КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ В СТИЛЕ ОВЕРЛЕППИНГ»
план-конспект

Иванова Ольга Михайловна

занятие по изо "ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ В СТИЛЕ ОВЕРЛЕППИНГ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx27.14 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 «ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ В СТИЛЕ ОВЕРЛЕППИНГ»

Выполнила:

педагог дополнительного образования

МБОУДО «Центр детского творчества»

Иванова Ольга Михайловна

 2019г.

Тема: «Декоративный натюрморт в стиле оверлеппинг».

Цель: Познакомиться с понятием оверлеппинг в декоративной композиции и выполнить декоративный натюрморт по правилам оверлеппинга.

Задачи:

  Обучающие:

-обучение рисованию изображения с натуры;

- обучение стилизации любой формы;

- обучение созданию цветовой гаммы картины.

  Развивающие:

 – развитие зрительного представления;

- развитие воображения и чувства вкуса;

- развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.

 Воспитательные: 

- воспитание интереса к предмету;

- развитие аккуратности в работе;

- формирование эстетического вкуса.

Материалы и оборудование:

- листы бумаги для рисования формат А-3;

- гуашь, акварельные краски;

- кисточки: № 2, № 5, № 8;

- баночка с водой, салфетки;

- мультимедийный проектор.

 Формы и методы, применяемые на занятии:

Словесные – фронтальная беседа.

Наглядные – демонстрация образцов, технического рисунка, иллюстрации художников.                  

Игровые – игра в сборочный цех завода.

Практические – выполнение практического задания. Самоконтроль и оценка выполняемой работы.

Репродуктивные – изготовление рисунка по образцу.

План занятия:

  1. Подготовительная часть.
  2. Основная часть.
  3. Заключительная часть.

Ход занятия.

I. Подготовительная часть

Организация рабочего места, подготовка доски: запись даты, темы, терминов, подготовка наглядного материала.

II. Основная часть

Педагог: - Приветствие, Добрый день, ребята! Сегодня мы познакомимся с необычной техникой изображения декоративного натюрморта - оверлеппингом.

Актуализация новых знаний.

Знакомство с новым термином «Оверлепинг» в декоративной композиции.

Педагог: - Декоративный  натюрморт  характерен  условным  изображением  реальной постановки  и  исключает  ряд  постановочных  задач  реалистического  изображения, таких, как: отображение  воздушного  пространства и  материальности. Условностью  так  же  является  плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план  выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета не столько отражают реальные взаимосвязи  предметов  постановки, сколько  условную  задачу  заранее              продуманного  колорита, то есть колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии. В  декоративном  натюрморте  важным  является  также композиционно  выверенное  построение  линий, контуров,  их движение  и  взаимодействие  с  пятном. Допустимым  является  также  использование  орнаментов,  узоров как составляющей  части  декоративного  натюрморта. 

Благодаря  этим  новым  задачам  появляется  возможность  развития композиционных  навыков,  цветового  построения.   Основной  задачей  в  декоративном  натюрморте  является  задача  стилизации  как  предметов,  их  формы,  характера,  так  и  цвета,  тонов.  Таким образом, мы видим, что в отличие от реального натюрморта после стилизации в декоративном натюрморте предметы могут принципиально            изменять свой характер, цвет, перспективу.

- Давайте вспомним,  какие правила композиции мы уже знаем?

Предметы не должны быть большими или маленькими. Композиция должна быть уравновешенной.

– Правильно. Эти правила присутствуют и в декоративной композиции. О чем мы сейчас будем говорить?

О равновесии.

– Кто скажет, уравновешена ли композиция представленная на верху?

Нет.

– А как мы можем ее уравновесить?

Можем добавить к маленькому предмету еще один предмет. Можем сдвинуть большой предмет к центру.

– Правильно. Равновесие мы чувствием. Чтобы наша композиция была уравновешенной, необходимо чтобы предметы вписывались в правильную геометрическую форму.

– Еще в декоративной композиции равновесия можно добиться путем членения плоскости на светлые и темные участки. Здесь главная задача - уравновесить свет и тень, как на этом рисунке. А теперь посмотрите, ребята, на все представленные композиции. Как предметы расположены на плоскости, они разрознены или как-то собраны?

 – Предметы объединены

– А как?

– Один предмет перекрывает другой.

– Совершенно верно. Это называется прием оверлеппинга  – частичное совпадение  или наложение одной формы на другую. При перекрытии одного предмета другим контур может просвечивать сквозь заслоняющий его предмет. В декоративной композиции существует такой прием. Так же, предметы могут быть объединены каким либо дополнительными линиями фона, тенями и т.д. Но композиция должна строиться так, чтобы от нее нельзя было убрать ни кусочка без ущерба для целого.

– Теперь давайте подумаем, что такое композиционный центр?

Центральная точка – главная в композиции.

– А как можно найти композиционный центр?

– Сгущение элементов в одном месте.

– Выделяется центр тоном.

– Показывается контрастной формой предмета.

– Размеры доминанты увеличиваются.

– Приемом композиционной паузы выделяем центр.

– Правильно. А теперь посмотрите на эту схему (рисунок пейзажа с указанием планов). Вы пользовались ей при рисовании пейзажа. Что показывает эта схема?

– Планы картины. Передний, средний и дальний план.

- А теперь посмотрите на представленные декоративные композиции, что вы можете сказать о плановости?

– Ее нет. Все предметы находятся на втором плане.

– Совершенно верно. В декоративной композиции все предметы находятся в одной плоскости. Кто скажет, чем мы занимаемся сегодня на занятии?

–  Мы будем составлять декоративный натюрморт с элементами регионального компонента.

Педагог: - Нарисуйте декоративный натюрморт, на котором должна изображаться ваза и два фрукта, все предметы должны находиться на плоскости.

- Реальные ли предметы мы используем в декоративном рисунке?

– Стилизованные.

– А как мы будем оценивать нашу композицию, по каким критериям?

– Равновесие.

– Неделимость композиции.

– Ритм.

– Композиционный центр.

– Расположение предметов в одной плоскости.

Физкультминутка.

Руки в стороны – в полет

Отправляем звездолет,

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш звездолет.

(и.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, 1 – поворот вправо; 2 – и.п.; 3 – поворот влево; 4 – и.п.).

Практическая работа.

Педагог: - Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным.

-    рисовать будем в квадратном формате листа;

-  начинаем  рисовать простым карандашом, помня о том, что на карандаш мы не нажимаем, линии должны быть чуть заметны, они нам только помогают построить форму предметов;

-   рисуем крупно в середине листа;

-  сначала изображаем плоскость, за тем вазу и два фрукта, предметы в декоративной композиции можно искажать;

-   определяемся с цветовой гаммой;

-   выполняем рисунок в цвете.

Педагог: - Теперь самостоятельно рисуем простым карандашом

Дети повторяют последовательность рисования:

Педагог ходит по классу и помогает ученикам, если считает это необходимым.

III.Заключительная часть

Подведение итогов. Закрепление полученного материала:

 - Где был рожден жанр «натюрморт»?

- Что входит в понятие натюрморт?

- Какие материалы можно использовать для выполнения декоративного натюрморта?

Педагог: - Ребята, мне было очень приятно работать с вами. Спасибо! На этом наше занятие заканчивается. На следующее занятие принесите, пожалуйста, гуашь, кисти, альбом.

-До встречи на следующем занятии.

Список литературы:

  1. Абрамцева М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 классы. М. Владос 2003 г.
  2. Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного искусства вып. 2 изд. третье, исправ. и дополн. М.: Изобразительное искусство. 1988 г.
  3. Изобразительное искусство часть 2, основы живописи учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск издательство «Титул», 1996 г.
  4. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом издательство «Детство-Пресс» С-П. 1999 г.
  5. Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М. Аст. Астрель 2005 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 «ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ В СТИЛЕ ОВЕРЛЕППИНГ»

Выполнила:

педагог дополнительного образования

МБОУДО «Центр детского творчества»

Иванова Ольга Михайловна

 2019г.

Тема: «Декоративный натюрморт в стиле оверлеппинг».

Цель: Познакомиться с понятием оверлеппинг в декоративной композиции и выполнить декоративный натюрморт по правилам оверлеппинга.

