Рабочая программа "Финансовая грамотность"
рабочая программа

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx67.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Июсская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждено»:

Директор МБОУ «Июсская СОШ»

_______Михайлова Т. С.

Приказ №  66 от  31.08.2020г.

        

Рабочая программа

по дополнительному образованию

«Финансовая грамотность»

Направление «Общеинтелектальное»

Возраст обучающихся: 11-14 лет

на 2020 -2021 учебный год

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Лалетина А.В.,

учитель технологии.

с. Июс, 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа «Финансовая грамотность» для 5 – 8  классов  составлена  в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями), Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования (приказ МО и Н РФ от 17 декабря 2010 года №1897), Законом Республики Хакасия от 05.07.2013 N 60-ЗРХ "Об образовании в Республике Хакасия" (с последующими изменениями), с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей (законных представителей).

Общая характеристика

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся - это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Цель:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Формы реализации программы

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса: дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Место кружка  в учебном плане

Программа рассчитана  для учащихся11-14 , на 1 год обучения (37 недель). Наполняемость группы до 15 человек. На реализацию «Финансовая грамотность» отводиться 74 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю.

При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим, карантин (повышенный уровень заболеваемости), больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездки на семинары, больничного листа, часы дополнительного образования согласно  рабочей программе, будет  проводить другой учитель соответствующего профиля.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные образовательные результаты (личностные характеристики и установки).

Стремление к повышению благосостояния семьи путем правильного использования услуг финансовых организаций и осознанного неприятия чрезмерных рисков, связанных с получением этих услуг.

Понимание наличия финансовых рисков в современной экономике и необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных жизненных ситуаций.

Осознание необходимости учета и планирования своих доходов и расходов, осознание важности сбережений.

Осознание необходимости ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями.

Принятие на себя ответственности за свои финансовые решения, осознание последствий этих решений.

Осознание мотивов и целей (необходимости) получения кредита, осознание ответственности за выплату кредита.

Осознание необходимости использовать страховые продукты в различных сферах жизни.

Осознание того, что деньги должны работать, через инвестирование средств в фондовый рынок.

Критическое отношение  к рекламе финансовых продуктов и услуг, установка на активный поиск и анализ информации.  

Осознание необходимости сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Метапредметные образовательные результаты (универсальные учебные действия).

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять деятельность.

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, контролировать и корректировать деятельность, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Умение использовать групповую рефлексию для осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные образовательные результаты (предметные знания и умения).

Обучающиеся должны знать и понимать:

  • что такое личный доход и каковы пути его повышения;
  • что такое личные расходы, и каковы общие принципы управления расходами;
  • различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
  • общий доход семьи и его источники, и каковы пути повышения дохода;
  • что такое заработная плата и каковы различные виды оплаты труда;
  • как вести учет доходов и расходов и в чем его необходимость;
  • как аккумулировать сбережения для будущих трат и в чем их необходимость;
  • принцип хранения денег на банковском счете, как сбережения могут приносить доход;
  • что необходимо иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
  • что такое кредит и почему кредит дается под проценты;
  • основные принципы кредитования и как можно взять кредит;
  • различные виды кредитов и различия в процентной ставке;
  • выгоды и риски, связанные с разными способами кредитования;
  • что такое полная стоимость кредита;
  • что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банков о выдаче кредита в будущем;
  • что такое финансовый риск, основные задачи и принципы страхования;
  • различные виды страховых продуктов, как застраховать риски;
  • условия страховых выплат в случае наступления страхового случая;
  • что такое инвестирование, в чем его отличие от сбережения и кредитования;
  • основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск;
  • что такое инвестиционные организации, в том числеПИФы, и как они приносят доход;
  • о возможностях финансового мошенничества и что нужно делать, чтобы не стать жертвой мошенников;
  • что у потребителя есть как обязанности, так и права, куда обращаться с жалобой на нарушение прав потребителей;
  • типы основных финансовых организаций;
  • влияние образования на последующую карьеру;
  • что такое предпринимательство, каковы преимущества и недостатки предпринимательской деятельности, какими качествами должен обладать предприниматель;
  • каковы основные показатели эффективности компании (фирмы), какие факторы влияют на прибыль компании (фирмы), чему равна справедливая стоимость компании (фирмы);
  • каковы основные этапы создания собственного бизнеса, каковы основные правила создания нового бизнеса, какие бывают источники денежных средств для создания бизнеса;

Обучающиеся должны уметь:

  • различать регулярные и нерегулярные источники дохода;
  • различать зарплату до уплаты подоходного налога и зарплату после уплаты подоходного налога;
  • давать финансовую оценку расходам на различные  потребности и желания;
  • оценить свои ежемесячные расходы;
  • контролировать спонтанные покупки, не выходить за рамки бюджета;
  • выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями;
  • вести запись доходов и расходов;
  • различать краткосрочные и долгосрочные потребности и определять приоритетные траты;
  • составлять личный (семейный) бюджет;
  • откладывать деньги на определенные цели;
  • различать депозит (срочный вклад) и текущий счет;
  • различать товары и услуги, которые не могут быть приобретены на регулярный доход;
  • читать и проверять банковскую выписку;
  • выделять плюсы и минусы использования кредита;
  • оценивать материальные возможности возврата кредита;
  • выделять важную информацию в кредитном договоре;
  • различать какая именно страховка требуется в той или иной жизненной ситуации;
  • сравнивать различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей и обстоятельств, событий жизненного цикла;
  • сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов;
  • оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта;
  • оценивать степень финансового риска продуктов и услуг;
  • находить информацию о продукте и осознавать назначение этой информации;
  • составить жалобу на нарушение прав потребителей.

Содержание программы (74 часа)

Раздел 1. История развития хозяйственной деятельности человека (11 часов)

Знакомство с курсом. История развития хозяйственной деятельности человека.

История зарождения хозяйства. Охота, собирательство, бортничество. Возникновение земледелия и скотоводства. Современные виды хозяйственной деятельности.

Предпосылки разделения труда. Традиции. Ресурсы. Прогресс.

Понятие «бартер». Значение в хозяйственной деятельности. Плюсы и минусы бартерного обмена.

Понятие «рынок». Из чего складывается рынок? Функции рынка. Рыночный механизм. Конкуренция.

Понятия «спрос» и «предложение». Формирование цены. Разновидности цен.

История появления денег. Функции денег. Банкноты. Монеты. Нумизматика.

Функции современных денег. Валюты разных стран. Курсы валют.

Роль денег в жизни человека. Финансовый кругооборот.

Способы заработка. Возрастной ценз. Прибыль с домашнего хозяйства. Личные умения и навыки.

Виды благ. Факторы производства. Альтернативные возможности использования ресурсов.

Способы производства. Затраты на производство. Экономия производства.

Из чего складывается цена? Стоимость товара. Как подсчитать стоимость покупки?

Проблема выбора. Альтернативные варианты выбора. Виды потребностей. Сравнение значимости приобретаемого товара.

Понятие «финансовая грамотность». Образ финансово грамотного человека. Значение финансовой грамотности в становлении личности гражданина.

Правило составления. Определение цели. Оценка текущей финансовой ситуации. Финансовая «подушка безопасности».

Раздел 2. Бюджет семьи (14 часов)

Роль семьи в сложившихся социально - экономических условиях.

Понятие «семья». Среднестатистический состав семьи. Основные показатели, характеризующие семью. Финансовые задачи семьи.

Производство, распределение, обмен, потребление. Особенности участия человека в разных видах хозяйственной деятельности.

Виды потребностей человека. Способы удовлетворения потребностей.

Понятие «семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность?

Анализ рационального использования семейного имущества. Показатели ведения семейного хозяйства. Виды финансовых документов для ведения семейного хозяйства. Личный финансовый план.

Вид дохода. Содержание дохода. Основные источники дохода. Вид расхода. Способы уменьшения расходов. Ресурсосбережение.

Что такое бюджет? Структура бюджета. Тип бюджета. Планирование бюджета семьи.

Состав потребительской корзины. Стоимость потребительских корзин разных групп населения. Как рассчитать стоимость потребительской корзины. Что такое прожиточный минимум?

Кто такой хозяин? Какой хозяин является рачительным? Финансовая грамотность рачительного хозяина.

Основные пути экономии. Тепло. Электричество. Вода.

Купля – продажа. Товары и услуги. Виды торговли. Типы магазинов.

Понятие «рекламы». Основные функции рекламы. Упаковка товара ее влияние на спрос. Сведения на упаковках.

Цена товара. Механизмы воздействия на потенциального покупателя в современной торговле. Бонусы и торговые скидки. Основное правило опытного покупателя.

Что такое предпринимательство? Как получить прибыль в семейном хозяйстве? Зачем нужно составлять личный финансовый план?

Взаимодействие семьи с различными хозяйственными структурами. Их влияние друг на друга.

Раздел 3. Основы потребительской культуры (15 часов)

Знакомство с курсом. Понятие «потребитель» в обыденной жизни. Кто является потребителем по «закону»? Основные права потребителей.

Понятие «культура». Принципы культурного потребления. Понятие «потребительская культура», ее место в системе общей культуры человека. Потребительская культура личности и общества. Важнейшие слагаемые потребительской культуры: материальные и духовные ценности, знания, образцы и нормы поведения. Уровни потребительской культуры.

Понятия «ресурсы», «блага». Классификация благ. Формирование представления о благах человека и потреблении. Полезность и ограниченность ресурсов. Материальные, нематериальные и общественные блага. Взаимозаменяемы и взаимодополняющие блага.

Основные права потребителей. Суверенитет потребителя. Причины, ограничивающие суверенитет потребителя и суверенитет производителя. Виды потребления. Рациональное потребление Питание и здоровье человека.

Возникновение и развитие потребностей. Переход потребностей с одного уровня на другой. Основные виды потребностей. «Пирамида» человеческих потребностей по А. Маслоу.

Понятие «потребитель». Психология потребителя. Психологические факторы поведения потребителя. Мотив и потребность. Самоменеджмент и его роль в управлении поведением потребителя.

Понятие «рынок». Виды торговли. Продажа гражданам товаров длительного пользования в кредит; по образцам. Особенности комиссионной торговли и на дому у покупателей. Виды и способы магазинной и внемагазинной торговли: преимущества и недостатки. Скидки. Купоны и флаеры. Дисконтные карты. Товары потребительского назначения: длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги. Потребительский спрос факторы спроса. Что выигрывает от конкуренции потребитель?

Деньги. Из истории возникновения денег. Свойства и функции денег. Пластиковые карты: правила пользования. Национальная валюта, как потребителю грамотно распоряжаться деньгами?

Классификация доходов и расходов школьника. Источники доходов. Регулярный и нерегулярный доход. Труд как основной источник дохода. Расходы желательные и обязательные.

Что такое налоги? Налоги прямые и косвенные. Налогоплательщик. Объект налогообложения. Куда идут наши налоги?

Право потребителей на информацию. Источники информации: контролируемые и иные. Достоверность информации.

Понятие «реклама». Формы рекламы. Наиболее популярные приемы, используемые в рекламе. Классификация видов рекламы. Федеральный закон «О рекламе». Виды рекламы. Публичная оферта и социальная реклама.

Маркировка. Средства, с помощью которых потребитель получает информацию о товарах: этикетка, вкладыш, маркировка на упаковке продуктов питания, промышленных товаров. Товарный знак фирмы - лучшая реклама. Особенности использования символики и товарных знаков. Подделка товарного знака и ее последствия. Условия использования чужого товарного знака. Регистрация товарных знаков. Отличие бренда от товарного знака.

Понятие «качество товара». Недостатки явные, скрытые, существенные. Сроки годности и службы товара.

Коммунальные услуги. Образовательные услуги. Услуги страховых агентов. Договор. Качество предоставляемых услуг.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ее задачи и функции. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы. Задачи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Общие и специальные функции Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и ее территориальные органы. Органы местного самоуправления. Общественные организации потребителей: их особенности и права. Международная конфедерация обществ потребителей. Торгово-промышленная палата, ее роль в защите прав потребителей. Экспертные лаборатории. Лицензирование видов деятельности.

Раздел 4. Основы предпринимательства (15 часов)

. Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условия предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства.

Понятия «бизнес» и «предпринимательство». История возникновения предпринимательства. Индивидуальный предприниматель или бизнесмен. Собственный капитал.

Характеристика видов предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Обыкновенные и привилегированные акции. Облигации. Производственный кооператив (артель).         Унитарное предприятие. Объединения предприятий. Горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные объединения. Холдинги. Предпринимательские сети.

Правила оформления документов. Менеджмент и маркетинг малого предпринимательства. Особенности налогооблажения. Государственная поддержка.

Структура бизнес – плана. Значение для успешного ведения бизнеса. Источники первоначального капитала. Презентация бизнеса. Ведение документации. Онлайн - торговля.

Виды предпринимательских рисков. Причины возникновения рисков. Страхование рисков.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Контроль и последующее государственное регулирование. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения в РФ. Специальный налоговый режим. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход физических лиц.

Понятие об издержках производства и реализации продукции. Себестоимость продукции. Виды, структура себестоимости. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и стратегии ценообразования. Методика образования цены.

Производительность, рентабельность, выработка. Деятельность бухгалтера, маркетолога, экономиста предприятия.

Динамика производительности. Методы увеличения спроса на товар, услугу.

Внутренние источники финансирования. Внешние источники финансирования. Использование финансовых ресурсов организации. Показатели эффективности использования трудовых, материальных ресурсов.

Отрасли и виды страхования. Значение страхования в деятельности предпринимателя.

Мотивация в деятельности предпринимателя. Внутренние и внешние мотивы деятельности. Моральное и материальное стимулирование.

Раздел  5. Финансовые организации и основы финансовой безопасности (15 часов)

Разнообразие финансовых организаций. Знакомство с понятием «сбережения», виды сбережений, роль сбережений на жизнедеятельность граждан. Формы сбережений. Риски.

Что такое банк? Центральный банк. Цели и функции Центрального банка. Баланс Центрального банка. Учетная ставка Центрального банка (ставка рефинансирования). Собственность на активы Центрального банка и его статус.

Коммерческие банки. Роль банков в рыночной экономике. Пассивные и активные операции банков. Баланс коммерческого банка. Пассивы и активы коммерческого банка. Норма обязательных резервов банка. Доходы и расходы банка и банковская прибыль.

Денежные переводы. Счета и вклады. Кредитные продукты (с акцентом на рисках при чрезмерном увлечении кредитами). Инвестиционные продукты. Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги.

Принципы функционирования банка. Источники денег для выдачи кредитов, их стоимость. Кому банки выдают кредиты (анализ заемщика банком, допустимая долговая нагрузка).В каких случаях целесообразно брать кредит. Анализ последствий использования кредита при помощи личного финансового плана. Затраты по кредиту помимо процентной ставки. Отличие банка от микрофинансовых организаций и кредитно-потребительских кооперативов. Стоимость кредитования в МФО и КПК. Ответственность заемщика перед банком. Проблемы, возникающие при задержке платежей по кредиту и в случае невозврата кредита. Кредитная история.

Виды кредитов и их свойства. Кредиты без залога. Автокредиты и ипотека. Затраты по кредиту помимо процентной ставки.

Законы и нормативные документы, регулирующие микрофинансовую деятельность. Основные понятия, связанные с микрофинансовой деятельностью. Роль микрофинансирования во всем мире и в России. Социальная значимость микрофинансирования. Процесс выдачи займа микрофинансовыми организациями физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и компаниям (юридическим лицам). Что такое кредитная история заемщика. На что нужно обратить внимание, заемщику в момент принятия решения о получении займа в микрофинансовой организации. Как формируется стоимость займа. Регулирование и надзор за микрофинансовыми организациями.

