Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Учусь рисовать"
рабочая программа

Галина Алексеевна Калмыкова

программа предназначена для детей 5-6 лет и направлена на обучение основам изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchus_risovat.docx46.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

 «Центр развития творчества «Созвездие»

Принята на заседании

Педагогического совета

от «_____» ___________20___г.

Протокол №______

Утверждаю:

Директор МОУ ДО «ЦРТ «Созвездие»

__________________ Исакова Т.В.

«______»________________20___г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Учусь рисовать»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:

Калмыкова Галина Алексеевна,

педагог дополнительного образования

г. Надым, 2020

  1. Пояснительная записка.

  1. Введение.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учусь рисовать» относится к социально-педагогической направленности и имеет стартовый уровень.

Программа разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844), Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242). Программа соответствует Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 №196).

Программа разработана на основе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Маленькая страна» С.В. Кыровой (МБОУ ДО «ЦРТ детей и юношества «Надежда», г. Владивосток), «Краски в сказке» Т.А. Казаковой (г. Одинцово).

  1. Новизна данной программы заключается в использовании не только традиционных методов художественного творчества, но и нетрадиционные техники рисования, что несет в себе инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные, нестандартные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Кроме того в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведению, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

  1. Актуальность.

Дошкольное образование является важной основой непрерывного образования подрастающего поколения, где закладываются первые азы познания ценностей окружающего мира ребенка. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, приоритетной задачей дошкольного образования является всесторонне развитие личности.

Одной из главных задач Нового Федерального Государственного Образовательного  Стандарта  дошкольного образования  является: «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно - эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности (И. Л. Базик, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. С. Макарова, В. С. Мухина, Н. Н. Подъяков, Л. В. Компанцева, А. П. Усова, Р. М Чумичева и др.).

Исследователи Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Н. В. Подашуль доказывают, что отсутствие принуждения, постоянная новизна и вариативность выбора создают условия для творческой деятельности детей в кружках, делают художественную деятельность привлекательной, а также является особым пространством жизнедеятельности детей, позволяющее учитывать современные тенденции науки и практики в осуществлении художественного – эстетического образования детей в предшкольном возрасте.

В связи с этим особую актуальность приобретает развитие у дошкольников изобразительного творчества, формирование творческих умений, осознание чувства прекрасного. Актуальность исследуемой проблемы объясняется, прежде всего, концептуальными взглядами на творчество как на один из главных компонентов личностной культуры (Е. В. Бондаревская, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, С. В. Кульневич и др.) .

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л. С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Необходимо помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью, а творческая личность – это достояние всего общества.

Актуальность программы «Учусь рисовать» обусловлена тем, что дети, зачастую, не знают, как изобразить тот или иной объект, а желание рисовать у них огромное. Наша задача помочь, научить, направить ребенка в его творчестве. Рисование — это не только удовольствие и радость для детей, что само по себе очень важно, с помощью изобразительного искусства развиваются внимание, память, навыки, обогащать словарный запас, воображение, наблюдательность и эстетическое восприятие. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

  1. Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий для формирования не только художественно – эстетических умений и качеств, но и социально – личностного развития детей дошкольного возраста. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. На занятиях ученики не являются пассивными слушателями, они активно вовлекаются в образовательный процесс, в том числе с помощью нетрадиционных техник и методов, что дает толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

  1. Цель программы – создание условий для развития мотивации к познанию мира, творчеству, знаний эстетического воспитания детей дошкольного возраста через занятия рисованием.

Задачи:

- заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию интересных работ, вкладывая в них все свои замыслы;

- формировать элементарные практические навыки и умения изобразительного искусства: усвоение знаний о цветоведении, ориентироваться на листке бумаги, правильно расположить изображение, овладение приемам работы с кистью, мелками, карандашами и красками и пр.;

- познакомить детей с техниками нетрадиционных способов рисования;

- формирование творческой активности, художественного вкуса, чувства цвета; развитие мелкой моторики;

- воспитание эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности, стимулирование желания и умения ее преобразования по законам красоты и гармонии;

- выявление интересов, склонностей, творческих способностей учащихся с целью их дальнейшего развития.

  1. Отличительная особенность.

Отличительная особенность образовательной программы от подобных дошкольных программ состоит в возможности ее применения для различного контингента, в силу реализации принципа «от простого к сложному» и возврат к пройденному на новом, более сложном творческом уровне, а также максимальном наполнении аудио-визуальным материалом. Образовательный процесс осуществляется в соответствии психологическими, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Программа составлена на основе учебных материалов (видео уроков, мастер – классов, методических материалов).

