Дополнительная программа общеразвивающая общеобразовательная "Автомоделирование"
рабочая программа

Вырьев Владислав Анатольевич

Дополнительная программа общеразвивающая общеобразовательная  "Автомоделирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_avtomodelirovanie.docx105.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г.Ярцево Смоленской области

Программа принята

на педагогическом совете

протокол №1

от «___» _______ 2020 года

Утверждена приказом №___от _______2020г.

по МБУДО ЦДТ

Директор ___________Е. А. Корчагина

Возраст обучающихся: 7 – 18  лет

Срок реализации: 7 лет

              Автор-составитель:

Вырьев Владислав Анатольевич, педагог

                дополнительного образования

        

                       

г. Ярцево, 2016

Содержание программы

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
  2. Учебный план. ………………………………………………………………….…....24
  1.  Учебный план   1-го года обучения……………………………………………...........24
  2.  Учебный план   2-го года обучения……………………………………………...........24
  3. Учебный план   3-го года обучения……………………………………………............25
  4.  Учебный план   4-го года обучения……………………………………………...........25
  5.  Учебный план   5-го года обучения……………………………………………...........26
  6.  Учебный план   6-го года обучения…………………………………………………..26
  7.  Учебный план   7-го года обучения……………………………………………...........27
  1. Содержание учебного плана…………………………………………………..........28
  1.  Содержание учебного плана 1-го года обучения………………………………….....28
  2.  Содержание учебного плана 2-го года обучения………………………………….....29
  3.  Содержание учебного плана 3-го года обучения………………………………….....30
  4.  Содержание учебного плана 4-го года обучения…………………………………......31
  5.  Содержание учебного плана 5-го года обучения…………………………………......32
  6.  Содержание учебного плана 6-го года обучения…………………………………......34
  7.  Содержание учебного плана 7-го года обучения…………………………………......36
  1. Календарный учебный график ………………………………………………….…38
  1.  Календарный учебный график 1-го года обучения…………………………...............38
  2.  Календарный учебный график 2-го года обучения…………………………...............48
  3.  Календарный учебный график 3-го года обучения…………………………...............59
  4.  Календарный учебный график 4-го года обучения…………………………...............69
  5.  Календарный учебный график 5-го года обучения…………………………...............79
  6.  Календарный учебный график 6-го года обучения…………………………...............93
  7.  Календарный учебный график 7-го года обучения…………………………..............107
  1. Методическое обеспечение программы………………………………………….121
  1.  Методическое обеспечение образовательного процесса  1-го года обучения…….122
  2. Методическое обеспечение образовательного процесса    2-го года обучения……138
  3.  Методическое обеспечение образовательного процесса  3-го года обучения…….155
  4.  Методическое обеспечение образовательного процесса    4-го года обучения…...172
  5.  Методическое обеспечение образовательного процесса  5-го года обучения…….189
  6.  Методическое обеспечение образовательного процесса    6-го года обучения…....214
  7.  Методическое обеспечение образовательного процесса  7-го года обучения…….239
  8. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе………………………………………………………………………………..264
  9. Протоколы  аттестации учащихся……………………………………………………..270
  10. Методический материал……………………………………………………………...277
  11. Глоссарий………………………………………………………………………….…...316
  1. Список используемой литературы для педагогов и учащихся………………..317

Пояснительная записка

В Концепции модернизации дополнительного образования детей много внимания уделяется вопросам организации позитивного досуга школьников «…с целью их социализации, расширения кругозора».                                                                 Сегодня перед детьми и подростками стоят личностные проблемы: непризнание ближайшим окружением, отсутствие понимания, эмоциональной поддержки, внимания со стороны родителей, взрослых, значимого окружения, неуверенность в себе, заниженная или завышенная самооценка, которые становятся источником асоциальных форм поведения.                                                                                                В настоящее время отсутствуют условия для полноценного проведения досуга, самовыражения и самоутверждения детей и подростков. Количество творческих объединений технической направленности мало, и их материально-техническое обеспечение недостаточно.                                                                         Поэтому, на настоящем этапе активизируется работа учреждений дополнительного образования.  И одним из путей подготовки учащихся является целенаправленное обучение детей и подростков основам методики конструирования технических устройств, в процессе разработки и изготовления действующих моделей машин, приборов, аппаратов.         Занятия техническим творчеством дают учащимся опыт решения технических задач, помогают осуществить выбор будущей профессии.                                                Изготовление автомодели или другого технического устройства – это применение приобретённых в школе знаний на практике, развитие самостоятельности, любознательности и инициативы учащихся. Кропотливая, связанная с преодолением трудностей работа по изготовлению моделей и технических устройств, воспитывает у детей трудолюбие, настойчивость в достижении  намеченной цели, способствует формированию характера.                                                                        Автомоделирование - познавательный процесс творческой деятельности ребенка и подростка по созданию моделей автомобильной техники, возможность реализовать интерес ребенка к технике и превратить его в устойчивые технические знания, навыки в различных областях при сохранении творческого потенциала личности.                         Общеобразовательная общеразвивающая программа «Автомоделирование» -  технической направленности, должна помочь учащимся практически познакомиться с содержанием труда в профессиях, связанных с автомобилями, раскрыть им технические способности, необходимые для этих профессий.        

Основные положения.

В разработке общеразвивающей программы «Автомоделирование» использованы следующие нормативно–правовые документы:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
  • 29.12.2012;
  • Приказ Министерства образования и науки России № 1008 «Об утверждении
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013;
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;
  • Устав МБУДО ЦДТ.

Данная программа разработана мной в полном соответствии с нормативно-правовой  базой современной системы дополнительного образования, то есть обеспечивает личностное развитие ребенка, содействует укреплению здоровья, создает условия для профессионального самоопределения и творческого труда учащихся, помогает адаптации их к жизни в обществе, предполагает формирование общей культуры, организацию содержательного досуга, способствует удовлетворению потребностей учащихся в области технического творчества.

Новизна общеразвивающей программы заключается в более широком подходе к процессу обучения. Работа по программе учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и степень первоначальной подготовки, возраст, личные интересы. Занятия в данном творческом объединении дают возможность детям овладеть слесарным инструментом, научиться тонкостям регулирования двигателя и ходовой части модели, проявить конструкторские способности, овладеть приемами управления моделью автомобиля. Кроме этого, используется инновационный подход в обучении – проведение периодических мастер-классов мастеров автомодельного спорта и спортсменов региона, участие в соревнованиях различного уровня, показательные выступления на   мероприятия различного уровня, привлечение родителей к деятельности творческого объединения.

Актуальность общеразвивающей программы состоит в том, что развивая техническое творчество детей -  дается возможность возродить отечественную науку, образование и промышленность. Все знания, колоссальная информация, накопленная человечеством, непрерывно передаются новым поколениям. И от того, насколько хорошо организована система передачи нравственного опыта и знаний, во многом зависит прогресс общества и уровень жизни народа.

«Зацепившись» за интерес к автомобилю, подростку прививается множество положительных качеств и умений, нужных в повседневной жизни, таких, чтобы ребята не оказались на улице, а стали практичными, деловыми «мужиками». Занятия в данном творческом объединении как нельзя лучше сочетают в себе навыки вождения автомоделей, умения технически мыслить и конструировать модели автомобилей. Общество в конечном итоге получает созидателя, готового помочь «слабому», способного «вычислить» ключевую проблему и решить её, опираясь на собственный опыт. Программа ориентирована на решение личностных проблем ребенка, и соответствует социальному заказу общества в подготовке технически грамотных личностей.                        Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей учащихся не только в спортивно-технической сфере, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении его самооценки. Детское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.

Занятия в творческом объединении раскрывают перед учащимися  широкие возможности аналогий с «большой» техникой: показывает логику технического творчества, допускает использование как алгоритмических, так и эвристических приёмов в процессе решения технических задач.

При конструировании автомоделей учащиеся познают  действие основные законы природы, осознают необходимость использования знаний, полученных в школе, в решении практических задач. Технически грамотный юноша, безусловно, реализуется наиболее полно в жизненных ситуациях.

Цель программы: создание  организационных и педагогических условий для технического творчества учащихся, овладения ими техническими знаниями и навыками в процессе построения моделей автомобильной техники, обеспечение возможности для социального признания с помощью самореализации в автомодельном спорте.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формирование элементов проектных, технико-конструкторских, технологических знаний;
  • привитие навыков и умений работы с различными материалами и инструментами;
  • формирование технологической подготовки, научно-технического мировоззрения, умения пользоваться технической литературой.

Развивающие:

  • развитие элементов творческого мышления и конструкторских способностей, фантазии, изобретательности, потребности детей в творческой деятельности;
  • развитие познавательной активности и способности к самообразованию;
  • формирование опыта проектной, конструкторской, технологической и спортивной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание ценных личностных качеств: трудолюбия, ответственности, личной дисциплины, аккуратности, культуры поведения и общения;
  • воспитание гражданина и патриота своей Родины.

Мотивационные:

  • стимулирование любознательности, интереса к технике и ее истории;
  • формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, умения работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию.

Методические:

  • использование в образовательном процессе современных педагогических технологий;
  • изучение, обобщение и использование в практике результативного педагогического опыта работы педагогов дополнительного образования технической направленности.

Социально-педагогические:

  • формирование добровольного сотрудничества и содружества, диалогически равноправного взаимодействия, совместная творческая работа, общность интересов и увлечений между всеми участниками образовательного процесса;
  •  включение учащегося в реальную жизнь, общественный, трудовой процессы на правах субъекта деятельности;
  • включение подростков в ситуации выбора жизненных ценностей, помощь в их осмыслении, а также в оценке своих действий и поступков (самостоятельное разрешение возникающих проблем, обусловливающее высокий уровень самосознания, чувство самоуважения, собственного достоинства, самодисциплины в сочетании с уважением к мнению других людей, способностью к ориентировке в мире духовных ценностей);
  • формирование индивидуальности, развитие образованной, духовной, гуманной, свободной, творческой личности, ориентированной на общечеловеческие и общенациональные ценности;
  • формирование и развитие таких качеств личности, как гражданская ответственность, патриотизм, сострадание, терпимость, милосердие, благородство, честь и достоинство.

Оздоровительные:

  • обеспечить воспитаннику творческого объединения высокий уровень реального здоровья;
  • обеспечить учащегося необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни;
  • воспитать у воспитанника творческого объединения культуру здоровья;
  • научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни.

Отличительные особенности программы от уже существующих состоят в том, что имея многолетний педагогический опыт я понял, что не все дети тяготеют к спортивному направлению в автомоделировании, ибо пристрастия, темперамент, характер, жизненный опыт у ребят различны. Поэтому, после работы над тестовыми (простейшими) моделями часть воспитанников избирают нестандартные, то есть, по сути, экспериментальные модели. Стержень работы у них - созидательный, творческий процесс, основанный на здоровых традициях и приобретённом багаже технических знаний на 1-ом году обучения. Речь идёт о создании отдельных узлов и автомоделей в целом, не имеющих аналогов в предыдущей практике автомоделирования, то есть изготовление моделей наземного транспорта, выходящих за рамки требований, предъявляемых к спортивным автомоделям. Обычно, дети, выбравшие такое направление - будущие инженеры, конструкторы, изобретатели  и т.п.                                                                                         Ввиду вышеизложенного, программа творческого объединения,  существенно переработана. В частности, изменены конструкции и классы моделей, предоставлена большая свобода в выборе объектов изготовления, разработаны новые предметные и психолого-педагогические методики. Сделано это для повышения эффективности и привлекательности занятий. Работа по общеразвивающей программе «Автомоделирование» предполагает опору на кропотливый труд и поиск, основанный на эрудиции, опыте и лучших традициях.                                                        Выбирая формы и методы обучения, формы организации учебной деятельности учащихся, мною учитываются  индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности. В учебном процессе я стараюсь умело объединить  инженерное проектирование, конструирование модельной техники и спортивную деятельность с учетом современного состояния трассового автомоделизма, технического прогресса, новых технологий и местных условий. Во время занятий моделируются различные социальные и производственные ситуации.                                        Программа разноуровневая, носит вариативный характер и  может корректироваться с учетом имеющейся материальной базы творческого объединения, контингента учащихся. 

Уровни сложности  программы

Общеразвивающая программа «Автомоделирование»:

  • по содержательной тематической направленности: спортивно-техническая;
  • по функциональному предназначению: учебно-познавательная, общеразвивающая;
  • по форме организации: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Программа построена по ступеням сложности в зависимости от года обучения. Общеобразовательная общеразвивающая программа «Автомоделирование» предусматривает три уровня сложности освоения:

I уровень – стартовый (начальная подготовка- 1-2 год обучения)

На данном уровне происходит:

- знакомство с автомоделизмом;

- изучение основных понятий и правил автомодельного спорта;

- обучение безопасным приемам обработки древесины;

- изготовление простейших моделей из картона и фанеры;

- овладение первоначальными навыками управления моделями.

Как правило, в творческом объединении 4-5 воспитанников находятся на начальном уровне подготовки. Для них используются, в основном, групповые формы проведения занятий. На данном уровне наиболее полно реализуется принцип преемственности: старшие воспитанники помогают начинающим автомоделистам в изготовлении моделей, выступают в роли наставников на тренировках, опекают на соревнованиях.

К концу I уровня подготовки  учащийся должен:

- иметь представление об автомоделизме, как об одном из технических видов спорта;

- знать историю развития автомодельного спорта;

- знать и соблюдать технику безопасности при изготовлении моделей и участии в соревнованиях;

- первоначальные знания о слесарных инструментах;

- владеть первоначальными навыками изготовления изделий из картона и фанеры;

- уметь управлять моделью.

На первом и втором  году обучения педагог не ставит перед воспитанниками задачу достижения каких-либо спортивных результатов, несмотря на то, что участие в соревнованиях входит в учебный план.

Главная задача I уровня обучения – увлечь учащегося автомоделированием.

II уровень  - базовый (углубленная подготовка - 3-5 год обучения).

В ходе углубленных занятий воспитанники:

- более подробно изучают Правила проведения соревнований по автомодельному спорту;

- получают первоначальные конструкторские и технологические навыки;

- осваивают безопасные приемы обработки металла;

- умеют пользоваться слесарными инструментами;

- обучаются работе на металлорежущих станках (сверлильном, токарном, фрезерном);

- изготавливают действующие автомодели;

- знакомятся с устройством микро ДВС, учатся их эксплуатировать;

- осваивают навыки управления радиомоделью;

- участвуют в муниципальных и региональных соревнованиях по кордовым и радиоуправляемым автомоделям.

Наряду с групповыми занятиями на данном уровне начинается индивидуальная работа со спортсменом, значительно увеличивается количество тренировок. Это связано с психологией воспитанника и особенностями изготовления и эксплуатации автомодельной техники. Как правило, современных подростов больше привлекают радиоуправляемые модели, как наиболее зрелищный вид автомоделизма. Изготовить такую модель новичок не в состоянии. Поэтому воспитаннику предоставляется для тренировок и соревнований готовая радиоуправляемая модель, что Правила проведения соревнований не запрещают. Подобная тренерская практика позволяет начинающему спортсмену - автомоделисту постепенно овладеть теоретическими знаниями и практическим опытом, необходимыми для изготовления сложных моделей, а также дает возможность принять участие в большем количестве соревнований.

К концу II уровня обучения учащийся должен:

- знать Правила проведения соревнований по автомодельному спорту;

- знать и соблюдать технику безопасности при изготовлении моделей и участии в соревнованиях;

- владеть на практике приемами работы на металлорежущих станках;

- самостоятельно изготовить модель автомобиля;

- овладеть навыком управления радиомоделью, самостоятельно их обслуживать.

Главная задача II уровня обучения – развитие у воспитанников стойкого интереса к  занятиям автомодельным спортом.

III уровень  - продвинутый (спортивное совершенствование - 6-7 год обучения).

Занятия на данном уровне строятся таким образом, что освоить его может практически каждый воспитанник. Период освоения во многом будет зависеть от таланта и трудолюбия, а также уровня подготовки и желания самого учащегося. Поэтому этот уровень не имеет жестких временных рамок. Для одаренного спортсмена продление уровня спортивного совершенствования – путь во взрослую команду, путь к вершинам спортивного мастерства. А для трудолюбивого и настойчивого моделиста – возможность достичь определенных профессиональных навыков.                                                 Как правило, в творческом объединении совершенствуют свое спортивное мастерство 4-5 воспитанников. Занятия с ними строятся в основном по индивидуальным планам, при этом значительное время отводится для тренировок и участия в соревнованиях. Индивидуального подхода к спортсмену требует выбранная им специализация, так как к началу данного уровня учащийся должен определиться, в каком виде моделей он будет дальше выступать. Каждый спортсмен начинает работать над своей оригинальной моделью, способной принести ее создателю высокий спортивный результат.

Совершенствуя свое спортивное мастерство, учащиеся:

- научатся работать на металлорежущих станках на уровне рабочего;

- научатся правильно эксплуатировать модельную технику;

- значительно пополнят свой теоретический и практический опыт в области технологии и конструирования;

- изучат принцип действия микро ДВС;

- познакомятся с основами электро- и радиотехники;

- примут участие в соревнованиях различного уровня.

К окончанию обучения на III уровне учащийся должен:

- самостоятельно работать на металлорежущих станках;

- изготовить модель класса РЦА-Б или  РЦЕ;

- уметь во время соревнований и тренировок выполнять обязанности участника, помощника, центрового, механика;

- выполнить норматив I спортивного разряда.

Главная задача III уровня – помочь учащемуся творческого объединения в выборе будущей профессии.

Разбивка программы по уровням сложности обучения рассчитана на так называемого среднестатистического подростка без учета степени его одаренности, психофизических особенностей организма, желания и трудолюбия. Поэтому работа по общеразвивающей программе «Автомоделирование» предполагает, с одной стороны, ускоренное прохождение уровней обучения, включение в процесс обучения на любом уровне, а с другой – дает возможность прохождения повторного курса обучения. При этом перевод с одного уровня  обучения на другой строго контролируется. Это делается в целях исключения у воспитанников «синдрома отстающего»,  для поддержания в творческом объединении доброжелательной, творческой атмосферы.

Возраст детей, участвующих в реализации общеобразовательной общеразвивающей программы «Автомоделирование»

Возрастные особенности детей и их мотивация

В творческом объединение «Автомоделирование» приходят дети с разной мотивацией, различной степенью подготовки, непохожими характерами и темпераментами. Одни склонны к кропотливой, упорной работе – у них есть задатки конструктора и экспериментатора. Они не терпят шаблонных решений и ищут свои, порой оригинальные. Других привлекает динамика автомобиля – отсюда стремление максимально быстро сделать модель, испытать её и доказать себе и другим, что его автомобиль – крепче и быстрее, чем у соперника. Они выбирают для себя спортивное автомоделирование,  участвуют в соревнованиях различного уровня.                         Деление на «конструкторов» и спортсменов довольно условно, так как изготовление модели, её модернизация постоянно толкает на поиск новых решений, а, следовательно, на эксперимент. А конструктору, экспериментатору постоянно приходится проявлять характер, волевые качества для достижения своих целей.

Для автомоделирования характерна смена рода деятельности в течение одного занятия (черчение, разметка, работа на станках), к тому же параллельно зачастую проводятся испытания моделей, а для этого необходимо развернуть кордодром, разместить трассу, установить трансформатор. Начиная с первого  года обучения занятия проводятся в форме различных соревнований, подготовки к соревнованиям различного уровня, проводится инструктаж по технике безопасности при работе с двигателями внутреннего сгорания, испытание моделей, устранение недостатков, знакомство с правилами соревнований, проводятся пробные старты и формирование сборной команды МБУДО ЦДТ для участия в муниципальных и региональных  соревнованиях по автомодельному спорту.                                                                                        Общеобразовательная общеразвивающая программа «Автомоделирование» предназначена для детей 7-18 лет.  Программа может корректироваться с учетом имеющейся материально-технической базы и контингента учащихся.                                 В творческое объединение  принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Дети могут включаться в освоение программы в любом возрасте. Возрастные особенности детей учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к учащимся. Ребенок может быть зачислен на любой год обучения, пройдя разработанный тест соответствия ЗУН  данному году обучения.

Творческое объединение комплектуется из следующей категории учащихся:

1 год обучения- учащиеся 1-3 классов (7-9 лет)

2 год обучения- учащиеся 2-4 классов (8-10 лет)

3 год обучения- учащиеся 3-5 классов (10-12 лет)

4 год обучения - учащиеся 4-7 классов (11-14 лет)

5 год обучения- учащиеся 6-8 классов (12-15 лет)

6 год обучения- учащиеся 7-10 классов (14-17 лет)

7 год обучения- учащиеся 10-11 классов (15-18 лет)

Наполняемость групп творческого объединения следующая:

1 год обучения- 12 учащихся

2 год обучения- 12 учащихся

3 год обучения- 10 учащихся

4 год обучения -8 учащихся

5 год обучения- 8 учащихся

6 год обучения- 8 учащихся

7 год обучения- 8 учащихся

Сроки реализации общеразвивающей программы «Автомоделирование»

Общеразвивающая программа «Автомоделирование» рассчитана на 7 лет обучения.

Этапы реализации общеразвивающей программы «Автомоделирование»

I этап – аналитико-прогностический (1-2 год обучения).                                         Анализ комплекса условий, имеющихся в МБУДО ЦДТ. Выявление проблемных зон и точек развития. Разработка целей, задач, содержания и механизмов реализации программы. Формирование учебно-материальной базы, в соответствии с требованиями.

II этап – деятельностный (3-5 год обучения).                                                 Формирование и апробирование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дополнительного образования.

III этап – рефлексивный  (6-7 год обучения).                                                         Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования. Внедрение совершенствование и распространение перспективного опыта.

Основные формы проведения занятий

Для реализации общеобразовательной общеразвивающей программы «Автомоделирование» мною используются  различные формы занятий: групповые теоретические и практические занятия, групповые тренировки, индивидуальные практические занятия и тренировки,  показ технических объектов с объяснением, лекция, комбинированное занятие, экскурсия, самостоятельная работа, выполнение творческих заданий, испытание, участие в соревнованиях различного уровня, выступление и участие в выставках  по техническому творчеству различного уровня, участие в показательных выступлениях различного уровня,  психологические тренинги.

