ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
статья

статья посвящена к изучению проблемы и анализу современных методик спортивной подготовки лыжников-гонщиков и основные средства воспитания физических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis_arhangelskaya_i.a._dyussh_no3_g.vilyuysk.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

И.А. Архангельская

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 3 по национальным видам спорта и легкой атлетике»  Муниципального района «Вилюйский улус (район)»  Республики Саха (Якутия) 

г. Вилюйск

 

Аннотация: статья посвящена к изучению проблемы и анализу современных методик спортивной подготовки лыжников-гонщиков и основные средства воспитания физических качеств.

Ключевые слова: методика спортивной подготовки, средства воспитания физических качеств лыжников-гонщиков.

Методика – это способы и приемы проведения тренировки, с помощью которых решаются конкретные задачи повышения уровня физической подготовленности и развития физических качеств.

        Успешное выступление наших спортсменов во многом зависит от эффективной подготовки тех или иных качеств спортсмена в специализированных школах как:

  • учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР);
  • средние профессиональные образовательные учреждения, училища олимпийского резерва (УОР);
  • школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ);
  • спортивные школы-интернаты.

Мы считаем, что фундамент всей системы подготовки спортсменов закладывают именно СДЮСШОР, то есть важен отбор спортсменов. Для определения уровня разностороннего развития основных физических качеств – выносливости, гибкости, быстроты используются определенные тесты и контрольные упражнения. Это могут быть бег на длинные и короткие дистанции, упражнения в подтягивании на перекладине, сгибание и разгибание рук от пола (отжимание) и др. По результатам выполнений тестов оценивается уровень физической подготовленности и спортивной формы, тренирующихся в любом виде спорта. Среди таких различных тестов, часто используют 12-минутный беговой тест, разработанный американским врачом К. Купером. Идея теста заключается в определении той максимально возможной дистанции, которую испытуемый может пробежать (или пройти) в течение 12 минут. Пройденная дистанция характеризует физическую подготовленность человека. К. Купер рекомендует определять с помощью теста состояние тренированности организма только после проведения систематических занятий в течение 6 недель. Полученную, с помощью тестов, информацию можно использовать для определения программы занятий и адекватных нагрузок в тренировках. По мнению некоторых специалистов, мышцам ног и брюшного пресса необходимо уделять больше внимания. Ноги составляют почти половину массы тела, и если они «отстают» в своем развитии, то не будет определенной симметрии тела. Если не будет сильных ног, то не будет сильной спины, потому что без регулярных приседаний спину укрепить достаточно трудно. Однако большую роль играют психологические качества спортсмена, наравне с физическими данными. Поэтому следует обратить внимание на силу воли, терпеливость, поведение и на другие психологические качества спортсмена.

Ежегодно все больше и больше детей и молодежи начинают заниматься лыжным спортом. Это обусловливает необходимость совершенствования методики тренировки лыжников на начальном этапе многолетней подготовки. Основы техники должны быть заложены на протяжении первых двух-трех лет занятий, пока дети катаются вне трассы. Считается, что у детей более «слабые» ноги, чем у взрослых, поэтому они не могут эффективно выполнять разгрузку и закантовку лыж. Центр тяжести у детей находится ниже, чем у взрослых, вследствие чего они всегда катаются в плуге или подплуживают сидя в задней стойке. В практике не рекомендуется использовать палки при обучении 5-6- летних лыжников, так как у них в этом возрасте координация отстает.

Вообще, лыжный спорт, он многообразен. Он включает в себя лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, биатлон, лыжная акробатика (фристайл).

Существуют лыжники-универсалы и лыжники-специалисты. Лыжники-универсалы  могут участвовать в соревнованиях, как на спринтерских, так и на длинных дистанциях, а лыжники-специалисты выступают только на одной дистанции (короткой или длинной). Больших успехов добиваются спортсмены-универсалы. Методика подготовки этих двух видов спортсменов должна отличаться друг от друга. Такая проблема возникла не сегодня, а существует уже давно, но отечественная спортивная наука обходит ее стороной, так как нет даже элементарных научных рекомендаций для тренеров по этому вопросу.

 Важным условием эффективности процесса подготовки лыжника является грамотное планирование и хорошая организация круглогодичной тренировки. Годичный цикл тренировки лыжника строится, прежде всего, в зависимости от климатических условий. Подготовительный период делится на бесснежный и снежный подпериоды. В свою очередь бесснежный подпериод подразделяется на весенне-летний и осенний этапы. На весенне-летнем этапе особое внимание следует уделить расширению функциональных возможностей организма, это могут быть бег, ходьба, общеразвивающие упражнения, занятия другими видами спорта, например футбол, волейбол. На осеннем этапе проводится работа над воспитанием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия), создаются условия для перехода на снег: занятия на лыжероллерах. Следует отметить, что детям очень полезно кататься на роликах, на велосипеде, это помогает развивать мышцы ног, так же воспитывает выносливость спортсмена. В снежный период занятия проводятся на лыжах. В подготовке лыжника так же полезно и эффективно тренироваться в экстремальных условиях: оттепель, плохое состояние лыжи, сильный ветер и др.

Важным фактором, способствующих успешной подготовке лыжника, является систематический учет всего тренировочного процесса. Основным документом такого учета является дневник спортсмена, в котором тренирующийся регулярно записывает в краткой форме содержание выполненной нагрузки, данные о самочувствии, массе тела, погода, сила и направление ветра, результаты участия в соревнованиях.

Известно, что средства тренировки, используемые в подготовке лыжника-гонщика, разделяют на основные и вспомогательные. Вспомогательные средства подразделяются на общеразвивающие и специальные. Специальные средства делятся на подготовительные, имитационные и подводящие.

Для осуществления высокой степени развития специальной работоспособности лыжника-гонщика в годовых циклах многолетней тренировки особое значение имеет правильное определение основных средств тренировки при развитии специальной выносливости и скоростно-силовой выносливости; рациональное планирование их объема и интенсивности в соответствии с принципами спортивной тренировки. В научно-методической литературе приводятся разнообразные основные средства тренировки лыжника-гонщика в подготовительном и соревновательном периодах годового цикла без характеристики напряженности и интенсивности их выполнения, но в их ряду не упоминаются соревнования.

Б.И. Бергман к основным физическим упражнениям в тренировке лыжника относит все способы передвижения на лыжах, специальные прикладные упражнения, прыжки с трамплина. В летний и осенний этапы тренировки биатлонистов И.Ф. Макропуло, О.И. Сажин основными средствами тренировки считают общеразвивающие и специальные упражнения, ходьбу и бег по пересеченной местности, легкую атлетику, греблю, спортивные и подвижные игры, плавание, езду на велосипеде, имитационные упражнения, ходьбу на роликовых коньках и лыжероллерах.

Приводя классификацию средств тренировки лыжника-гонщика, Э.М. Матвеев определяет круг основных физических упражнений, состоящий из способов передвижения на лыжах. В.Н. Манжосов, И.Г. Огольцов, Г.А. Смирнов выделяют основные средства тренировки, направленные на воспитание физических качеств всех видов проявления выносливости (общая, специальная, скоростно-силовая и силовая); к дополнительным относят средства, направленные на развитие силы, быстроты, гибкости, ловкости и равновесия; называют основные средства тренировки - передвижение на лыжах и лыжероллерах.

По мнению М.А. Аграновского, основными упражнениями являются все способы передвижения на лыжах: ходы, подъемы, спуски, торможения, повороты, прыжки. В зависимости от методики применения каждое упражнение способствует развитию преимущественно того или иного качества. В бесснежное время года В.Н. Манжосов считает имитацию подъемов с палками в сочетании с бегом, мощным специальным средством скоростно-силовой подготовки лыжника-гонщика. В тренировке на снегу, он рекомендует применять передвижения со сверхсоревновательной скоростью около 5% от объема лыжной подготовки (не учитывая участия в соревнованиях) для развития скоростно-силовых качеств, при соответствии тренировочных трасс соревновательным.

Основными средствами повышения специальной выносливости для юных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде С.К. Фомин считает смешанное передвижение с использованием ходьбы и бега разной интенсивности, относительно продолжительного умеренного бега по пересеченной местности с преодолением подъемов. В соревновательном периоде он рекомендует бег на лыжах с прохождением заданных расстояний на максимальной скорости. По классификации В.Д. Шапошникова, основные упражнения включают в себя все способы передвижения на лыжах; средства тренировки, применяемые на этапах подготовительного периода - имитация попеременного двухшажного хода в подъемы с палками и без палок в сочетании с бегом на равнине и спусках (шаговая, прыжковая, беговая), выполняемая с низкой, средней, околосоревновательной и соревновательной интенсивностью; специализированная ходьба; лыжероллеры - наиболее универсальное средство технико-тактической и специальной физической подготовки и другие средства, называя почти все из них также основными.

Итак, литературные данные свидетельствуют о том, что в лыжных гонках применяется довольно широкий круг «основных» средств тренировки как в подготовительном, так и в соревновательном периодах годового цикла, из которых не все отвечают требованиям, предъявляемым теорией и практикой спорта к основным средствам тренировки. Уточнение основных средств тренировки лыжника-гонщика имеет большое значение для повышения эффективности методики многолетней подготовки.

Список литературы:

  1. Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. Физическое воспитание. Изд-во «Высшая школа», 1989;
  2. Ю.И. Гришина. Общая физическая подготовка. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2010;
  3. В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. Тестирование в спортивной медицине. Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1988;
  4. В. М. Ковязин, В. Н. Потапов, В. Я. Субботин. Методика тренировки в лыжных гонках. От новичка до мастера спорта. Учебное пособие. Изд-во Тюменского государственного университета, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные средства подготовки лыжников-гонщиков

   В процессе многолетней подготовки лыжника для развития физических качеств применяется необычайно широкий круг различных упражнений. Каждое из применяемых упражнений оказывает на ор...

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПЕРИОД РЕАККЛИМАТИЗАЦИИ ПОСЛЕ ПРЕБЫВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ

  Лыжный спорт в России относится к одному из наиболее популярных и доступных видов спорта. Но для успешной подготовки спортсменов требуются качественно организованные тренировки...

Методика развития быстроты у лыжников-гонщиков

В данном пособии рассмотрены аспекты развития быстроты у лыжников-гонщиков....

Развитие физических качеств юного лыжника-гонщика

Развитие физических качеств юного лыжника-гонщика...

Выносливость - основное физическое качество лыжника-гонщика

Выносливость - основное физическое качество лыжника-гонщика...

Курсовая работа Средства и методы специальной подготовки лыжников гонщиков 13-15 лет

Курсовая работа Средства и методы специальной подготовки лыжников гонщиков 13-15 лет...