  1. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы. Возрастная категория участников программы – дети в возрасте 5-6 лет. Набор в группу свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса. Максимальное количество человек в группе – 12 человек.

  1. Срок реализации программы. Программа рассчитана на один год обучения. Общий объем учебных часов – 72 учебных часа в год.

  1. Основные формы обучения, режим занятий. Основной формой обучения является занятие. Занятие проводится 1 раз в неделю по 2 академических часа. Академический час: 25 - 30 мин., в соответствии с возрастом воспитанников, с перерывом 10 минут.

Основной формой занятий являются мастер-классы, когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Дети получают особую удовлетворенность от такого вида занятий.

  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Ожидаемые результаты по завершении программы – сохранность контингента 100%, что свидетельствует о заинтересованности ребенка художественной деятельностью, активное участие учащихся в творческих конкурсах.

По окончании обучения учащиеся будут знать:

- названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;

- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

- названия материалов и инструментов и их назначение;

- правила безопасности при работе с материалами и инструментами и гигиену труда;

- нетрадиционные техники рисования: пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);  монотипия;  рисование свечой;  рисование по мокрой бумаге;  рисование путем разбрызгивание краски;  оттиски штампов различных видов;  «точечный рисунок»;  батик (узелковая техника);  граттаж;  кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);  рисование жесткой кистью (тычок);  рисование на полиэтиленовой пленке.

уметь:

- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;

- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

- получать простые оттенки (от основного к более светлому);

- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

        Реализация программы «Учусь рисовать» предусматривает текущий/промежуточный контроль и аттестацию обучающихся по завершении программы. Текущий/промежуточный – с целью контроля усвоения учащимися тем и разделов программы. Аттестация по завершении реализации программы – с целью усвоения обучающимися программного материала в целом. Текущий контроль включает следующие формы: просмотр и анализ работ.  Формой аттестации по завершении реализации программы является выставка работ, выполненных самостоятельно обучающимся в выбранной технике и тематике «Полет фантазии».

Учебно – тематический план программы.

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение. Правила безопасности при работе с материалами. Гигиена труда

2

1

1

Наблюдение. Опрос.

2.

Декоративное рисование.

10

2

8

Просмотр и анализ работ

3.

Рисование сюжетных рисунков.

18

2

16

Просмотр и анализ работ

4.

Рисуем животных и птиц

18

2

16

Просмотр и анализ работ

5.

Рисование в нетрадиционных техниках

18

2

16

Просмотр и анализ работ

6.

Свободное творчество. Подготовка к выставке рисунков.

4

-

4

Просмотр и анализ работ

7.

Итоговое занятие. Выставка рисунков «Полет фантазии»

2

-

2

Выставка работ.

Итого

72

9

63

Содержание программы

1.Ведение. Правила безопасности при работе с материалами. Гигиена труда.

Теория (1ч) Инструктаж по технике безопасности при работе с материалами: кисти, краски и пр. Знакомство с основными материалами художественного творчества. Гигиена труда: соблюдение порядка на рабочем месте, аккуратность при работе с красками и пр. Введение в образовательную программу.

Практика (1ч) Беседа. Рисование на свободную тему.

2. «Декоративное рисование»(10 ч)

Теория (2ч). Знакомство с жанрами в изобразительном искусстве. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена. Знакомство с художественными принадлежностями. Свойства красок: «Радуга-дуга» знакомство с хроматическими цветами спектра. Серо-чёрный мир красок, знакомство с ахроматическими цветами спектра. Праздник тёплых и холодных цветов.

Практика (8ч) Знакомство с художественными принадлежностями.  «Радуга-дуга»: знакомство с цветом. Смешение цветов. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе - темнее). «Солнышко смеется»: знакомство с теплыми цветами. Особенности тёплых цветов «Зимняя палитра»: знакомство с холодными цветами. Наблюдение оттенков цвета в природе (небо, снег, вода, лес). Смешение цветов.

3. Рисование сюжетных рисунков (18 ч)

Теория (2ч) Знакомство с акварельными красками, понятие цвет. Основные и дополнительные цвета, теплая и холодная цветовая гамма. Основные навыки работы кистью и красками. Понятие акцент.

