Материал опыта работы по теме «Разнообразие техник и материалов на занятиях декоративно- прикладным творчеством, как способ активизации творческого процесса»
опыты и эксперименты

Котло Эвелина Юрьевна

В данном материале изложен опыт работы педагога с разнообразными техникам. Использование  различных техник работы позволяет привлечь детей  для занятий в творческом объединении " Декупаж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_e.kotlo_.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

Котло Эвелина Юрьевна

Калининский район ст. Старовеличковская

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДДТ ст. Старовеличковской

Star.ddt@mail.ru

«Разнообразие  техник и материалов  на  занятиях   декоративно-  прикладным творчеством, как способ  активизации

 творческого процесса»

 Тезисы выступления:

  1. Творчество как один из основных факторов развития личности ребёнка.
  2. Использование техник лепки из различных материалов, декупаж, валяние в работе  с детьми.
  3. Эффективность и результативность работы.

Демонстрация презентации во  время выступления: (Слайд № 1).

Я являюсь педагогом дополнительного образования дома детского творчества ст. Старовеличковской МО  Калининский район.   Направление моей работы декоративно-прикладное творчество: лепка из различного материала, декупаж и валяние. (слайд №2) Поэтому  тема моего выступления так и называется: «Разнообразие  техник и материалов  на  занятиях   декоративно-  прикладным творчеством, как способ  активизации  творческого процесса»

«Дети, конечно, не делаются  художниками от того, что  в течение детства  им  удалось создать несколько  действенных  образов, но  в развитии их личности это оставляет глубокий  след, так  как они приобретают опыт  настоящего  творчества, который  в дальнейшем   приложат к любой области труда». Н.П. Сакулина.

Творчество является одним из важнейших средств  познания мира  и развития  способностей ребёнка. Путь человека в мир   прекрасного  начинается  очень рано. С первых лет жизни ребёнок  бессознательно  тянется по всему  яркому и привлекательному, радуется  когда  видит блестящие игрушки, красочные  цветы. Всё это  вызывает у него  чувство удовлетворения, заинтересованности. Слово «хорошо» рано  входит в  жизнь  ребёнка. Не обладая  в достаточной  мере навыками устной речи, чтения и рисования, маленькие дети предпочитают художественный способ  самовыражения. Который выступает для них  способом адаптации к окружающему миру и способом общения с ним. Именно поэтому я использую в работе для  развития творческих  способностей детей различные  техники  декоративно-прикладного творчества: лепка из различных материалов, декупаж, валяние. Я заметила, что это процесс естественный и высокоэффективный. Очень важно поддерживать и поощрять  ребёнка  в самом  начале его  творческого пути и сказать первую формулу образования: «Всё ты можешь!» Первое  поощрение требует продолжения. Ребёнок  подрастает, а вместе с тем «расцветёт»  и его опыт, необходимость познавать мир и самого  себя. Главное при этом  чтобы ребёнок как можно реже  слышал слово «нет», которое  гасит  огонёк познания. Запрет для  ребёнка – это тормоза, которые останавливает энергию развития, познания и творчества. Педагогам и родителям надо уметь дарить похвалу авансом, быть не равнодушными к любому проявлению  творчества. «Таланты воспитываются поощрениями». (В. Освальд)- это надо  помнить.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей. Наблюдая за ними я заметила, что результат в приобретении  ими  знаний и умений, навыков в декоративно-прикладном творчестве неплохой,  дети  работая в  технике лепки, декупаж, валяние, проявляют  не поддельный интерес, осваивают приёмы и способы работы.

Актуальность  темы связана с тем, что жизнь в  эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее, она требует  от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Я считаю, что именно таких  творчески активных людей должны воспитывать педагоги.

(слайд № 3) Цель моей работы: развитие креативных  способностей  способствующие повышению  творческой   активности, при изучении  разнообразных  техник  декоративно- прикладного  творчества.

Перед собой поставила следующие задачи:

- изучить различные современные техники и материалы декоративно-прикладного  творчества;

- выявить их влияние  на развитие личности ребёнка;

- познакомить детей  с разнообразными художественными материалами  и их свойствами;

 -воспитывать самостоятельность, инициативу, эстетический вкус;

Затем  построила  следующий алгоритм работы с детьми по овладению любой художественной  техники  которая  включает в себя  следующие этапы: (слайд № 4)

1 этап знакомство с художественной техникой;

2 этап  упражнения  в художественной  технике;

 3 этап самостоятельный перенос  знаний и умений в творческую деятельность.

Все мы  понимаем что, успех любого  обучения и воспитания во многом зависит от того какие методы и приёмы использует педагог, чтобы  довести  до детей определённое содержание, побудить  их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности и инициативы.

Сейчас я хочу рассказать кратко  о техниках которые   использую в работе   с детьми

(Слайд № 5) Лепка – пожалуй,  является одним из самых  древних видов искусства, ведь лепили люди  с незапамятных  времён. В современное  время лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создать обстановку эмоционального благополучия, обеспечить развитие у детей способностей к творческой  деятельности. Работа в технике лепка  одна  из самых  увлекательных видов  детского  художественного творчества. Она даёт возможность даже самому  маленькому  ребёнку  ощутить  себя мастером  и творцом.  (Слайд № 6) Лепка имеет важное  значение,  развивая   мелкую моторику, пространственное  мышление, формирует  понятие о цвете, форме предметов. Благотворно влияет на нервную  систему  в целом. В своей работе я используя различный материал, это пластилин, солёное тесто, «холодный фарфор» и глина (полимерная глина). Каждый материал по своему составу разный, поэтому и подход  к процессу  работы особенный. Разнообразие материалов открывает  новые  грани  талантов,  даёт множество   новых  возможностей. (Слайд № 7) На занятиях дети   с большим удовольствием лепят как отдельные фигурки, украшения, статуэтки,  так и  сюжетные композиции. В результате чего уже с раннего  школьного возраста развивается  детская фантазия.

Следующая техника Декупаж.

Декупаж является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного  искусства. Это  старинная техника, в наши дни  снова вошла  в моду. (слайд №8) Декупаж от французского слова «вырезать» представляет собой вид аппликации, с помощью которой  можно создать иллюзию  изысканной  росписи. Декупаж это искусство декорирования различного вида поверхности(бумага, картон, стекло, дерево, пластик, металл, пеноплекс и многое другое).  С помощью этой техники  можно до неузнаваемости  преобразить  цветочные горшки, вазы, стаканы, рамки для фотографии, обычную коробку  сделать праздничной, подарочной. Существует  различные виды декупажа: прямой(классический), обратный, художественный(дымчатый), объёмный (3D декупаж) декопатч(лоскутный).

(слайд № 9) Своей целью на занятиях ставлю: Развитие креативных способностей учащихся в области декоративно-прикладного творчества.

- Воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к  данной технике.

Задачи:

-   знакомство  с различными  видами декоративно-прикладного искусства;

- закрепление и расширение  знаний и умений в технике Декупаж;

- мотивировать  творческую деятельность учащихся,

Хочу обратить внимание на виды техник, которые чаще использую в работе с детьми:

(слайд №10) Прямой  или классический декупаж– является базовой  и наиболее  распространённой техникой, которая лежит  в основе остальных

(слайд №11) Обратный  декупаж –обычно применяют  для декорирования  прозрачных  стеклянных    поверхностей. В этом случае  рисунок   клеится   на обратную сторону   стекла.  

 (Слайд №12) Объёмный декупаж -  предполагает  использование  специальной пасты, кусочков  ткани или натуральных материалов.

(слайд №13) В данный момент мы с детьми осваиваем, изучаем, применяем современный  строительный материал такой как пеноплекс. Который органично вписывается  в систему работы (слайд № 14)

С точки зрения педагогической  практики «декупаж»  является интересной, креативной  и модной  техникой среди детей.( слайд № 15) Детский дизайн  направлен  на  раскрытие  личности ребёнка, его индивидуальности, развитие  творческого потенциала.  Декупаж  привлекает  относительной  простотой  и разнообразием  эффектов. Из  множества  видов ребёнок  всегда может  выбрать    наиболее ему подходящий.

