Дополнительная общеобразовательная программа "Футбол"
методическая разработка

Иванов Сергей Леонидович

В связи с изменением ритма жизни и увеличивающейся учебной нагрузкой, а также низкой организацией досуговой деятельности детей и подростков, возникает необходимость создания секций спортивной направленности, которая средствами физической культуры решала бы проблему гиподинамии подрастающего поколения и прививала интерес к регулярным и самостоятельным занятиям двигательными упражнениями, подвижными и спортивными играми.

Поскольку футбол является самым популярным видом спорта среди мальчиков школьного возраста, имеет смысл целенаправленно обучать ребят основам владения мячом, технике   и правилам игры. В результате реализации программы будут формироваться детские и подростковые команды для участия в турнирах различного уровня, начиная с дворовых и товарищеских игр, заканчивая Первенством района и выше.  Команда –это коллектив. Удачное выступление команды -  это правильно организованная работа ребят в коллективе. Таким образом, решается еще и вопросы социального направления, что является важным государственным запросом к современной системе образования и воспитания детей и подростков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon futbol.doc346.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

   

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Футбол» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ
  • Концепция Развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014№ 1726-р)
  • СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014 №41)
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008)
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждено Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. «996-р)
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ в государственных образовательных организациях Санкт- Петербурга, находящихся в введении  Комитета по образованию (утверждено Комитетом по образованию от 01.03.2017 №617-р)

Уровень освоения программы - базовый

Программа имеет физкультурно –спортивную  направленность.

Вид программы – модифицированная.

Актуальность программы:

В связи с изменением ритма жизни и увеличивающейся учебной нагрузкой, а также низкой организацией досуговой деятельности детей и подростков, возникает необходимость создания секций спортивной направленности, которая средствами физической культуры решала бы проблему гиподинамии подрастающего поколения и прививала интерес к регулярным и самостоятельным занятиям двигательными упражнениями, подвижными и спортивными играми.

Поскольку футбол является самым популярным видом спорта среди мальчиков школьного возраста, имеет смысл целенаправленно обучать ребят основам владения мячом, технике   и правилам игры. В результате реализации программы будут формироваться детские и подростковые команды для участия в турнирах различного уровня, начиная с дворовых и товарищеских игр, заканчивая Первенством района и выше.  Команда –это коллектив. Удачное выступление команды -  это правильно организованная работа ребят в коллективе. Таким образом, решается еще и вопросы социального направления, что является важным государственным запросом к современной системе образования и воспитания детей и подростков.

Отличительные особенности программы :

Данная программа составлена на основании современного видения футбола. Спорт не стоит на месте. Футбол как вид спорта развивается за счет более углубленного отбора будущих спортсменов, введения новых тренировочных моделей, отбора более одарённых детей, способных по своей физической предрасположенности к данному ввиду спорта. Это  необходимо делать так как этого требует современный тренировочный процесс, который основывается на  углубленном изучении и анализе современного футбола.

Новизна данной программы:

- расширение арсенала двигательной активности;

- формирование  теоретических знаний и практического их применения на более поздних этапах обучения;

- обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений-овладения основами технической, тактической подготовки;

- применение современных моделей игры;

-  адаптация тактического мышления занимающегося  к анализу игры.

Адресат программы 

 Курс  рассчитан для детей и подростков, способных по своим физическим качествам освоить четырехлетний цикл  дополнительной общеобразовательной программы «Футбол»:

-возрастная категория участников

1 год обучения 7-9 лет ,

2 год обучения 10-11лет,

3 год обучения   12-13 лет,

4 год обучения 14 – 17 лет;

-каждый занимающийся должен быть допущен медицинской комиссией к занятием футболом;

-у обучающихся должны быть определенные физические качества для занятия футболом (быстрота, ловкость, выносливость);

-при формировании групп 2-4 года обучения учитывается  наличие и сформированность у обучающихся определённых двигательные навыков, необходимых для  игры в футбол.

