Рабочая программа по " Мини-футболу" для детей 10-14 лет.
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)

Обучение школьников игре в мини-футбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.     

         Актуальность данной программы состоит в том, чтобы привить навыки к занятиям не только физической культурой, но и выбрать в дальнейшем тот вид спорта, который понравится, так как в занятиях футболом дети развивают не только основные физические качества, но и навыкам, необходимым при занятиях различным видам спорта и гимнастике. Программа способствует развитию интереса у воспитанников к здоровому образу жизни. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_futbol_10-14.docx46.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 219

Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

решением Педагогического совета

ГБОУ школы № 219

протокол № ___ от _______ г.

УТВЕРЖДЕНА

                                 приказом № ___ от ________ г.

Директор ГБОУ школы № 219

                                 ________    Е.В. Козлова 

 «МИНИ-ФУТБОЛ»

Возраст учащихся: 10-14 лет

Направленность: физкультурно-спортивная

Срок реализации: 3 года

Составитель: Савельев А.М.

               

Санкт-Петербург

2020-2021

2.Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Программа «Мини-футбол» (далее – Программа) составлена на основании Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе ГБОУ школы № 219 (далее – Положение).

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009г.).

Цели и задачи освоения дисциплины

Цели изучения Программы: Укрепление здоровья учащихся, гармоническое физическое развитие, достижение и поддерживание высокой работоспособности посредствам занятий мини-футболом.

Задачи Программы:

Обучающие:

  • овладение основами техники и тактики современного футбола, последовательное повышение уровня освоения необходимых навыков;
  • приобретение необходимых теоретических знаний по гигиене и физиологии, по основам техники и тактики игры, организации тренировок;
  • расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по физической подготовке;
  • обучение новым двигательным действиям;
  • соблюдение правил техники безопасности во время занятий.

Развивающие:

  • формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в соблюдении здорового образа жизни;
  • развитие и совершенствование спортивно-силовых и двигательных качеств, осуществление общей физической и специальной физической подготовки юных футболистов;
  • развитие координации, гибкости, общей физической подготовки и специальной выносливости;
  • развитие умений и навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;
  • выработка навыков регулярных занятий физическими упражнениями;
  • приобщить учащихся к здоровому образу жизни;
  • воспитание необходимых черт личности спортсмена: целеустремленности, настойчивости, выдержки, самообладания, дисциплины, трудолюбия, коллективизма; воспитание инициативности, самостоятельности;

Общая характеристика курса

Объем и сроки определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся и требованием СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Программа рассчитана на детей 10-14 лет.

Срок реализации образовательной программы 3 года. Наполняемость групп – до 15 человек. Занятия проводятся из расчета 2 часа в неделю – 60 часов в год;

Дети принимаются по желанию, на основе договора об оказании платных образовательных услуг, при отсутствии медицинских противопоказаний.

3. Содержание программы

Вводные и теоретические занятия.

-основные правила техники безопасности (правила поведения на занятиях в спортивном зале; правила противопожарной безопасности);

-физкультурный инвентарь, спортивная форма, уход за ними;

-правила техники безопасности (режим занятий, основы техники безопасности на занятиях в спортивном зале; правила личной безопасности в игре, правила падения);

-здоровый образ жизни (значение здорового образа жизни в жизнедеятельности человека);

Общая физическая подготовка.

Теория:

 Организация работы секции. Расписание. Планы на год. Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. Первые шаги мини-футбола в мире и у нас в стране. Развитие мини-футбола   среди школьников. Описание игры.

Практика:

- ходьба (на носках, пятках, с высоким подниманием бедра)

- бег (с изменением направления и поворотами)

- прыжки (на одной и двух ногах; в длину с места; многоскоки – 3, 5, 7 прыжков; через скакалку);

- общеразвивающие упражнения для мышц рук (поднимание рук в стороны и вперед и опускание вниз; сведение рук вперед и разведение в стороны; круговые вращения, сгибания и разгибания рук в упоре лежа)

- общеразвивающие упражнения для мышц ног (приседания, выпады, махи)

- общеразвивающие упражнения для мышц туловища (наклоны, круговые движения, поднимания туловища из положения лежа)

Подвижные игры.

Теория: 

Правила игр, правила поведения во время игры.

Практика:

Современный мини-футбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным возможностям спортсмена. Для этого необходимо всестороннее развитие физических качеств. Физическую подготовку подразделяют на общую и специальную. Значение общей и специальной физической подготовки для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.  

Общая физическая подготовка

Практика:

Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц шеи, туловища, ног. Упражнения с предметами: упражнения со скакалкой, упражнения с набивными мячами. Акробатические упражнения: кувырки, перевороты. Подвижные игры и эстафеты. Легкоатлетические упражнения: бег на 30, 60 метров. Кроссы. Прыжки в длину и высоту с места и разбега, многоскоки.

Специальная физическая подготовка

Практика:

Упражнения для развития силы: приседания с отягощением, подскоки и выпрыгивания, приседание на одной ноге, упражнения для укрепления мышц пресса. Удары по футбольному мячу на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч. Упражнения для вратаря. Акробатические упражнения: кувырки, перевороты.

Упражнения для развития быстроты: пробегание повторное отрезков 30 м. из различных исходных положений, бег с изменением направления, бег прыжками, бег с изменением скорости, челночный бег, бег «змейкой», бег с изменением способа передвижения.

Упражнения для развития ловкости: прыжки с разбега с поворотом, кувырки в разные стороны. Подвижные игры с мячом.

Упражнения для развития специальной выносливости: переменный и повторный бег с мячом. Двусторонние игры.

Технико-тактическая подготовка.

Практика:

Техника передвижений. Удары по мячу ногой. Удары на точность: в ноги партнеру, по воротам. Удары на дальность. Удары по мячу головой. Остановка мяча.  Ведение мяча.  Обманные движения (финты). Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча.

Тактика игры в футбол. Тактика нападения: виды атаки. Тактические комбинации при выполнении стандартных положений. Тактика защиты: персональная опека, комбинированная оборона. Организация оборонительных действий при введении мяча в игру из стандартных положений. Тактика вратаря: организация построения стенки при пробитии штрафных ударов.

Соревнования.

Участие команды в районных турнирах по футболу. Товарищеские игры между группами школ.

Итоговые занятия

Зачетные занятия, педагогическое тестирование, соревнования.

   

Примерная структура занятия:

Подготовительная часть. Построение. Сообщения задач занятия. Бег различными способами и передвижение прыжками, ОРУ. (15-20 минут)

Основная часть. В начале основной части изучаются новые технические действия, как с мячами, так и без него. Тактические действия.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия, переключение на другую деятельность, не вызывающую утомление. (3-5 минут)

4. Планируемые результаты освоения программы

В ходе обучения оценивается динамика освоения программы каждым ребенком индивидуально и всей группы в целом. К концу обучения обучающиеся должны:

 Личностные результаты:

  • активно включатся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в нестандартных ситуациях;
  • проявлять трудолюбие и упорство;
  • оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

  •  находить ошибки при выполнении учебных занятий;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых;
  • анализировать и оценивать результаты собственно труда.

Предметные результаты:

  •  овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
  •  взаимодействие со сверстниками по правилам мини-футбола;
  • бережно обращаться с инвентарем;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, исправлять их.

5. Календарно-тематическое планирование

1 год обучения (10-11 лет)

№ п/п

Дата проведения

Тема

Кол-во часов по плану

По плану

По факту

1

Вводное занятие. Техника безопасности

и правила поведения на занятиях по футболу.

Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола.

2

2

Правила соревнований по мини-футболу

2

3

Техника передвижений футболиста (бег, прыжки)

2

4

Техника передвижений футболиста (повороты, остановки)

2

5

Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Остановки мяча.

2

6

Упражнения для развития выносливости. Остановка мяча

2

7

Упражнения для развития мышц ног и таза. Ведение мяча.

2

8

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Ведение мяча.

2

9

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Ведение мяча.

2

10

Упражнения для развития быстроты. Ведение мяча с обводкой.

2

11

Упражнения для мышц шеи и туловища. Ведение мяча с обводкой. Контрольная игра

2

12

Упражнения для развития гибкости. Ведение мяча с обводкой.

2

13

Упражнения с набивными мячами. Удары по мячу ногой. Контрольная игра

2

14

Упражнения для развития силовых качеств. Удары по мячу ногой.

2

15

Упражнения для развития силовых качеств.

Контрольная игра.

2

16

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Удары по мячу ногой.

2

17

Упражнения для развития ловкости. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий.

2

18

Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие дистанции. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий.

2

19

Упражнения для развития быстроты. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий.

2

20

Контрольная игра

2

21

Контрольная игра

2

22

Бег с препятствиями. Кросс. Удары по мячу ногой на точность и на дальность.

2

23

Упражнения для развития выносливости.

Контрольная игра.

2

24

Упражнения в висах и упорах. Удары по мячу ногой на точность и на дальность.

2

25

Контрольная игра

2

26

Упражнения для развития прыгучести. Передача в парах.

Контрольная игра

2

27

Упражнения для развития быстроты

2

28

Контрольные нормативы.

2

29

Школьные соревнования по мини-футболу

2

30

Школьные соревнования по мини-футболу

2

2 год обучения (11-12 лет)

№ п/п

Дата проведения

Тема

Кол-во часов по плану

По плану

По факту

1

Вводное занятие. Техника безопасности

и правила поведения на занятиях по футболу.

Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола.

2

2

Эстафетный бег. Передача в парах, тройках. Контрольная игра

2

3

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств .Контрольная игра

2

4

Акробатические упражнения. Передача мяча в движении. Контрольная игра

2

5

Упражнения для развития ловкости. Передача мяча в движении. Контрольная игра

2

6

Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Контрольная игра

2

7

Упражнения для развития гибкости. Удары по мячу головой. Контрольная игра

2

8

Прыжок в длину с места, с разбега способом «согнув ноги». Контрольная игра

2

9

Упражнения для развития ловкости. Передача мяча в движении.

2

10

Упражнения для развития выносливости. Удары по мячу головой.

2

11

Упражнения для развития мышц ног и таза.

Контрольная игра

2

12

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Контрольная игра

2

13

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Контрольная игра

2

14

Упражнения для развития гибкости. Удары по мячу головой с пассивным и активным сопротивлением.

2

15

Упражнения для развития быстроты. Отбор мяча.

2

16

Упражнения для мышц шеи и туловища. Отбор мяча.

2

17

Упражнения для развития гибкости. Контрольная игра

2

18

Упражнения с набивными мячами.

Контрольная игра

2

19

Упражнения для развития силовых качеств. Финты (обманные действия)

2

20

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Финты (обманные действия)

2

21

Упражнения для развития ловкости. Финты.

Контрольная игра

2

22

Легкоатлетические упражнения.

Контрольная игра

2

23

Упражнения для развития быстроты. Вбрасывание из-за боковой линии.

Контрольная игра

2

24

Упражнения для развития выносливости. Вбрасывание из-за боковой линии.

2

25

Бег с препятствиями. Кросс. Упражнения для развития умения «видеть поле». Техника игры вратаря.

2

26

Упражнение в висах и упорах. Упражнения для развития силовых качеств. Упражнения для развития умения «видеть поле». Техника игры вратаря

2

27

Упражнения для развития быстроты

2

28

Контрольные нормативы.

2

29

Школьные соревнования по мини-футболу

2

30

Школьные соревнования по мини-футболу

2

3 год обучения (12-14 лет)

№ п/п

Дата проведения

Тема

Кол-во часов по плану

По плану

По факту

1

Вводное занятие. Техника безопасности

и правила поведения на занятиях по футболу.

Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола.

2

2

Прыжок в высоту способом «перешагивание». Тактика нападения: индивидуальные действия без мяча. Тактика вратаря.

2

3

Упражнения для развития прыгучести.

Защитные действия: 1на 1 , 2 на1, 3 на 2.

2

4

Упражнения для развития гибкости. Тактика нападения: « бабочка», «квадрат». Учебная игра.

2

5

Тактика нападения: групповые действия.

Контрольная игра

2

6

Акробатические упражнения. Свободный удар, угловой удар.

2

7

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Тактика нападения: командные действия. Тактика вратаря

2

8

Контрольная игра

2

9

Контрольная игра

2

10

Упражнения для развития мышц ног и таза. Тактика защиты: индивидуальные действия. Тактика вратаря.

2

11

Упражнения для развития силовых качеств.

Выход один на один с вратарем.

2

12

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Тактика защиты: индивидуальные действия. Тактика вратаря.

2

13

Упражнения для развития быстроты. Тактика защиты: групповые действия.

2

14

Бег с препятствиями. Кросс. Удары по мячу ногой на точность и на дальность.

2

15

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Ведение мяча.

2

16

Упражнения для развития силовых качеств. Розыгрыш штрафного удара.

2

17

Упражнения на координационной лесенке. Тактика игры в защите. Расположение игроков в различных игровых ситуациях.

2

18

Подготовка к сдаче контрольных нормативов. Учебная игра.

2

19

ОРУ с мячами. Игра на опережение. Игра в одно касание.

2

20

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Тактика нападения. Игра на третьего.

2

21

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Изучение технических приемов и применение их в игре. Учебная игра.

2

22

Ору в движении и на месте в парах. Тактика защиты. Персональная опека. Учебная игра.

2

23

Ору в движении и на месте в парах. Тактика защиты. Зональная защита. Учебная игра.

2

24

Упражнения для развития ловкости и координации. Передачи в парах, тройках. Отыгрыш с игроком под удар.

2

25

Контрольная игра

2

26

Контрольная игра

2

27

Упражнения для развития быстроты

2

28

Контрольные нормативы.

2

29

Школьные соревнования по мини-футболу

2

30

Школьные соревнования по мини-футболу

2

6.  Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Для осуществления контроля учебно-воспитательного процесса используются контрольные упражнения, которые выполняются по мере овладения навыками обучающимися, для коррекции содержания и логики поэтапного освоения занимающимися учебного материала. В результате освоения данной программы, учащиеся (учитывая индивидуальные возможности) должны иметь прирост показателей общей и специальной подготовленности и стремиться показывать результаты не ниже среднего уровня.

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводится: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Входной контроль – оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении в объединение.

Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения учащимися программы по итогам изучения раздела, темы.

Итоговый контроль – оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе.

7. Используемый учебно-методический комплекс

1. Учебные и методические пособия для педагога и учащихся.

Информационные источники:

Списки литературы для педагогов:

  • Методология подготовки юных футболистов. П.В. Губа, А.С. Стула. Спорт-2015

Списки литературы для учащихся:

  • Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.И.Лях. Просвещение – 2017г.
  • Про футбол. Хочу все знать... Эрик Марсон. Пешком в историю 2018.
  • Футбол – только ли игра? Н.Симонян. 2018 г. Издательство «Человек».

Интернет-источники:

  • https://futsalua.org

2. Система средств обучения.

Организационно-педагогические средства:

  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мини-футбол»;
  • Конспекты открытых занятий, проведенных педагогом в рамках реализации программы.

3. Система средств контроля результативности обучения.

  • диагностические и контрольные материалы (диагностические и информационные карты, анкеты для детей и родителей, задания по темам программы и т. д.);
  • нормативные материалы по осуществлению групповых и массовых форм работы с учащимися (Положения о конкурсах, соревнованиях).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию детей

В нашей школе всю кружковую работу ведет один педагог дополнительного образования, поэтому и программы для работы в  кружках я объединяю в одну рабочую программу. В этом учебном году работа ведет...

Рабочая программа по естествознанию для детей с особенностями психофизического развития

Данная программа предназначена для учителей биологии общеобразовательных школ, работающих с учащимися с особенностями психофизического развития, с рекомендациями индивидуального обучения. Программа со...

рабочая программа по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по логоритмике дла работы с детьми старшей и подготовительной групп, включает   диагностику и перспективное планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (3-5 ЛЕТ)

Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной д...

Рабочие программы, 9 класс. Для детей, оформленных на домашнее обучение.

Рабочие программы по предметам, изучаемым в 9 классе. Для учеников, оформленным на домашнее обучение по состоянию здоровья и нуждающимся в индивидуальном подходе....

Рабочие программы 3 класс, для детей обучающихся на дому по состоянию здоровья.

Рабочие программы, 3 класс. Дети, обучающиеся на дому по состоянию здоровья, нуждаются в индивидуальном обучении. Для них создаются индивидуальные программы.Чтобы легче было учителям, обучающих таких ...