Основная форма проведения занятий – практическое занятие, на котором приобретаются навыки конструирования моделей и чертёжного мастерства, закрепление и углубление полученных теоретических знаний, формирование соответствующих навыков и умений.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая, малыми группами, индивидуальная.

Режим занятий

1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа) – 72 занятия

2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа) – 72 занятия

3 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов) – 72 занятия

4 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов) –  72 занятий

5 год обучения - 3 раза в неделю по 3 часа (324 часа) –  108 занятий

6 год обучения – 3 раза в неделю по 3 часа (324 часа) –  108 занятий

7 год обучения  - 3 раза в неделю по 3 часа (324 часа) –  108 занятий

Режим занятия во время теоретических занятий в помещении (лекция): организационный момент, вводная часть (краткий рассказ о том, чем будем заниматься), опрос по пройденному материалу, лекция, перемена между занятиями, ответы на вопросы (вопросы по пройденному материалу к педагогу от учащихся (если что-то не понятно); вопросы от педагога к учащимся на предмет правильного усвоения пройденного материала), подведение итогов  занятия.

Режим занятия во время практических занятий на трассе включает в себя следующие моменты: организационный, осмотр трассы (для выбора наилучшей траектории прохождения поворотов  и выбора скорости), подготовка моделей и проверка всех рабочих узлов, вождение, перемена между занятиями, выявление допущенных ошибок, поиск их решения, подведение итогов занятий.

Методы, используемые в процессе занятий:

  • словесные методы обучения (инструктаж, объяснение нового материала, алгоритма изготовления модели);
  • наглядные методы обучения (показ иллюстраций, демонстрация образцов, схем, чертежей, технологий сборки моделей; стендовых моделей, показ, исполнение педагогом модели, наблюдение, работа по образцу);
  • практические методы обучения (моделирование, проектирование, конструирование и выполнение моделей; выполнение самостоятельных творческих работ и проектов,  испытание моделей).

Планируемые результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Личностные универсальные учебные действия:

  • широкая мотивационная основа технического творчества, включающая интерес к профессиональным сферам, связанным с автотехникой;
  • адекватное понимание причин успешности (неуспешности) технической деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании поступков, как собственных, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • эмпатия - как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять анализ ситуаций с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации;
  •  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные универсальные учебные действия:

Учащийся первого года обучения должен

Знать:

  • знать и уметь выполнять правила техники безопасности при работе с ручным инструментом;
  • основные термины и понятия применяемые в автомодельном спорте;
  • приёмы работы с картоном, металлом, стеклотекстолитом;
  • технологию сборки модели;
  • технологию вырезания лобзиком;
  • правила и приёмы работы на токарном станке;
  • понятие о копийности;
  • основные факторы, влияющие на ходовые качества модели;
  • правила подготовки модели к конкурсам и соревнованиям.

Уметь:

  • переводить контур кузова, вырезать, сгибать, склеивать;
  • работать с металлом: делать разметку, сверлить, вырезать, сгибать, паять корпусные элементы;
  • изготовлять детали на токарном станке;
  • работать с заготовками;
  • изготовлять и окрашивать детали облицовки в соответствии с прототипом;
  • выполнять изготовление ходовой части;
  • проверять работоспособность изделия;
  • бережно относится к рабочему материалу;
  • проявлять усидчивость и аккуратность при исполнении работы.

Учащийся  второго года обучения должен

Знать:

  • знать и выполнять технику безопасности при работе с инструментом, краской, растворителем, клеем и их назначения;
  • основные характеристики спортивных моделей класса ЭЛ-2;
  • правила составления эскизов деталей и сборочных эскизов;
  • основы устройства автомобиля;
  • вопросы подготовки организации и проведения соревнований по автомодельному спорту;
  • понятия и термин, применяемые при проведении соревнований по автомодельному спорту.

Уметь:

  • уметь читать и составлять простейшие эскизы деталей автомодели;
  • уметь работать по шаблонам и эскизам;
  • уметь выбрать и самостоятельно сконструировать понравившуюся модель;
  • уметь сделать модель, согласно техническим требованиям (положения к соревнованиям);
  • уметь разобраться в электрической схеме модели класса ЭЛ-2 (комнатные модели с электродвигателями малой мощности);
  • уметь успешно выступить на соревновании;
  • уметь под строгим контролем педагога изготовить необходимые детали модели на токарном и сверлильном станках;
  • уметь качественно выполнять электромонтажные работы (пайка, сборка электрической схемы модели);
  • уметь эстетически грамотно оформить внешний вид модели.

Учащийся  третьего года обучения должен

Знать:

  • знать и соблюдать технику безопасности при работе на станках и с режущим инструментом, краской, растворителем, клеем;
  • историю автомоделизма, основные достижения российских моделистов;
  • технические понятия и терминологию, применяемые в автомоделизме;
  • виды моделей, принимающих участие в соревнованиях по автомодельному спорту;
  • требования к техническим характеристикам моделей различных видов;
  • основные приёмы работы на слесарном, токарном и фрезерном станке;
  • основы технологии обработки различных материалов;
  • принципы построения модели;

Уметь:

  • иметь опыт творческого поиска при решении технических задач;
  • проявлять самостоятельность в выполнении работы, уметь доводить начатое дело до конца;
  • оказывать взаимопомощь, получит опыт сотрудничества и работы в команде.
  • уметь выполнять необходимые слесарные и столярные работы, уметь паять.

Учащийся  четвертого года обучения должен

Знать:

  • знать и соблюдать технику безопасности при работе на станках и с режущим инструментом;
  •  знать технологию изготовления деталей ходовой части и кузовов автомобилей;
  • знать назначение материала, инструмента при постройке модели;
  • знать электросхему, устройство механической части модели;
  • знать классы спортивных моделей.

Уметь:

  • уметь проявлять творческое мышление и конструкторские способности, фантазию, изобретательность при выполнении работы
  • уметь работать с различными материалами и инструментами.
  • .

Учащийся  пятого года обучения должен

Знать:

  • знать и соблюдать технику безопасности при работе на станках и с режущим инструментом, краской, растворителем, клеем;
  • основы проектных, технико-конструкторских, технологических знаний;
  • знать правила автомодельных соревнований, иметь представление о работе судейской бригады.

Уметь:

  • уметь выполнить модель из металла и пластика.
  • участвовать в муниципальных, региональных соревнования;
  • проявлять готовность поддержать товарища по команде в экстремальных ситуациях соревнований;
  • уметь пользоваться слесарными и столярными инструментами;
  • составлять эскизы, размечать контуры деталей моделей на материале с последующей их обработкой.

Учащийся  шестого года обучения должен

Знать:

  • технику безопасности при работе электроинструментами;
  • принцип работы деревообрабатывающего и металлообрабатывающего оборудования, электродвигателя напряже6нием не выше 36 V;
  • макетирование, его назначение, процесс выполнения макета модели.

Уметь:

  • выполнять процесс изготовления модели от разработки эскиза до выполнения сборки;
  • выполнять работы на токарном, сверлильном и фрезерном станках;
  • выполнять сборочные операции;
  • работать электропаяльником;
  • подготавливать модель для участия в соревнованиях;
  • уметь оценивать модель с точки зрения спортсмена-профессионала.

Учащийся седьмого года обучения должен

Знать:

  • знать и соблюдать технику безопасности при работе на станках и с режущим инструментом, краской, растворителем, клеем;
  • знать основы электротехники;
  • основы инженерной графики, принципы составления эскиза по детали или образцу;
  • редукторы и их назначение, способ установки электродвигателя на модель.

Уметь:

  • уметь работать на фрезерном станке (при заготовке деталей модели);
  • самостоятельно собирать редуктор привода модели;
  • уметь работать с двигателями внутреннего сгорания при изготовлении модели;
  • уметь пользоваться технической и справочной литературой;
  • уметь работать в команде на соревнованиях.

Характеристика системы оценивания и отслеживания результатов освоения общеобразовательной общеразвивающей программы «Автомоделирование»

Система отслеживания  результатов реализации общеразвивающей программы «Автомоделирование»

Система отслеживания результатов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Автомоделирование» представляет собой один из инструментов управления образовательным процессом, направленный прежде всего на обеспечение высоких показателей качества дополнительного образования.        С этой целью в МБУДО ЦДТ  разработана система мониторинга образовательных достижений учащихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам: «Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеразвивающей программе», «Мониторинг успеваемости обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе», «Карта успеха». Мониторинги проводятся мною в каждой группе, в конце учебного года – контрольный (май). Методы диагностики: наблюдение, тестирование, контрольный опрос,  технические упражнения.        

«Карта успеха» - один из методов ослеживания результатов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, который позволяет диагностировать уровни сформированности УУД у воспитанников творческого объединения.  Анализ результатов фиксируется по трем уровням цветными карандашами:

  • максимальный уровень – красный;
  • средний уровень – синий;
  • минимальный уровень – зеленый.                                        

Оценка уровеней сформированности УУД у обучающихся проводится за полугодие (декабрь, май) в каждой группе творческого объединения.                                                 Методы диагностики предметных результатов: наблюдение, результативность участия учащихся в конкурсах и соревнованиях различного уровня, тестирование, контрольный опрос, практические задания,  показательное вождение.                         Оценка личностных результатов учащихся проводится мною с помощью следующих методик: методика «Кто Я?» (М.Кун);  «Лесенка» (О.Грецов), «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (по Э.Туриелю), опросник мотивации, задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи, анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю).  

Метапредметные результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы «Судомоделирование» оцениваются по следующим критериям:

- критерии познавательных умений: умение осуществлять учебно-исследовательскую работу; понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем; осуществление контроля и внесение необходимых дополнений, исправлений в свою работу, если она расходится с образцом; в сотрудничестве с педагогом определение последовательности изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»; умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе существенных признаков, по заданным критериям;

- критерии коммуникативных умений: умение слушать и слышать педагога; умение вступать в  диалог,  вести полемику, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; грамотность, выразительность, эмоциональность речи; соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;

- критерии регулятивных (организационных) умений и навыков: умение подбирать и анализировать специальную литературу; умение пользоваться компьютерными источниками информации;  умение организовывать свое рабочее (учебное) место; навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в группе.

Методы диагностики: наблюдение, собеседование, контрольный опрос, практические задания.

Данные фиксируются в «Карте успеха», которая является, так же как и мониторинги,  одним из документов отчетности и хранится у администрации Учреждения.

Данные мониторингов позволяют мне  вести поэтапный контроль за обучением и успеваемостью  учащихся,  отслеживать динамику результатов каждого ребенка и выявить его собственные успехи по сравнению с исходным уровнем. Данные мониторинга так же дают возможность  определить степень освоения каждым ребенком общеобразовательной общеразвивающей программы, выявить наиболее способных и одаренных учащихся, а также проследить развитие их личностных качеств, оказать им своевременную поддержку и помощь.                                                                                        Полученные данные мониторинга используются для оценки состояния и тенденций развития образовательной системы МБУДО ЦДТ в целом, формирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.        

Одним из проявлений уровневого подхода к системе оценки является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Качественные показатели  итогов реализации общеобразовательной общеразвивающей программы «Автомоделирование»

Промежуточная и итоговая  аттестация учащихся рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.

Аттестация учащихся творческого объединения «Автомоделирование» проводится в соответствии с «Положением об аттестации учащихся творческих объединений МБУДО ЦДТ».                                                                                                 Цель аттестации: выявление индивидуального уровня развития ребенка и его соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей  программы.                                                                        Задачи аттестации:                        

  • определить уровень освоения теоретической части обучающихся по конкретной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;        
  • выявить степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде творческой деятельности;                                         
  • выявить соответствие прогнозируемых и реальных результатов учебно- воспитательной работы;                                                                
  • проанализировать полноту реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы;                                                                
  • выявить причины, способствующие или препятствующие полноценной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы;                
  • внести необходимые коррективы в содержание реализуемой программы.

Промежуточная и итоговая аттестации обучающихся строятся на принципах научности, учета индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, адекватности специфики деятельности творческого объединения и срокам обучения; необходимости, обязательности и открытости проведения; свободы выбора педагогом форм проведения и методики оценки результатов.

Промежуточная и итоговая аттестации выполняют следующие функции:

  • учебную, состоящую в совершенствовании и систематизации учащимися теоретических, практических знаний, умений и навыков;
  • контролирующую, выявляющую уровень освоения учащимися содержания общеразвивающих программ, креативности выполнения практических заданий;
  • воспитательную, формирующую у детей ответственное отношение к учению, дисциплине, аккуратности, способность к самоконтролю;
  • развивающую, позволяющую детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы;
  • диагностическую, позволяющую получить информацию об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся, недостатках учебно-воспитательного процесса;
  • коррекционную, помогающую педагогу формировать познавательные и творческие способности и мотивы к познавательной деятельности;
  • социальную, помогающую оценить уровень подготовки учащихся на соответствие требованиям, предъявляемых обществом.

Промежуточная аттестация проводится мною  по итогам обучения за текущий учебный год (май). Промежуточная аттестация проводится в группах 1-го, 2-го, 3-го, 4-го,5-го, 6-го года обучения.                                                                                 Итоговая аттестация проводится по окончании срока обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей         программе «Автомоделирование» в конце учебного года (май) и включает в себя методику проверки теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся. Итоговая аттестация проводится в группе 7-го года обучения.                                                                                        В основу оценивания результатов промежуточной и итоговой аттестации положена трехуровневая система, состоящая из высокого, среднего и низкого уровня. Критерии оценки результативности определяются педагогом дополнительного образования таким образом, чтобы можно было определить отнесенность учащегося к одному из трех уровней.                                                                                        Результаты промежуточной аттестации заносятся в листы «Протокола промежуточной аттестации обучающихся»   в отдельной графе буквами: «В» - высокий уровень, «С» - средний уровень, «Н» - низкий уровень.                                                Результаты итоговой аттестации так же фиксируются в «Протоколе итоговой аттестации обучающихся» в отдельной графе буквами: «в» - высокий уровень, «с» - средний уровень, «н» - низкий уровень, который является одним из документов отчетности и хранится у администрации Учреждения. Копии протоколов промежуточной и итоговой аттестации вкладываются в журналы учета работы творческого объединения.

Анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся производится по следующим показателям:

  • низкий уровень «Н» - показатель достижений, который свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство учащихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом учащийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа учащихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении более высокого (базового) уровня;
  • средний уровень «С» - показатель достижений, который свидетельствует об освоении учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение средним (или базовым) уровнем является необходимым и достаточным условием для продолжения обучения по данной программе;  
  • высокий уровень «В» - показатель достижений, который свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте и сформированности интересов по выбранному профилю. Учащиеся, демонстрирующие высокий уровень образовательных достижений по общеразвивающей программе, могут быть вовлечены в различные виды проектно- исследовательской деятельности, участие в конкурсах и соревнования повышенной сложности и сориентированы на продолжение дальнейшего обучения в данном направлении.

Формы проведения аттестации:

  • тестирование;
  • контрольный опрос;
  • соревнования, выставки, конкурсы;
  • самостоятельные практические задания;
  • показательные вождение, показательные выступления;
  • участие учащихся в проектно-исследовательской деятельности;
  • портфолио индивидуальных достижений;

Учебный план  1-го года обучения

№ п\п

Содержание программы

Количество часов

Форма контроля/аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

Анкетирование, контрольный опрос

2

Изготовление модели автомобиля из бумаги и дерева

58

18

40

Тестирование, практические задания

3

Изготовление модели автомобиля «Фольксваген» из жести

80

22

58

Тестирование, практические задания

4

Заключительное занятие

4

2

2

Анкетирование, контрольный опрос, практические задания, выставка готовых моделей

Итого

144

44

100

Учебный план  2-го года обучения

№ п\п

Содержание программы

Количество часов

Форма контроля/аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

Анкетирование, контрольный опрос

2

Изготовление усложненной модели автомобиля с электрическим приводом

138

40

98

Тестирование, практические задания

3

Заключительное занятие

4

2

2

Анкетирование, контрольный опрос, практические задания, выставка готовых моделей

Итого

144

44

100

Учебный план  3-го года обучения

№ п\п

Содержание программы

Количество часов

Форма контроля/аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

Анкетирование, контрольный опрос

2

Изготовление модели автомобиля на радиоуправлении

207

39

168

Тестирование, практические упражнения

3

Заключительное занятие

6

3

3

Анкетирование, контрольный опрос, практические задания, выставка готовых моделей

Итого

216

45

171

Учебный план  4-го года обучения

№ п\п

Содержание программы

Количество часов

Форма контроля/аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

Анкетирование, контрольный опрос

2

Изготовление радиоуправляемой модели класса РЦБ

144

21

123

Тестирование, практические упражнения

3

Вождение радиоуправляемых моделей класса РЦБ

63

9

54

Контрольный опрос, показательное вождение

4

Заключительное занятие

6

3

3

Анкетирование, контрольный опрос, практические задания, выставка готовых моделей, показательное вождение

Итого

216

36

180

Учебный план  5-го года обучения

№ п\п

Содержание программы

Количество часов

Форма контроля/аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

Анкетирование, контрольный опрос

2

Изготовление  радиоуправляемой модели класса РЦЕ

222

21

201

Тестирование, практические упражнения

3

Вождение радиоуправляемых моделей класса РЦЕ

93

9

84

Контрольный опрос, показательное вождение

4

Заключительное занятие

6

3

3

Анкетирование, контрольный опрос, практические задания, выставка готовых моделей

Итого

324

36

288

Учебный план  6-го года обучения

№ п\п

Содержание программы

Количество часов

Форма контроля/аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

Анкетирование, контрольный опрос

2

Изготовление  радиоуправляемой модели класса РЦА

222

21

201

Тестирование, практические упражнения

3

Вождение радиоуправляемых моделей класса РЦА

93

9

84

Контрольный опрос, показательное вождение

3

Заключительное занятие

6

3

3

Анкетирование, контрольный опрос, практические задания, выставка готовых моделей

Итого

324

36

288

Учебный план  7-го года обучения

№ п\п

Содержание программы

Количество часов

Форма контроля/аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

Анкетирование, контрольный опрос

2

Изготовление  радиоуправляемой модели класса ДТМ

222

21

201

Тестирование, практические упражнения

3

Вождение радиоуправляемых моделей класса ДТМ

93

9

84

Контрольный опрос, показательное вождение

3

Заключительное занятие

6

3

3

Анкетирование, контрольный опрос, практические задания, выставка готовых моделей

Итого

324

36

288

Содержание учебного плана 1-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие (2 часа).

Теория (2 часа)

Режим работы творческого объединения. План и направления работы. Решение организационных вопросов. Вопросы охраны труда и техники безопасности.

Раздел 2. Изготовление модели автомобиля из бумаги и дерева (58 часов).

Теория (18 часов)

История автомобиля ГАЗ 67Б. Чертежные инструменты. Чертежи модели.  Свойства бумаги, древесины и полистирола. Свойства применяемых клеев. Способы работы. Пайка оловом. Красители и работа с ними.

Практика (40 часов)

Практическое занятие 1-3:  Разбор и масштабирование чертежа. Изготовление шаблонов модели автомобиля.

Практическое занятие 4-16: Изготовление кузова модели. Изготовление ходовой части модели автомобиля.

Практическое занятие 17-20: Сборка модели. Отделка модели.

Раздел 3. Изготовление модели автомобиля «Фольксваген» из жести (80 часов).

Теория (22 часа)

История создания автомобиля «Фольксваген». Разбор чертежа модели. Измерительные инструменты и работа с ними. Разметочные инструменты и работа с ними.  Свойства жести. Пайка оловом.  Назначение и устройства кузова модели. Свойства резины. Пайка оловом. Свойства красителей и работа с ними.

Практика (58 часов)

Практическое занятие 1-3:  Разбор и масштабирование чертежа. Изготовление шаблонов модели автомобиля.

Практическое занятие 4-20: Изготовление кузова модели. Изготовление ходовой части модели автомобиля.

Практическое занятие 21-29: Сборка модели. Отделка модели.

Раздел 4. Заключительное занятие (4 часа).

Теория (2 часа)

Теоретическое занятие 1: Контрольный опрос. Тестирование, диагностирование.

Практика (2 часа)

Практическое занятие 1: Анкетирование, показательное вождение, практические задания, оформление выставки моделей.

Содержание учебного плана 2-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие (2 часа).

Теория (2 часа)

Режим работы творческого объединения. План и направления работы. Решение организационных вопросов. Вопросы охраны труда и техники безопасности.

Раздел 2. Изготовление усложненной модели автомобиля с электрическим приводом (138 часов).

Теория (40 часов)

История гибридных и электрических автомобилей. Электрический привод автомобиля против традиционного. Разбор чертежа модели автомобиля. Чертежные инструменты. Линии чертежа. Свойства применяемых клеев. Свойства оловянных сплавов. Пайка оловом. Устройство и назначение рессор, амортизаторов, шин. Устройство электродвигателей.

Назначение редуктора и его устройство. Устройство и назначение ведущего моста. Устройство и назначение ведомого моста. Работа с красителями. Работа с аэрографом.

Практика (98 часов)

Практическое занятие 1-3:  Разбор и масштабирование чертежа. Изготовление шаблонов модели автомобиля.

Практическое занятие 4-20: Изготовление кузова модели. Изготовление ходовой части модели автомобиля.

Практическое занятие 21-30: Изготовление редуктора.

Практическое занятие 31-49: Сборка модели. Отделка модели.

Раздел 3. Заключительное занятие (4 часа).

Теория (2 часа)

Теоретическое занятие 1: Контрольный опрос. Тестирование, диагностирование.

Практика (2 часа)

Практическое занятие 1: Анкетирование, показательное вождение, практические задания, оформление выставки моделей.

Содержание учебного плана 3-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие (3 часа).

Теория (3 часа)

Режим работы творческого объединения. План и направления работы. Решение организационных вопросов. Вопросы охраны труда и техники безопасности.  Анкетирование учащихся.

Раздел 2. Изготовление модели автомобиля на радиоуправлении (207 часов). 

Теория (39 часов)

История радиоуправляемых машин. Чертежные инструменты. Линии  чертежа. Маштабирование чертежа. Измерительные инструменты.  Особенности сборки радиоуправляемой модели автомобиля. Свойства применяемых клеев. Свойства оловянных припоев. Пайка оловом. Способы обработки материалов. Работа с красителями. Устройства узлов шасси. Устройство электродвигателей. Источники питания для моделей. Работа с аппаратурой дистанционного управления.

Практика (168 часов)

Практическое занятие 1-3: Разбор и масштабирование чертежа. Изготовление шаблонов модели автомобиля.

Практическое занятие 4-20: Изготовление кузова модели. Изготовление ходовой части модели автомобиля. Изготовление управляемого моста.

Практическое занятие 21-30: Изготовление редуктора.

Практическое занятие 31-49: Отделка модели. Сборка и регулировка модели.

Практическое занятие 50-56: Отладка ходовых качеств модели. Отделка модели. Тренировочные запуски модели.  

Раздел 3. Заключительное занятие (6 часов).

Теория (3 часа)

Теоретическое занятие 1: Контрольный опрос. Тестирование, диагностирование.

Практика (3 часа)

Практическое занятие 1: Анкетирование, показательное вождение, практические задания, оформление выставки моделей.

Содержание учебного плана 4-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие (3 часа).

Теория (3 часа)

Режим работы творческого объединения. План и направления работы. Решение организационных вопросов. Вопросы охраны труда и техники безопасности.  Анкетирование учащихся.

Раздел 2. Изготовление радиоуправляемой модели РЦБ (144 часа). 

Теория (21 час)

Технология изготовления радиоуправляемой модели РЦБ. Чертежные инструменты. Линии  чертежа. Маштабирование чертежа. Свойства жести. Свойства пластмасс. Свойства древесины.  Свойства применяемых клеев. Свойства оловянных припоев. Пайка оловом.

Практика (123 часа)

Практическое занятие 1-10: Разбор и масштабирование чертежа. Изготовление шаблонов по чертежам модели.

Практическое занятие 11-27: Изготовление кузова модели. Изготовление ходовой части модели автомобиля. Изготовление управляемого моста.

Практическое занятие 28-39: Отделка модели крана. Сборка узлов и агрегатов  модели. Регулировка модели.

Практическое занятие 40-41: Отладка ходовых качеств модели. Тренировочные запуски модели.  

Раздел 3. Вождение радиоуправляемых моделей класса РЦБ (63 часа).

Теория (9 часов)

Правила соревнований. Виды дистанций. Приемы вождения модели РЦБ. Методы вождения модели РЦБ.

Практика (54 часа)

Практическое занятие 1-6:  Установка аппаратуры дистанционного управления на шасси модели. Тренировочные запуски модели.  

Практическая работа 7-18: Отработка приемов вождения модели РЦБ. Вождение модели по дистанции.

Раздел 4. Заключительное занятие (6 часов).

Теория (3 часа)

Теоретическое занятие 1: Контрольный опрос. Тестирование, диагностирование.

Практика (3 часа)

Практическое занятие 1: Анкетирование, показательное вождение, практические задания, оформление выставки моделей.

Содержание учебного плана 5-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие (3 часа).

Теория (3 часа)

Режим работы творческого объединения. План и направления работы. Решение организационных вопросов. Вопросы охраны труда и техники безопасности.  Анкетирование учащихся.

Раздел 2. Изготовление радиоуправляемой модели класса РЦЕ (222 часа).

Теория (21 час)

Технология изготовления радиоуправляемой модели РЦЕ. Чертежные инструменты. Линии  чертежа. Маштабирование чертежа. Свойства жести. Свойства пластмасс. Свойства древесины.  Свойства применяемых клеев. Свойства оловянных припоев. Пайка оловом. Обслуживание узлов машины. Ремонт двигателей, применяемых на моделях РЦЕ. Устройство и назначение шасси,  рессор, амортизаторов. Устройство электродвигателей. Правила соревнований, применяемые для моделей автомобилей РЦЕ. Дистанции соревнований. Работа с аккумуляторами. Принцип работы аппаратуры дистанционного управления. Исполнительные механизмы и регуляторы хода.

Практика (201 час)    

Практическое занятие 1-3: Разбор и масштабирование чертежа. Изготовление шаблонов по чертежам модели.

Практическое занятие 4-45: Изготовление кузова модели. Изготовление ходовой части модели автомобиля. Изготовление управляемого моста.

Практическое занятие 46-56: Отделка модели крана. Сборка узлов и агрегатов  модели. Регулировка модели.

Практическое занятие 57-67: Отладка ходовых качеств модели. Установка аппаратуры дистанционного управления. Тренировочные запуски модели РЦЕ.  

Раздел 3. Вождение радиоуправляемых моделей класса РЦЕ  (93 часа).

Теория (9 часов)

Правила соревнований. Методы вождения модели РЦЕ.

Практика (84 часа)

Практическое занятие 1-14:  Установка аппаратуры дистанционного управления на шасси модели. Тренировочные запуски модели.  

Практическая работа 15-28: Отработка приемов вождения модели РЦЕ. Вождение модели по дистанции.

Раздел 4. Заключительное занятие (6 часов).

Теория (3 часа)

Теоретическое занятие 1: Контрольный опрос. Тестирование, диагностирование.

Практика (3 часа)

Практическое занятие 1: Анкетирование, показательное вождение, практические задания, оформление выставки моделей.

Содержание учебного плана 6-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие (3 часа).

Теория (3 часа)

Режим работы творческого объединения. План и направления работы. Решение организационных вопросов. Вопросы охраны труда и техники безопасности.  Анкетирование учащихся.

Раздел 2. Изготовление радиоуправляемой модели класса РЦА (222 часа).

Теория (21 час)

Технология изготовления радиоуправляемой модели РЦА. Чертежные инструменты. Линии  чертежа. Маштабирование чертежа. Свойства жести. Свойства пластмасс. Свойства древесины.  Свойства применяемых клеев. Свойства оловянных припоев. Пайка оловом.  Обслуживание узлов машины. Ремонт двигателей, применяемых на моделях РЦА. Устройство и назначение шасси,  рессор, амортизаторов. Устройство электродвигателей. Правила соревнований, применяемые для моделей автомобилей РЦЕ. Дистанции соревнований. Работа с аккумуляторами. Принцип работы аппаратуры дистанционного управления. Исполнительные механизмы и регуляторы хода.

Практика (201 час)    

Практическое занятие 1-3: Разбор и масштабирование чертежа. Изготовление шаблонов по чертежам модели.

Практическое занятие 4-45: Изготовление кузова модели. Изготовление ходовой части модели автомобиля. Изготовление управляемого моста.

Практическое занятие 46-56: Отделка модели крана. Сборка узлов и агрегатов  модели. Регулировка модели.

Практическое занятие 57-67: Отладка ходовых качеств модели. Установка аппаратуры дистанционного управления. Тренировочные запуски модели РЦА.  

Раздел 3. Вождение радиоуправляемых моделей класса РЦА  (93 часа).

Теория (9 часов)

Правила соревнований.  Методы вождения модели РЦА.

Практика (84 часа)

Практическое занятие 1-14:  Установка аппаратуры дистанционного управления на шасси модели. Тренировочные запуски модели.  

Практическая работа 15-28: Отработка приемов вождения модели РЦА. Вождение модели по дистанции.

