Методические рекомендации по проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
рабочая программа

Котова Юлия Сергеевна

Методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования при разработке образовательной программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы.

Титульный лист.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

  1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
  • направленность (профиль) программы— техническая, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (Порядок 1008, п.9);
  • актуальность программы — своевременность, современность предлагаемой программы; актуальность программы – это ответ на вопрос о том, зачем современным детям в современных условиях эта программа. Факт актуальности программы может быть доказан наличием у детей потребности, которая не находит своей реализации (потребность в общении, в конструировании в продуктивной деятельности, в здоровом образе жизни и т.д);
  • отличительные особенности программы — характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
  • адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе; (возраст детей…)
  • объем, срок усвоения программы,  – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; (Например: Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов 792, из них 144 на первый год обучения, по 216 на второй и последующие годы обучения.).
  • формы обучения и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др.);
  • режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.

1.2. Цель и задачи программы:

цель — это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;

  • задачи - это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

образовательных (что ребенок узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д.);
развивающих (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие);
воспитательных (какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы).

1.3. Содержание программы:

  • учебный план — содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме.

Учебный план составляется на каждый год обучения.

Учебный план.

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

  • содержание учебного плана— это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.

1.4. Планируемые результаты— совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы.

Личностные результаты – из воспитательных задач.

(Например: если задача была «формировать уважительное отношение к окружающим», то в результате мы пишем «формирование уважительного отношения к окружающим» или «сформировано доброжелательное отношение к окружающим»).

Метапредметные результаты – из развивающих задач. (Например: если задача была «Развить память», то в результате «Развитие  памяти».

Предметные результаты – из образовательных задач.

Можно сформульровать так:  «Учащиеся должны знать…:».

«Учащиеся должны уметь…:».

Личностные и метапредменные  результаты как правила прописываются на весь период обучения, а предметные по годам обучения.

 Также можно прописывать  результаты на каждый год обучения. Важно, чтобы результаты исходили из поставленных задач. 

Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график 

Календарный учебный график составляется на каждый год обучения.

ОФОРМЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО УЧЕБНОГО ГРАФИКА

N п/п

Дата проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

2.2. Условия реализации программы — реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы;

2.3. Формы аттестации — зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы;

2.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

2.5. Методические материалы – обеспечение программы методическими видами продукции — указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

Раздел «Методические материалы»   может включать:

-обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе.

3. Список литературы — включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический конструктор проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья

Данные методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы адаптированные для детей имеющих статус «...

Статья "Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Умник"

В статье описаны этапы проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по развитию творческого мышления "Умник"....

Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Материал помогает педагогам дополнительного образования свободно ориентироваться в структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе....

Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Презентация

      Современная система дополнительного образования переживает кардинальные изменения, которые приводят к пересмотру и изменению фундаментальных основ, на которых оно было пост...

Методические рекомендации Как разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу для педагогов дополнительного образования

Методическая разработка поможет педагогам  дополнительного образования любой направленности создать  свою дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу....

Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих (разноуровневых) программ

Данные методические рекомендации разработаны на основе Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму ...