Применение технологии коллективно творческого дела (автор И.П. Иванов) на занятиях декоративно- прикладного творчества
материал

Голышева Ольга Евгеньевна

Коллективное творческое дело - это одновременно и традиционная, и инновационная педагогическая технология, основанная на активных формах обучения и интерактивных методах, т.к. постоянно идёт взаимодействие, коммуникации между всеми участниками творческого процесса, которая даёт высокий результат эффективности образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_tehnologii_kollektivnogo_tvorcheskogo_dela.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии коллективного творческого дела (автор И.П. Иванов) на занятиях декоративно-прикладного творчества.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

Отличительными признаками КТД могут стать:

- совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,

- его социальный характер (для кого это нужно?),

- высока мотивация создателей.

КТД - форма работы, которая направлена на:

- развитие творческих способностей.

- развитие интеллектуальных способностей.

- реализацию коммуникационных потребностей.

Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

Коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию младшего и старшего подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение, их разнообразие, и периодичность позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.

КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

КТД дает возможность ученику:

  • реализовать и развивать свои способности;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • приобрести навыки проектирования;
  • проявить организаторские умения;
  • закрепить коммуникативные навыки;
  • формировать способности к рефлексии (анализу).

КТД дает возможность педагогу:

  • развивать творческий потенциал;
  • совершенствовать организаторские возможности;
  • изучить классный коллектив;
  • объединить учащихся, педагогов, родителей;
  • управлять процессом развития личности школьника;
  • развивать рефлексивные возможности.

Обучение правилам и формам совместной работы. Создание мотивации ребенка для участии в КТД.

Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).

Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.

Мотивы ребенка:

  • потребность в коммуникации;
  • выполнение КТД, для того что бы принимать участие в других делах;
  • желание выиграть (дух соревнования);
  • интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных);
  • сознание развивающей роли КТД;
  • осознание социальной роли КТД (необходимости КТД для других).

Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.

Технология КТД может применяться не только к изобразительному творчеству, но и к трудовым, познавательным, спортивным, организаторским делам.

Коллективное творческое дело - КТД - коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. Если расшифровать каждое слово то получится:

Коллективное - потому, что это товарищеское, межличностное общение педагога и учащихся.

Творческое - потому, что его надо делать не по шаблону, а по - новому, лучше, чем было.

Дело - потому, что его результат – общая польза и радость.

Всем знакома ситуация когда внезапно детей приглашают к участию в конкурсах, фестивалях, выставках и до мероприятия остается буквально пара недель, а то и меньше, чтобы дети могли сотворить какую-либо творческую работу. А ведь помимо очередного конкурса, мы должны выполнять учебный план. Одно дело, когда каждый учащийся может нарисовать рисунок или смастерить поделку и педагог спокойно отправляет работы или относит их на конкурс или выставку.

На первом этапе  КТД  проводится предварительная работа коллектива. Чтобы добиться успеха мы с ребятами договорились выполнить коллективную работу из соленого теста на занятии по ДПИ, а именно панно.

На втором этапе коллективного планирования проведение беседы о возможных сюжетах нашей работы и нарисовали на бумаге эскиз.

 Третий этап - коллективная подготовка.

  На четвертом этапе КТД дети непосредственно выполняли задуманное.                      

Пятый этап - коллективное подведение итогов.

Коллективное творческое дело - это одновременно и традиционная, и инновационная педагогическая технология, основанная на активных формах обучения и интерактивных методах, т.к. постоянно идёт взаимодействие, коммуникации между всеми участниками творческого процесса, которая даёт высокий результат эффективности образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Обобщение опыта о  здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе коллектива «Паутинка» «Секреты рукоделия»...

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладного творчества.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения на...

Применение технологии развития экоцентрического экологического сознания на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Организация творческой деятельности детей с природным материалом предоставляет огромные возможности для формирования экологической культуры,целостных представлений о природе. Важно показать особенност...

Материал опыта работы по теме «Разнообразие техник и материалов на занятиях декоративно- прикладным творчеством, как способ активизации творческого процесса»

В данном материале изложен опыт работы педагога с разнообразными техникам. Использование  различных техник работы позволяет привлечь детей  для занятий в творческом объединении " Декупа...

Доклад "Развитие мотивации к обучению и творческих способностей обучающихся посредством занятий декоративно-прикладным творчеством"

О роли декоративно-прикладного искусства в формировании у обучающихся мотивации к обучению....