Рабочая программа по "Социокультурным истокам" 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Кабиева Айгерим Бейсембаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Социокультурные истоки» на уровень основного общего образования 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Школа-сад №7»

Приложение № __

к основной образовательной программе

среднего общего образования

Утверждено:

Приказ № __ от _.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«Социокультурные истоки»

на уровень основного общего образования

5 класс

Рабочую программу составила

Кабиева А.Б., учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12г.;

2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №1644);

3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010г. №189 (в редакции от 25.12.2013);

4. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, входит в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ).

Современный этап развития государства и общества, характеризующийся значительными социальноэкономическими преобразованиями, гуманизацией общественно-экономических отношений, выдвигает новые требования к системе отечественного образования и качеству подготовки выпускников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность призваны формировать целостную систему знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности за ее результат. Вместе с тем важнейшими задачами воспитания в условиях модернизации российского образования является формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовно-нравственных качеств личности, способности к успешной адаптации к социально-экономическим условиям современного общества и самореализации на основе целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко - культурному наследию своего народа и всех народов России.

Программа «Социокультурные истоки» представляет вариант программы внеурочной деятельности для 5 классов по направлению духовно-нравственное воспитание. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 11-12-летних детей. Прослеживается связь содержания программы с такими учебными предметами как: история, литература, обществознание, музыка, изобразительное искусство. Межпредметные связи обеспечивают согласование содержания данной программы с конкретными предметными областями. Программа рассчитана на 2 года: по 34 часа в 5 классах, предполагает их равномерное распределение по неделям, 1 час в неделю.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованная деятельность усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Программа «Социокультурные истоки» построена на принципе взаимосвязи семьи, истории малой родины с историей страны. Создание программы явилось результатом осознания важности и приоритетности знаний о культуре своего народа, своей страны в воспитании личности ребенка.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы. Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований, поисковых исследований и т.д. Также на данных занятиях осуществляется подготовка к общешкольным мероприятиям согласно плану работы школы на текущий учебный год.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы: 

Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основной школы должны быть актуализованы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.

Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.

Принцип диалогического общения.

Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.

Принцип идентификации (персонификации)

Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В среднем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Один из основателей системно-деятельностного подхода А.Н. Леонтьев определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и педагогами дополнительного образования, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

Таким образом, в основе программы лежит реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают организации, осуществляющие дополнительное образование (музеи, выставочные залы, библиотеки).

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Посещая кружок, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучают материал, раскрывают и развивают организаторские и творческие способности, что играет немаловажную роль в их духовном развитии.

Цели и задачи

Программа «Социокультурные истоки» адаптирована к коллективу детей, интересующихся историей и культурой своей страны, родного края и преследует следующую цель:

  • формирование гуманистической направленности личности, имеющей активную гражданскую позицию, готовой к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме, заботящейся о сохранении и развитии национальной культуры.

Задачи:

  • Создание условий для самоопределения и самореализации;
  • формирование личность, ориентированную на культурные ценности;
  • воспитание качеств, присущих:
  1. гражданину: чувство долга перед страной, чувство национальной гордости, уважение к символике государства и законам, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к языку, культуре и традициям, общественная активность, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
  2. работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
  3. семьянину: трудолюбие, культура общения, умение держаться в обществе, здоровый образ жизни, умение организовать свой досуг, знание норм и законов семейного права, знание психологии и этики, умение воспитывать собственных детей, уважение к родителям, старикам.

Личностные и метапредметные результаты.

Содержанием воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
  • честь;
  • достоинство;
  • свобода (личная и национальная);
  • доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
  • дружба;
  • здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

1. Результаты первого уровня (приобретение учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: знакомство с историей семьи, родной земли, страны);

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым общественным ценностям и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений обучающихся к своему краю, истории страны и культуре, людям, природе);

3. Результаты третьего уровня (приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия: опыта исследовательской деятельности, опыта организации совместной деятельности с другими детьми).

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.

метапредметные

личностные

  • осознание основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей, характерных для культуры народов России;
  • освоение способов поведения в соответствии с принятыми нормами трудовой, нравственной, эстетической культуры;
  • использование различных средств общения, демонстрирующих готовность к диалогу, доброжелательность при соотнесении различных позиций;
  • освоение способов работы в малых группах различного состава (парах, четвёрках, микрогруппах), ресурсном круге;
  • освоение способов работы с различными источниками (словарями, художественными текстами, и др.) для выявления первоначального контекста, смыслов категорий, понятий, фразеологических оборотов;
  • освоение способов саморегуляции поведения, развитие умений структурировать время, управлять собственной деятельностью, эмоциями.
  • становление позитивных базовых установок личности, направленных на обогащение своего социокультурного опыта в сфере взаимодействия с природой, техникой, людьми, в организации здорового образа жизни и саморазвитии;
  • проявление умений организовывать различные дела, акции, направленные на сохранение и восстановление исторических и природных памятников;
  • развитие этнического самосознания ребёнка, переживание им ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни человека;
  • осознание ребёнком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренения семьи на родной земле;
  • развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов;
  • проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию;
  • осознание значения базовых ценностей семьи, рода, населения родного края для личностного становления;
  • развитие мотивации на самоопределение в трудовой деятельности, ответственности за сохранение и развитие традиций труда, отдыха в семье, школе, городе, территории.

