Конспект занятия "Декоративно-прикладное творчество"
план-конспект на тему

Материал занятия раскрывает особенности некоторых видов декоративно-прикладного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

План-конспект занятия

по теме: «Декоративно-прикладное творчество и народные ремесла».

                                                           

   

                                                                     Участники:

обучающиеся объединения «Художественная обработка дерева»

1 год обучения, 11-13 лет

Автор: педагог дополнительного образования Анисович Юрий Юрьевич

ст. Кавказская  2016 г.

Тема: «Декоративно-прикладное творчество и народные ремёсла»

Цели: познакомить обучающихся с понятием «декоративно-прикладное творчество и народные ремёсла», видами народного творчества и его историей.

Задачи:

обучающие:

формировать художественное сознание в процессе развития эстетического восприятия окружающей действительности и искусства;

развивающие:

 развивать понимание того, что творчество даёт возможность само выразиться и само реализоваться каждому человеку.

воспитывающие:

 воспитать уважительное отношение к мастерам, к народному творчеству.

Словарь: природа творчества, художественное творчество, архаичные технологии, самореализации, самовыражения.

Участники: обучающиеся объединения «Художественная обработка дерева» 1 год обучения, 11-13 лет.

Материалы и оборудование

  1. Образцы изделий декоративно – прикладного творчества
  2. Иллюстрации с изучающимися материалами.
  3. Мультимедиа. Презентация по теме занятия.

Музыкальный ряд: песни о мастерстве.

Раздаточный материал: карточки с изображениями образцов ДПТ.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Основная часть – 35 мин.

  • Теория по теме: «Декоративно-прикладное творчество и народные ремёсла»
  • Беседа «Виды народных промыслов» с мультимедийной презентацией.
  • Работа малых групп исследователей «Определи какой вид декоративно-прикладного творчества у тебя».
  • Физ. минутка «Встали поиграть».

3. Закрепление материала - 3 мин.

4. Итог занятия – 1 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Вы готовы приступить к занятию? Как ваше настроение и самочувствие? Проверьте готовность рабочего места.

Тема занятия: «Декоративно-прикладное творчество и народные ремёсла».

- Можно ли сравнивать художественную ценность изображений цветущего дерева на живописном полотне, на фотографии, на выпиленном изделии?

- Обладает ли красиво цветущее растение художественной ценностью?

- Что является источником вдохновения народных умельцев?

2. Основная часть:

Педагог: Творчество – неотъемлемая часть жизни человека.

«Не то дорого, что красно, золото, а то, что доброго мастерства», - гласит древняя пословица.

Наш народ всегда был богат на таланты. Время не донесло до нас имена многих удивительных мастеров, оставивших память о себе на века своими прекрасными творениями. Зодчие каменных храмов, создатели удивительных песен и сказок, вышивальщицы, чьи работы не утратили свой блеск по прошествии нескольких столетий, живописцы, чьи фрески привлекают нас так же, как и в XV веке.

Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лён, железо – всё становилось предметом творчества. «От добрых рук ничего не уходит», - говорит другая пословица. Из обрезков дерева вырезали и расписывали миски, ложки, из глины лепилась замечательная посуда, из рога мастерили гребешки, из овечьей шерсти – платки, из льна – полотна и кружева. Всё делалось руками: ткались половики, скатерти, полотенца, платья и рубахи. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства. И это сочетание утилитарного и художественного – вершина развития народного искусства.

Природа является основным источником вдохновения народных умельцев.

Травяные узоры Хохломы; расписанные цветками платки Павлово – Посада; подносы Жостова, пейзажи Федоскино – всё это имеет глубокие корни, связанные с красотой русской природы. Костяные фигурки, вырезанные на Чукотке, рассказывают о традиционных занятиях жителей этого сурового края.

А сколько интереснейших промыслов у других народов России – домотканые ковры, нежнейшие кружева, расшитые полотенца, платья, рубахи, вышитые удивительными мастерами вышивки.

Технология декоративно - прикладного искусства складывались на протяжении столетий. От отца к сыну, от матери к дочери передавалось умение чеканить, лепить, вышивать, ткать…

Вот такой род технологий, как художественная обработка материалов, тесно связан с понятием – творчества. Творчество может быть художественном, техническим, научным.

Художественное творчество развивается по законам красоты. Оно дает каждому человеку возможность оценить свои способности, выразить своё собственное мироощущение. Приобщаясь к народному искусству, Вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может быть, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.

 Виды народных промыслов.

Россия: Палех, Федоскино, Мстера. Жостов, Хохлома, Гжель, Кудачи, Павлово-Посад…Эти сёла и города знает весь мир, так же как имена талантливых народных умельцев, из рук которых выходят изумительные изделия: шкатулки, фарфоровые сервизы, платки, расписные миски и ложки.

- А можете ли вы назвать, какими изделиями славятся тот или иной город или село?

