Конспект урока для 8 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Различение окончаний глаголов I и II спряжения".
методическая разработка (8 класс) по теме

С целью привития интереса к данной теме на уроке использован прием активизации учащихся - путешествие в сказочную страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok8.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Подготовила: учитель Тункова С.В.

 Тема урока: Различение окончания глаголов I и II спряжения. 8 класс
Цель урока:
Закрепление знаний учащихся о личных окончаниях глаголов I и II спряжения;
Задачи урока:
I. Обучающие:
- закреплять умение, определять спряжение глаголов по личным окончаниям;
- закреплять знание о правописании личных окончаний глаголов I и II спряжения;
- формировать умение работы с толковым словарем;
- обобщать полученные знания по грамматической категории «Глагол».
II. Развивающие:
- на основе наглядно-образного развивать логическое мышление; устойчивое внимание на основе самоконтроля учащихся;
- развивать связную устную и письменную речь учащихся;
- активизировать познавательную деятельность через использование различных форм работы;
- активизировать словарный запас учащихся.
III.  Воспитывающие:
- пробуждать интерес к предмету, используя занимательные задания;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность;
- воспитывать товарищеские взаимоотношения между учащимися класса;
- воспитывать чувство удовлетворенности результатами своей работы.

Ход урока

Организационный момент.
-
Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем уроке гости - мои коллеги. Они искренне желают вам удачи. Вам же нужно постараться, чтобы урок получился интересным и познавательным.

 Сообщение целей урока.
Звучит музыка Г. Свиридова.
- Ваш милый образ снится мне,
С пером, с бумагой при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили в раз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт
Он гений, в этом спору нет.
- Эти строки посвящены замечательному поэту А.С. Пушкину, автору любимых всеми сказок. Назовите, какие сказки вы читали. Готовясь к сегодняшнему уроку, мы писали сочинение «За что я люблю сказки А.Пушкина».
Вместе с героями произведений А. Пушкина мы продолжим изучение темы « I и II спряжение глаголов».
И так, в путь! В сказочную страну. Откройте тетради, запишите число.
Классная работа. Тему урока.
Проверка домашнего задания.
- Добраться до волшебной страны мы сможем на корабле. Но наш корабль  большой и плыть только с помощью сказочного образа ветра он не может. Нужно его завести. А поскольку это сказка, то и завести корабль можно только сказочным путем.
Он сможет отправиться в путь только тогда, когда мы вспомним, что знаем о глаголе.
«Блиц-опрос» (приложение)

(У каждого учащегося лежит карточка, учащиеся по цепочке отвечают на вопросы)

- Что еще было задано на дом?

Чтение отрывка сказки «О попе и работнике его Балде».

Закрепление пройденного материала
1.Выёорочный диктант.
- Ребята, вот мы  вами и оказались в волшебной стране, которая называется Лукоморье (Прикрепляется карточка со словом).
- А что такое Лукоморье? Объяснить значение этого слова нам поможет толковый словарь (ученик читает толкование данного слова).
- Где встречается это слово в произведениях А.С. Пушкина? (поэма «Руслан и Людмила)  
- Прочитаем его.
(Читает сильный ученик).
- Найдите в тексте глаголы и назовите их. (Ученики по цепочке выходят к доске и подчеркивают глаголы)
- В каком лице употреблены данные глаголы? (З лицо).
- Ребята, вам нужно распределить название глагола в 2 столбика.

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно)
- Ребята (Ф.И.) заранее дано задание выписать эти глаголы  на доску.
- Ребята, проверьте работу с образцом.
- Кто выполнил без ошибок?
- Молодцы!
- Кто допустил ошибки?
- Исправьте их? Я еще раз проверю потом вашу работу.
- Молодцы ребята! Хорошо корабль завели, поплыли в сказочное путешествие».

Словарная работа.
Орфографическое упражнение.
- Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
(Открывается запись отрывка сказки, приложение).
- Обратите внимание, что в отдельных словах пропущены буквы. Выпишите эти слова в тетради и объясните устно правописание безударных гласных. (Проверка с помощью сигнальных карточек).
- А теперь давайте из выписанных нами слов назовем глаголы.

Но прежде, чем начать выполнять это задание, вспомним, как мы различаем глагол I-II спряжения (по личным окончаниям глаголов).
(Вывешивается таблица окончания глаголов I- II приложение)
- Какие окончания у глаголов спряжения?
(ешь,- ет,- ем,- ете,- ут- ют).
- Какие окончания у глаголов спряжения?
(ишь,- пт,- им,- ите, -ат, -ят).
В случае возникновения трудностей при выполнении задания, вы можете обратиться к таблице.
(Учащиеся задание выполняют самостоятельно)