Формы реализации программы

  • Рассказы педагога и детей.
  • Беседы, дискуссии.
  • Встречи с интересными людьми.
  • Походы, экскурсии.
  • Конкурсы, викторины.
  • Круглые столы.
  • Конференции.
  • Диспуты.
  • Праздничные мероприятия.
  • Классные часы, часы общения.
  • Соревнования
  • Поисковые исследования.

Место проведения занятий:

  • школа;
  • музей;
  • детская и школьная библиотеки;
  • родной город, район, край.

Содержание и методы деятельности:

  • наблюдения, записи и фотографирования во время экскурсий;
  • беседы, обсуждения;
  • интервью с жителями города;
  • метод коллекционирования (сбор газетных статей о своей малой Родине);
  • сбор материала для музея (краеведческие находки, экспозиции) и оформление их в постоянные и меняющиеся экспозиции;
  • метод анкетирования и опроса для определения уровня знаний, умений и навыков по краеведению.

Форма подведения итогов работы.

  • Схема мониторинга;
  • папка «Достижения обучающихся»;
  • фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;
  • выставки художественного творчества учащихся, фотовыставки;
  • устные журналы, беседы;
  • выступления перед сверстниками, родителями по итогам проделанной работы;
  • проектная и исследовательская деятельность учащихся;
  • участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, города, района;
  • презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
  • анкетирование родителей и учащихся.

Содержание курса

Программа включает в себя 4 раздела: «Мой мир», «Родное слово», «Духовность», «Мир книги».

Раздел «Мой мир»

МИР ВОКРУГ МЕНЯ. Мир. Мир природы. Человек - часть природы. Мир природы - гармония всего живого.

МОИ КОРНИ. Родители. Родительская любовь. Любовь к родителям. Свет. Благодарность.

МИР И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. Школа. Семья. Мир. Согласие. Уважение. Взаимопонимание.

РОДИНА ЛЮБИМАЯ МОЯ. Родная земля. Родное слово. Родной очаг. Живительная сила.

МИР СКАЗОК. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость.

КРАЙ РОДИМЫЙ. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня.

ЩИТ И ГЕРБ.

БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Щит-совесть. Защитник. Победоносец. Добро. Храбрость.

Раздел «Родное слово»

БЕСЦЕННЫЙ ДАР. Талант. Свет. Добро.

ДОБРОДЕТЕЛЬ. Сад добродетелей. Умиротворение. Слово о родителях.

СИЛА СЛОВА. Доброе слово. Честное слово. Святое слово. Слово и дело.

СОЛДАТСКОЕ СЛОВО. Подвиг.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СЛОВО. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

ЖИЗНЬ – ВЕЛИКАЯ ЦЕННОСТЬ. Помощь. Любовь. Доброе дело.

Раздел «Духовность»

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК. Род. Родник. Живая вода. Святая вода.

ОТЕЧЕСТВО. Отечество. Святая земля. Защитник Отечества. Подвиг.

СВЯТАЯ ПАМЯТЬ. Великая Победа.

ДУХОВНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА. Человек-труженик, творец. Защитник, богатырь, герой. Человечность. Образ человека и его имя.

Раздел «Мир книги»

КНИГА - СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ. Как Книга передает Слово и Образ? Библия. Библиотека.

ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение. Сердечный дар.

МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА. Первая прочитанная книга. Первая услышанная сказка. Кому ты хотел бы посвятить свою Книгу.

МУДРОСТЬ НАРОДА. Свет учения. Радость чтения.

Календарно-тематическое планирование

5 класс

Дата

Тема урока

Примечание

План

Факт

Мой мир (10 ч)

05.09

Мир вокруг меня

12.09

Мои корни

19.09

Мои корни

26.09

Мир и взаимопонимание

03.10

Родина любимая моя

10.10

Мир сказок

17.10

Край родимый

24.10

Щит и герб

14.11

Богатыри земли русской

21.11

Урок-рефлексия. Русские пословицы

Родное слово (7 ч)

28.11

Бесценный дар

05.12

Добродетель

12.12

Сила слова

19.12

Солдатское слово

26.12

Родительское слово

16.01

Жизнь - великая ценность

23.01

Урок-рефлексия. Ситуация свободного выбора.

Духовность (9 ч)

30.01

Святой источник

06.02

Святой источник

13.02

Отечество

20.02

Отечество

27.02

Святая память

06.03

Святая память

13.03

Духовный образ человека

20.03

Духовный образ человека

03.04

Урок-рефлексия. Акт добровольцев

Мир книги (9 часов)

10.04

Книга - связь поколений

17.04

Книга - связь поколений

24.04

Живое слово книги

01.05

Моя первая книга

08.05

Моя первая книга

15.05

Мудрость народа

22.05

Мудрость народа

29.05

Урок-рефлексия. Недописанный тезис.

05.06

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...