Главные вкладки

    Урок математики в 5 классе (специальной (коррекционной) школы VIII вида) по теме "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд"
    план-конспект урока (5 класс) по теме

    Плюснина Анастасия Николаевна

    Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепления знаний. Направлен на закрепление вычислительных навыков, совершенствование умения решать задачи, правильно определять порядок действий в примерах, сравнивать числа, выражать крупные меры в более мелких, а мелкие в более крупных. конспект урока сопровождается пояснительной запиской и самокнализом урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_matematiki_v_5klasse.docx61.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

    (Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд)

    Раздел «Внетабличное умножение и деление». 5 класс

     

    Тип урока: урок закрепления знаний

    Задачи урока:

    Образовательные:

    1. Продолжить работу по формированию умения выполнять умножение и деление круглых десятков на однозначное число;
    2. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки при решении различных заданий.

    Развивающие: 

    1. Развитие познавательного интереса;
    2. Развитие логического мышления, памяти, внимания.

    Воспитательные:

    1. Воспитание активности;
    2. Привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
    3. Воспитание настойчивости в достижении цели;
    4. Воспитывать интерес к математике, соединяя игровую и обучающую форму деятельности.

    Методы обучения: репродуктивный метод обучения, самостоятельная работа

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, сигнальные карточки, переносная доска.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    - Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе, все здоровы:

    Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту сегодняшнего дня. Я желаю вам хорошего настроения, активности и внимательного отношения друг к другу на уроке.

    - Садитесь!..

    II. Основная часть

    Сегодня, мы продолжим работу по теме «Умножение и деление круглых десятков на однозначное число», откроем что-то новое, повторим знания, полученные на предыдущих уроках.

    - Проведем мы наш урок в гостях...

    Слайд № 1- в гостях

    - Как вы думаете у кого? (У сказки)

    - Вы любите сказки?

    - За что вы их любите? (Добро побеждает зло, много сказочного, увлекательного, коротенькие по содержанию)

    Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть сказка в гостях у нас. Словом …

    Слайд № 2 – деревня (куплет и припев)

     В некотором царстве, в некотором государстве  на далёкой стороне жили-были старик со старухой, и было у них три сына.

    Слайд № 3 – три сына

    Старшие – хозяйственные, сноровистые, только вот в учебе далеко не пошли. Младший же – Емелюшка – учился в далеком городе. С детства он полюбил решать примеры да задачи. Решает он их день-деньской и даже поздней ноченькой.

    Приехал на каникулы Емелюшка домой, а дома все работают от зари до зари. Емеля же на печи сидит, решает, всю печь исписал.

    Слайд № 4,5 – Емеля на печи

    Давайте ребята, посмотрим, какими заданиями исписал печь Емеля, и решим их.

    Слайд № 6, 7 – задания печки

    Устные задания

    1. 

                                                           

                                                              

    2. 

    3дм 1см  =             см

    10см 7мм =           мм

    5м 40см  =             см

    9м 6дм  =               дм

    12см 5мм =            мм

    8 дм 9мм  =            мм

                                                       

    Слайд № 8 – город

    Решил Емеля погулять, на гармони поиграть, на людей посмотреть и себя показать. Ходил, бродил и начал прохожими вопросы задавать, а ответить на них никто не может.

    Учитель: А вы ребята сможете ответить на вопросы Емели?

    Вопросы по теоретическому материалу.

    Игра "Да - нет"

    Вопросы:

    • На улице весна?
    • Математика изучает жизнь животных и растений?
    • При сложении число увеличивается?
    • Произведение это ответ при сложении?
    • В числе 385 - 8 десятков?
    • Произведение 30 и 4 равно 160?
    • Частное это ответ при делении?
    • Число 350 больше70 в 6 раз?
    • Часть от числа находим действием деления?
    • Вы готовы к работе на сегодняшнем уроке?

    (Если ответ «да», то дети хлопают руками над головой, «нет» - приседают)

    Подведение итогов по игре.

    Учитель:

    Погулял Емелюшка и вернулся домой. А дома дела. Решил Емеля братьям своим помочь, взял ведра и пошел к реке. Набрал воды из проруби и хотел уже домой идти, да смотрит, а ведре тощуку. Заговорила щука голосом человечьим.

    Слайд № 9  – щука

    Не губи меня, Емелюшка, отпусти назад в реку – мало нас, щук, сейчас в реке, а таких как я математических, - одна. К тому же у меня детки малые. А за это я тебе подарю свои математические чешуйки. Как решишь все задания, так и преодолеешь первую ступеньку на пути к счастью.

    Учитель: Ребята, давайте посмотрим, а сможем ли мы решить задания, которые приготовила щука для Емели.