Практика (16ч) Смешение красок; «листья на воде». Использование цветовой палитры «Цветик – шести цветик». Воздушное пространство «Осеннее небо». Цветовое соотношение «В осеннем лесу». «Многоцветие лугов». Живописные абстрактные работы: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна».  Рисование на тему: «Настроение» наброски, эскизы в живописном варианте, линейное построение. Работа акварелью на тему «Настроение». Работа акварелью «Морской пейзаж». Абстрактное рисование на тему: «Сказочная птица». Принцип «от общего к деталям». Развитие фантазии. «В гостях у морского царя». Самовыражение ребенка, развитие фантазии. «Дом садовника». Развитие у ребенка способности к самовыражению. «Тайны планет»: мы летим в космос. Задание на развитие фантазии. «Замок доброго и замок злого волшебника»: понятие образа. Заполнение изображением всей поверхности листа.

4.Рисуем животных и птиц

Теория (2ч)  Правила пользования кистью. Техники работы с кистью. Рассказ – беседа об особенностях того или иного животного, птицы. Рассмотрение основных составляющих элементов животных и птиц (части тела, форма, цвет и пр.), особенностей животных или птиц.

Практика (16ч)  Выполнение рисунков с опорой на показ: Совушка-сова, Портрет мишки, Ежик, Котик, Панда, Обезьяна, Лягушка-Квакушка, Черепашка, Барашек, Белка, Жираф, Слон, Пингвин, Уточка.

5.Рисование в нетрадиционных техниках (18 ч)

Теория (2ч) Знакомство с нетрадиционными техниками рисования: пальчиком, оттиском (веревка, картон, растения, спичечный коробок), граттаж, палочкой, на нетрадиционной бумаге, с помощью трубочки, монотипия, трафарет, набрызг, соли и пр. Материалы, инструменты и приспособления для различных техник. Технология работы в различных техниках.

Практика (16ч) Изготовление рисунка оттиском ладошки руки: «Лесная полянка». Изготовление рисунков оттиском бумаги и рисование пальчиком: «Крокусы». Изготовление рисунков оттиском природного материала (сухими листьями, репчатым луком) и рисование пальчиком: «Осенний листопад», «Весенние цветы». Рисуем картину на тему: «Цветочная фантазия».  Технология рисования палочкой. Рисуем острым концом палочки и пробкой «Сирень». Рисуем тупым концом палочки «Змею». Изготовление рисунка на смятой бумаге «Цветочный букет». Изготовление рисунка на мокрой бумаге «Краски лета». Технология рисования с помощью трубочки. Рисуем «Сказочное дерево». Технология рисования с помощью соли. Рисуем «Морскую черепаху», «Зимняя ветка рябины». Рисование в технике граттаж - «Праздничный город», «На берегу моря», «Полёт птиц».

6.Свободно творчество. Подготовка к выставке рисунков (4 ч)

Практика (4ч) Свободное рисование обучающихся на выбранную тему в рамках подготовки к итоговому занятию.

7.Итоговое занятие. Выставка рисунков «Полет фантазии» (2 ч)

Практика (2ч) Выставка рисунков «Полет фантазии» с приглашением родителей. Защита юных художников своих работ. Фотосессия.

  1. Методическое обеспечение программы

При реализации программы используется методическая литература, Интернет – ресурсы: - https://vse-kursy.com/read/754-uroki-risovaniya-dlya-detei-3-7-let-besplatnye-uroki-onlain.html, - https://risuemdoma.com/video, - мастер-классы на YouTube.

Техническое оснащение программы: помещение с хорошим освещением;  рабочие столы, стулья; интерактивная доска; проектор и ноутбук; изобразительные средства, используемые для занятий творчеством (карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумага разных форматов, акварель, гуашевые краски, инструменты для рисования, кисти, фартуки, нарукавники, стаканчики для рисования, бумажные и тканевые салфетки).

Список литературы

  1. Анцифирова Н.Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011г. №7(72)
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.-264с.
  3.  Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.
  4. Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. Программа и методические рекомендации. Т.С.Комарова, 2015.
  1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005
  2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства – программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
  3. Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
  4. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
  5. Никитина А. Нетрадиционные техники рисования//Каро 2010.-96с.,ил.
  6. Шайдурова Н. Методика обучения рисованию детей с 5 до 7 лет. Учебное пособие// Детство-пресс 2017г. 112с
  7. Шайдурова Н. Весёлые матрёшки //Детство – пресс 2012г.,72с.
  8. Швайко Г. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа. Программа, конспекты //ВЛАДОС 2008г., 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА» для воспитанников детских садов от 3,5 до 7 лет. Срок реализации - 1 год.

Программа «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА» художественной направленности  для детей от 3,5 до 7 лет, построена на принципах «от простого с сложному», «социализации пер...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хочу рисовать»

Данная программа направлена на развитие у ребёнка любвик прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщениек искусству ...