Русский народный обряд "Капустные вечёрки"
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Макарова Татьяна Геннадьевна

Ведущие:

1.Добро пожаловать, гости званые и желанные!

Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем.

Не смущайтесь. Не стесняйтесь. Удобно располагайтесь!

2. Пригласили мы вас сегодня, красны девицы да добры молодцы, чтоб рассказать о празднике старинном, обычае русского народа – о капустных вечёрках.
 

3. Много на Руси было праздников, но самые щедрые , самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на всю зиму.

В народе говорили: «Октябрь капустник – пропах капустой», «Сентябрь пахнет яблоками – октябрь капустой».
 

4. 8 октября праздновали праздник Сергей – капустник.

Начиная с этого дня хозяйки приглашали к себе соседок помочь нарубить на зиму капусту и засолить её.

Итак, смотрите русский народный обряд «Капустные вечёрки».

 

Зоя: Ох, и много праздников на Руси раньше было! Самые весёлые и щедрые праздники приходились на осень, когда крестьяне, убрав урожай, делали заготовки на зиму.

Таня: Один из осенних праздников — Воздвиженье (27 сентя-бря). Люди примечали: «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет».

Зоя: С Воздвиженья начинали рубить капусту. «Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день», «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой».

Таня: На Воздвиженье начало капустникам, капустенским вечерам. 14 октября наступает самый главный осенний праздник — Покров. Он по-кроет землю где снежком, где листом.

Зоя: Хозяева приглашали девиц на вечёрки — помочь нарубить на зиму капусту. А парни заходили сами, без приглашения.

Таня: Они приносили с собой гармошку, балалайки и развлекали всех шутками. Тут и там в домах раздавался весёлый смех.

Зоя:  Вот и мы с вами отправимся на один из таких вечеров, а помогут нам музейные экспонаты, которые бережно хранят нашу историю.

Хозяйка: Ой, ребята, пришли капустные вечера, пора нам капустку на зиму заготовить. Пора настала. Слышится стук в дверь — входят гости.

1 гость: Здравствуй, хозяйка, помочь тебе пришли.

2 гость: Слышали мы, что вы капусту рубить собираетесь, вот и пришли к вам на вечёрку.

Хозяйка: Заходите, гостюшки дорогие, для дорогого гостя и ворота настежь, добрый гость — всегда впору. Уж вы, кумушки, подруженьки мои, придите, поработайте у меня, подсобите мне капустку нарубить, подсобитека её мне усолить.

 Гости: Не откажемся капустку порубить, не откажемся её и усолить.

Хозяйка: Мойте рученьки свои белые, да берите кочаны спелые! Кто пироги любит есть, для того здесь работишка есть: кому кочаны носить, кому их резать, а кому солить. Кому их мять, да в бочку толкать. Хозяйка рассказывает о предметах, с помощью которых рубши капусту.

1 гость: Отдыхай, хозяюшка, мы без тебя капусту усолим. А под работу хороши шутки.

2 гость: Да забавы-прибаутки.

 Хозяйка: Ну-ка, давайте посмотрим, кто больше вспомнит.

Прибаутки — Федул, что губы надул?

 — Кафтан прожёг.

— Можно зашить

— Да иглы нет.

— А велика ли дыра?

 — Один ворот остался.

 — Фома, что из леса не идёшь?

 — Да медведя поймал!

 — Так веди сюда!

 — Да он не идёт.

— Так сам иди!

— Да он меня не пускает.

— Фома, у тебя дома тепло?

— Тепло, на печи в шубе согреться можно.

 — Что ваши девчата делают?

 — Шьют да поют.

 — А матушки?

— Порют, да плачут.

 

 — Сынок, сходи за водицей на речку!

 — Брюхо болит!

 — Сынок, иди кашу есть!

 — Что ж, раз мать велит

 — надо идти.

 

Бабушка Капуста
Кофт надела густо!
Кофта белая внутри,
Зеленее – штуки три,
Гуще зелень – три еще,
Только это же не все!
Листья нижние, что внешне,
Составляют край одежды,
Наклонились до земли,
Корень спрятали они,
Чтоб водичкою землица
С ним могла бы поделиться!

Хозяйка: Ну вот, пока прибаутки сказывались, дело сделалось, недаром говорится, что дело мастера боится. Кончил дело — гуляй смело. Заводите-ка, красны - девицы, хоровод про капусту, чтобы она и впредь богато рождалась.

1 гость: Вейся, вейся, капустка, завивайся, белая. Как капустке не виться, белой — зелёной не ломиться.

2 гость: Дождик льёт, поливает, белую-зелёную ломает, Хоровод набирает.

Хозяйка: А где же ваши добры молодцы, а ну, выходи хоровод водить.

Приглашаются ребята из зала и под народную музыку гости водят хоровод.

Хоровод

Хозяйка: В старину первый кочан покрывали большим чугуном, а чугун — белой скатертью для того, чтобы вилки капусты были большие, тугие. А сейчас приглашаем всех поиграть.

 Проводятся игры: «Колышки», «Капуста», «Капуста в колпаке», «Перетяни лапоть», «Попади по чугуну». Игры Путятинекого района «Колышки»

игра колышки

Девушки выбирают себе пару из юношей и встают по кругу. Юноши («ко-лышки») присаживаются на корточки, а девушки встают за ними. Водящий ходит в центре круга, подходит к одной из пар и говорит: — Кума, кума, продай «колышки».

 — Купи. -А что стоит?

— Кочан капусты, да веник, да рубль денег.

 — Ну, по рукам, да в баню.

Ударяют по рукам и бегут вокруг «колышков»-юношей в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встаёт у «колышка». Проигравший становится водящим.

«Капуста»

Все становятся в круг.

Водящий говорит: — Что за скрип, что за хруст?

 Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста, Если я…

И указывает на одного из игроков, тот должен сказать: «Капуста» и бежать по кругу. Водящий догоняет. Если «капуста» успела через один круг встать на своё место, водящий проигрывает и начинает игру сначала. Если же водящий нагоняет «капусту», то сам становится «капустой». Другой начинает водить.

 «Капуста в колпаке»

В чугун кладется большой кочан капусты, на который надевается колпак. Необходимо сбить колпак с расстояния 5-6 шагов лаптем. Кто сбил — тот победил.

 

«Попади по чугуну» На пол или лавку ставится чугун вверх дном. Участнику завязывают глаза, раскручивают его, после чего он должен попытаться ударить палкой по чугуну. Хозяин: А может быть вы нам частушки споёте?

 

Гости: Споём. Поют частушки.

Ой, топни нога,

Не жалей сапога,

Тятька новые сошьёт

Или эти подошьёт.

 

Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей:

Тятька лыка надерёт

 — Лапти новые сошьёт.

 

Во саду ли, в огороде

Наш Матвей ворон считал.

И какое ему дело,

Что капусту убирал.

 

Ходит Катя между гряд,

Выбирает всё подряд:

 Где капуста, где сорняк

 — Не поймёт она никак.

 

Братец мой по кухне рыщет,

 Он вилок капусты ищет,

Ну, а мне-то что за дело?

Я давно его уж съела.

 

Я могу капусту квасить,

От безделья не грущу.

Приходите ко мне в гости,

Всех капустой угощу.

 Настя: Песни пели и плясали, что ж хозяюшка устала. Дай Бог тому, кто в этом дому.

Алина: Уродись у вас пшеница и капуста с чечевицей! На столе всегда пирог, лёгких вам всегда дорог.

Первый гость: А где же пироги? Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хозяйка (входит с пирогами): Пока вы плясали, да пели, у меня пироги капустные поспели. Приглашаю всех к чаю с пирогами.

Зоя: Благодарные гости говорили спасибо и хозяевам, и самому празднику.

Гости: А теперь дружно скажем: «Батюшка Покров, покрой нашу избушку теплом, а хозяйку  добром». Зоя: Посиделки удались на славу!

Нам с гостями на забаву.

Очень рады мы гостям!

Приходите снова к нам!

Таня: Пирог вкусный ароматный, будем пробовать ребята!

За обе щеки уплетать, да капусту вспоминать!

Вместе: Спасибо гости за внимание. Всем До свидания!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Народная, очень простая куколка, как основа развития мелкой моторики рук, приобщение ребенка к русской народной культуре и участие в конкурсе

Ребенок любого возраста считает себя мастером на все руки. Не надо его в этом разубеждать. Нужно просто чуть- чуть помочь ему им стать. Выбрать конкурс и предложить в нем поучаствовать. И с этого моме...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...