Определение инфляции, ее измерение. Причины инфляции, ее формы. Избыточный спрос. Рост издержек производства. Инфляционные ожидания. Нормальная (естественная) инфляция. Умеренная инфляция. Галопирующая инфляция. Гиперинфляция. Различия во влиянии отдельных форм инфляции на экономику и положение населения. Последствия инфляции для различных социальных групп населения. Социальные последствия непредсказуемости инфляции.

Зачем нужны инвестиции. Инфляция, финансовое и инвестиционное планирование. Планирование финансовой независимости. Основные понятия: доходность, риск, ликвидность. Основной акцент следует сделать на рисках инвестирования. Финансовая математика: расчет доходности, простые и сложные проценты. Основные типы активов: активы с фиксированным доходом, бизнес активы, товарные активы. Банковские депозиты. Система страхования вкладов. Рынок ценных бумаг. Облигации и акции. Реальные риски и доходности на каждом сегменте рынка. Коллективные инвестиции: ПИФы, преимущества и недостатки. Золото и недвижимость: доходность и риски. Важность внимательного изучения договоров с финансовыми компаниями.

Зачем нужно инвестировать деньги. Основные виды инвестиционных активов: активы с фиксированным доходом, бизнес активы, товарные активы. Что такое акции, отличие акций от других видов активов: риски и доходность. Составление портфеля, диверсификация.

Управление рисками. Психология торговли акциями. Разумные ожидания по доходности и рискам в разных сегментах рынка акций. Желательные сроки инвестирования.

Краткая история использования золота в качестве инвестиционного актива - от золотых монет в обращении до сегодняшнего времени. Динамика цен на золото. Факторы, влияющие на цену золота. Риски инвестирования в золото (на примере исторических данных о динамике цен на золото).

Способы инвестирования в золото с описанием плюсов и минусов каждого варианта. Ситуации, когда инвестиции в золото наиболее эффективны (кризисы, экономическая нестабильность, инфляция).

Какие функции выполняет финансовый рынок в экономике. Что такое биржа и можно ли без нее обойтись. Ценовой ориентир по стандартным товарам и активам. Инвестирование через биржу.

Отличие биржевых торгов от рынка форекс (особенно от «серого» рынка форекс) и от букмейкерских контор. Право собственности на купленные активы. Оценка стоимости компании на основании биржевой информации. Капитализация компании.

Что такое страхование, как оно работает. Договор страхования (полис). Основные понятия, встречающиеся в договоре страхования, существенные условия. Что такое страховой риск, страховое событие и страховой случай. Откуда берется цена страховки (понятие страхового тарифа).

Обязательное и добровольное страхование (ориентация на страхование физических лиц). Помощники: страховые агенты и страховые брокеры.

Мошенничество с пластиковыми картами. Мошенничество с кредитами. Финансовые пирамиды. Как избежать мошенничества.

Влияние образования на выбор профессии. Специфика профессии финансиста в различных сегментах финансового сектора. Социальная ответственность финансиста.

Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей". Кто защищает права потребителей в финансовой сфере? Наиболее распространенные нарушения прав потребителей.

Права инвестора и акционера. В каких случаях мы остаемся потребителями? Зоны, где закон «О защите прав потребителей» бессилен. Что делать в этих случаях?

Раздел  6. Пенсия  (5 часов)

Пенсионная система, что это? Виды пенсионных систем разных стран. История пенсии. Из чего состоит пенсия. Как сформировать частную пенсию

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

Текущая аттестация:

- устный опрос;

- тестовые задания;

- решение задач;

- решение кроссвордов и анаграмм;

- мини-исследования;

- графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

- творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговая аттестация:

-викторина;

-тест.

Внеурочная деятельность:

- творческая работа;

- проект.

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

A. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

B. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

C. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

E. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение  задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

         

Виды работы

A

B

C

D

E

F

G

Максимальное количество баллов.

Тест

Решение задачи

Ролевая игра

Доклад, сообщение

Графическая работа


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Техническое оснащение:

- компьютер с экраном и проектором;

- магнитофон;

-сборник законов и кодексов РФ;

-комплект учебно-методической документации;

-комплект учебно-наглядных пособий;

-инструктивный материал, бланковый материал;

-дидактические и раздаточные материалы,

-комплект дифференцированных заданий по основным разделам программы для организации фронтальной и индивидуальной работы обучающихся;

-комплект тестов для входного, промежуточного, текущего и итогового контроля и самоконтроля профессиональных компетенций;

-набор цифровых образовательных ресурсов по основным разделам программы (презентации, иллюстрации, таблицы, схемы, видеоматериалы);

-обучающие видеофильмы.

Список литературы

Литература, использованной при написании программы.

  1. Контракт № FEFLP/QCBS-3.25 «Формирование финансовой грамотности у обучающихся через организацию проектной деятельности и других интерактивных форм обучения в системе общего и дополнительного образования».
  2. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2016-2020 гг. Проект структуры и основного содержания. Версия от 30.11. 2015 г. Интернет-ресурс. –

http://www.seun.ru/content/finansgramotnost/specialistam/doc/9_Mityaeva.pdf

  1. Система (рамка) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста, разработанная в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Интернет-ресурс. –

http://minfin.ru/ru/document/?id_4=69544

  1. Детям и молодежи о финансах. Вашифинансы.рф. Интернет-ресурс. – http://xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/child/articles/
  2. Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы общеобразоват. орг., экономический профиль / Е.Б. Лавренова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 32 с.

Литература, рекомендованная обучающимся

  1. Справочник «Азбука финансовой грамотности»:информационно-просветительское пособие для обучающихся. Электронное издание / Нечипоренко А.В., Губанов А.Ю., Губанова Т.М., Лозинг В.Р., Лозинг Д.В. – М., 2017 год.
  2. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразоват. орг. / И.В. Липсиц, О.И. Рязанова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 352 с., ил.
  3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразоват. орг., экономический профиль / А.П. Киреев. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 368 с., ил.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема

Теория

Практика

Дата

План

Факт

Раздел 1. История развития хозяйственной деятельности человека (11 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению;

осуществлять взаимный контроль.

Личностные: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих

1

Зачем быть финансово грамотным?

0,5

0,5

02.09

2

Зарождение хозяйства. Разделение труда.

0,5

0,5

07.09

3

Бартерный обмен. Появление рынка.

0,5

0,5

09.09

4

Спрос и предложение.

0,5

0,5

14.09

5

История появления денег. Современные деньги.

0,5

0,5

16.09

6

Какую роль играют деньги? Как зарабатывают деньги?

0,5

0,5

21.09

7

Что такое ресурсы?

0,5

0,5

23.09

8

Как производят продукт?

0,5

0,5

28.09

9

Цена и стоимость

0,5

0,5

30.09

10

Как правильно выбирать

0,5

0,5

05.10

11

Личный финансовый план.

0,5

0,5

07.10

Раздел 2. Бюджет семьи (14 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению;

осуществлять взаимный контроль.

Личностные: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих

12

Семья как потребитель.

0,5

0,5

12.10

13

Хозяйственная деятельность семьи.

0,5

0,5

14.10

14

Потребности человека и семьи.

0,5

0,5

19.10

15

Элементы семейного хозяйства.

0,5

0,5

21.10

16

Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.

0,5

0,5

26.10

17

Доходы и расходы семьи.

0,5

0,5

28.10

18

Что такое бюджет семьи.

0,5

0,5

02.11

19

Что кладут в потребительскую корзину.

0,5

0,5

04.11

20

Кто такой рачительный хозяин? Секреты рачительного хозяина

0,5

0,5

09.11

21

Покупатель и продавец

0,5

0,5

11.11

22

Реклама и упаковка

0,5

0,5

16.11

23

Секреты выбора товара

0,5

0,5

18.11

24

Финансовые возможности семейного хозяйства. ЛФП

0,5

0,5

23.11

25

Финансово - экономические связи семьи

0,5

0,5

25.11

Раздел 3. Основы потребительской культуры (15 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению;

осуществлять взаимный контроль.

Личностные: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих

26

Потребительская культура

0,5

0,5

30.11

27

Ресурсы и их ограниченность

0,5

0,5

02.12

28

Потребление: структура и нормы

0,5

0,5

07.12

29

Потребности человека

0,5

0,5

09.12

30

Психология потребителя

0,5

0,5

14.12

31

Рынок. Виды и способы торговли

0,5

0,5

16.12

32

Куда уходят деньги?

0,5

0,5

21.12

33

Рациональный бюджет школьника

0,5

0,5

23.12

34

Каждый платит налоги

0,5

0,5

28.12

35

Источники информации

0,5

0,5

30.12

36

Реклама и потребитель

0,5

0,5

11.01

37

Символы на этикетках, упаковках и вкладышах

0,5

0,5

13.01

38

Качество товара

0,5

0,5

18.01

38

Потребительская культура в сфере услуг

0,5

0,5

20.01

40

Органы по защите прав потребителей

0,5

0,5

25.01

Раздел 4. Основы предпринимательства (15 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению;

осуществлять взаимный контроль.

Личностные: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих

41

Предпринимательство и предпринимательская деятельность.

0,5

0,5

27.01

42

Виды предпринимательской деятельности.

0,5

0,5

01.02

43

Организационно – правовые формы предпринимательства.

0,5

0,5

03.02

44

Малое предпринимательство.

0,5

0,5

08.02

45

Что такое бизнес – план.

0,5

0,5

10.02

46

Информационные технологии в предпринимательстве.

0,5

0,5

15.02

47

Риски в работе предпринимателя.

0,5

0,5

17.02

48

Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

0,5

0,5

22.02

49

Налоги и налогооблажение.

0,5

0,5

24.02

50

Ценообразование.

0,5

0,5

01.03

51

Основные показатели деятельности предпринимателя.

0,5

0,5

03.03

52

Рост и развитие.

0,5

0,5

08.03

53

Источники финансирования.

0,5

0,5

10.03

54

Страхование. Виды страхования.

0,5

0,5

15.03

55

Мотивация предпринимательской деятельности.

0,5

0,5

17.03

Раздел 5. Финансовые организации и основы финансовой безопасности

 (15 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению;

осуществлять взаимный контроль.

Личностные: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих

56

Сбережение.

0,5

0,5

22.03

57

Банки. История развития.

0,5

0,5

24.03

58

Банковские продукты.

0,5

0,5

29.03

59

Кредитование.

0,5

0,5

31.03

60

Виды кредитов.

0,5

0,5

05.04

61

Микрофинансовые организации.

0,5

0,5

07.04

62

Инфляция. Причины и последствия.

0,5

0,5

12.04

63

Основные принципы инвестирования.

0,5

0,5

14.04

64

Инвестирование в акции.

0,5

0,5

19.04

65

Инвестирование в золото.

0,5

0,5

21.04

66

Биржа. Функции биржи.

0,5

0,5

26.04

67

Страхование.

0,5

0,5

28.04

68

Мошенничество на финансовых рынках.

0,5

0,5

03.04

70

Моя профессия – финансист.

0,5

0,5

05.04

71

Защита прав потребителей финансовых услуг.

0,5

0,5

10.04

Раздел 6. Пенсии  (5 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению;

осуществлять взаимный контроль.

Личностные: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих

72

Пенсионная система

0,5

0,5

12.04

73

Пенсионные системы разных стран

0,5

0,5

17.04

74

Как сформировать частную пенсию

0,5

0,5

19.04

75

Итоговой тест

0,5

0,5

24.04

76

Своя игра «Финансов грамотный»

0,5

0,5

26.04

Итого

37

37



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Функциональная грамотность" модуля " Читательская грамотность " , 5-6 класс

quot; Читательская грамотность" - способность человека понимать , использовать и оценивать тексты. Данный материал поможет учителю в планировании работы по курсу " Функциональная грамотност...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...