Задачи:

  Обучающие:

-обучение рисованию изображения с натуры;

- обучение стилизации любой формы;

- обучение созданию цветовой гаммы картины.

  Развивающие:

 – развитие зрительного представления;

- развитие воображения и чувства вкуса;

- развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.

 Воспитательные: 

- воспитание интереса к предмету;

- развитие аккуратности в работе;

- формирование эстетического вкуса.

Материалы и оборудование:

- листы бумаги для рисования формат А-3;

- гуашь, акварельные краски;

- кисточки: № 2, № 5, № 8;

- баночка с водой, салфетки;

- мультимедийный проектор.

 Формы и методы, применяемые на занятии:

Словесные – фронтальная беседа.

Наглядные – демонстрация образцов, технического рисунка, иллюстрации художников.                  

Игровые – игра в сборочный цех завода.

Практические – выполнение практического задания. Самоконтроль и оценка выполняемой работы.

Репродуктивные – изготовление рисунка по образцу.

План занятия:

  1. Подготовительная часть.
  2. Основная часть.
  3. Заключительная часть.

Ход занятия.

I. Подготовительная часть

Организация рабочего места, подготовка доски: запись даты, темы, терминов, подготовка наглядного материала.

II. Основная часть

Педагог: - Приветствие, Добрый день, ребята! Сегодня мы познакомимся с необычной техникой изображения декоративного натюрморта - оверлеппингом.

Актуализация новых знаний.

Знакомство с новым термином «Оверлепинг» в декоративной композиции.

Педагог: - Декоративный  натюрморт  характерен  условным  изображением  реальной постановки  и  исключает  ряд  постановочных  задач  реалистического  изображения, таких, как: отображение  воздушного  пространства и  материальности. Условностью  так  же  является  плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план  выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета не столько отражают реальные взаимосвязи  предметов  постановки, сколько  условную  задачу  заранее              продуманного  колорита, то есть колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии. В  декоративном  натюрморте  важным  является  также композиционно  выверенное  построение  линий, контуров,  их движение  и  взаимодействие  с  пятном. Допустимым  является  также  использование  орнаментов,  узоров как составляющей  части  декоративного  натюрморта. 

Благодаря  этим  новым  задачам  появляется  возможность  развития композиционных  навыков,  цветового  построения.   Основной  задачей  в  декоративном  натюрморте  является  задача  стилизации  как  предметов,  их  формы,  характера,  так  и  цвета,  тонов.  Таким образом, мы видим, что в отличие от реального натюрморта после стилизации в декоративном натюрморте предметы могут принципиально            изменять свой характер, цвет, перспективу.

- Давайте вспомним,  какие правила композиции мы уже знаем?

Предметы не должны быть большими или маленькими. Композиция должна быть уравновешенной.

– Правильно. Эти правила присутствуют и в декоративной композиции. О чем мы сейчас будем говорить?

О равновесии.

– Кто скажет, уравновешена ли композиция представленная на верху?

Нет.

– А как мы можем ее уравновесить?

Можем добавить к маленькому предмету еще один предмет. Можем сдвинуть большой предмет к центру.

– Правильно. Равновесие мы чувствием. Чтобы наша композиция была уравновешенной, необходимо чтобы предметы вписывались в правильную геометрическую форму.

– Еще в декоративной композиции равновесия можно добиться путем членения плоскости на светлые и темные участки. Здесь главная задача - уравновесить свет и тень, как на этом рисунке. А теперь посмотрите, ребята, на все представленные композиции. Как предметы расположены на плоскости, они разрознены или как-то собраны?

 – Предметы объединены

– А как?

– Один предмет перекрывает другой.

– Совершенно верно. Это называется прием оверлеппинга  – частичное совпадение  или наложение одной формы на другую. При перекрытии одного предмета другим контур может просвечивать сквозь заслоняющий его предмет. В декоративной композиции существует такой прием. Так же, предметы могут быть объединены каким либо дополнительными линиями фона, тенями и т.д. Но композиция должна строиться так, чтобы от нее нельзя было убрать ни кусочка без ущерба для целого.

– Теперь давайте подумаем, что такое композиционный центр?

Центральная точка – главная в композиции.

– А как можно найти композиционный центр?

– Сгущение элементов в одном месте.

– Выделяется центр тоном.

– Показывается контрастной формой предмета.

– Размеры доминанты увеличиваются.

– Приемом композиционной паузы выделяем центр.

– Правильно. А теперь посмотрите на эту схему (рисунок пейзажа с указанием планов). Вы пользовались ей при рисовании пейзажа. Что показывает эта схема?

– Планы картины. Передний, средний и дальний план.

- А теперь посмотрите на представленные декоративные композиции, что вы можете сказать о плановости?

– Ее нет. Все предметы находятся на втором плане.

– Совершенно верно. В декоративной композиции все предметы находятся в одной плоскости. Кто скажет, чем мы занимаемся сегодня на занятии?

–  Мы будем составлять декоративный натюрморт с элементами регионального компонента.

Педагог: - Нарисуйте декоративный натюрморт, на котором должна изображаться ваза и два фрукта, все предметы должны находиться на плоскости.

- Реальные ли предметы мы используем в декоративном рисунке?

– Стилизованные.

– А как мы будем оценивать нашу композицию, по каким критериям?

– Равновесие.

– Неделимость композиции.

– Ритм.

– Композиционный центр.

– Расположение предметов в одной плоскости.

Физкультминутка.

Руки в стороны – в полет

Отправляем звездолет,

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш звездолет.

(и.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, 1 – поворот вправо; 2 – и.п.; 3 – поворот влево; 4 – и.п.).

Практическая работа.

Педагог: - Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным.

-    рисовать будем в квадратном формате листа;

-  начинаем  рисовать простым карандашом, помня о том, что на карандаш мы не нажимаем, линии должны быть чуть заметны, они нам только помогают построить форму предметов;

-   рисуем крупно в середине листа;

-  сначала изображаем плоскость, за тем вазу и два фрукта, предметы в декоративной композиции можно искажать;

-   определяемся с цветовой гаммой;

-   выполняем рисунок в цвете.

Педагог: - Теперь самостоятельно рисуем простым карандашом

Дети повторяют последовательность рисования:

Педагог ходит по классу и помогает ученикам, если считает это необходимым.

III.Заключительная часть

Подведение итогов. Закрепление полученного материала:

 - Где был рожден жанр «натюрморт»?

- Что входит в понятие натюрморт?

- Какие материалы можно использовать для выполнения декоративного натюрморта?

Педагог: - Ребята, мне было очень приятно работать с вами. Спасибо! На этом наше занятие заканчивается. На следующее занятие принесите, пожалуйста, гуашь, кисти, альбом.

-До встречи на следующем занятии.

Список литературы:

  1. Абрамцева М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 классы. М. Владос 2003 г.
  2. Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного искусства вып. 2 изд. третье, исправ. и дополн. М.: Изобразительное искусство. 1988 г.
  3. Изобразительное искусство часть 2, основы живописи учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск издательство «Титул», 1996 г.
  4. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом издательство «Детство-Пресс» С-П. 1999 г.
  5. Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М. Аст. Астрель 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к занятию "Декоративная бабочка"

Наиболее эффективно проводить подобное занятие весной в предвкушении лета или ранней осенью по воспоминаниям о лете. Материал дает возможность придумать свое сказочное изображение, отойти от шаблона. ...

План-конспект открытого урока. Тема: « Натюрморт в стиле великого художника »

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ...

РАБОТА НАД НАТЮРМОРТОМ в стиле «ар нуво» с младшими школьниками

РАБОТА   НАД   НАТЮРМОРТОМ  в стиле «ар нуво» с младшими школьниками.ОДОД  ГБОУ СОШ №270 Санкт-ПетербургаПедагог доп.образования Владимир МАКАРОВ(работа иллюстрирована ра...

Конспект занятия "Декоративно-прикладное творчество"

Материал занятия раскрывает особенности некоторых видов декоративно-прикладного творчества....

Конспект открытого занятия "Декоративное панно"

Конспект открытого занятия "Декоративное панно" (овладение навыками создания декоративного панно через применение известных техник работы с кожей)....

Конспект занятия «Декоративные цветы из ткани» (3-ий год обучения)

Конспект занятия«Декоративные цветы из ткани»(3-ий год обучения)...