Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности группы предшкольной подготовки «Умка читает»
рабочая программа

Петрушина Лина Дмитриевна

Программа группы предшкольной подготовки "Умка читает"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umka_chitaet_2020.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

г. Вязьмы Смоленской области

02-02

        

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

МБУ ДО ДДТ

г. Вязьмы Смоленской области

Протокол № 1

от «30»  08  2019 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБУ ДО ДДТ

г. Вязьмы Смоленской области

                            № 104/01-04

                            « 30»  08  2019 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

группы предшкольной подготовки

«Умка читает»

                                                         

возраст  учащихся: 5 – 7 лет

срок реализации: 1 год

                                                                  Автор-составитель:                                                                

                                                           Петрушина Лина Дмитриевна,

                                                           педагог дополнительного образования                                                            

г. Вязьма

2020

1.1 Пояснительная записка

Данная программа предназначена для детей, имеющих начальные навыки чтения, письма, а также владеющих начальными математическими понятиями.

Обучение чтению детей - процесс сложный, требующий правильного подхода. Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного. Навык осмысленного чтения лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни, поэтому главная задача педагога и родителей сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку привлекательной и интересной, а также увлечь ребенка, чтобы любовь к чтению осталась на всю жизнь.

 Данная программа предполагает обучение чтению в соответствии с индивидуальными способностями каждого ребёнка.

 На протяжении всего курса обучения проводится целенаправленная систематическая работа по обогащению, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи, уточнению значения слов и словосочетаний.

Наряду с обучением чтению в программу включены не менее важные занятия по формированию элементарных математических понятий у дошкольников и подготовка руки к письму с учетом уже имеющихся знаний, умений и навыков.

Программа «Умка читает» относится к социально-педагогической направленности.

 Актуальность программы продиктована высокими требованиями к поступающим в школу детям. У большинства родителей нет возможности систематически заниматься с детьми, а в детских садах, как правило, группы переполнены, что значительно снижает эффективность обучения. Данная программа позволяет детям достичь высоких результатов, почувствовать уверенность в своих силах и плавно перейти к обучению в школе.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она позволяет детям совершенствовать начальные навыки чтения, письма, углублять знания по математике.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она включает в себя несколько блоков:

  • «Обучение чтению»
  • «Формирование элементарных математических понятий»
  • «Подготовка руки к письму».

Занятия построены по принципу «от простого к сложному», возможно обучение в дистанционной форме с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР). По мере  необходимости материалы для самостоятельного изучения будут доступны на официальном сайте учреждения http://ddt-vyazma.ru/ в разделе «Дистанционное обучение».

Программа предназначена для детей 5 - 7 лет, рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в год - 72. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Форма обучения – групповые занятия. Наполняемость группы: ожидаемая 10 человек, максимальная - 13 человек.

1.2 Цель  программы: совершенствование начальных навыков чтения, письма, расширение знаний по математике и кругозора.

Задачи

образовательные:

  • совершенствовать начальные знания по математике: учить считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке, продолжать знакомить с цифрой и числом, с геометрическими фигурами; учить решать элементарные математические задачи;
  • совершенствовать начальный навык письма с помощью специальных упражнений для развития  мелкой моторики рук, учить писать цифры, элементы письменных букв, продолжать учить обводить, штриховать, дорисовывать, раскрашивать, не выходя за границы, выполнять задания по образцу;
  • совершенствовать начальный навык слогового чтения;

развивающие:

  • развивать память, речь, мышление, мелкую моторику рук,  познавательный интерес;

воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, дисциплину, самоконтроль.

1.3 Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

 часов

В том числе

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Беседа, опрос

2.

Обучение чтению

35

5

30

Практические задания, беседа, опрос

3.

Формирование математических понятий (ФЭМП)

20

5

15

Практические задания, опрос

4.

Подготовка руки к письму

15

0

15

Практические

задания

5.

Итоговое занятие

1

1

0

Беседа

Итого

72

11,5

60,5

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с программой. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Игры на знакомство.

2. Формирование элементарных математических понятий (ФЭМП)

Теория: знакомство с цифрами от 0 до 9, числами от 0 до 20, геометрическими фигурами.

Практика: счет от 0 до 20 в прямом и обратном порядке, выполнение графических заданий в тетради в клеточку, письмо цифр, решение элементарных математических задач, конструирование из геометрических фигур.

3. Обучение чтению

Теория: закрепление знания букв, гласных и согласных звуков, знакомство с книгой Н. Павловой «Читаем после азбуки».

Практика: совершенствование начального навыка  слогового чтения посредством выполнения заданий в книге «Читаем после азбуки» Н. Павловой.

4. Подготовка руки к письму

Теория: гигиенические правила письма: правильная посадка, захват карандаша (ручки), положение тетради, освещение.

Практика: выполнение заданий в тетради в клеточку, в линию («Обведи узор», «Продолжи  по образцу», «Дорисуй по образцу», «Раскрась, не выходя за границы»,  «Заштрихуй по образцу»).

5. Итоговое занятие.

Теория: анализ работы за год, рекомендации учащимся по совершенствованию полученных навыков.

1.4 Планируемые результаты

Предметные результаты.

К концу курса обучения дети должны

знать:

  • буквы от А до Я
  • цифры от 0 до 9, геометрические фигуры
  • гигиенические правила письма;

уметь:

  • осмысленно читать короткие предложения, тексты
  • считать до 20
  • выполнять графические упражнения по образцу;

Метапредметные результаты.

К концу курса обучения у детей должны улучшиться:

  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • мелкая моторика рук;

должны проявиться личностные результаты:

  • усидчивость;
  • дисциплина;
  • самоконтроль.

Календарный учебный график группы предшкольной подготовки «Умка читает»

№ п/п

Дата проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Групповое

1

Вводное занятие. Урок-знакомство. Вводный инструктаж по ТБ

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Беседа, опрос

2

Групповое

1

Обучение чтению. Алфавит. Гласные, согласные. Слоговое чтение.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

3

Групповое

1

Обучение чтению. Алфавит. Гласные, согласные. Слоговое чтение.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

4

Групповое

1

Обучение чтению. Алфавит. Гласные, согласные. Слоговое чтение.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

5

Групповое

1

Обучение чтению. Алфавит. Гласные, согласные. Слоговое чтение.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

6

Групповое

1

Обучение чтению. Алфавит. Гласные, согласные. Слоговое чтение.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

7

Групповое

1

Обучение чтению. Знакомство с букварем Н. Павловой «Читаем после азбуки». Правила обращения с книгой. Занятие 1.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

8

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 2.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

9

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 3.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

10

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 4.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

11

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 5.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

12

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 6.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

13

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 7.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

14

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 8.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

15

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова.  Занятие 9.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

16

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 10.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

17

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 11.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

18

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 12.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

19

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 13.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

20

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 14.

«ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

21

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 15.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

22

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 16.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

23

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова.  Занятие 17.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

24

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 18.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

25

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 19.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

26

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 20.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

27

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова.  Занятие 21.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

28

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 22.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

29

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 23.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

30

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 24.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

31

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 25.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

32

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова.  Занятие 26.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

33

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 27.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

34

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 28.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

35

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова.  Занятие 29.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

36

Групповое

1

Обучение чтению. Н. Павлова. Занятие 30.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

37

Групповое

1

ФЭМП. Счёт от 0 до 20. Упражнение «Допиши по образцу цифры 1, 2»

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

38

Групповое

1

ФЭМП. Счёт от 0 до 20. Упражнение «Допиши по образцу цифры 3, 4»

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

39

Групповое

1

ФЭМП. Счёт от 0 до 20. Упражнение «Допиши по образцу цифры 5, 6»

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

40

Групповое

1

ФЭМП. Счёт от 0 до 20. Упражнение «Допиши по образцу цифры 7, 8»

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

41

Групповое

1

ФЭМП. Счёт от 0 до 20. Упражнение «Допиши по образцу 9, 10»

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

42

Групповое

1

ФЭМП. Состав чисел 11, 12. Сложение.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

43

Групповое

1

ФЭМП. Состав чисел 13, 14. Сложение.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

44

Групповое

1

ФЭМП. Состав чисел 15, 16. Сложение.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

45

Групповое

1

ФЭМП. Состав чисел 17, 18. Сложение.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

46

Групповое

1

ФЭМП. Состав чисел 19, 20. Сложение.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Опрос

47

Групповое

1

ФЭМП. Решение элементарных математических задач. Вычитание.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

48

Групповое

1

ФЭМП. Решение элементарных математических задач. Вычитание.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

49

Групповое

1

ФЭМП. Решение элементарных математических задач. Вычитание.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

50

Групповое

1

ФЭМП. Решение элементарных математических задач. Вычитание.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

51

Групповое

1

ФЭМП. Геометрические фигуры. Штриховка, дорисовка.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

52

Групповое

1

ФЭМП. Геометрические фигуры. Штриховка, дорисовка.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

53

Групповое

1

ФЭМП. Конструирование из геометрических фигур.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

54

Групповое

1

ФЭМП. Конструирование из геометрических фигур.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

55

Групповое

1

ФЭМП. Конструирование из геометрических фигур.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

56

Групповое

1

ФЭМП. Конструирование из геометрических фигур.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

57

Групповое

1

Подготовка руки к письму. Гигиена письма. Ориентировка в тетради в клеточку. Рисование по клеточкам.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

58

Групповое

1

Подготовка руки к письму. Ориентировка в тетради в клеточку. Графический диктант.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

59

Групповое

1

Подготовка руки к письму. Ориентировка в тетради в клеточку. Графический диктант.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

60

Групповое

1

Подготовка руки к письму. Ориентировка в тетради в клеточку. Графический диктант.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

61

Групповое

1

Подготовка руки к письму. Ориентировка в тетради в клеточку. Графический диктант.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

62

Групповое

1

Подготовка руки к письму.  Ориентировка в тетради в линию.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

63

Групповое

1

Подготовка руки к письму. Строка, междустрочное пространство.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

64

Групповое

1

Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

65

Групповое

1

Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка

Практическое задание

66

Групповое

1

Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

67

Групповое

1

Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

68

Групповое

1

Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

69

Групповое

1

Подготовка руки к письму. Упражнение «Дорисуй по образцу».

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

70

Групповое

1

Подготовка руки к письму. Упражнение «Дорисуй по образцу».

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

71

Групповое

1

Подготовка руки к письму. Упражнение «Допиши по образцу».

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Практическое задание

72

Групповое

1

Итоговое занятие. Анализ работы за год. Рекомендации по совершенствованию полученных навыков.

ДДТ, ул. Репина, кабинет

«Умка»

Беседа

  1.  Методическое обеспечение программы

Данная программа предусматривает использование таких методических материалов, как:

  • плакаты и карточки «Буквы и звуки», «Цифры», счетный материал, набор геометрических фигур;
  • пособия для подготовки руки к письму (штриховка, дорисовка), прописи для дошкольников;
  • учебно-методические пособия по совершенствованию навыков чтения, письма, знаний по математике в соответствии с ФГОС.

2.2 Условия реализации программы

 Для успешной реализации данной программы необходим просторный кабинет, двухместные парты, регулируемые по высоте,  с комплектом стульев, учительский стол с ящиками, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования, магнитная доска, маркеры, наборы геометрических фигур, счетный материал, компьютер, принтер, мультимедийный проектор, экран.

2.3 В качестве форм аттестации могут применяться беседа, опрос, практическая работа.

2.4 Оценочные материалы: задания «Штриховка и дорисовка», «Продолжи по образцу», «Прочитай по слогам», «Читай с ускорением».

Литература:

для педагога:

1. Жукова Н.С. Букварь (пособие по обучению дошкольников

правильному чтению) 2010.

2. Жукова Н.С.. Уроки чистописания и грамотности (обучающие

прописи) 2011.

3. Павлова Н. Азбука с крупными буквами. 2008.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и

пальчиковая гимнастика. М.: Гном-Пресс, 2008.

5. Обучение дошкольников грамоте. Под.ред. Н.В. Дуровой, М., 2001.

6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2010.

7. Придумай слово. Под.ред. О.С.Ушаковой. М.: Просвещение, 2006.

8. Пособия с графическими упражнениями.

для учащихся:

1. Корсунская Б.Д. Читаю сам. Книга для чтения. Ярс., 2010.

3. Павлова Н. Азбука с крупными буквами. 2008.

4. Жукова Н.С. Первая после Букваря книга для чтения. М., 2009.

5. Азбукварик. Говорящая умная азбука. М., 2012.

6. Усачев А. Волшебная азбука. СПб, 2008.

7. Жукова Н.С. Букварь. М., 2010.

8. Прописи для дошкольников.

9. Математические раскраски.