Презентация
учебно-методическое пособие

Омарова Наиля Гаджимурадовна

«Значение  и  последствия  занятий музыкальной  направленности  для  детей дошкольного  возраста»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx67.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Значение и последствия занятий музыкальной направленности для детей дошкольного возраста » Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 2

«Значение и последствия занятий музыкальной направленности для детей дошкольного возраста» Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках" (Дмитрий Дмитриевич Шостакович) Музыка — удивительное искусство, способное благоприятно воздействовать на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Раннее музыкальное развитие малыша формирует не только его творческие способности, но и является залогом успешного развития речи ребенка. Возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного, воспитания у них музыкальной культуры .

Слайд 3

Музыкальная культура ребенка — это интегративное личностное качество. Оно формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, образного мышления и воображения. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, от которых во многом зависит музыкальное и общее развитие детей. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей и народной музыки, тем богаче его эмоции, тем более успешным становится его развитие. Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью музыки, это не пройдет бесследно для его духовного становления. Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную поп, рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слушают и наши дети.

Слайд 4

Слушая музыкальные произведения низкого художественного уровня, и видя положительное отношение к ним взрослого (при недостаточно развитой музыкальной и общей культуре), ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, о ценностных эталонах музыкальности. Что же такое музыкальные занятия? Это основная форма организации педагогического процесса, в которой осуществляется обучение детей, развитие их музыкальных и творческих способностей, воспитание различных качеств личности, а также формирование основ музыкальной и общей культуры. Они носят обязательный характер, осуществляются под руководством взрослых и предусматривают планомерный охват педагогическим воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить эстетическое воспитание детей по определенной программе. За общую постановку музыкального развития в ДОУ отвечает музыкальный руководитель. Основная его задача в процессе музыкального воспитания - не просто провести музыкальное занятие, а вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. В данном случае я могу привести в пример высказывание Д. Б. Кабалевского : «Важно не только научить ребенка петь и танцевать, но и вызвать у него желание для дальнейшего общения с музыкой ». Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка. Основы музыкальной культуры дошкольников закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. В ходе занятий осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Хотелось бы остановиться на каждом из них.

Слайд 5

Слушание музыки Психологи, педагоги, выдающиеся композиторы отмечают: для того, чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться ее слушать. Слушание – один из трудных разделов музыкального воспитания дошкольников. Чтобы дети поняли содержание вокальной музыки, большое внимание уделяется выразительному чтению текста, показу иллюстраций. Инструментальную музыку понять сложнее. Здесь используются игровые приемы, большое место отводится наглядности, образному рассказу. В процессе слушания музыкальных произведений, дети познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, окружающей их действительности. Здесь очень важна роль педагога, его личное понимание, интерес, увлеченность музыкой, любовь к ней. Д.Б. Кабалевский писал: «- мы ни на секунду не должны забывать о главной своей задаче: - заинтересовать, слушателей музыкой, эмоционально увлечь их, «заразить» их своей любовью к музыке». Пение Песня – яркая образная форма углубленного представления окружающей действительности. В процессе обучения пению, от ребенка требуется большая активность и умственная напряженность. Он учится сравнивать свое пение с пением других детей, прислушиваться к исполняемой мелодии на музыкальном инструменте. Пение благотворно влияет на детский организм: укрепляет голосовой аппарат, развивает речь, углубленное дыхание. Также в процессе обучения пению активно развиваются основные музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Слайд 6

Музыкально-ритмические движения Различные музыкальные произведения вызывают у детей соответствующее настроение, эмоциональное переживание, под влиянием которых движения приобретают определенный характер. Занятия ритмикой связаны со всеми сторонами воспитания: способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка; обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности; развивают познавательные способности; воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма; способствуют физическому совершенствованию организма. Игра на детских музыкальных инструментах Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкальной памяти, внимания, фантазии, творческих способностей. Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую мускулатуру, моторику пальцев рук. Таким образом, музыкальные занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, проявлению умственных усилий, творчества, инициативы. Музыкальные занятия, оказывая разностороннее влияние на детей, способствуют воспитанию гармонически развитой личности. На основе полученных знаний во время музыкальных занятий, при самостоятельной музыкальной деятельности дети становятся более активными и увлеченными, праздники и развлечения проходят успешно и в непринужденной обстановке. В заключении хотелось бы еще добавить, что важным определяющим фактором образовательной среды является педагог. От уровня и качества его подготовки во многом зависит успех образовательного процесса. В связи с этим современному педагогу, необходимо понимать язык музыкального искусства, уметь раскрыть красоту музыки и ее своеобразие детям, пробуждая их самостоятельность и активность в разных видах музыкальной деятельности. Таким образом, музыкальные занятия имеют огромное значение в развитии ребенка. Они накладывают особый отпечаток на становление всесторонне развитой, гармоничной личности, на формирование не только музыкальной культуры ребенка, но и его культуры в целом.

Слайд 7

Заключение Необходимо с раннего возраста создавать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как важному явлению в духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности. Только развивая потребность, эмоции, чувства, интересы, вкусы детей (музыкально - эстетическое сознание) можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития и духовного становления. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познание культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножить. Работая некоторое время в дошкольных учреждениях, занимаясь с детьми на музыкальных занятиях, я убедилась, как это важно для дошкольников, начиная от самых малых лет прививать им любовь к музыке, как они эмоционально воспринимают эти занятия и как благотворно влияют они их развитие . Список литературы 1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. 2. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке.- М.: Просвещение, 1989. 3. Радынова О.П. Катинене А.И. Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М. 1994. 4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М. 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...