Кружок "Огород круглый год"
рабочая программа (8 класс)

Белицкая Наталья Сергеевна

Кружок "Огород круглый год" - выращивание зелени методом гидропоники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_kruglyy_god.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Многие растения можно выращивать совсем без почвы. Выращивание се-мян в воде, а не в почве называется гидропоникой. Гидропоника - одно из перспективных направлений. Создание оптимальных условий для роста и раз-вития растений обеспечивает получение очень высоких урожаев, лучшего каче-ства и за более короткие сроки. Выращивание растений методом гидропоники менее трудоёмко, чем в почвенной культуре, вода и питательные вещества рас-ходуются экономнее.

Такая простая гидропонная система открывает очень широкие перспективы как для экспериментов с различными растениями, так и использование их результатов в решении «продовольственной программы» семьи.

Прикладной, практико-ориентированный курс по гидропонике пройдёт в 8-ом классе в рамках внеурочной деятельности школьников. ГИДРОПОНИКА – прикладная наука, поэтому занятия будут также носить прикладной характер. Начало занятий будет информационным, по материалам, подготовленным учи-телем, а затем - практическая часть, состоящая в создании гидропонной уста-новки, выращивания растений данным методом и реализации продукта.

В ходе работы ученики наблюдают, сравнивают, анализируют, про-водят исследования, способствующие развитию понимания, расширению знаний из различных областей химии, биологии, техники. Это способствует развитию инженерного мышления, межпредметных знаний, а деятельность школьников, будет направлена на формирование инженерных компетенций. Результатом будет выработка навыка выращивания растений гидропонным методом и умение реализовать полученную продукцию.

  1. Цели, задачи курса

Цель: Обеспечить учащихся начальными теоретическими знаниями и практи-ческими навыками беспочвенного выращивания культур с использованием со-временных технологий. Показать значение биологических знаний для пользы человека и развития технического прогресса. Способствовать воспитанию эко-логической культуры и профессиональной ориентации учащихся; создать педагогических условий для освоения экологически грамотных технологий выращивания и использования овощных культур, способствующих развитию ответственного отношения к своему здоровью и сохранению земельных ресурсов.

Основные задачи программы:

  •    развивать интерес к экологически грамотному использованию земельных ресурсов.

  •    способствовать овладению экологически грамотными, современными технологиями выращивания, использования и сохранения овощных культур.

  •    развивать потребности в сохранении здоровья на основе организации правильного питания.

  •    развивать эстетический вкус и гармонию взаимоотношения человека с ближайшим природным окружением.

  •    мотивировать подростков на активное творческое участие в различных видах деятельности: трудовой, эстетической, исследовательской, познавательной.

  •    развитие личностных качеств обучающихся, способствующих оптимальному выстраиванию жизненных планов и достижению жизненной успешности.
  • расширять кругозор школьников;

  • развивать конструкторские умения учеников;

  • решать инженерные задачи;

  • развивать творческие способности школьников;

  • развивать коммуникативные навыки школьников;

3.Результаты освоения курса

предметные:

  • учащиеся систематизируют знания о проектировании и моделировании;
  • имеют представление об альтернативных методах выращивания растений;
  • научатся применять методы беспочвенного выращивания растений;
  • готовы к освоению метода – гидропоника;
  • осуществляют поиск применения инженерных компетенций;
  • формируют  систему  знаний  и  практических  навыков  по  основам

предпринимательской деятельности и бизнес-планирования.

метапредметные:

  • учащийся освоит навыки проектной и исследовательской деятельности, навыки поиска, сбора информации;
  • умеет наблюдать, сопоставлять, сравнивать;
  • умеет анализировать обобщать и оценивать результаты;
  • умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • приобретает опыт моделирования;
  • освоит методику поиска инновационных идей;
  • научится основам конструирования;

  • пополнит знания из предметных областей физики, химии, биологии, эко-номики, информатики;

  • будет готов к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;

личностные:

  • практическая самореализация учащихся в образовательном и профессио-нальном пространстве;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в поддержании политики протекционизма;

  • приобретение навыков сотрудничества с предпринимателями, взрослыми

  • образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

  1. Содержание курса

Тематический блок «Выращивание растений»

Тема 1. Введение

Физиология растений - наука о производстве, основанная на исследовании процессов жизнедеятельности растительных организмов. Успехи и перспективы физиологии растений. Роль русских и советских ученых в развитии физиологии растений.

Тема 2. Методы беспочвенного выращивания растений.

История возникновения гидропоники. Гидропоника – технология выращивания растений на питательных средах. Задачи метода. Гидропоника и аэропоника. Связь с другими науками.

Выращиваемые на гидропонике овощные культуры (помидоры, огурцы, перец). Гидропонное выращивание цветов. Особенности выращивания зеленных и культур на гидропонике. Опыт выращивания семян сельскохозяйственных культур на гидропонике.

Практическая работа:

Подбор семян растений для выращивания.

Тема 3. Техника выращивания растений на искусственных средах

Типы используемого субстрата. Подготовка субстратов к заполнению установки.

Укладка субстрата в гидропонный сосуд.

Состав питательных растворов. Питательные растворы определенной концентрации – универсальные питательные растворы. Замена растворов. Расчёт площади питания растений и плотности посадки. Выбор оптимальной мощности и качества освещённости растений.

Практическая работа:

Заполнение ёмкостей субстратами.

Приготовление питательных растворов нужной концентрации.

Заполнение сосудов, замена растворов.

Установление источников освещения.

Тема 4. Выращивания растений на искусственных средах.

Гидропонные установки и методы подачи питательного раствора к корням растений. Методы гидропоники для промышленного выращивания растений. Подбор и оценка качества семян. Всхожесть семян. Закладка семян для проращивания. Устройство и работа гидропонной установки, её обслуживание. Результаты выращивания растений их обработка и анализ.

Практическая работа:

Изготовление гидропонной установки в лабораторных условиях.

Проверка семян на всхожесть и закладка семян для проращивания.

Высадка растений в гидропонную установку.

Тематический блок «Проектирование и создание гидропонной установки выращивания»

Тема 5. Оснащение помещения для гидропонной установки.

Перечень необходимых технических условий и способы их реализации. Проек-тирование. Опорные рамы, лотки для растений, подводка воды и питательных веществ. Расчеты водо- и энергопотребления гидропонной установки. Правила техники безопасности при проведении монтажных работ.

Практическая работа:

Конструкторская разработка и сборка опорной рамы для гидропонной установки

Изготовление лотков для выращивания растений (из пластиковых канализационных труб с герметизацией торцевых диаметров и отверстиями под горшки).

Монтаж системы для циркуляции питательных веществ (с применением фитингов, муфт и подключением насосов).

Установка светоотражающих ламп.

Тема 6. Овощи – источник здоровья, благополучия.

Овощи – источник витаминов и других питательных веществ.

Овощи – основа рационального питания и здорового образа жизни.

Отрицательное влияние недостатка овощей в рационе питания.

Содержание в овощах витаминов, минеральных солей и других ценных веществ. Витамины А, В, С, Д, Е и др. и их влияние на здоровье человека. Значение видов современного овощеводства:

  • товарное;
  • потребительское;

  • приусадебное. Практические работы:

  1. Расчет необходимого количества овощей в рационе по наличию в них витаминов.

Целебные свойства овощей.

Роль овощей в защите человека от болезней.

Овощи в народной медицине, косметике, пищевой промышленности.

Диетическое значение овощей

Практические работы:

  1. «Овощная диета».

Тема 7. Свет, тепло, влага.

Свет, тепло, влага – важнейшие факторы роста, развития и плодоношения овощных культур.

Классификация овощных культур по отношению  к свету, теплу, влаге:

  • светолюбивые;
  • теневыносливые;
  • влаголюбивые;
  • засухоустойчивые;
  • теплолюбивые;

  • морозоустойчивые.

Тема 8. В любое время года с урожаем.

Выращивание овощей зимой в домашних условиях. Условия выращивания.

Витамины круглый год.

Методы выращивания овощей в зимний период – посев, выгонка, доращивание.

Правила выращивания.

Виды овощных культур для выращивания в зимних условиях.

Практические работы:

  1. Подготовка  семян для проращивания.

Тема 9. Рассадный и безрассадный способы выращивания овощей.

Подготовка семян овощных культур к посеву – очистка, сортировка, протравливание, предпосевное замачивание, закаливание, драпировка, барбортирование, яровизация. Рассадный способ выращивания овощных культур, его недостатки и преимущества. Пикировка, ее значение и правила. Сроки посева семян овощных культур в открытый грунт в связи с их биологическими особенностями. Принципы подбора овощных культур при посеве на одну грядку. Смешанные посевы.

Практические работы:

  1. Посев семян и выращивание рассады. Уход за рассадой. Пикировка.

Тема 10. Вредители и болезни овощных культур.

Способы защиты от них.

Виды вредителей – насекомые, клещи, нематоды, слизни, грызуны.

Возбудители болезней – грибы, бактерии, вирусы.

Вред, наносимый вредителями и болезнями.

Способы защиты овощных культур:

  • химический;
  • механический;
  • биологический;
  • агротехнический.

Народные средства борьбы с вредителями и болезнями.

Практические работы:

1.Определение вредителей и болезней по внешнему виду.

Тематический блок «Технопредпринимательство»

Тема 11. Основы предпринимательской деятельности

Понятие «предпринимательство» как один из важнейших факторов экономиче-ского развития страны. Современный успешный предприниматель. Деятель-

ность предпринимателя. Доход предпринимателя. Проблемы, стоящие перед предпринимательством в настоящее время в России

Практическая работа:

Тестирование: «Оценка своих предпринимательских способностей и перспектив успешного начала дела», «Оценка предпринимательских качеств».

Тема 12. Маркетинг

Презентация о маркетинге, маркетинговом анализе. Анализ товара (услуг). Ана-лиз российского рынка товаров (услуг). Сегментация рынка товаров (услуг). Оценка конкурентоспособности товара (услуги). Реклама. Формирование спроса и  стимулирование сбыта. Жизненный цикл товара. Концепция нового товара и основные этапы его создания.

Практическая работа:

Маркетинговый анализ рынков гидропонных установок и гидропонной продукции.

Тема 13. Бизнес-план

Понятие о бизнес-плане, его необходимости. Десять основных правил, как сде-лать свои идеи прибыльными. Этапы составления бизнес-плана

Практическая работа:

Написание бизнес плана

Формы деятельности:

Познавательная деятельность: мини-лекции и семинары с элементами дискус-сий, практикум по работе и обслуживанию гидропонной установки, проведение опытов по выращиванию растений, диагностика материалов оценки и корректи-ровки результатов.

Проблемно-ценностное общение: создание эвристических ситуаций, встречи с учеными, инженерами, занимающимися гидропонным выращиванием растений.

Деятельность свободного общения: практические и экспериментальные сов-местные работы, самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с работой по выращиванию растений.

Календарно-тематическое планирование.

сро

Тема

Общее

Кол-во

п/п

ки

кол-во

занятий

теор.

прак.

Введение. 1 час

1

Физиология растений  как наука, применение открытий в

1

1

сельскохозяйственных и агрономических производствах.

Методы беспочвенного выращивания растений (3 часа)

2

Знакомство с разными методами беспочвенного выращивания

1

1

растений

3

Гидропоника как технология выращивания растений на

1

1

питательных средах.

4

Сельскохозяйственные культуры,  выращиваемые

1

0,5

0,5

на гидропонике

Техника выращивания растений на искусственных средах (5 часов)

5

Субстраты для выращивания растений без почвы.

1

0,5

0,5

6-7

Химический анализ питательных растворов, используемых в

2

1

1

гидропонике

8

Площадь питания растений.

1

0,5

0,5

9

Искусственное освещение.

1

0,5

0,5

Выращивание растений на искусственных средах. Польза овощей (11 часов)

10

Овощи – источник здоровья, благополучия

1

1

11-12

Свет, тепло, влага.

2

1

1

13-

В любое время года с урожаем.

2

1

1

14

15-16

Рассадный и безрассадный способы выращивания овощей.

2

1

1

17-19

Закладка семян для проращивания

3

1

2

20

Вредители и болезни овощных культур.

Способы защиты от них.

1

0,5

0,5

Выращивания растений на искусственных средах (10 часов)

21

Оборудование и установки для питания растений на

гидропонике

1

0,5

0,5

22-27

Уход за растениями

5

1

4

28-

Обслуживание установки, оформление результатов.

3

1

2

30

Основы предпринимательской деятельности (2 часа)

31-

Деятельность предпринимателя.

2

1

1

32

Маркетинг (1 час)

33

Маркетинговый анализ рынков гидропонных установок и

2

1

1

гидропонной продукции.

Бизнес-план (2 часа)

34-

Написание бизнес плана

2

1

1

35

ИТОГО

35

17

18

  1. Материально-технические условия реализации программы.

Для организации успешной работы необходимо имеется оборудованное помещение (кабинет), в котором смонтирована гидропонная установка, хоро-шее освещение, наличие необходимых инструментов и материалов, коллекции семян, концентраты питательных растворов, набор субстратов.

В кабинете биологии, технологии в достаточном объёме имеются наглядно-информационные материалы. Помещение: зал (учебный кабинет), рассчитан-ный на учебную группу до 12 учащихся - из расчета 2 м2 на человека (Сан-ПиН). Стулья по количеству учащихся в группе; желательно, парты. Оборудо-вание для демонстрации презентаций, аудио- и видеоматериалов, ПК с воз-можностью выхода в сеть Интернет, мультимедиа-проектор, экран.

Использованные источники:

  1. http://advanced-growing-systems.pulscen.ru/

  1. http://www.ponics.ru
  2. https://gidrostore.ru/gidroponnye_ustanovki
  3. https://www.gidroponika.su/

  1. Александрова И. С. Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1

  1. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, ЧИППКРО, 2014

  1. Головин В.Д., Платонов В.Н., Полионов И.А. Роль и место инженерных знаний в структуре среднего общего образования// Интерактивное образование, выпуск 55-54, 2014 г. http://io.nios.ru/articles2/55/2/rol-i-mesto-inzhenernyh-znaniy-v-strukture-srednego-obshchego-obrazovaniya

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации и жизнедеятельности плоских, круглых червей. Их роль в природе и жизни человека»

Проект  по теме«Особенности организации и жизнедеятельности плоских, круглых червей. Их роль в природе и жизни человека» направлен на  формирование навыков проектной деятельности ...

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...

Круглый стол "Международный день памяти жертв фашизма"

Организация и проведение данного круглого стола даёт возможность учащимся познакомиться с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов, произошедших в годы В...

Круглый стол "Битва под Москвой"

Данное мероприятие направлено на  изучение переломных исторических событий во времена  Великой Отечественной Войны (битва под Москвой);  воспитывает чувство любви к Родине, чувств...

Урок математики в 5 классе (специальной (коррекционной) школы VIII вида) по теме "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд"

Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепл...