Применение технологии коллективно творческого дела (автор И.П. Иванов) на занятиях декоративно- прикладного творчества
материал
Коллективное творческое дело - это одновременно и традиционная, и инновационная педагогическая технология, основанная на активных формах обучения и интерактивных методах, т.к. постоянно идёт взаимодействие, коммуникации между всеми участниками творческого процесса, которая даёт высокий результат эффективности образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_tehnologii_kollektivnogo_tvorcheskogo_dela.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии коллективного творческого дела (автор И.П. Иванов) на занятиях декоративно-прикладного творчества.
Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.
Отличительными признаками КТД могут стать:
- совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,
- его социальный характер (для кого это нужно?),
- высока мотивация создателей.
КТД - форма работы, которая направлена на:
- развитие творческих способностей.
- развитие интеллектуальных способностей.
- реализацию коммуникационных потребностей.
Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.
Коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию младшего и старшего подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.
Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение, их разнообразие, и периодичность позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.
КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.
КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.
КТД дает возможность ученику:
- реализовать и развивать свои способности;
- расширить знания об окружающем мире;
- приобрести навыки проектирования;
- проявить организаторские умения;
- закрепить коммуникативные навыки;
- формировать способности к рефлексии (анализу).
КТД дает возможность педагогу:
- развивать творческий потенциал;
- совершенствовать организаторские возможности;
- изучить классный коллектив;
- объединить учащихся, педагогов, родителей;
- управлять процессом развития личности школьника;
- развивать рефлексивные возможности.
Обучение правилам и формам совместной работы. Создание мотивации ребенка для участии в КТД.
Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).
Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.
Мотивы ребенка:
- потребность в коммуникации;
- выполнение КТД, для того что бы принимать участие в других делах;
- желание выиграть (дух соревнования);
- интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных);
- сознание развивающей роли КТД;
- осознание социальной роли КТД (необходимости КТД для других).
Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.
Технология КТД может применяться не только к изобразительному творчеству, но и к трудовым, познавательным, спортивным, организаторским делам.
Коллективное творческое дело - КТД - коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. Если расшифровать каждое слово то получится:
Коллективное - потому, что это товарищеское, межличностное общение педагога и учащихся.
Творческое - потому, что его надо делать не по шаблону, а по - новому, лучше, чем было.
Дело - потому, что его результат – общая польза и радость.
Всем знакома ситуация когда внезапно детей приглашают к участию в конкурсах, фестивалях, выставках и до мероприятия остается буквально пара недель, а то и меньше, чтобы дети могли сотворить какую-либо творческую работу. А ведь помимо очередного конкурса, мы должны выполнять учебный план. Одно дело, когда каждый учащийся может нарисовать рисунок или смастерить поделку и педагог спокойно отправляет работы или относит их на конкурс или выставку.
На первом этапе КТД проводится предварительная работа коллектива. Чтобы добиться успеха мы с ребятами договорились выполнить коллективную работу из соленого теста на занятии по ДПИ, а именно панно.
На втором этапе коллективного планирования проведение беседы о возможных сюжетах нашей работы и нарисовали на бумаге эскиз.
Третий этап - коллективная подготовка.
На четвертом этапе КТД дети непосредственно выполняли задуманное.
Пятый этап - коллективное подведение итогов.
Коллективное творческое дело - это одновременно и традиционная, и инновационная педагогическая технология, основанная на активных формах обучения и интерактивных методах, т.к. постоянно идёт взаимодействие, коммуникации между всеми участниками творческого процесса, которая даёт высокий результат эффективности образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Обобщение опыта о здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе коллектива «Паутинка» «Секреты рукоделия»...
"Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством"
Презентация к выступлению...
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладного творчества.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения на...
Применение технологии развития экоцентрического экологического сознания на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Организация творческой деятельности детей с природным материалом предоставляет огромные возможности для формирования экологической культуры,целостных представлений о природе. Важно показать особенност...
Материал опыта работы по теме «Разнообразие техник и материалов на занятиях декоративно- прикладным творчеством, как способ активизации творческого процесса»
В данном материале изложен опыт работы педагога с разнообразными техникам. Использование различных техник работы позволяет привлечь детей для занятий в творческом объединении " Декупа...
Доклад "Развитие мотивации к обучению и творческих способностей обучающихся посредством занятий декоративно-прикладным творчеством"
О роли декоративно-прикладного искусства в формировании у обучающихся мотивации к обучению....