Цель программы:

 Популяризация и развитие футбола в государственных образовательных учреждениях и

повышение уровня спортивного мастерства занимающихся по дополнительной общеобразовательной программе.

Программный материал объединен в целостную систему поэтапной спортивной подготовки и воспитательной работы, предполагая решение следующих задач:

Образовательные задачи:

1. Способствовать овладению воспитанниками  движениями и элементами игры в футбол.

2. Обучать навыкам спортивного мастерства, элементам игры в футбол.

3.Формировать навыки в игре.

4. Сформировать систему знаний, умений по основам игры в футбол.

5. Подготовка судей-общественников по футболу.

Развивающие задачи:

1.Развивать у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в данном виде спорта.

2. Развивать общую выносливость, ловкость, координацию, гибкость, силу и силовую выносливость.

3. Развивать уверенность в себе, своих силах и готовности к  высоким спортивным достижениям.

Воспитательные задачи:

1. Формировать патриотизм.

2. Воспитывать высокие волевые, морально-этические и эстетические качества.

3. Воспитывать чувство ответственности и товарищесва.

4. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни.

Условия реализации образовательной программы:

Программа предназначена для детей и подростков  в возрасте от 6 до 17 лет. Программа рассчитана на четырехлетнее обучение.

Комплектование групп по футболу осуществляется на основании выполнения (подтверждения) обучающимися нормативов физической и технической подготовленности, соответствующих этапу подготовки.

Начало обучения осуществляется при наличии:

-заявления от родителей;

-медицинского заключения.

Форма организации деятельности учащихся - групповая. Внутри групп организуется работа в парах, возможна индивидуальная работа с одаренными в области футбола детьми.

 В состав  группы  входят от 11 до 20 человек.

1 год обучения - не менее 20 человек в группе,

2 год обучения – не менее 19 человек в группе,

3  год обучения – не менее 15 человек,

4  год обучения – не менее 11 человек в группе при сохранении контингента занимающихся 80% и выше.

Формы проведения занятий: тренировка, игра, соревнование.

Материально-техническое оснащение программы: занятия проходят в спортивном  зале школы и на пришкольном стадионе.

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

   При посещении свыше  70%  занятий должны наблюдаться сформированные знания по теоретическому разделу программы, практические умения в освоенных упражнениях, учащиеся должны демонстрировать прикладное значение изученных упражнений. Сформирована «школа мяча», владение основными техническими приемами футбола. Понимание сущности игры, значение техники и тактики. Умение не только самостоятельно выполнять действие, но и обучать упражнениям товарищей. Самостоятельно (в команде) выбирать тактический вариант игры и реализовывать его, распределяя роли игроков. Активно взаимодействовать в команде. На протяжении 15 минут учебной игры (2 х 7,5 минут по правилам мини футбола) демонстрировать высокий уровень работоспособности, без снижения эффективности освоенных технических действий  

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Метапредметные

-  самостоятельно определять цель своего обучения, формулировать для себя новые задачи в теоретической подготовке и практической игре;

-  соотносить практические результаты с планируемыми;

-  уметь оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности ее решения;

-  владеть основами самоконтроля, самооценки и осуществлять осознанный выбор дальнейших занятий;

-  постоянно стремиться к дальнейшему овладению футбольной тактики;

-  уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учащимися;

-  понимать важность укрепления здоровья физического и нравственного.

             Личностные

- осознание принадлежности к российской  футбольной школе, знание истории развития футбола, выдающихся футболистов;

-     чувство ответственности и долга перед семьей, школой, городом, областью;

- ответственное отношение к обучению, выбор направления дальнейшей индивидуальной подготовки;

-   уважительное отношение к деятельности футболистов, развитие опыта участия в соревнованиях;

-    осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

-    готовность и способность вести диалог с товарищами по объединению, педагогом, родителями и достигать в нем взаимопонимания;

-    наличие духовно нравственного сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

-    сформированное нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

-    осознанное понимание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам семьи.

    Предметные

Учащийся должен 

знать:

- основные положения правил игры;

- правила игры в футбол;

- основы стратегии – атака, защита.

уметь:

- применять на практике основные положения правил игры;

- находить ошибки у себя, противника или товарищей, связанные с правилами игры;

- использовать различные тактические приемы в игре;

- определять предпосылки для начала атаки или защиты.

Календарный учебный график

реализации дополнительной общеобразовательной

 общеразвивающей программы «Футбол»

на __2018-2019__ учебный год

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим

занятий

1 год

1.09.2018

25.05.2019

36

144

144

2 раза в неделю по 2 часа

2 год

1.09.2018

25.05.2019

36

216

216

3 раза в неделю по 2 часа

3 год

1.09.2018

25.05.2019

36

216

216

3 раза в неделю по 2 часа

4 год

1.09.2018

25.05.2019

36

216

216

3 раза в неделю по 2 часа

2. Учебно-тематический план

Таблица учебно-тематического плана на первый  год обучения

№п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Техническая подготовка

36

6

30

2

Общая физическая подготовка

36

36

3

Технико-тактическая подготовка

36

36

4

Игровая соревновательная подготовка

30

30

5

Контроль

6

6

Итого часов:

144

6

138

Содержание программы первого года обучения

1. Техническая подготовка:

- техника ведения мяча

- техника обводки

- техника удара по мячу подъёмом

- техника удара головой

- техника обманных движений

- техника коротких и средних передач

- техника длинных передач        

2.Общая физическая подготовка

- Развитие общей выносливости

бег 200, 400 м  на время, прыжки на скакалке, прыжки через скамейку, прыжки с подниманием коленей к груди, прыжки в парах, отжимание, приседания.

 - Развитие ловкости

упражнения на снарядах, прыжки на 3,4 рейку гимнастической стенки, передвижение по ограниченной опоре, «полоса препятствий» с использованием  мячей, матов, скакалок, скамеек.

- Развитие координации

 ориентация в пространстве, упражнения в парах. Упражнения с предметами (скакалки, мячи, гимн. палки),  гимнастические и акробатические упражнения,  упражнения на формирование правильного владения мячом.

- Развитие гибкости

Наклон вперед из седа ноги вместе, держать 3 сек. Мост, держать 3 сек Шпагаты в трех положениях; правой, левой, прямой (сед с предельно разведенными в стороны ногами)

- Развитие силы и силовой выносливости; гантели, утяжелители, упражнения в парах с сопротивлением партнера, упражнения силового характера с использованием собственного веса.  

3. Технико-тактическая подготовка

Учащиеся получают базовую информацию о тактике этого вида спорта, о роли партнеров в игре, умения работать в команде. Технические элементы изучаются, начиная с наиболее простых, затем, по мере усвоения, совершенствуются в более сложные.

Технические умения

- Удар носком, удар подъёмом, удар внутренней стороной стопы, удар внешней стороной стопы.  

- Удар пяткой, удары с подрезкой мяча, удары по катящемуся и летящему мячу, удары головой.

- Остановки мяча, ведение мяча, финты, отбор мяча, вбрасывание мяча, приёмы игры вратаря, передачи.

 Тактические знания

- Индивидуальная тактика, система игры, игра вратаря.

- Тактика игры защитников, тактика игры полузащитников, тактика игры нападающих.
- Законы футбольного поля, правила игры, мини–футбол, футбольная терминология.

4. Игровая Соревновательная подготовка

Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие не менее чем в двух соревнованиях.

                      Таблица учебно тематического плана на второй год обучения

№п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Общая физическая подготовка

66

66

2

Специальная физическая подготовка

36

36

3

Тактическая подготовка

36

6

30

4

Техническая подготовка

36

36

5

Игровые тренировки

36

36

   6

Контроль

6

6

Итого:

216

6

210

                       

                         

   

Содержание программы второго года обучения

1. Техническая подготовка:

- техника ведения мяча

- техника обводки

- первая удара по мячу подъёмом

- техника удара головой

- техника обманных движений

- техника коротких и средних передач

- техника длинных передач

2.Общая физическая подготовка

- Развитие общей выносливости

Общая выносливость развивается с помощью упражнений при задействовании  больших мышечных групп: беговые (бег на выносливость-1 км) и прыжковые упражнения (прыжки на скакалке - прыжки на двух ногах без промежуточных подскоков, вращая скакалку вперед, средний темп – 100 прыжков в минуту).

 - Развитие ловкости

Упражнения на снарядах (гимн.стенка, скамейка), передвижение по ограниченной опоре, «полоса препятствий» с использованием подручных средств.

- Развитие координации – упражнения, связанные с ориентацией в пространстве, тренировка вестибулярного аппарата, средствами вращательной акробатики. Упражнения со снарядами (скакалки, гимн.палки, мячи), гимнастические упражнения .

3. Специальная физическая подготовка

 Основное внимание в разделе СФП направлено на развитие физических качеств, применительно к игре в футбол:

- скоростная выносливость – пробегание коротких отрезков большое количество раз:

- специальная ловкость – повороты и остановки в движении, перемещение относительно игроков своей команды и противника.

- координационные способности – умение быстро ориентироваться в пространстве, координирование действий при ведении  и передаче мяча.

Основа любой игры с мячом – «школа мяча». Учащиеся осваивают ведение мяча, удары по мячу (различной интенсивности, различными частями тела, из различных положений). Большое значение имеет формирование так называемого «чувства мяча», которое достигается регулярным взаимодействием с мячом.

4. Технико-тактическая подготовка

Моделирование игры в тренировочном процессе. Психологическое состояние во время игры.

 5. Игровая соревновательная подготовка

Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие не менее чем в двух-четырех соревнованиях.

Таблица учебно-тематического плана на третий  год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Техническая подготовка

36

36

2

Общая физическая подготовка

66

66

3

Специальная физическая подготовка

36

36

4

Технико-тактическая подготовка

36

6

30

5

Игровая соревновательная подготовка

36

36

6

Контроль

6

6

Итого:

216

6

210

 

Содержание программы третьего года обучения

1. Техническая подготовка:

- техника ведения мяча

- техника обводки

- первая удара по мячу подъёмом

- техника удара головой

- техника обманных движений

- техника коротких и средних передач

- техника длинных передач

2.Общая физическая подготовка

- Развитие общей выносливости

Бег на выносливость 1 - 3 км

Прыжковые упражнения: прыжки со скакалкой,  прыжки на гимнастическую скамейку толчком двумя ногами, выполнять отскок от скамейки с прямыми ногами, количеству прыжков в минуту.

Упражнения для развития силы (выпрыгивания, складки, приседания, отжимания, поднимание ног в висе на шведской стенке, пресс, упражнения для мышц спины), выполняется на время.

-Развитие специальной выносливости.

 Упражнения с мячом на время и на качество техники выполнения.

3. Специальная физическая подготовка

Отработка элементов игры на уровне команд района и города. Для  конечного результата необходимо выставлять команду, подготовленную из воспитанников отделения футбола, на городские соревнования и турниры не меньшего ранга.

4. Технико-тактическая подготовка

 Умения регулировать психологическое состояние, сосредоточиваться перед игрой, мобилизовываться во время выступления, противостоять неблагоприятным воздействиям. Вести борьбу с соперником до конца, сохранять психологическую устойчивость во время игры (не поддаваться уловкам со стороны соперника, не отвечать грубостью на грубость).

5.Игровая соревновательная подготовка

Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие не менее чем в  четырех-шести соревнованиях.

Таблица учебно-тематического плана на четвертый  год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Техническая  подготовка

36

36

2

Общая физическая подготовка

66

66

3

Специальная физическая подготовка

36

36

4

Технико-тактическая подготовка

36

6

30

5

Игровая соревновательная  подготовка

36

0

36

6

Контроль

6

6

Итого:

216

6

210

Содержание программы четвертого года обучения

1. Техническая подготовка:

- техника ведения мяча

- техника обводки

- первая удара по мячу подъёмом

- техника удара головой

- техника обманных движений

- техника коротких и средних передач

- техника длинных передач

2.Общая физическая подготовка

- Развитие общей выносливости

Бег, бег с грузами -1км, бег с препятствиями, прыжки на скакалки.

Упражнения с грузами.

- Развитие специальной выносливости.

Игра в процессе тренировки с грузами.

- Развитие силы, силовой выносливости во время игры.

3. Специальная физическая подготовка

Учащиеся осваивают ведение мяча, удары по мячу (различной интенсивности, различными частями тела, из различных положений) не только в процессе тренировки, но и в игре. Большое значение имеет формирование так называемого «чувства мяча», которое достигается регулярным взаимодействием с мячом. Отрабатывание ударов с 11-метровой отметки. Готовность команды участвовать в игре по формату кубка, с дополнительным временем и послематчевыми штрафными.

4. Технико-тактическая подгатовка

 Самостоятельно (в команде) выбирать тактический вариант игры и реализовывать его, распределяя роли игроков. Активно взаимодействовать в команде. На протяжении 15 минут учебной игры (2 х 7,5 минут по правилам мини футбола) демонстрировать высокий уровень работоспособности, без снижения эффективности освоенных технических действий. 

5. Игровая соревновательная подготовка

Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие более чем в   шести соревнованиях.

3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  Подготовка учащихся строится на основе следующих методических положений:

- Использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения: сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования;

- Целевая направленность к мастерству и наивысшим спортивным достижениям путем неуклонного роста объема средств общей и специальной подготовки, соотношения между которыми изменяются из года в год в сторону увеличения объема специальной подготовки;

- Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности учащегося  в процессе  обучения;

- Стремиться к тому, чтобы объем и интенсивность упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности учащихся. Отдавать предпочтение упражнениям динамического характера, приучая занимающихся к различному темпу их выполнения

- Поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач (например: сочетание физической и технической подготовки);

- Моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе;

Теоретическая подготовка - формирование у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в данном виде спорта, осуществляется в ходе практических занятий и самостоятельно. Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок

4. Список  литературы для педагогических работников

1.Андреев С. Н. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989.

2.Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. - М.: АСАDЕМIА, 2000.

3.Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2001.

4.Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2002.

5.Исакова Т. Г. Организация опытно-экспериментальной работы учреждения дополнительного образования. - Магнитогорск, 2001.

6.Колесник В. И., Соловьева Н. И., Кожин В. И., Резванов А. А. Сборник материалов 1-й Региональной научно-практической конференции «Содержание образования в сфере физической культуры и спорта. Реализация новых идей и технологий». - Ростов-на-Дону, 2001.

7.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы, 1996.

8.Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 2004.

9.Корякина Н. И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий: Метод. пособие для учителя. - СПб., 2000.

10.Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие для курсов повышения квалификации науч.-пед. кадров. - Самара: СамГПИ, 1994.

11.Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В.Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол.

12.С.Н.Андреев, В.С. Левин. Мини-футбол. Методическое пособие.- Липецк, 2004.

5. Список  литературы для детей

 

1.Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры». М., ФиС.2001г.

2.Спортивная гимнастика. Программа. – М.: Советский спорт, 2005

3.Филин В.П.  Испытание  физических  качеств  у  юных  спортсменов. -М.: ФиС, 1974.

      4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.-  М.:  ФиС, 2000.  

      5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС,                            1988.  

      6. Дьячков В.М.  Физическая  подготовка  спортсмена.-  М.:  ФиС, 2001.  

7.Зациорский В.М.  Физические  качества  спортсменов.-М.:  ФиС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...