Проверка: 2 ученика выполняют задание на доске.
- Кто выполнил задание без ошибок?
- Молодцы!
- Кто допустил ошибки?
- Исправьте их.
2. Самостоятельная работа.
(Работа по карточкам)
- У каждого из вас на парте карточка. На ней записаны предложения из сказок А.С. Пушкина. У глаголов указано спряжение, но пропущены буквы в личных окончаниях.
Вам нужно записать Е или И в окончании глаголов.
- Какую букву мы будем вставлять в окончание глаголов I спряжения.
(у, ю, е).
- Какую букву в окончание глаголов 2 спряжения (а,- я-, и).
(Учащиеся работают самостоятельно)
- Я называю глагол, а вы поднимаете карточку с той буквой, которую вставили в данный глагол.
Взаимопроверка.
- А теперь вместе проверим, как вы справились с этим заданием. Учащиеся по цепочке называют глаголы и букву в окончании.
3. Релаксационная пауза, звучит релаксационная музыка.
- Я сейчас вам прочитаю отрывок стихотворения, а вы постарайтесь отдохнуть и представить то, о чем я буду говорить.
- Надеюсь, мы с вами отдохнули и готовы работать дальше.

4.Работа с учебником.
А.С. Пушкин сочинил много стихотворений. Многие из них вы уже знаете. Из какого стихотворения взяты строки, которые вы прослушали.
(Стихотворение «Зимнее утро»)
- Как великолепен и красив русский язык! А теперь давайте посмотрим, как описано зимнее утро в нашем учебнике. Откройте стр. 173, упр. 238.
- Прочитаем текст.
(Читает сильный ученик)
- Какое настроение хотел передать автор? (радостное, приподнятое)
- Прочитайте, какое задание мы должны выполнить.
(Ученики по цепочке выходят к доске и выполняют задания)
Домашнее задание. 
- Выполнить упражнения до конца, дописать свои предложения о зимнем утре.
Лексико-словообразовательное упражнение.
В волшебной стране сказок есть и другие чудеса.
Послушайте отрывок и скажите, о ком в нем говорится.
Ель растет перед двором,
А под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная,
да затейница, какая!
Белка песенки поет
да орешки все грызет.
(О белке)
- Как автор называет белку?
(Затейница)
- Объяснить значение этого слова нам опять поможет толковый словарь. Белка горазда на разные выдумки и предлагает вам конверты с заданием. Откройте их и посмотрите. В конверте находятся отрывки из сказок А.С. Пушкина.
Вам нужно рядом с глаголом неопределенной форме записать его форме З лица единственного числа. Проверим, по цепочке, как выполнили задание.

Итоговый самоконтроль.

5. Работа с деформированным текстом.
- Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся
На знакомом острову
Чудо видят наяву.
- На острове есть и другие чудеса. А вот какие чудеса еще таит в себе волшебный остров? Разгадка заключается в этих конвертах, но злой волшебник рассыпал строки из сказки А.С. Пушкина. Вам их нужно будет восстановить. Я вам предлагаю объединиться в группы, и каждая группа получит свой текст. Кто быстрее и правильнее справится с заданием (приложение)
Учащиеся зачитывают восстановленный текст, сверяются с записью текста нам доске, называют глаголы.
6. Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие по сказкам А.С. Пушкина. В ходе нашего путешествия мы не только вспомнили произведения А.С. Пушкина, но и учились правильно определять спряжения глаголов, писать окончания глаголов I и II спряжений.
Давайте еще раз вспомним, что называется спряжением.
В каком времени спрягаются глаголы? Сколько спряжений в русском языке? Как мы определяем спряжение глаголов? Какие склонения у глаголов
I спряжения, II спряжения?
(Оценивается деятельность учащихся во время урока)
- Домашнее задание мы записали.
- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида на теме: "Рисование с натуры"

Конспект по изобразительному искусству направлен на закрепление умения рисовать объемные предметы расположенные выше уровня зрения; выполнение рисунков в определенной последовательности - от общего к ...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида по теме: "Снеговик"

Конспект по изобразительному искусству направлен на развиватие  умения передовать округлую форму частей предмета и их величину, правильно распологать части относитьльно друг друга; корекция ...

Конспект урока по математике в 1 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Число и цифра 3"

Конспект урока по математике в 1 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Число и цифра 3".Урок содержит игровой и занимательный материал....

Конспект интегрированного урока истории и музыки «Никто не забыт и ничто не забыто» («Подвигу твоему, Ленинград…») в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Конспект интегрированного урока истории и музыки в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (возможно проведение внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Л...

Опорные конспекты для учащихся по ряду тем Истории Отечества в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида . Авторская разработка Юрченко Е.Ф.

Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 8 кл.специальной (коррекционной) школы VIII вида. Выделены ключевые понятия, даты по изучаемой теме, сформулированы выводы. Использование опорных конспе...

Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 9 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Авторские разработка учителя истории Юрченко Е.Ф.

Опорные конспекты будут полезны для учащихся 9  класса, изучающих Историю Отечества в специально (коррекционной) школе VIII вида....