Дополнительная общеобразовательная программа «Букварёнок»
материал

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дополнительное образование469.22 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Downloads\20201104_142048.jpg 

Содержание программы_______________________________________________2

1.Целевой раздел _________________________________________________ 3

1.1 Пояснительная записка _____________________________________________3

1.1.1. Актуальность и новизна программы ________________________________4

1.1.2. Цели и задачи программы ________________________________________5

1.1.3. Характеристика возрастных особенностей детей 5-7 лет__________________5

1.2. 4 Реализация программы __________________________________________ 6

2. Содержательный раздел ________________________________________7

2.1  Учебно- тематический план ________________________________________ 7

2.2. Содержание программы ___________________________________________8

3.Организационный раздел _______________________________________9

         3.1 Календарно – тематическое планирование занятий по обучению чтению __ 9

3.2. Методическое обеспечение _______________________________________ 21

3.3.Перспективный план по взаимодействию с родителями_________________26

3.4.Список литературы для педагогов:__________________________________27

3.5.Список литературы для воспитанников: _____________________________28

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

         «Испокон века книга растит человека»

(русская пословица)

 Чтение – уникальный феномен культуры, и в каждой стране оно выполняет функции, далеко выходящие за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей общества. Специалисты в области чтения отмечают, что оно  является очень чутким, надёжным, универсальным показателем состояния в обществе в целом. Грамота у всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать.                       Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения - это и средство, и одно из условий общего развития детей,  это ключ к жизни в современном информационном пространстве.  

Направленность программы:

по содержанию – речевое развитие

по функциональному предназначению – дополнительное образование

по форме организации – кружковая работа

Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая  2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва « Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).

- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»

  1. Актуальность и новизна программы

Новизна  заключается в том, что Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Актуальность 

Уровень и качество сформированности  связной речи - это отражение той речевой среды, в которой воспитывается ребенок. В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к  чтению являются игровые технологии.

Игровые технологии позволяют:

•        поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;

•        создают игровую мотивацию, стимулируя  детей  к деятельности;

•        вовлекают в  процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;

•        позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;

•        доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,

•        повышают  уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Таким образом, исходя из актуальности использования   игровых технологий во время занятий разработана рабочая программа  кружка «Букварёнок».

Педагогическая целесообразность:  заключается в том, что программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

       Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что в процессе освоения программы дети в игровой форме знакомятся с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входят  специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи, поскольку развитие фонематического слуха является одной из важных составляющих обучения чтению, а также игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

       

1.1.2. Цель программы – построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5 до 7 лет, создание условий для овладения детьми навыками осмысленного и осознанного чтения.

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить с понятием «буква» и сформировать представление о том, чем звук отличается от буквы;

- познакомить с буквами русского алфавита, сформировать умение правильно называть их;

- учить  работать с полным составом звуков и букв русского языка, аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.

Развивающие:

-  развивать мыслительные процессы (элементы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

- формировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях:  узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв;

- развивать навыки выкладывания букв из палочек, шнурка, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе;

Воспитывающие:

- воспитывать культуру общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

- воспитывать старательность,  любовь к чтению.

1.1.3. Характеристика возрастных особенностей детей 5-7 лет

К 5 годам ребенок должен различать все звуки речи на слух, определять характер их звучания, давать характеристику звуку (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий), определять последовательность звуков в слове (осуществлять звуковой и звуко-буквенный анализ слова),понимать разницу между понятиями ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

5-6 летний ребенок должен иметь богатый словарный запас (почти все слова русского языка кроме специально-профессиональной лексики), уметь подбирать антонимы, синонимы, эпитеты, активно использовать в речевом высказывании  все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, числительные, предлоги.

Речевое высказывание 5- 7 летнего ребенка похоже на небольшой рассказ, он много и с удовольствием рассказывает, владеет навыками монологической и диалогической речи, у него достаточный речевой опыт, который позволяет ему грамматически правильно строить речевое высказывание, не нарушая связь слов в предложение, используя навыки словоизменения и словообразования.

5-7 летний ребенок знает много стихов, рассказов, сказок, может составить рассказ по картинке, пересказать текст.

Так как старший дошкольный возраст является подготовительным к школе, именно в этом возрасте закладываются предпосылки к обучению грамоте и другим предметам в школе.