    (Далее учитель по своему усмотрению или по желанию ребят выбирает чешуйки на спине у щуки. Каждой чешуйке соответствует задание, которое появляется на отдельном слайде, с возвратом на слайд с изображением щуки).

    Слайд № 10,11,12,13,14,15  –задания  

    Учащиеся выполняют задания. При выполнении используют сигнальные карточки:

     - НУЖНА ПОМОЩЬ

     - РАБОТА ЗАКОНЧЕНА

    Задания для решения на уроке

    1. Решите примеры

     (731 - 331): 2 =

    (1000 – 400) : 3 =

    (900 - 100):4 =

    (820 - 320) : 5 =

    (48 + 331) х 9 =

    (34 + 66) х 7 =

    (21 + 79) х 6 =

    (85 + 15) х 4 =

    316+ 116) х 2 =

    (850 - 450) х 2 =

    (130 + 70) х 4 =

    (240 + 60) х 3 =

    1. Сравните. Поставьте знаки  >,<,=

    30 х 4 … 40 х 5

    50 х 6 … 30 х 10

    70 х 2 … 90 х 3

    120 : 3 … 160 : 2

    540 : 6 … 270 : 3

    630 : 9 … 150 : 3

    1.  

     

    Посмотрите хорошенько на таблицу(1). На ней 9 фигур. Постарайтесь их запомнить.

    Через 1,5 минуты посмотри на другую таблицу, где фигур значительно больше. Постарайтесь отыскать среди них те, которые были на первой таблице и запишите их номера.

    1. Поставьте знак действия в примерах

    100 … 5  = 500

    800 … 10  = 80

    60 … 3  = 180

    3 … 200 = 600

    80 … 4 = 320

    400 … 2  = 200

    5кг … 20 = 100 кг

    90ц … 3  = 30ц

    20мин … 2  = 40мин

    1. Задача.

    Задача. Емеля проходит пешком за один час 6км, а на печи проезжает на 18км больше. Во сколько раз больше проезжает Емеля на печи, чем проходит пешком?

    1. Ученики  решили в классе 19 примеров, а дома 25 примеров. Сколько всего столбиков примеров решили ученики, если в каждом столбике по 4 примера?

    (По усмотрению учителя после выполнения второго или третьего задания можно провести физкультминутку). 

    Физкультминутка

    Учитель: А что же там по сказке дальше? Давайте, ребята, послушаем.

    Слайд № 16  – царь, Марья

    Поехал Емеля на печи кататься, едет по улице, а около царского дворца гостей знатных видимо - невидимо. Подъехал он на своей печи и видит, стоит царь и Марья – царевна, просят гостей о помощи.

    Гости хоть и важные, а помочь не могут. Обрадовался Емелюшка, что он может своими знаниями оказать услугу царю и важным гостям, и стал объяснять.

    Слайд №17  –  старинные меры длины

    Подведение итогов.

    Домашнее задание  № стр142 № 603

    Учитель: 

    - Ну, что, ребята, понравилась вам сказка? Говорят: «Сказка - ложь, да в ней намек».

    - Чему же мы с вами научились на уроке, прослушав эту сказку?

    Я желаю и вам и дальше быть любознательными, стремитесь к знаниям, чтобы приносить своими знаниями пользу обществу на благо нашей великой Родины.


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Говорят, что заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь.  И это совершенно справедливо. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными.

    Проявление интереса к предмету, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти у учащихся с ограниченными возможностями здоровья  можно добиться путём применения новых современных или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении.

    Практика показывает, что если у детей появляется интерес, то и значительно повышаются познавательные способности.

    Тема «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд» изучается в самом начале III четверти. Для её изучения отводится 10 часов:

    1. Умножение круглых десятков на однозначное число
    2. Решение примеров, требующих выполнения нескольких действий
    3. Деление круглых десятков на однозначное число
    4. Решение примеров типа: 30 : 3 × 7
    5. Нахождение неизвестного числа
    6. Умножение круглых сотен на однозначное число
    7. Решение задач на кратное сравнение.
    8. Деление круглых сотен на однозначное число
    9. Порядок действий в примерах с 2-мя, 3-мя арифметическими действиями.
    10. Закрепление пройденного материала по теме «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число»

    Работа ведётся по программе специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов. Учебник  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида Г.М.Капустиной, М.Н. Перовой  «Математика» 5 класс.

    Количество часов по программе                                                204

    Количество часов в неделю по учебному плану                          6

    Количество часов в год                                                               204

    Умножение и деление круглых десятков и сотен основывается на знании учащимися нумерации, а также табличное умножение и деление.

    Дети должны понять, что при данном типе умножения происходит раздробление сотен или десятков в единицы и наоборот. (Например: сколько сотен составляет 300 единиц; сколько единиц в 7 сотнях?).

    Цель – отработать до автоматизма весь алгоритм вычисления.

    От того, как усвоил ученик учебный материал, зависит успешное освоение следующей темы.

    При изучении данной темы используются разнообразные формы работы: нестандартные уроки (урок-сказка), разыгрывание ситуаций по замыслу педагога, проведение математических диктантов, решение круговых примеров, использование в ходе урока карточек, таблиц, тестов, загадок, «шифровок», ребусов, стихов и пословиц, средств ИКТ. В таких формах обучения усматривается возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся. У детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно; развивается внимание, стремление к знаниям. Они чувствуют себя увереннее и комфортнее на уроке. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже те, кто в другое время просто бы не реагировал на урок.

    Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребенка.

    Представленный сценарий урока проведен в форме известной сказки «По щучьему веленью». Данная форма урока позволила более эффективно и интересно организовать учебную деятельность учащихся. Красочные рисунки, используемые в презентации, создали иллюзию нахождения в сказке. Путешествие по сказке помогло в ненавязчивой форме обобщить знания учеников по изученной теме, увидеть на каком уровне у учащихся  сформированы умения и вычислительные навыки. 

    В результате такой работы по теме «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число» все учащиеся смогли достигнуть обязательный уровень овладения ЗУН. У них сформировался устойчивый познавательный интерес, что отразилось на качестве знаний.


    САМОАНАЛИЗ УРОКА

    Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепления знаний. Направлен на закрепление вычислительных навыков, совершенствование умения решать задачи, правильно определять порядок действий в примерах, сравнивать числа, выражать крупные меры в более мелких, а мелкие в более крупных.

    Урок рассчитан на средних учеников. Так как реальные возможности учащихся средние. Из 12-ти учеников, только 3 сильных. При планировании урока были учтены следующие особенности учащихся: по поведённым психологическим тестам, у большинства класса средняя работоспособность и средний уровень нервной системы. То есть, ребята более активно работают в начале урока, а к концу урока работоспособность снижается. Для того, чтобы учащиеся смогли отработать весь урок в достаточно быстром темпе, к нам на помощь пришла любимая всеми сказка «По щучьему веленью».

    Также в ходе урока использовалась переносная доска, чтобы сильные учащиеся, решив задание, могли помочь тем, у кого возникли затруднения и исправить ошибки, если таковы имеются. Учащиеся работали  в парах, что способствовало товарищескому отношению и сплочению коллектива.

    На уроке решались следующие задачи:

    образовательные

    1. Продолжить работу по формированию умения выполнять умножение и деление круглых десятков на однозначное число;
    2. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки при решении различных заданий.

    развивающие

    1. Развитие познавательного интереса;
    2. Развитие логического мышления, памяти, внимания.

    Воспитательные

    1. Воспитание активности;
    2. Привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
    3. Воспитание настойчивости в достижении цели;
    4. Воспитывать интерес к математике, соединяя игровую и обучающую форму деятельности.

    Цель  урока - закрепить устные и письменные приёмы умножения и деления круглых десятков и сотен на однозначное число.

    Все задачи урока проговаривались и были взаимосвязаны между собой. Был логический переход от одного этапа урока к другому.

    Урок проходил в  необычной форме – урок - сказка, что сразу активизировало познавательный  интерес у детей. Сказочная атмосфера поддерживалась  в течение всего урока, все задания исходили от лица героев сказки. Использование в ходе урока ИКТ позволило  мобилизовать учащихся, поддерживать весь урок достаточно высокий уровень работоспособности, а значит, более эффективно использовать время урока.

    Ребята хорошо ориентируются  в учебном материале, могут оперировать математическими терминами, достаточно бегло прошёл устный счёт, быстро справились с решением задач. Каждое задание давалось учащимся дифференцированно, тем, кто решает медленнее – давалось задание меньшего объёма. У детей была  возможность самим выбрать сколько решить.

    Весь урок действовали сигнальные карточки, которые позволили быстрее, не создавая лишнего шума, получить или новое задание, или помощь. Учитель сразу может сделать вывод о том, с кем нужно ещё поработать.

    Все поставленные цели и задачи урока достигнуты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".

    В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....

    Конспект урока для 8 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Различение окончаний глаголов I и II спряжения".

    С целью привития интереса к данной теме на уроке использован прием активизации учащихся - путешествие в сказочную страну....

    Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"

    Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...

    Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число".

    Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число"....

    Игры, используемые при формировании счетных операций на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Немаловажная роль отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтерн...