Урок математики в 5 классе (специальной (коррекционной) школы VIII вида) по теме "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Плюснина Анастасия Николаевна

Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепления знаний. Направлен на закрепление вычислительных навыков, совершенствование умения решать задачи, правильно определять порядок действий в примерах, сравнивать числа, выражать крупные меры в более мелких, а мелкие в более крупных. конспект урока сопровождается пояснительной запиской и самокнализом урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_5klasse.docx61.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

(Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд)

Раздел «Внетабличное умножение и деление». 5 класс

 

Тип урока: урок закрепления знаний

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Продолжить работу по формированию умения выполнять умножение и деление круглых десятков на однозначное число;
  2. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки при решении различных заданий.

Развивающие: 

  1. Развитие познавательного интереса;
  2. Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Воспитательные:

  1. Воспитание активности;
  2. Привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
  3. Воспитание настойчивости в достижении цели;
  4. Воспитывать интерес к математике, соединяя игровую и обучающую форму деятельности.

Методы обучения: репродуктивный метод обучения, самостоятельная работа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, сигнальные карточки, переносная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе, все здоровы:

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту сегодняшнего дня. Я желаю вам хорошего настроения, активности и внимательного отношения друг к другу на уроке.

- Садитесь!..

II. Основная часть

Сегодня, мы продолжим работу по теме «Умножение и деление круглых десятков на однозначное число», откроем что-то новое, повторим знания, полученные на предыдущих уроках.

- Проведем мы наш урок в гостях...

Слайд № 1- в гостях

- Как вы думаете у кого? (У сказки)

- Вы любите сказки?

- За что вы их любите? (Добро побеждает зло, много сказочного, увлекательного, коротенькие по содержанию)

Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть сказка в гостях у нас. Словом …

Слайд № 2 – деревня (куплет и припев)

 В некотором царстве, в некотором государстве  на далёкой стороне жили-были старик со старухой, и было у них три сына.

Слайд № 3 – три сына

Старшие – хозяйственные, сноровистые, только вот в учебе далеко не пошли. Младший же – Емелюшка – учился в далеком городе. С детства он полюбил решать примеры да задачи. Решает он их день-деньской и даже поздней ноченькой.

Приехал на каникулы Емелюшка домой, а дома все работают от зари до зари. Емеля же на печи сидит, решает, всю печь исписал.

Слайд № 4,5 – Емеля на печи

Давайте ребята, посмотрим, какими заданиями исписал печь Емеля, и решим их.

Слайд № 6, 7 – задания печки

Устные задания

1. 

                                                       

                                                          

2. 

3дм 1см  =             см

10см 7мм =           мм

5м 40см  =             см

9м 6дм  =               дм

12см 5мм =            мм

8 дм 9мм  =            мм

                                                   

Слайд № 8 – город

Решил Емеля погулять, на гармони поиграть, на людей посмотреть и себя показать. Ходил, бродил и начал прохожими вопросы задавать, а ответить на них никто не может.

Учитель: А вы ребята сможете ответить на вопросы Емели?

Вопросы по теоретическому материалу.

Игра "Да - нет"

Вопросы:

  • На улице весна?
  • Математика изучает жизнь животных и растений?
  • При сложении число увеличивается?
  • Произведение это ответ при сложении?
  • В числе 385 - 8 десятков?
  • Произведение 30 и 4 равно 160?
  • Частное это ответ при делении?
  • Число 350 больше70 в 6 раз?
  • Часть от числа находим действием деления?
  • Вы готовы к работе на сегодняшнем уроке?

(Если ответ «да», то дети хлопают руками над головой, «нет» - приседают)

Подведение итогов по игре.

Учитель:

Погулял Емелюшка и вернулся домой. А дома дела. Решил Емеля братьям своим помочь, взял ведра и пошел к реке. Набрал воды из проруби и хотел уже домой идти, да смотрит, а ведре тощуку. Заговорила щука голосом человечьим.

Слайд № 9  – щука

Не губи меня, Емелюшка, отпусти назад в реку – мало нас, щук, сейчас в реке, а таких как я математических, - одна. К тому же у меня детки малые. А за это я тебе подарю свои математические чешуйки. Как решишь все задания, так и преодолеешь первую ступеньку на пути к счастью.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, а сможем ли мы решить задания, которые приготовила щука для Емели.

(Далее учитель по своему усмотрению или по желанию ребят выбирает чешуйки на спине у щуки. Каждой чешуйке соответствует задание, которое появляется на отдельном слайде, с возвратом на слайд с изображением щуки).

Слайд № 10,11,12,13,14,15  –задания  

Учащиеся выполняют задания. При выполнении используют сигнальные карточки:

 - НУЖНА ПОМОЩЬ

 - РАБОТА ЗАКОНЧЕНА

Задания для решения на уроке

  1. Решите примеры

 (731 - 331): 2 =

(1000 – 400) : 3 =

(900 - 100):4 =

(820 - 320) : 5 =

(48 + 331) х 9 =

(34 + 66) х 7 =

(21 + 79) х 6 =

(85 + 15) х 4 =

316+ 116) х 2 =

(850 - 450) х 2 =

(130 + 70) х 4 =

(240 + 60) х 3 =

  1. Сравните. Поставьте знаки  >,<,=

30 х 4 … 40 х 5

50 х 6 … 30 х 10

70 х 2 … 90 х 3

120 : 3 … 160 : 2

540 : 6 … 270 : 3

630 : 9 … 150 : 3

  1.  

 

Посмотрите хорошенько на таблицу(1). На ней 9 фигур. Постарайтесь их запомнить.

Через 1,5 минуты посмотри на другую таблицу, где фигур значительно больше. Постарайтесь отыскать среди них те, которые были на первой таблице и запишите их номера.

  1. Поставьте знак действия в примерах

100 … 5  = 500

800 … 10  = 80

60 … 3  = 180

3 … 200 = 600

80 … 4 = 320

400 … 2  = 200

5кг … 20 = 100 кг

90ц … 3  = 30ц

20мин … 2  = 40мин

  1. Задача.

Задача. Емеля проходит пешком за один час 6км, а на печи проезжает на 18км больше. Во сколько раз больше проезжает Емеля на печи, чем проходит пешком?

  1. Ученики  решили в классе 19 примеров, а дома 25 примеров. Сколько всего столбиков примеров решили ученики, если в каждом столбике по 4 примера?

(По усмотрению учителя после выполнения второго или третьего задания можно провести физкультминутку). 

Физкультминутка

Учитель: А что же там по сказке дальше? Давайте, ребята, послушаем.

Слайд № 16  – царь, Марья

Поехал Емеля на печи кататься, едет по улице, а около царского дворца гостей знатных видимо - невидимо. Подъехал он на своей печи и видит, стоит царь и Марья – царевна, просят гостей о помощи.

Гости хоть и важные, а помочь не могут. Обрадовался Емелюшка, что он может своими знаниями оказать услугу царю и важным гостям, и стал объяснять.

Слайд №17  –  старинные меры длины

Подведение итогов.

Домашнее задание  № стр142 № 603

Учитель: 

- Ну, что, ребята, понравилась вам сказка? Говорят: «Сказка - ложь, да в ней намек».

- Чему же мы с вами научились на уроке, прослушав эту сказку?

Я желаю и вам и дальше быть любознательными, стремитесь к знаниям, чтобы приносить своими знаниями пользу обществу на благо нашей великой Родины.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Говорят, что заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь.  И это совершенно справедливо. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными.

Проявление интереса к предмету, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти у учащихся с ограниченными возможностями здоровья  можно добиться путём применения новых современных или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении.

Практика показывает, что если у детей появляется интерес, то и значительно повышаются познавательные способности.

Тема «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд» изучается в самом начале III четверти. Для её изучения отводится 10 часов:

  1. Умножение круглых десятков на однозначное число
  2. Решение примеров, требующих выполнения нескольких действий
  3. Деление круглых десятков на однозначное число
  4. Решение примеров типа: 30 : 3 × 7
  5. Нахождение неизвестного числа
  6. Умножение круглых сотен на однозначное число
  7. Решение задач на кратное сравнение.
  8. Деление круглых сотен на однозначное число
  9. Порядок действий в примерах с 2-мя, 3-мя арифметическими действиями.
  10. Закрепление пройденного материала по теме «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число»

Работа ведётся по программе специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов. Учебник  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида Г.М.Капустиной, М.Н. Перовой  «Математика» 5 класс.

Количество часов по программе                                                204

Количество часов в неделю по учебному плану                          6

Количество часов в год                                                               204

Умножение и деление круглых десятков и сотен основывается на знании учащимися нумерации, а также табличное умножение и деление.

Дети должны понять, что при данном типе умножения происходит раздробление сотен или десятков в единицы и наоборот. (Например: сколько сотен составляет 300 единиц; сколько единиц в 7 сотнях?).

Цель – отработать до автоматизма весь алгоритм вычисления.

От того, как усвоил ученик учебный материал, зависит успешное освоение следующей темы.

При изучении данной темы используются разнообразные формы работы: нестандартные уроки (урок-сказка), разыгрывание ситуаций по замыслу педагога, проведение математических диктантов, решение круговых примеров, использование в ходе урока карточек, таблиц, тестов, загадок, «шифровок», ребусов, стихов и пословиц, средств ИКТ. В таких формах обучения усматривается возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся. У детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно; развивается внимание, стремление к знаниям. Они чувствуют себя увереннее и комфортнее на уроке. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже те, кто в другое время просто бы не реагировал на урок.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребенка.

Представленный сценарий урока проведен в форме известной сказки «По щучьему веленью». Данная форма урока позволила более эффективно и интересно организовать учебную деятельность учащихся. Красочные рисунки, используемые в презентации, создали иллюзию нахождения в сказке. Путешествие по сказке помогло в ненавязчивой форме обобщить знания учеников по изученной теме, увидеть на каком уровне у учащихся  сформированы умения и вычислительные навыки. 

В результате такой работы по теме «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число» все учащиеся смогли достигнуть обязательный уровень овладения ЗУН. У них сформировался устойчивый познавательный интерес, что отразилось на качестве знаний.


САМОАНАЛИЗ УРОКА

Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепления знаний. Направлен на закрепление вычислительных навыков, совершенствование умения решать задачи, правильно определять порядок действий в примерах, сравнивать числа, выражать крупные меры в более мелких, а мелкие в более крупных.

Урок рассчитан на средних учеников. Так как реальные возможности учащихся средние. Из 12-ти учеников, только 3 сильных. При планировании урока были учтены следующие особенности учащихся: по поведённым психологическим тестам, у большинства класса средняя работоспособность и средний уровень нервной системы. То есть, ребята более активно работают в начале урока, а к концу урока работоспособность снижается. Для того, чтобы учащиеся смогли отработать весь урок в достаточно быстром темпе, к нам на помощь пришла любимая всеми сказка «По щучьему веленью».

Также в ходе урока использовалась переносная доска, чтобы сильные учащиеся, решив задание, могли помочь тем, у кого возникли затруднения и исправить ошибки, если таковы имеются. Учащиеся работали  в парах, что способствовало товарищескому отношению и сплочению коллектива.

На уроке решались следующие задачи:

образовательные

  1. Продолжить работу по формированию умения выполнять умножение и деление круглых десятков на однозначное число;
  2. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки при решении различных заданий.

развивающие

  1. Развитие познавательного интереса;
  2. Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Воспитательные

  1. Воспитание активности;
  2. Привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
  3. Воспитание настойчивости в достижении цели;
  4. Воспитывать интерес к математике, соединяя игровую и обучающую форму деятельности.

Цель  урока - закрепить устные и письменные приёмы умножения и деления круглых десятков и сотен на однозначное число.

Все задачи урока проговаривались и были взаимосвязаны между собой. Был логический переход от одного этапа урока к другому.

Урок проходил в  необычной форме – урок - сказка, что сразу активизировало познавательный  интерес у детей. Сказочная атмосфера поддерживалась  в течение всего урока, все задания исходили от лица героев сказки. Использование в ходе урока ИКТ позволило  мобилизовать учащихся, поддерживать весь урок достаточно высокий уровень работоспособности, а значит, более эффективно использовать время урока.

Ребята хорошо ориентируются  в учебном материале, могут оперировать математическими терминами, достаточно бегло прошёл устный счёт, быстро справились с решением задач. Каждое задание давалось учащимся дифференцированно, тем, кто решает медленнее – давалось задание меньшего объёма. У детей была  возможность самим выбрать сколько решить.

Весь урок действовали сигнальные карточки, которые позволили быстрее, не создавая лишнего шума, получить или новое задание, или помощь. Учитель сразу может сделать вывод о том, с кем нужно ещё поработать.

Все поставленные цели и задачи урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".

В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....

Конспект урока для 8 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Различение окончаний глаголов I и II спряжения".

С целью привития интереса к данной теме на уроке использован прием активизации учащихся - путешествие в сказочную страну....

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...

Игры, используемые при формировании счетных операций на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Немаловажная роль отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтерн...

Конспект урока по математики 6 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: «Все арифметические действия с числами».

Материал подобран в соответствии с Адаптированной Программой по математике для детей с ограниченными возможностями здоровья...