1.2.4.Реализация программы

Режим реализации программы:

Возрастная группа

Количество занятий

Длитель -

ность занятий

Форма организа-ции

Срок реализации

Наполняемость групп

в год

в месяц

в неделю

Для

5 - 7 лет

72

8

2

20 – 30 мин

групповая

1 год

6 -12чел.

Состав кружка «Букварёнок» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на занятиях.

Формы реализации программы:

- групповая и индивидуальная работа с детьми

- консультации для родителей и педагогов

- публикация информации на сайте МДОУ

- оформление пространственной предметно – развивающей среды

Методы  и приемы реализации программы:

- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)

- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)

- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание)

Cпособы  и средства реализации программы:

- пальчиковая гимнастика

 - дидактические игры

- физкультминутки

- интегрированная деятельность

- сюрпризные моменты

Целевые ориентиры освоения программы:

  Главным результатом реализации программы является овладение детьми навыками осознанного чтения.

К концу года дети должны знать и уметь:

  • достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
  • свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
  • правильно согласовывать слова в предложении;
  • понимать смысл прочитанного.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов:

Мониторинг детского развития проводится два раза в год. В начале и в конце обучения чтению проводится  диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой  строится  работа педагога. 

Диагностическая карта

выявления  уровня практического осознания элементов языка и речи

для детей старшего дошкольного возраста:

/по Д.Б. Эльконину/

 

            В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения.  Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.

1. Скажи одно слово.

 2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.

 3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.

 При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.


п/п

Фамилия и имя ребенка

Количественная оценка в баллах

Общая оценка

выделение слова

фонемный анализ

анализ

предложений

 

Обработка и интерпретация результатов исследования.

 6-7  баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;

4-5 баллов – среднему;

3  балла – низкому уровню осознания языковых элементов.

На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития.  Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.

2. Содержательный раздел

  1.  Учебно - тематический план

Название раздела

Общее количество

часов

1.

Знакомство с понятиями  «предложение», «слово», «звук», «буква»

8

2.

Знакомство с гласными звуками и буквами их обозначающими; анализ и синтез гласных звуков

11

3.

Знакомство с согласными звуками и буквами их обозначающими; анализ и синтез гласных и согласных звуков, слогов и слов; чтение слогов, слов

33

4.

Знакомство с гласными звуками II ряда и буквами их обозначающими;  анализ и синтез звуков, слогов и слов с этими буквами; чтение слогов, слов

7

5.

Знакомство с буквами «[Ь], [Ъ]», анализ и синтез слогов и слов; чтение слогов, слов

4

6.

Повторение и  закрепление полученных навыков. Обобщающее занятие

9

   Итого:

72

2.2. Содержание программы:

Раздел 1. Знакомство с понятиями  «предложение», «слово», «звук»,     «буква»

 Познакомить с понятиями «слово», «предложение», «звук», «буква», «слог»;   формируется умение делить слова на слоги; усваиваются акустические характеристики звуков (согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные).

Раздел 2. Знакомство с гласными звуками и буквами их обозначающими

Закрепить  понятие о букве как о графическом символе звуков; развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний; проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятие «гласный звук»; развивать фонематический слух и восприятие.

Раздел 3. Знакомство с согласными звуками и буквами их обозначающими

Закрепить  знания об акустической характеристике согласных звуков, упражнять в умении давать характеристику звуку; учить определять место звука в слове; продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний; обучать умению  соединять буквы; упражнять в чтении закрытых и открытых слогов и одно- и двусложных слов.

Раздел 4. Знакомство с гласными звуками II ряда и буквами  их обозначающими

Познакомить с гласными звуками II ряда и буквами, их обозначающими; познакомить с правилами чтения слогов и слов с этими буквами (смягчают впереди стоящий согласный); уточнить акустическую характеристику гласных звуков II ряда; продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний с данными звуками; продолжать обучать умению  соединять буквы в слоги; упражнять в чтении слогов и слов с гласными звуками II ряда.

Раздел 5. Знакомство с буквами «[Ь], [Ъ]»

Познакомить с буквами «твердый разделительный знак», «мягкий разделительный знак»;  познакомить с правилами чтения слогов и слов с данными буквами; упражнять в чтении слогов и слов с твердым и мягким разделительными знаками.