Раздел 4. Заключительное занятие (6 часов).

Теория (3 часа)

Теоретическое занятие 1: Контрольный опрос. Тестирование, диагностирование.

Практика (3 часа)

Практическое занятие 1: Анкетирование, показательное вождение, практические задания, оформление выставки моделей.

Содержание учебного плана 7-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие (3 часа).

Теория (3 часа)

Режим работы творческого объединения. План и направления работы. Решение организационных вопросов. Вопросы охраны труда и техники безопасности.  Анкетирование учащихся.

Раздел 2. Изготовление радиоуправляемой модели класса ДТМ (222 часа).

Теория (21 час)

Технология изготовления радиоуправляемой модели ДТМ. Чертежные инструменты. Линии  чертежа. Маштабирование чертежа. Свойства жести. Свойства пластмасс. Свойства древесины.  Свойства применяемых клеев. Свойства оловянных припоев. Пайка оловом. Обслуживание узлов машины. Ремонт двигателей, применяемых на моделях ДТМ. Устройство и назначение шасси,  рессор, амортизаторов. Устройство электродвигателей. Правила соревнований, применяемые для моделей автомобилей ДТМ.  Дистанции соревнований. Работа с аккумуляторами. Принцип работы аппаратуры дистанционного управления. Исполнительные механизмы и регуляторы хода.

Практика (201 час)    

Практическое занятие 1-3: Разбор и масштабирование чертежа. Изготовление шаблонов по чертежам модели.

Практическое занятие 4-45: Изготовление кузова модели. Изготовление ходовой части модели автомобиля. Изготовление управляемого моста.

Практическое занятие 46-56: Отделка модели крана. Сборка узлов и агрегатов  модели. Регулировка модели.

Практическое занятие 57-67: Отладка ходовых качеств модели. Установка аппаратуры дистанционного управления. Программирование регуляторов хода. Тренировочные запуски модели РЦА.  

Раздел 3. Вождение радиоуправляемых моделей класса ДТМ  (93 часа).

Теория (9 часов)

Правила соревнований.  Методы вождения модели ДТМ.

Практика (84 часа)

Практическое занятие 1-14:  Установка аппаратуры дистанционного управления на шасси модели. Тренировочные запуски модели.  

Практическая работа 15-28: Отработка приемов вождения модели ДТМ. Вождение модели по дистанции.

Раздел 4. Заключительное занятие (6 часов).

Теория (3 часа)

Теоретическое занятие 1: Контрольный опрос. Тестирование, диагностирование.

Практика (3 часа)

Практическое занятие 1: Анкетирование, показательное вождение, практические задания, оформление выставки моделей.

Литература, рекомендуемая для педагогов

  1. Автомодельный спорт. Правила проведения соревнований
  2. Бергер И.И. «Токарное дело»
  3. Бекман А.И. «Гоночные мотоциклы», 2012 г.
  4. Гриншпун С.С. Воспитание творческой личности в процессе дополнительного образования. - /Бюллетень №1, 2001
  5. Гусев Е.М., Осипов М.С. «Пособие для автомоделистов», ДОСААФ, 2000 г.
  6. Гаевский О.А. «Авиамодельные двигатели», 2007 г.
  7. Драгунов Г.В. «Автомодельный кружок», 2001 г.
  8. Мерзликин В.Е. «Микродвигатели серии ЦСТКАМ»
  9. «Методические рекомендации по постройке модели аэромобиля»
  10. «Методические рекомендации по постройке автомодели  класса РМ-1»
  11. Миль Г. «Электрические приводы для моделей»
  12. Никишина И.В. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе» (Использование интерактивных форм и методов обучения учащихся и педагогов). Волгоград: Учитель, 2006.
  13. Ольшанская Р.А. Техника педагогического общения. Волгоград: Учитель, 2005.
  14. Журналы: «Моделист-конструктор», «Моделяж» (Венгрия, Чехия, Польша), «Модельбаухойте» (Германия)
  15. Журнал «Моделист – конструктор»:

1991 N5  стр.24 Секреты резинового жгута

1994 N9  стр.17 Резиномоторное авто

1990 N3  стр.25 ЭЛ по новым правилам

1994 N5  стр.19 Школьные класса ЭЛ

1993 N7  стр.19 Картонный автомобиль

1986 N5  стр.24. По авиационным законам

1988 N11 стр.24 Проще - не значит хуже

1989 N8  стр.13. К скорости через простоту

1990 N8  стр.7.  На автодроме «головастик»

1993 N9  стр.13 «Вертулы новое поколение»

1972 N10 стр.6  Аэромобиль-автосани

1975 N7  стр.16 Гоночная из Уссурийска

1976 N2  стр.22 Таллиннские скороходы

1988 N7  стр.25 История одного заблуждения

1988 N8  стр.13. На старте радиогоночная

1989 N9  стр.23 Шасси для электры

1996 N3  стр.19 РС10L на гоночных трассах

  1. Жидков С.В. «Секреты высоких скоростей кордовых самолетов», ДОСААФ, 2001 г
  2. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М., издательский цент «Академия», 2001.
  3. Цыбин В.С., Галашин В.А. «Легковые автомобили». М., 1993
  4. Энциклопедия для детей. Том 23. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь. / Под редакцией Хлебалина Е.А. – М.: Аванта, 2003 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://fameartf.ru/2009/05/11/istoriya-avtomodelnogo-sporta/ 
  2. http://forum.sport4.city.ru/forum/4-22-1 
  3. http://www/oblsport-penza.ru/news/categoru/3 
  4. http://redkysport.ru/avtomodel/index.php 
  5. http:///avtomodel.narod.ru/ 
  6. http://www.modelcarsclud.ru/ 
  7. Фестиваль педагогических идей. http://festival.1september.ru/articles/588850/ 
  8. Страна Мастеров. http://stranamasterov.ru/ 

Список литературы для детей:

  1. Драгунов Г.Б. «Автомодельный кружок». М., 2007 г.
  2. Гусев Е.М., Осипов М.С. Пособие для автомоделистов. – М., ДОССАФ, 1980
  3. Ерлыкин Л.А. «Послушный металл». М., 1987.
  4. Смирнов Э. Как сконструировать и построить модель, ДОСААФ, М., 2003.
  5. Журавлева А.П., Болотина Л.А. «Начальное техническое моделирование». М., 1992.
  6. Журнал «Школа и производство» №1, 1995.
  7. Малов В.И. «Я познаю мир: Автомобили: Детская энциклопедия». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

Дополнительная литература

1.Сахаров А.Д. Мир через полвека (мир в 2024 году). Вопросы философии, 2005г. № 1

2. В.И. Бутов. Экономическая и социальная география зарубежного мира и России. М., 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПО.1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАУП.1.2 РИСУНОК Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпр...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Предметная область: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГИМНАСТИКА»

        Учебная программа, основывающаяся на типовой программе по предмету «Гимнастика» определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, кото...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Изодеятельность с элементами декоративно-прикладного искусства»

Данная программа разработана для дополнительного образования детей. Она расчитана для детей  7-14 лет. Срок реализации 2 года. Цель программы: создание условий для обучения детей основам изобрази...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниченными возможностями по предмету РИСУНОК Норильск 2014 Структура программы учебног

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА      Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниче...

Дополнительная программа общеразвивающая общеобразовательная "Судомоделирование"

Дополнительная программа общеразвивающая общеобразовательная  "Судомоделирование"...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Автомоделирование"

Занятия техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Они способствуют развитию у обучающихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознат...