Главные вкладки

    Особенности дистанционного обучения (образования).
    материал

    Пышненко Оксана Александровна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osobennosti_distantsionnogo_obucheniya_obrazovaniya.docx16.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности дистанционного обучения (образования).

    Сегодня дистанционное обучение (образование) интенсивно входит в образовательную сферу, что можно объяснить целым рядом преимуществ этой педагогической системы.

    В Концепции создания и развития дистанционного обучения (образования) в Российской Федерации за основу принято следующее: дистанционное образование - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за ее сетями с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и др.)

    Цель дистанционного обучения (образования) – предоставить обучающимся элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения (образования)  базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию  под изменяющиеся потребности обучающегося.

    В качестве характерных черт дистанционного обучения (образования) выделяют следующее.

    Гибкость. Учащиеся в системе дистанционного обучения (СДО), в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет изменять свой обычный уклад жизни. Для поступления учащемуся формально не требуется какого-либо образовательного ценза. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

    Модульность. В основу программ дистанционного обучения кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям.

    Экономическую эффективность. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста, составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

    Новую роль педагога. На педагога возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в СДО предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.

    Специализированный контроль качества образования. В качестве форм контроля в дистанционном обучении; используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следует особо подчеркнуть, что решение-проблемы контроля качества дистанционного обучения, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы дистанционного обучения. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов дистанционного обучения, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в СДО должна, быть создана единая система государственного тестирования.

    Решение этого вопроса связано с определенными трудностями, так как множество, если не большинство, позиций действующих общегосударственных стандартов нельзя от диагностировать с помощью тестов. Не случайно в последнее время наметилась тенденция к пересмотру действующих стандартов, в том числе и с позиций возможности объективного тестового контроля заложенных в них требований.

    Использование специализированных технологий и средств обучения. Технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного обучения и основанных на имеющихся в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и так далее.

    Серьезной проблемой дистанционного обучения (обучения) является переосмысление использования многих проверенных педагогических приемов для лучшего запоминания и усвоения материала, например, таких, как: метод опорных точек, метод сознательных ошибок, метод выбора лучшего решения и т.д. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако при любой технологии взаимодействия педагогу приходится учиться более сжато и четко излагать материал или отвечать на вопросы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности дистанционного обучения в процессе преподавания алгебры в 9 классе для детей с ОВЗ.

          Одну из моделей дистанционного обучения алгебре нам предстоит освоить в ходе работы этого мастер-класса, испытав на себе все ее достоинства и недостатки....

    Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

    В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

    Статья "Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе"

    В статье "Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе" рассматриваются вопросы сущности дистанционного образования в современной школе, анализируются преимущества и недостатки...

    Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

    Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

    Статья: «Особенности дистанционного обучения на примере реализации ДООП «Искусство компьютерной графики»

    Всего пару десятилетий назад для того, чтобы получать новые знания, человек был вынужден регулярно посещать учебные заведения или библиотеки. Но все резко поменялось... Сегодня для обучения нам ...

    Особенности дистанционного обучения по физике

    Презентация к выступлению на городском методическом объединении...

    «Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ».

    laquo;Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ»....