Раздел 6. Повторение и  закрепление полученных навыков

Закрепить зрительные образы  букв обозначающих гласные и согласные звуки; умение  давать акустические характеристики звуков; упражнять в звуко – буквенном анализе и синтезе слогов, слов; закрепить  умения и навыки чтения; учить применять полученные знания и умения на практике.

3.Организационный раздел

3.1. Календарно – тематическое планирование занятий

по обучению чтению

Месяц

Тема занятия

Программные задачи

Навыки чтения

Фомы занятий

Формы подведения итогов

раздел 1

                                                           сентябрь

1 неделя

1

«Знакомство с предложением, словом»

познакомить детей с понятием «слово», «предложение»  

подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации    к занятиям

Подгрупповая

Беседа с родителями:

«Ознакомле-ние с методикой»

2

«Знакомство с предложением, словом»

закрепить и уточнить понятие «слово», «предложение»  

подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации    к занятиям

2 неделя

3

«Слог, ударение»

формировать умение делить слова на слоги, ставить ударение

развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

4

«Слог, ударение»

закрепить умение делить слова на слоги, ставить ударение, выделять ударный слог

развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

3 неделя

5

«Знакомство со звуками»

формировать представление о гласных и согласных звуках

развитие речевого и фонематического слуха дошкольников, совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

6

«Встреча Звука и Буквы»

познакомить детей  с алфавитным обозначением букв

4  неделя

7

«Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие»

закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении

подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации    к занятиям; развитие речевого и фонематического слуха дошкольников, совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

8

«Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие»

закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении

раздел 2

1 неделя

9

«Звук и буква «А»

познакомить дошкольников с буквой «А»

развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

 

Подгрупповая

Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по     подготовке дошкольников к обучению грамоте"

10

«Звук и буква «У»

формировать у детей стойкие представления о букве «У»

2 неделя

11

«Сочетание «АУ»

развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний

синтез звуков [У] и [А], чтение сочетания «АУ»

12

«Сочетание «УА»

закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза

синтез звуков [У] и [А], чтение сочетания «УА»

3 неделя

13

«Звук и буква «О»

познакомить  со звуком и буквой «О», совершенствовать артикуляционную моторику

развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков, совершенствова-ние артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи

14

«Звук и буква «И»

познакомить со звуком и буквой «И», совершенствовать артикуляционную моторику

4 неделя

15

«Сочетание «ИА»

развивать навыки звуко - слогового анализа и синтеза, совершенствовать тонкую моторику пальцев рук

синтез звуков [И] и [А]

16

«Звук и буква «Ы»

познакомить дошкольников с буквой «Ы»

развитие фонематического восприятия; закрепление верно произношения звуков

1 неделя

17

«Звук и буква «Э»

сформировать представления у  детей о звуке и букве «Э»

18

«Закрепление изученного.  Гласные звуки»

закрепить зрительные образы букв, обозначающих гласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятие «гласный звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза развивать слуховое внимание

синтез гласных звуков

2 неделя

19

«Закрепление изученного.  Гласные звуки»

закрепить зрительные образы букв обозначающих гласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятие «гласный звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза развивать слуховое внимание

синтез гласных звуков

раздел 3

20

«Звуки [М] и [М'],

буква «М»

научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М»

чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм

чтение слов:  ум, мама, мимо, му-му

Подгрупповая

Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся читать";

Консультация для родителей «Домашняя библиотека»

3 неделя

21

«Звуки [Б] и [Б'],

буква «Б»

сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б»

чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би

чтение слов:  бум, бом, бам, бим

22

«Звуки [П] и [П'],

буква «П»»

сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением

чтение слогов:  ап, оп, уп, ып, эп, ип.

чтение слов:  папа, пума, пимы

4 неделя

23

«Закрепление изученного.  Звуки [Б] и [Б'], [П] и [П'] и буквы их обозначающие»

закрепить представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], [П] и [П'], их графическом обозначении

развитие фонематического слуха и слухового внимания

анализ и синтез слогов

чтение слогов

 

24

«Звуки [Ф] и [Ф'],

буква «Ф»

познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф'], с обозначаемой их буквой «Ф».