Следующая техника которую я применяю это Валяние.

(Слайд № 16) Валяние(фелтинг, фильцевание). Felt(английское слово)- [сущ.]войлок, фетр(глагол) валять шерсть, сбивать войлок. Это старинная техника. Сама  увлекаясь  валянием из шерсти, мне захотелось  научить своих ребят  этому ремеслу.  Существует  различные виды – сухое и мокрое валяние. (слайд № 17)  Мокрое валяние – это валяние  руками  с помощью  воды и мыла. Сухое – с помощью специальных игл. (слайд № 18) С детьми предпочитаю использовать  мокрое валяние. Отдельно хочется отметить лечебные воздействия  валяния  на человека. Волокна шерсти  мягко массируют точки наших ладоней и пальцев, а это области как известно  отвечают  за правильную работу всего организма.(слайд №19) К тому же  процесс достаточно  ритмичный  и оказывает  успокаивающее  воздействие на организм. Шерсть  экологический   продукт, мягкий и пластичный  материал, детям с ним работать очень легко. Занятия валянием   помогает   научиться сосредоточиться  и сконцентрироваться. А результат работы   оставляет только положительные эмоции, не говоря  о радости  которую  приносят  готовые  работы. 

(слайд №20) Детям очень нравится Живопись шерстью - это особый способ выражения своих эмоций, настроения, создания собственного шедевра без использования кисточек, красок, карандашей или воды, методом послойного накладывания цветной овечьей шерсти.  Составление  картин из шерсти развивает  у детей воображение, мелкую моторику, развивает пластику  рук и пальцев. Ребята,  взяв в руки  приятную на ощупь,  разноцветную  на вид  прядь  шерсти  получают  удовольствие. (слайд № 21) Дети познают  и раскрывают себя, учатся  понимать язык  рукоделия, разбираться  в законах  композиции, особенностях цветоведения, осваивая  историю  через способы  и традиции войлоковаляния. В детских  руках рождаются самые разные поделки: броши, бусы, цветы и сюжетные картины.

Опыт моей  педагогической работы  показывает, что изучая и применяя   различные техники и материалы  с которыми работают дети, позволяют  им  более широко  раскрыть  свои  творческие способности (лепить, декорировать, валять). Каждая из  этих техник – это маленькая игра. (слайд № 22) Дети увлекаются  и подталкивают меня на поиск и применение новых  техник  в работе.  Поэтому начинаю изучать и использовать новые техники  и материалы  с группой  первого года обучения, затем  усложняю и совершенствую  с группами второго года обучения. И на мой взгляд мы с детьми  достигаем  отличных результатов.

Дети не просто лепят, валяют, декорируют, с интересом и увлечением, они учатся  придавать  изделию креативность с успехом осваивая все  сенсорные  этапы: цвет, форму, размер, фактуру, что развивает  мелкую моторику  пальцев  рук.

Изучение   различных техник и материалов  показывает, что эта работа:

- способствует снятию  детских страхов  и не уверенности в себе;

- развивает уверенность в свои  творческие  возможности;

- развивает  пространственное  мышление;

-  учит ребёнка  свободно выражать свой  замысел;

- побуждает  к творческим   поискам  и решениям;

- учит  работать с различными  материалами;

- развивает  чувство композиции ритма, колорита, цвет восприятия, чувства фактурности и объёмности.

Во время работы  дети получают  эстетическое  удовольствие. Детская фантазия  рождается  в игре, поэтому  я соединяю  усвоение  нового  материала с разнообразными  игровыми приёмами, которые вызывают  у ребят  эмоциональный  отклик и такие  чувства   как радость, изумление, удивление, сопереживание и др. Кроме того на занятиях   использую  игровые  моменты: пальчиковые игры, игры на воображение.  В процессе работы звучит музыка, что создаёт благоприятный микроклимат. Всё это помогает  не допустить в творческий процесс однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия  и деятельности. Эта работа не утомляет ребят, у них сохраняется высокая  активность, работоспособность в течении  всего времени, отведённого  на  выполнения задания.

Вообще  считаю, что чем  разнообразнее  материалы, тем интереснее  с ними работать. У детей возникают  новые   идеи, они  начинают  экспериментировать, одним  словом творить. Изучение и владение   различными  техниками, способствуют   интенсивному  развитию декоративно художественного творчества.

 (слайд № 23) Результативность учащихся  творческого объединения с каждым годом растёт: в 2015-2016 уч.году  2 победителя  в краевых конкурсах, 2016 -2017 -  3 победителя  в краевых конкурсах. Сама имею   Грамоты  за подготовку призеров в краевых конкурсах  декоративно- прикладного творчества,  Благодарственное письмо за развитие творческих способностей детей Главы администрации МО Калининский район.

 (слайд № 24) Обмен опыта  является  одним из  важных  направление моей работы. Я провожу  творческие мастерские   для воспитателей детского сада, мастер-классы для педагогов   дополнительного образования района  и края, организую персональные выставки, участвую  в семинарах. Размещаю    материалы  из личного опыта используя  интернет- ресурсы:  на личном мини сайте     www.kotlo-evelina-yurevna.ru,    а  так  же   на     сайте    учреждения

www.ddt-star-kalin.ru.

В результате   использованного  опыта я пришла к выводу, что  использование  разнообразных техник  повышает мотивацию ребёнка  к выбранному  виду деятельности. А создание  ситуации успеха на занятиях декоративно- прикладным  творчеством способствует достижению высоких результатов, появляется уверенность в собственные  силы. Выполняя творческие задания, ребёнок находит  средства самовыражения которые присущи ему самому.

(слайд № 25) Далеко не каждый может стать профессиональным  скульптором, декоратором  и дизайнером, но каждый  может  научится   замечать вокруг  себя  красоту, реагировать на неё  душевным порывом, продолжать её в  в своей душе, мыслях действиях  и творениях. Нужно помнить, что мы  занимаемся с детьми  творчеством не ради  конечного  результата, а ради  процесса, в котором  происходит воспитание   раскрытие, развитие и познание.

Список литературы

1.      Ганова, Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Т. В. Ганова ; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 1996. –16 с.

2.      Игнатьева А.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02: / А.В. Игнатьева ; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 1998. – 260 с.

3.      Комаров Т.С. Детское  художественное творчество.-М.: Мозаика – синтез, 2005.120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме:«Использование традиций русского декоративно – прикладного искусства в развитии творческих качеств личности».

В статье раскрывается применение проектной деятельности на уроках технологии как средства развития и воспитания личности посредством приобщения к неистощимому источнику русского народного прикла...

Формирование творческих навыков у школьников во внеурочной деятельности через декоративно-прикладное искусство в условиях инклюзивного образовательного процесса

Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека....

Обобщение опыта работы по теме: « Вклад уроков математики в развитии творчества».

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.Главное в педагогике...

Обобщение опыты работы по теме "Декоративно - прикладное искусство на уроках технологии в рамках проектной деятельности"

Обобщение педагогического опыты по теме "Декоративно -прикладное искусство на уроках технологии в рамках проектной деятельности"...

из опыта работы Бариновой Л.В.руководителя кружка "Декоративно-прикладное творчество"

Главная идея моего опыта – это создание условий для развития «Я» ребёнка относительно «Я» других людей. Раньше в качестве главных социально одобряемых характеристик были «ум и совесть», а теперь ...

Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»

Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...

Публичное представление педагогического опыта «Народное декоративно-прикладное искусство, как средство формирования творческого мышления учащихся»

Развитие и становление творческой личности трудно представить без участия искусства, а роль декоративно – прикладного искусства переоценить невозможно. Оно раскрывает творческий потенциал, разви...