(Ответы обучающихся)

Слайд 1. Второе столетие на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи рождаются лаковые шкатулки, коробки, пудреницы, брошки. И всё – с удивительной росписью. Знаменитый промысел появился в XIX веке, здесь неподалёку от Москвы, неспроста. Мода на китайские лаки перекинулась в то время из западной Европы в Россию. Вот купец Кобов и начал производство лакированных табакерок, а его приемник Лукутин – шкатулок, пудрениц, коробочек, украшенных миниатюрами из русской жизни. Русские лаки не уступали заморским. Шкатулки получались прочными, изящными, самобытными. Стоило лишь взглянуть на них и становилось ясно, где вещь сделана: типично русские пейзажи с берёзами, русские девицы в сарафанах, с косами и коромыслами, добрые молодцы на добрых конях.

Слайд 2.Федоскинская фабрика миниатюрной живописи – самая старая в нашей стране. Но всемирно известный Палех во славе ей не уступит. Художники этого промысла переняли у федоскинцев технологию миниатюрной живописи по папье-маше. Но, сохраняя технологические принципы, тончайшей живописи темперными красками, палехские мастера нашли новые темы, образы, своеобразные приемы письма по масляному грунту. Палехская живопись как бы «расплёскивается» по черной лаковой поверхности изделия. Красочный узор на одеждах, деревьях, зданиях сплошь устилают золотые штрихи и орнаменты. Миниатюры пронизаны бурлящими ритмами. Смысл изображения – будь то фантастическая битва, былинный сюжет или тема из современной жизни – передается с помощью выразительных поз и жестов. Живопись дополняет сложный тонкий орнамент, выполненный твореным (растёртыми в порошок пластинками сусального золота) золотом.

 Слайд 3. Больше полутора веков назад, в 1825 году, возник под Москвой, в деревне Жостово, у купцов Вишняковых, промысел особый, не похожий не на какие другие. Красочные композиции жостовские художники создают на железных подносах.

Педагог:

- Почему же мы считаем подносы расписанные мастерами произведениями искусства?

- Во - первых вы не увидите не одного одинакового подноса. Даже написанные по одному эскизу, они имеют свои авторские особенности.

- Во - вторых, искусство жостовских декораторов впитала в себя народные традиции, обогатилась ими выработала свои каноны и технические приемы. Традиционный фон – глубокий черный. А цветы могут быть самые разные – и садовые, и полевые, и совсем уже не бывалые, сочиненные художниками. Художник не копирует живую природу, он берёт из неё прекрасное, самое яркое и красочное.

Слайд 4. Кубачи поселились высоко в горах. Уже в XI веке изделия кубачинцев пользовались известностью и спросом. Особенно ценились вещи с серебром и с золотом. Ножны сабель и кинжалов украшались серебром с чернью, золотой насечкой по стали и слоновой кости. Сегодня кубачинские мастера изготавливают вазы, подносы, браслеты и т.д.

Слайд 5. Искусство Хохломы традиционно славянское. Из деревянной посуды ели наши предки, расписные блюда украшали все крестьянские дома, радовали глаз после тяжелой работы в поле. От древних ремёсел новые мастера унаследовали классические формы деревянных изделий и четкие ритмы орнамента. Хохломской орнамент всегда подчинен определенному ритму. Его элементы чередуются в определённом порядке, создавая ощущение удали, полёта, своеобразной деревянной «мелодии». Издавна мастера хохломы используют 2 вида росписи – «верховой» и «фоновый». При верховом письме большая часть поверхности изделий остается золотой. В росписи «под фон» на красном, зелёном или черном фоне выделяется золотой растительный орнамент. С годами хохломская роспись становится ещё образнее, выразительнее. До сих пор людям разных национальностей понятна не мудреная хохломская роспись, её цветы и травы. И всюду нравится весёлая, золотая да алая Хохлома.

Слайд 6.Можно не быть гурманом, но любить хорошо поесть. Притом не только вкусно, но и красиво – нарядно накрытый стол, красивая посуда …. Всё это создает определённое настроение, домашний уют. И, конечно, согласитесь приятно пить чай из оригинальных кружек, класть сахар из сахарницы не обычной формы. Хотя «Гжель» - это не только посуда. Известно всему миру – это традиционное сочетание синего и белого цветов, иногда с добавлением золота. С начала XIX века гжельские умельцы наладили постоянный выпуск чайной посуды. Посуда отличалась прочностью, белизной и тонкостью. Блюда и тарелки славились совершенством исполнения, оригинальной росписью. Роспись преобладает орнаментальная, с использованием растительных мотивов. Обычно фон у гжельских изделий белый, а роспись выполнена кобальтом. Словно ещё больше подчеркивая белизну фарфора.

Слайд 7. Кружевоплетение – искусство старинное. Но по сравнению с такими древними ремёслами, как ткачество и вышивка, оно молодо. Ему несколько сот лет. Русское кружево плетут на специальных палочках – коклюшка. Главные центры этого промысла –Вологда и Елец. В рисунках кружевных изделий сохраняются традиционные особенности плетения, часто используются старинные мотивы. Сегодня, как и много веков назад, на кружевах расцветают пяти – и семилепестковые цветы. Не просто метры кружева для отделки, а круглые скатерти, салфетки, воротнички, пелерины выходят из -под коклюшек мастериц. Кружева выходят такие, что глаз не отвести. Кипельно – белые, прозрачные, тонкие. Или строгие, черные, торжественные. Любой самый скромный наряд способны они сделать неповторимым праздничным. Вся эта кружевная красота создается многие часы терпения и умением кружевниц. Поэтому и стоят кружева ручной работы не дешево, потому как ценятся они во всем мире.

Слайд 8.Эту песню поют уже несколько десятилетий:

В этот вьюжный не ласковый вечер,

Когда снежная мгла вдоль дорог,

Ты накинь, дорогая, на плечи

Оренбургский пуховый платок.

Поэт Виктор Боков, композитор Григорий Пономаренко прославили на весь мир мастерство оренбургских пуховязальщиц. Искусство оренбургских мастериц стоит того. Их белоснежные паутинки, легко проходящие в обручальное кольцо, и платки из серого козьего пуха, которым не страшны никакие морозы, вот уже несколько веков радуют женщин, удивляют своей красотой и теплом. Каждая мастерица выдумывает, вывязывает платок не похожий на другие. И сегодня каждый платок – это «лицо» мастерицы.

Физ. минутка «Встали поиграть».

Раз, два, три, четыре, пять                                    Ветер дует сильный, сильный,

Все мы встали поиграть.                                 И качается сосна

Ручками похлопаем,                                                   Нам зарядка помогает

Ножками потопаем                                            Быть здоровыми всегда

И попрыгаем скорей.                                               А теперь мы ручейки –

Чтобы стало веселей.                                                Друг за другом потекли.

Становитесь все опять

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи,

Мы резвы и горячи.

А сейчас мы потянулись

И за парты вновь вернулись!

Отдохнули, теперь продолжим.

Конечно, мы вспомнили лишь небольшую часть народных промыслов, имеющих вековую историю. Россия богата и центрами вышивального искусства. Несмотря на то, что многие виды изделий народного творчества пытаются выпускать, используя промышленные технологии, лишь творения, созданные с помощью архаичных технологий, относят к категории искусства.

Осваивая традиционные приемы изготовления того или иного предмета, вы не только оцените свои природные способности, научитесь изготавливать, различать цвет, фактуру различных материалов, но и станете гораздо лучше разбираться в изделиях художественных промыслов, относиться к ним с большей любовью.

Практическая работа: «Определи какой вид декоративно-прикладного творчества у тебя»: Приступая к практической работе, вспомните, как вы должны сидеть, чтобы сохранить красивую осанку, как будете организовывать свое рабочее место. Выполнение практической работы: (Игра: «Декоративно-прикладное творчество»).

3.Закрепление материала:

Вопросы о народном творчестве:

- Какое впечатление производят на вас тот или иной предмет народного творчества?

- Будет ли считаться творческой работой воспроизведение работ старых мастеров?

- Предложите варианты модернизации того или иного способа изготовления изделий народных ремёсел.

- Что является основным источником вдохновения народных умельцев?

- Нужно ли в наше время поддерживать и развивать народные художественные промыслы?

- Хотели бы вы в совершенстве освоить один из видов художественного творчества?

4.Подведение итогов занятия

Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог нашей работе. Мы много полезного и интересного узнали:

Закрепление изученного материала

- Что нового вы узнали на занятии?

- Назовите народные промыслы, творчество которых вам наиболее интересно.

- О каких не названных сегодня народных промыслах вы знаете?

- Каким видом творчества увлекаетесь вы? Чем он вас привлекает?

Спасибо вам, ребята, за работу. Занятие закончено, до следующей встречи! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского

Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...

Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского

Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...

Конспект урока по творчеству А.А. Фета

Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...

План-конспект урока по творчеству В.А.Жуковского

Урок посвящен формированию умений  чтения лирического стихотворения...

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина в 11 классе разработан в форме беседы по повести "Прощание  с Матёрой". На дамашнее задание учащимся предлагается сочинение-рассуждение. Урок можно прио...

Конспект урока по творчеству В. Маяковского "Громада-любовь"

Урок в 11-ом классе. Предварительно была проведена анкета , в которую включены вопросы отношения учащихся к творчеству Маяковского....

Конспекты уроков по творчеству А.С. Пушкина. 9 класс.

Данный материал предстаявляет собой подробные конспекты уроков по лирике А.С. Пушкина в 9 классе. Сюда входит анализ многих  стихотворений, предусмотренных программой, тексты для д...