Раздел II. Осенние напевы – 12 часов

Тема 2.1. Отпечатки листьями (4 часа)                                                                  Теория. Закрепление понятия «листопад». Дидактическое упражнение «С какого дерева листок» Практика. Рисование эскизов отпечатками листьев.                                                                          

Тема 2.2. Рисование пальчиками (4 часа)

Теория. Признаки осени. Грибы съедобные/несъедобные. Практика. Осенний лес Гриб боровик

Тема 2.3. Рисование ватными палочками (2 часа )                                               Теория. Обобщающее понятие «Овощи» Практика. Варим щи/борщ

Тема 2.4 Рисование поролоном по трафарету Теория. Обобщающее понятие «Фрукты. Ягоды» Практика. Закрываем компот

Раздел Ш. Зимние зарисовки – 12 часов.

Тема 3.1 Рисование пальчиками (4 часа) Теория. Весёлый праздник Новый год Практика. Дед Мороз шарики на ёлке Снежинки

Тема 3.2 Рисование ватными палочками (4 часа) Теория. Зимние изменения зимой в природе Практика. Рябина. Снегири Снеговик

Тема 3.3 Рисование поролоном по трафарету (4 часа) Теория. Жизнь диких животных в лесу зимой. Практика. Медведь. Заяц

Раздел IV. Весеннее оживление – 10 часов.

Тема 4.1 Рисование пальчиками (4 часа) Теория. Признаки весны. Первоцветы. Мамин день. Практика. Мимоза. Тюльпаны. Верба

Тема 4.2 Рисование ватными палочками (4 часа) Теория. День космонавтики. День Победы. Практика Звёздное небо. Ветка яблони. Салют.

Тема 4.3 Рисование поролоном по трафарету (4 часа) Теория. Весенние изменения в природе. Первоцветы. Практика. Одуванчик. Ромашки

Раздел V. Летнее настроение – 3 часа

Тема 5.1 Отпечатки листьями (1 час) Практика. Бабочки

Тема 5.2 Рисование пластилином (2 часа) Теория. Отщипывание пластилина маленькими кусочками-шариками. Практика. Бабочки, Божья коровка. Дидактическое упражнение «Кто в траве живёт»

Раздел VI. Экскурсии.

Тема 6.1 Экскурсии (4 часа) Тематические экскурсии в Аптекарский огород, музей Дарвина и Выставочный центр.

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В информационно-мотивационный раздел включен цикл «Введение». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, мотивировать погружение в программу. Технологический раздел состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с различными материалами.

Принципы, лежащие в основе программы:

-        доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

-        наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

-        демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

-        научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

-        «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

3.1. Формы, методы и технологии

Формы организации деятельности на занятиях – индивидуальная.

Формы занятий – теория, практика, игры, экскурсии.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

1. Словесные методы обучения (устное изложение, беседа),

2. Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение),

3. Практические методы обучения (работа по образцу)

Используемые педагогические технологии по преобладающему методу:  объяснительно-иллюстративные, развивающие, творческие; по подходу к ребенку: гуманно-личностные, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

3.2. Формы контроля.

- промежуточный контроль (контрольные вопросы, практические ракботы);

- итоговый контроль (выставки, итоговые практические занятия, итоги конкурсов).

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

Итоговые работы воспитанников принимают участие в конкурсах и выставках.

В систему определения результативности входит диагностика в начале учебного года и в конце года (Приложение 1).

Способы и формы

выявления результатов

Способы и формы

фиксации результатов

Способы и формы

представления

результатов

Беседа, опрос,

Наблюдение,

Выставки

Открытые и итоговые

Занятия,

Диагностика,

Мониторинг

Грамоты

Дипломы

Готовые работы

Протоколы диагностики

Фото

Отзывы воспитанников  и/или их законных

представителей

Выставки

Конкурсы

Готовые изделия

Открытые занятия

Диагностические

Карты/карты мониторингов

 

3.3. Критерии оценки (Приложение 2)

Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения являются выставки работ. Они оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.

Критерии отслеживания результативности реализации Программы:

- низкий уровень - не знает название применяемых материалов; не знает правил изготовления изделия, изготавливает изделия только вместе с педагогом (рука в руку).

- средний уровень - знает название применяемых материалов, знает правила изготовления изделия, изготавливает изделия с незначительной помощью педагога.

- высокий уровень - знает название применяемых материалов, имеет теоретические сведения о них; знает правила изготовления изделия, изготавливает изделия самостоятельно, проявляя творчество.

2.3. Календарный учебный график

Месяц

Число

Время

    Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

наблюдение

1

Диагностика. обученности учащихся. Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях. Материалы и инструменты

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

контрольные вопросы

2

сентябрь

практическое занятие

1

Воспоминание о лете. Подсолнух

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

3

сентябрь

практическое занятие

1

Воспоминание о лете, Бабочки

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

4

сентябрь

практическое занятие

1

Воспоминание о лете Рыбки

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

5

октябрь

практическое занятие

1

Осенние листья

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

6

октябрь

практическое занятие

1

Осень в лесу

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

7

октябрь

практическое занятие

1

Гриб боровик

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

8

октябрь

практическое занятие

1

Животные леса. Ёжик

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

9

октябрь

практическое занятие

1

Животные леса. Белка

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

10

ноябрь

практическое занятие

1

Вапим суп

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

11

ноябрь

практическое занятие

1

Варим суп

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

12

ноябрь

практическое занятие

1

Закрываем компот

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

13

ноябрь

практическое занятие

1

Закрываем компот

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

14

декабрь

практическое занятие

1

Снежинки.

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

15

декабрь

практическое занятие

1

Рукавички

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

16

декабрь

практическое занятие

1

Шапочка

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

17

декабрь

практическое занятие

1

Дед Мороз

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

контрольные вопросы

18

декабрь

практическое занятие

1

Шарики на ёлке

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

19

январь

практическое занятие

1

Ветка рябины

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

20

январь

практическое занятие

1

Снегири прилетели

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

21

 январь

практическое занятие

1

Снеговик

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

22

февраль

практическое занятие

1

Белый медведь

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

23

февраль

практическое занятие

1

Животные леса. Заяц

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

24

февраль

практическое занятие

1

Зима в городе

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

25

февраль

практическое занятие

1

Зима в городе

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

      26

27

март

практическое занятие

1

Мимоза

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

27

март

практическое занятие

1

Тюльпаны

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

28

март

практическое занятие

экскурсия

1

Верба

Экскурсия

ГБУ ЦССВ «Сколковский»

Аптекарский огород.

практическая работа

наблюдение

29

март

практическое занятие

1

Весна

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

контрольные вопросы

30

апрель

практическое занятие

1

Птички

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

31

апрель

практическое занятие

1

Звёздное небо

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

32

апрель

практическое занятие

1

Ветки яблони

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

33

апрель

практическое занятие

1

Салют

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

34

апрель

практическое занятие

1

Гвоздика

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

35

май

практическое занятие

1

Ромашка

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

36

май

практическое занятие

1

Одуванчик жёлтый

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

37

май

практическое занятие

1

Одуванчик белый

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

38

май

практическое занятие

1

Рыбки

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

39

июнь

практическое занятие

 экскурсия

1

Радуга

«Цветы Победы»

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

Аптекарский огород.

практическая работа

наблюдение

40

июнь

практическое занятие

экскурсия

1

Бабочки

«Весенняя Ладья»

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

Выставочный зал.

практическая работа

наблюдение

41

июнь

практическое занятие

экскурсия

1

Бабочки

«Бумажная симфония»

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

Музей Дарвина

практическая работа

наблюдение

42

июнь

практическое занятие

1

В зелёной траве

ГБУ ЦССВ

«Сколковский»

практическая работа

Данная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. Все вносимые изменения в программу  рассматриваются на заседании коллегиального органа Центра  (фиксируются в протоколе заседания) и утверждаются директором Центра.

3.5. Материально-техническое обеспечение программы

Помещение: учебные кабинеты оборудованы в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся (соответствующие росту учащихся, маркированные), классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Дидактический материал включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и детьми, рисунки, специальную и дополнительную литературу.

Фонотека: сборники классической и инструментальной музыки, сказки, песни из детских кинофильмов и мультфильмов.

Материалы:

бумага разных видов, картон простой и цветной, бумажные салфетки, гофрированная бумага, ткань, вата, ватные диски, природный материал, крупы, пластилин, нитки, краски, гуашь, акварель, кисточки, бросовый материал.

Инструменты и приспособления:

Линейка, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, пластилин, стеки, гуашь, акварель, клеенки, клеевые кисти, шаблоны, трафареты, баночки под клей, ветошь.

3.6. Учебно-методическое и информационное обеспечение.

Методические пособия, дидактические игры, фотографии, иллюстрации, образцы готовых изделий, методические разработки, пр.

IV. ЛИТЕРАТУРА

4.1. Нормативно-правовые акты и документы:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

2. «Стратегия развития воспитания в  Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

3. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года и план мероприятий по её реализации» (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

4. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298);

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступил в силу с 01.03.2023 и действует по 28.02.2029).;

6. Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г.
№ 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей (в редакции приказа ДОгМ от 24.10.2022 № 868);

7. Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

8. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ ( с изменениями на 28 декабря 2022 года) «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

9. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
«О направлении информации»;

10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

11. Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

12. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

13. Конвенция о правах ребенка ООН;

14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155  (с изменениями на 21.01.2019г.) «Об утверждении Федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования»

15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

4.2. Основная литература:

№ п/п

Источник информации

Библиографическое описание

1.

Книга с одним автором

Селютин И. «Как нарисовать пейзаж» Донецк «Сталкер» 2005

2.

Книга с одним автором

Давыдова Г.Н. «Пластилинография» выпуски 1-4 Москва 2007

3.

Книга с одним автором

Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» Москва 2007

4.

Книга с одним автором

Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Москва 2007

5.

Книга с одним автором

Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» С-П «Каро» 2007

6.

Книга с одним автором

Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Москва 2006

7.

Книга с одним автором

Гризик Т.И. «Умелые пальчики» Москва 2007

8.

Книга с одним автором

Мусиенко С.И. «Мастерим из бумаги» Москва «Росмэн» 2007

9.

Книга с одним автором

Салагаева Л.М. «Объёмные картинки» С-П «Детство-Пресс» 2007

10.

Книга с одним автором

Малышева А.Н. «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006

11.

Книга с одним автором

Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика» Москва «Карапуз» 2009

12.

Книга с одним автором

Румянцева Е. «Аппликация» Москва «Айрис Пресс» 2008

4.3. Дополнительная литература:

13.

Книга с двумя авторами

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки»

14.

Книга с двумя авторами

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества»

15.

Книга с одним автором

Проснякова Т.Н. «Школа волшебников»

16.

Книга с одним автором

Проснякова Т.Н. «Волшебные секреты»

17.

Книга с одним автором

Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства»

18.

Книга с одним автором

Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская»

19.

Книга с одним автором

Проснякова Т.Н. Книга серии «Любимый образ» «Бабочки»

20.

Книга с одним автором

Проснякова Т.Н. Книга серии «Любимый образ» «Собачки»

21.

Книга с одним автором

Проснякова Т.Н. Книга серии «Любимый образ» «Кошки»

22.

Книга с одним автором

Проснякова Т.Н.  Книга серии «Любимый образ» «Цветы»  

23.

Книга с одним автором

Проснякова Т.Н. Книга серии «Любимый образ» «Деревья

4.4. Интернет-ресурсы:

24.

Интернет-сайт

http://stranamasterov.ru/

25.

Интернет-сайт

http://masterclassnitsa.ru/ 

26.

Интернет-сайт

https://masterclassy.ru/

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

(приложение №1)

Карта диагностики умений и  навыков

Виды диагностики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

         Периодическая диагностика

1.

Умение выслушать задание

2.

Умение запомнить задание

3.

Контакт с педагогом

4.

Умение различать цвет и найти «такой же»

5.

Умение считать

6.

Знание основных геометрических фигур

Овладение практическими навыками

1.

Умение использовать алгоритм действий

2.

Умение выбрать материалы

3.

Умение пользоваться ножницами

4.

Умение складывать бумагу

5.

Умение обвести шаблон

6.

Умение наклеивать детали

7.

Умение печатать (оттиск)

8.

Умение рисовать

9.

Умение лепить

Результативность

1.

Качество выполнения задания

2.

Работоспособность

3.

Уровень освоения темы занятия

Отношение ребенка к своим ошибкам

1.

Безразличное

2.

Отрицательное

3.

Спокойно деловое

Работа в коллективе

1.

Умение сосредоточиться

2.

Умение помочь друг другу

1 – не умеет   2 – с помощью педагога   3 – умеет с подсказкой   4 – умеет самостоятельно   5 – умеет с творческим подходом

(приложение №2)

Оценочные материалы

Список обучающихся

Знание ПТБ

Работа с пр. материалом

Рисование

Работа с бумагой

Работа с пластилином

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

низкий уровень (0-9) - не знает название применяемых материалов; не знает правил изготовления изделия, изготавливает изделия только вместе с педагогом (рука в руку).                                                                                                                                                                                                         средний уровень (10-18) - знает название применяемых материалов, правила изготовления изделия, изготавливает изделия с помощью педагога. высокий уровень (19-27) - знает название применяемых материалов, имеет теоретические сведения о них; знает правила изготовления изделия, изготавливает изделия самостоятельно, проявляя творчество.

Критерии оценки уровня самостоятельности и творчества:

3 балла

Выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения

2 балла

Требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко,

оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;

1 балл

Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого,

сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла

Критерии оценки уровня развития мелкой моторики рук:

3 балла

Выполняет задания по инструкции)

2 балла

Совместное выполнение заданий по образцу взрослого

1 балл

Не может манипулировать предметами и работать руками (нет мелких

манипуляций

Критерии оценки уровня изобразительных навыков:

3 балла

Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия

изобразительными материалами

2 балла

Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами

1 балл

Рисует однотипно, материал использует неосознанно

Критерии оценки уровня определения формы:

3 балла

Форма передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции

соблюдаются, чётко передано движение;

2 балла

Есть незначительные искажения, движения передано неопределённо

1 балл

Искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно.

Критерии оценки уровня цветовосприятия:

3 балла

Передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;

2 балла

  Есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких     цветов и оттенков,

1 балл

Цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете

Критерии оценки уровня эмоционального состояния:

3 балла

Адекватно реагирует на эмоциональные отклики педагога, критично оценивает свою работу.

2 балла

Эмоционально реагирует на оценку взрослого. неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности

1 балл

Безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; равнодушен к продукту собственной деятельности

Критерии оценки уровня композиционного расположения изображения:

3 балла

Расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

2 балла

На полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;

1 балл

Композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа Умелые ручки

Пояснительная запискаДанная программа трудового обучения учащихся основной школы (5-7классы) составлена на основе базовых программ для...

Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки»

Программа объединения составлена на основе программы – «Дом – семьЯ»: Программа экспериментального курса предметной области «Технология» 5-11 (12) классы, Министерство общего и профессионального образ...

Адаптированная дополнительная образовательная программа по швейному делу "Мой стиль"

Данная программа разработана для учащихся 10-11 классов, имеющих повышенный интерес и способности к швейному делу, и предполагает включение  их  в активную творческую и значимую деятельность...

Адаптированная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Лего-конструирование

Программа адресована обучающимся c ОВЗ 6-12 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного конструирования, развитие их технологической культуры. Представленная программа «...

Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности "Свирель поет"(для обучающихся 5-7 классов).

Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности "Свирель поет"(для обучающихся 5-7 классов). Прогамма разработана в соответствии с ФГОС О у...

Рекомендации по разработке адаптированных дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ для детей с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы)

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной о...