чтении слогов:  фа, фо, фу, фы, фэ, фи

чтение слов:  Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы

1 неделя

25

«Звуки [В] и [В'],

буква «В»

научить  дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В»

синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви

синтез слов:  ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам

26

«Звуки [Ф] и [Ф'], [В] и [В'], буквы  «Ф», «В»

закрепить представления дошкольников о звуках [Ф] и [Ф'], [В] и [В'],  их графическом обозначении

развитие фонематического слуха и слухового внимания

анализ и синтез слогов

чтение слогов

2 неделя

27

«Звуки [Т] и [Т'],

буква «Т»

познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом

чтение слогов:  ат, от, ут, ыт, эт, ит

чтение слов: : боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти

Подгрупповая

28

«Звуки [Д] и [Д'],

буква «Д»

обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д».

чтение слогов:  да, до, ду, ды, дэ, ди

чтение слов:  дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди

3 неделя

29

«Звуки [Т] и [Т'], [Д] и [Д'], буквы «Т», «Д»

закрепить представления дошкольников о звуках [Т] и [Т'], [Д] и [Д'], их графическом обозначении

развитие фонематического слуха и слухового внимания

анализ и синтез слогов

чтение слогов

30

«Звук [Н], [Н'],

 буква «Н»

познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н»

синтез слогов:  ан, он, ун, ын, эн, ин

синтез слов:  Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман

4 неделя

31

«Звуки [К] и [К'],

буква «К»

сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К»

чтение слогов: ак, ук, ок, ык, эк, ик

чтение слов:  Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника

32

«Звуки [Г] и [Г'],

буква «Г»

научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г»

синтез слогов:  га, го, гу, гы, гэ, ги

синтез слов:  гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам

1 неделя

33

«Звуки [Х] и [Х'],

буква «X»

познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х»

чтение слогов:  ах, ох, ух, эх, ых, их

чтение слов:  хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот

34

«Звуки [К] и [К'], [Г] и [Г'], [Х] и [Х'], буквы «К», «Г», «X»

закрепить представления дошкольников о звуках [К] и [К'], [Г] и [Г'], [Х] и [Х'],  их графическом обозначении,

закрепить умение различать их

развитие фонематического слуха и слухового внимания

анализ и синтез слогов

чтение слогов

Подгрупповая

2 неделя

35

«Звуки [С] и [С'],

буква «С»

сформировать представления детей о звуках [С] и [С'], об их графическом символе - букве «С»

синтез слогов:  са, со, су, сы, сэ, си

чтение слов:  совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси

36

«Звуки [З] и [З'],

буква «3»

познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З»

чтение слогов:  за, зу зо, зы, зэ, зи

чтение слов:  зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина, мимоза, Зина

3 неделя

37

«Звук и буква «Ц»

сформировать представления детей о звуке и букве «Ц»

синтез слогов:  ац, оц, уц, эц, ыц, иц

синтез слов:  овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица

38

««Закрепление изученного.  Звуки [С] и [С'], [З] и [З'], [Ц]»    

закрепить навыки правильного произношения и различения звуков [С] и [С'], [З] и [З'], [Ц]  

упражнять в звукослоговом анализе  слогов, слов

развитие фонематического слуха

анализ и синтез слогов, слов

чтение слогов, слов

4 неделя

39

«Звук  и буква «Ш»

сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш»

синтез слогов:  ша, шу, шо, шэ, ши

чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши

40

«Звук и буква «Ж»»

сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж»

чтение слогов:  жа, жу, жо, жи, жэ

синтез слов:  жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди

1 неделя

41

«Закрепление изученного.  Звуки «Ш», «Ж»

закрепить навыки правильного произношения и различения звуков «Ш», «Ж»,

упражнять в звукослоговом анализе  слогов, слов

развитие фонематического слуха

анализ и синтез слогов, слов

чтение слогов, слов

42

«Звук и буква «Ч»»

научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук

чтение слогов:  ач, оч, уч, эч, ич

чтение слов:  чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок

2 неделя

43

«Звук и буква «Щ»»

научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ»

чтение слогов:  ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ

чтение слов:  щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу

44

«Закрепление изученного.  Звуки «Ч», «Щ»

закрепить навыки правильного произношения и различения звуков  «Ч», «Щ»

упражнять в звукослоговом анализе  слогов, слов

развитие фонематического слуха

анализ и синтез слогов, слов

чтение слогов, слов

3 неделя

45

«Закрепление изученного. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]»

закрепить навыки правильного произношения и различения звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

упражнять в звукослоговом анализе  слов

развитие фонематического слуха

анализ и синтез слогов, слов

чтение слогов, слов

46

«Звуки [Л] и [Л'],  

буква «Л»»

познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л»

чтение слогов:  ал, ул, ол, эл, ыл, ил

чтение слов:  лак, ламалапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка, ландыш

4 неделя

47

«Звуки [Р] и [Р'],

буква «Р»»

обучить дошкольников  синтезу слоговых сочетаний, содержащих  звуки [Р] и [Р']

синтез слогов:  ра, ро, ру, ры, рэ, ри

синтез слов:  руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск

48

«Закрепление изученного. Звуки [Л] и [Л'],  [Р] и [Р']»

закрепить навыки правильного произношения и различения звуков [Л] и [Л'],  [Р] и [Р']

упражнять в звукослоговом анализе  слогов, слов

развитие фонематического слуха

анализ и синтез слогов, слов

чтение слогов, слов

1 неделя

49

«Звук и буква «Й»»

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й»

чтение слогов:  ай, ой, уй, эй, ый, ий

чтение слов:  дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка

50

«Закрепление изученного. Согласные звуки»

закрепить зрительные образы  букв обозначающих согласные звуки,

проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «согласный звук», «твердый – мягкий звук»,  навыки звуко-слогового анализа и синтеза,

развивать слуховое внимание

анализ и синтез слогов

чтение слогов, слов

2 неделя

51

«Закрепление изученного. Согласные звуки»

закрепить зрительные образы  букв обозначающих согласные звуки,

проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «согласный звук», «твердый – мягкий звук»,  навыки звуко-слогового анализа и синтеза,

развивать слуховое внимание

анализ и синтез слогов

чтение слогов, слов

Подгрупповая

52

«Закрепление изученного. Согласные звуки»

закрепить зрительные образы  букв обозначающих согласные звуки,

проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «согласный звук», «твердый – мягкий звук»,  навыки звуко-слогового анализа и синтеза,

развивать слуховое внимание

раздел 4

3 неделя

53

Буква «Е»

познакомить детей со звуком и буквой «Е»

буква для чтения: «Е»

Слова для чтения: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес.

 

Подрупповая

Консультация для родителей "Учимся, играя"

54

Буква «Ё»

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё»

буква для чтения: «Ё»

чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.

4 неделя

55

Буквы «Я»

сформировать представления у детей о звуке и букве «Я»

буква: «Я»

чтение слов:  Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно, няня, ястреб.

56

Буква «Ю»

научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук

буква для чтения: «Ю»

чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта.

1 неделя

57

«Закрепление изученного. Буквы «Е», «Ё», «Я», «Ю»

закрепить навыки правильного различения звуков и букв «Е», «Ё», «Я», «Ю»

упражнять в звукослоговом анализе  слогов, слов

анализ и синтез слогов

чтение слогов, слов

58

«Закрепление изученного. Буквы «Е», «Ё», «Я», «Ю»

закрепить навыки правильного различения звуков и букв «Е», «Ё», «Я», «Ю»

упражнять в звукослоговом анализе  слогов, слов

анализ и синтез слогов

чтение слогов, слов

2 неделя

59

«Закрепление изученного. Буквы «Е», «Ё», «Я», «Ю»

закрепить навыки правильного различения звуков и букв «Е», «Ё», «Я», «Ю»

упражнять в звукослоговом анализе  слогов, слов

анализ и синтез слогов

чтение слогов, слов

раздел 5

2 неделя

60

«Буква [Ь]»

сформировать стойкие представления у дошкольниках о букве [Ь]

слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь

Подрупповая

Выставка книг для домашнего самостоятельного чтения

3 неделя

61

«Буква [Ъ]»

сформировать стойкие представления у дошкольниках о букве [Ъ]

слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела

62

«Закрепление изученного. Буквы [Ь], [Ъ]»

закрепить стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь], [Ъ]

анализ и синтез, чтение слов (с «ь», «ъ»)

4 неделя

63

«Закрепление изученного. Буквы [Ь], [Ъ]»

закрепить стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь], [Ъ]

анализ и синтез, чтение слов (с «ь», «ъ»)

раздел 6

4 неделя

64

«Обобщающее занятие.  Гласные и согласные звуки»

закрепить зрительные образы  букв обозначающих гласные и согласные звуки,

проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук», «твердый – мягкий согласный звук»,  навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать слуховое внимание

анализ и синтез слогов

чтение слогов, слов

Подрупповая

Развлечение. Викторина "Папа, мама, я - читающая семья"

1 неделя

65

«Обобщающее занятие.  Гласные и согласные звуки»

закрепить зрительные образы  букв обозначающих гласные и согласные звуки,

проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук», «твердый – мягкий согласный звук»,  навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать слуховое внимание

анализ и синтез слогов

чтение слогов, слов

1 неделя

66

«Обобщающее занятие. Алфавит»

закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении; умения и навыки чтения

анализ и синтез слогов

чтение слов и коротких фраз

2 неделя

67

«Обобщающее занятие. Алфавит»

закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении; умения и навыки чтения

чтение слов и коротких фраз

68

«Обобщающее занятие. Алфавит»

закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении; умения и навыки чтения

чтение слов и коротких фраз

3 неделя

69

«Обобщающее занятие. Алфавит»

закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении; умения и навыки чтения

чтение слов и коротких фраз

70

«Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие»

закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения

чтение слов и коротких фраз

4 неделя

71

«Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие»

закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения

чтение слов и коротких фраз

72

«Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие»

закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения

чтение слов и коротких фраз

3.2.Перспективный план по взаимодействию с родителями

Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний. Поэтому на протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса.

Мероприятия

Сроки

    1.

Опрос, анкетирование родителей. Знакомство с методикой

сентябрь

2.

Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по     подготовке дошкольников к обучению грамоте"

октябрь

3.

Беседа: "Какую работу можно проводить дома по этой теме?"

ноябрь

4.

Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся читать"

декабрь

5.

Беседа о важности и пользе игр с буквами и словами

январь

6.

Консультация «Домашняя библиотека»

февраль

7.

Беседа "Учимся, играя"

март

8.

Выставка книг для домашнего самостоятельного чтения

апрель

9.

Развлечение "Папа, мама, я - читающая семья"

май

3.3. Методическое обеспечение:

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  1. Технические средства обучения:

Магнитофон и аудиозаписи, DVD проигрыватель, диски с записью развивающих игр и программ, компьютер, проектор, белый экран для демонстрации слайд-шоу и презентаций.

  1. Учебно-наглядные пособия:

Наглядные пособия,  схемы, магнитная азбука; рабочие тетради, кассы букв и слогов; демонстрационный материал (картинки), раздаточный материал (домики для звуков)

3.4.Список литературы для педагогов:

Бондарева Л.Ю. «Упражнения на каждый день: обучение грамоте дошкольников и младших школьников». – Ярославль: Академия развития, 2008г.                                                                

Волина В.В. «Занимательное Азбуковедение». Москва 1991г.                      Волина В.В. «Учимся играя». Москва 1994г.

Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997г.

Жукова Н.С. «Домашний букварь». Екатеринбург 1998г.

Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников.            М.: «Акалис», 1996г.  

Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». – М.: Издательство «Ювента», 2003г.

Лапухина И.С. «Логопедия -550 занимательных упражнений для развития речи» Москва   1995г.        

Маханева М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.                                                                                            

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.                                                 Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Владос, 2002 г.  

Полякова М.А. Как научить ребенка читать и писать. – М.: Айрис – пресс, 2008г.  

Управителева Л.В. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2007г.                                                                  

Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подотовка к школе. Сценарии занятий. – М.: Издательство «Экзамен», 2009г.

3.5. Список литературы для воспитанников:

Коноваленко В.В. «Пишем и читаем» рабочая тетрадь № 1 – 3. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.

Куликовская Т.А. «Мастерская букв». – М.: Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997г.

Лапухина И.С. «Логопедия -550 занимательных упражнений для развития речи» Москва   1995г.                                                                                                                                   Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997г.                                                                                               К.И.Чуковский  «От двух до пяти» сочинение в двух томах, 1 том. Москва, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...