Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный музей»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Тыликова Олеся Павловна
Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_muzeya_tylikova.docx64.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОВГОРТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ  СРЕДНЕГО  ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ»

629643, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Овгорт, ул. Кооперативная, д.5,

Телефон / факс 8(34994) 65-2-28, тел. 65-2-90; 65-2-91, E-mail: ovgort_school@mail.ru

ОКПО 31126025, ОГРН 1028900557498, ИНН/КПП 8907001201/890701001

Принята                                                                                                                                                                           «Утверждено»

На заседании                                                                                                                                                                     Директор

методического совета                                                                                                                                                       МБОУ «Овгортская ШИСОО»    

«31» августа 2019 г.                                                                                                                                                          Приказ № 159 от 31.08.2019 г.                                                    

Протокол № 1 от 31.08.2019 г.                                                                                                                                      ________________Рочева Е.Ю.

Дополнительная общеразвивающая программа  

«Школьный музей»

Направленность: краеведение

Уровень программы: ознакомительный

Возраст участников: 9 - 16 лет

Срок реализации: 1 год (157 час)

 Автор составитель:

 Тыликова  Олеся Павловна

с. Овгорт,2019г.

 

Программа курса «Школьный музей»

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования детей «Школьный музей» разработана в соответствии с:

 

  1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».  Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
  3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
  4. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
  5. Программа  туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО».Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
  6. Приложение к письму  Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».

Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой  и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Программа  рассчитана на обучающихся 9-16 лет.

Школьный  историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся.  Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины,  воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему.  Музей  выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.

   Работа школьного музея способствует реализации  компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у  учащихся следующих ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;

учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;

-информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.

-коммуникативных:  владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.

- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.

Цель программы:  

- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

Задачи программы:

-  образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами  музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры,  формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.

                     

Принципы реализации программы:
-  деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
-  принцип обеспечения успешности; 
-  принцип дифференциации;
-  компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.

Педагогические технологии:

Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:

- метод проекта; 
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;

- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.

Ведущие направления деятельности:

  1. Организационная и методическая работа.
  2. Поисково-исследовательская работа.
  3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
  4. Экскурсионно-массовая работа.
  5. Учебно-образовательная и воспитательная.
  6. Работа с фондами.
  7. Информационно-технологическая работа.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

- учебном;                                                                                                                    

- внеклассном;
- социально-проектном.

 Формы проведения занятий

Занятия по данной программе включают в себя коллективную, групповую и индивидуальные формы организации деятельности детей. Занятия проводятся в виде лекций, дискуссий, практических семинаров. Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительные мероприятия. К ним относятся вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям. Встречи с интересными людьми. Викторины, индивидуальные выставки, музейные уроки, интегративные мероприятия, научные экспедиции. В настоящее время в учебной деятельности все больше используется метод проектов. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и позволяет активно развивать основные виды мышления, творческие способности и стремление к созиданию

Виды деятельности:  

- игровая (эстафеты, народные игры и пр.);

- познавательная (получение первоначальных представлений о родном крае и пр.)

- проблемно-ценностное общение (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, виртуальных путешествий по историческим и памятным местам и пр.)

- досугово - развлекательная (фестивали, национально-культурные праздники, концерты, викторины и пр.);

- художественное творчество (уроки творчества, индивидуальные выставки и пр.)

- социальное творчество (подготовка и рассылка праздничных открыток для пенсионеров; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам; совместная деятельность с общественными организациями патриотической и гражданской направленности, детско-юношескими движениями, организациями, сообществами; встречи с тружениками тыла и военнослужащими, с выпускниками, явившими собой достойные примеры гражданственности и патриотизма)

- спортивно-оздоровительная (веселые старты)

- туристско-краеведческая (туристско-краеведческие экспедиции);

- исследовательская.

Ожидаемые результаты программы

1. Наличие локальной  нормативной правовой базы деятельности школьного музея.                                                                 2. Систематизация работы  школьного музея.                                                        

3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций.                                               4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.                                                                 5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.                                                                                                                    

7. Повышение  уровня  мотивации учащихся к изучению истории региона, Шурышкарского района и поселка.                   8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.                                    

9. Влияние на выбор профессии учащимися.

10.Социализация школьников.                                                                                                      
Формы контроля:

  • Тесты
  • Контрольные вопросы
  • Проекты
  • Экскурсии.

Нормативно-локальная база деятельности  школьного музея:

- Устав школы;

- Положение о школьном музее;
- Программа развития школы;
- План работы школы на учебный год;
- Программа  развития  музея;
- План работы музея на учебный год;

- Рабочая программа дополнительного образования детей.

Основные этапы реализации программы

Срок реализации программы 1 год.

Общее количество часов – 157,5. В неделю- 4,5 часа (вторник, пятница)

Документация музея:
- инвентарная книга;
- журнал регистрации посещений.
Управление  реализацией программы:
- директор школы;
- руководитель музея;
- заместитель директора школы по воспитательной работе;

- совет музея.

Приѐмы и методы

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и применяется на занятиях.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся и применяется на занятиях  кружка. Для того, чтобы занятия были интересными можно использовать народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. При изучении некоторых серьезных тем целесообразно устраивать просмотр мультфильмов, документальных фильмов и их обсуждение. На занятиях звучат произведения великих русских композиторов, фрагменты духовной музыки, русские народные песни и песни народов России (дети не просто слушают, но и танцуют), стихи о России, о родном крае. Занятия проводятся в занимательной игровой форме. В содержание уроков включаются различные викторины, эстафеты, конкурсы.  Интересны и познавательны встречи с интересными людьми Сынского края, тружениками тыла, детьми войны. На занятиях   широко используется самостоятельная работа с книгой, документом, информацией из Интернета, а также групповые исследования, диспуты, дискуссии. Кроме того, занятия часто связаны с общественно полезной деятельностью. Изыскания обучающихся, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов). Участие детей в различных делах, акциях, проектах (помощь ветеранам  труда и труженикам тыла. Культурно-просветительская работа; участие в школьных, муниципальных и всероссийских конкурсах.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно- познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические  

Методы обучения: словесные (лекции – беседы),

наглядные методы (просмотр видеофильмов, СД – дисков, слайдов известных экскурсионных объектов, фотографий и их анализ),

практические методы (оформление фотоотчётов, составление творческих отчётов, проектов, презентаций)

Дополнительной формой работы по данной программе является посещение музея им. Е.И.Тыликовой, тематических выставок, экскурсионных объектов. Дидактический  материал, необходимый для проведения занятий: - краткие конспекты материалов для лекций - бесед; - СД – диски с информацией об известных экскурсионных объектах; - книги по истории, архитектуре и искусству; - карточки с индивидуальными заданиями; - презентационные материалы, ранее проведённых экскурсий; - словарь терминов, применяемых в исследовательской деятельности; - краткий словарь музейных терминов; - схемы описания музейных предметов. 

Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная.)

Обеспечение программы методическими видами продукции

Условия реализации программы.

Для реализации программы необходимо иметь определенную материально-техническую базу. Это, прежде всего, помещение-музей, отвечающее требованиям СниП, СЭС и пожарной инспекции.

Помещение музея обеспечивает не только хранение и демонстрацию материалов, но имеет возможность проводить экскурсии, выставки, встречи, музейные уроки, интегративные мероприятия с использованием презентаций.  

 Материально-техническая база: Музейное оборудование: экспозиционные стеллажи, стенды для экспозиций, столы, стулья, шкафы. На окнах жалюзи для создания возможности качественной демонстрации электронных презентаций и фильмов 

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фотоаппарат.

Учебный тематический план

п/п

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика (интерактивные занятия)

1

Цели и задачи курса. Вводный инструктаж

2

                   2

2

 1. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы

4,5

4,5

Лекции

3

2. Где и как собирать материалы для музея.

4,5

4,5

 

Лекции

4

3.Работа с историческими источниками.

6,5

4,5

 2

Лекции

5

4. Наследие в школьном музее. 

 6,5

4,5

 2

Лекции

6

5.  История села - частица истории Ямала

8,5

6,5

 2

Конкурс рисунков муниципальный  "Моя цифра -89",  школьный "Мой Шурышкарский", СДК "Команда -89"

7

6. О творчестве  наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой   с.Овгорт  ).  .

Литературная гостиная

 9

4,5

 4.5

Творческая работа

Презентации

Участие в  интернатском конкурсе "Знаменитые люди нашего села"

8

7. Функции школьного музея

4,5

-

4,5

Творческая работа

9

8. Организация школьного музея. 

9

4,5

 4,5

Лекции

Творческая работа

10

9. Моя семья и родной край.

 11

6,5

4,5

Творческая работа

Участие в школьном конкурсе "Щаня хорам эви -Сынская красавица"

Конкурс "Мой край"

11

10. Наша школа в истории края 

 15,5

9

 6,5

Беседа

Творческая работа

Стенд"Они работали в нашей школе"

12

11. Комплектование фондов школьного музея

 6,5

4,5

 2

Лекции

13

12. Фонды школьного музея 

6,5

4,5

 2

Творческая работа

Лекции

14

13. Учёт и описание музейных предметов

 6,5

4,5

 2

Творческая работа

Лекции

15

14.Экспозиция школьного музея. 

4,5

4,5

Творческая работа

16

15.Тексты в музейной экспозиции

 4,5

2,5

 2

Творческая работа

17

16. Военная слава земляков

13,5

9

 4,5

Презентации к 75 -летию Победы ВОВ

"Они погибли, чтобы жили мы"

Проекты 

18

17. Экскурсионная работа в школьном музее.  

 9

6,5

 2,5

Экскурсии для гостей

19

 18. Создание презентаций на основе собранного материала

 9

4,5

 4,5

Творческая работа

 презентация  

Конкурсы

20

19. Музей им.Е.И.Тыликовой

- Археологические памятники на территории  Овгорта

- «О чем нам расскажет  река»

4,5

 

4,5

Экскурсии

Участие в мероприятиях, конкурсах

21

Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению

 9

4,5

 4,5

 Участие в муниципальных, школьных конкурсах

22

Заседание Совета и актива школьного музея

2,5

 

2,5

 Итоги

23

 Школьные и поселковые мероприятия

По плану

24

Индивидуальные консультации

Итого:

 63,5

 94

157,5

Содержание программы курса «Школьный музей»

Тема 1.  Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы (4 часа)

Теоретические занятия. Инструктажи (2 часа)

 Цели, задачи, участники музейного движения. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в поселке, ветеранами педагогического труда, родителями.

Практические занятия (2 часа)

Участие в конкурсе о символике России, региона, района.

Тема2. Где и как собирать материалы для музея. (4,5 часа)

  Работа в школьной и сельской библиотеке, в музее им.Е.И.Тыликовой. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми села и района.

Тема 3. Работа с историческими источниками.(6,5 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Основные источники по истории: книга памяти Шурышкарского района,  брошюры по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники

Практические занятия (4,5 часа)

Тема 4. Наследие в школьном музее (6,5 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Практическое занятие (4,5 часа)

Творческая работа.

Тема 5. История села - частица истории Ямала (8,5 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

Практические занятия (6,5 часов)

Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края. Экскурсия в музей им.Е.И.Тыликовой, конкурс рисунков "Люблю тебя, мой край родной"

Тема 6.О творчестве  наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой   с.Овгорт  ).  Литературная гостиная (9 часов)

Теоретические занятия (4,5 часа)

Презентации, проекты о знаменитых людях нашего села, района

Практические занятия (4,5 часа)

Тема 7. Функции школьного музея (4,5 часа)

Теоретические занятия (4,5 часа)

Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.

Тема 8. Организация школьного музея (9 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Школьный  музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Практические занятия  (5часов)

Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.

Тема 9. Моя семья и родной край (11 часов)

Теоретические занятия (4,5 часа)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия (6,5часов)

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации "Моя семья",  проекта "Моя родословная", видеороликов

Тема 10. Наша школа в истории края (15,5 часов)

Теоретические занятия (6,5 часов)

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в поселковом музее.

Практические занятия (9 часов)

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Школа  с.Овгорт – «кузница кадров».

Тема 11. Комплектование фондов школьного музея (6,5 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, других полевых изысканий.

Практические занятия (4,5 часа)

Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.

Тема 12. Фонды школьного музея (6,5 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Структура  и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Практические занятия (4,5 часа)

Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.

Тема 13. Учет и описание музейных предметов (6,5 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Практические занятия (4,5 часа)

Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.

Тема 14. Экспозиция школьного музея( 4,5 часа)

Теоретические занятия (4,5 часа)

Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Тема 15. Тексты в музейной экспозиции (4,5 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих  и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Практические занятия (2,5 часа)

Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Тема 16. Военная слава земляков (13,5 часов)

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. (4,5ч.)

Практические занятия (9 час.)

Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.

Тема 17. Экскурсионная работа в школьном музее (9 часов)

Теоретические занятия (2,5 часа)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практические занятия (6,5 часов)

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.  Проведение экскурсий. 

Тема18. Создание презентаций на основе собранного материала (9 час)

Тема19. Музей имени Е.И.Тыликовой (4,5 часа)

- Археологические памятники на территории  Овгорта

- «О чем нам расскажет  река»

Тема 20. Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению (9 час)

Школьные и поселковые мероприятия

Индивидуальные консультации по темам проектов  (по плану)

Календарно-тематический  план к программе курса

 «Школьный музей»

           №

 п/п    

Дата проведения

Содержание программы

Теоретические занятия

Практические занятия

Теория

Всего

план

факт

1

05.09

Цели и задачи курса. Вводный инструктаж

2

     2

2

09 – 12.09

 

1.Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы

4,5

            4,5

3

16 - 19.09

2. Где и как собирать материалы для музея.

4,5

             4,5

4

23 - 26.09

30.09

3.Работа с историческими источниками.

4,5

2

              6,5

5

03.10

07 -10.10

4. Наследие в школьном музее. Понятие об историко-культурном и природном наследии

4,5

        2

      6,5

6

14 - 17.10

21 - 24.10

 5.  История села - частица истории Ямала

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

6,5

        2,5

9

7

 21 - 24.10

 28 - 31.10

6.О творчестве  наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой   с.Овгорт )

Литературная гостиная

        4,5

4,5

      9

8

04 -  07.11

 

7. Функции школьного музея

4,5

-

4,5

9

 

11 - 14.11

18 - 21.11

8. Организация школьного музея. Музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Совет музея.

4,5

4,5

9

10

25 - 28.11

03 - 06.12

9. Моя семья и родной край. Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи.

4,5

4,5

11

11

10.12

Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

2

12

13.12

17 - 20.12

10. Наша школа в истории края История школы.

Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края.

4,5

 2

15,5

13

 

24 - 27.12  

10 - 14.01

Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в музее им.Е.И.Тыликовой

4,5

 4,5

14

17.01

 

11. Комплектование фондов школьного музея

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования.

2

 

6,5

15

 21 - 24.01

Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций

2,5

 2

16

  28 - 31.01

12. Фонды школьного музея Структура  и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции.

2

        2,5

6,5

17

 03.02

Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов

2,5

 

18

 06.02

13. Учёт и описание музейных предметов

Задачи учета и научного описания музейных предметов

 

2

6,5

19

10 -13.02

Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, паспорта музейных предметов

 4,5

 

20

17.02  

14.Экспозиция школьного музея. Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция

4,5

4,5

21

20.02

27.02

15.Тексты в музейной экспозиции

2,5

2

4,5

22

 

02 - 05.03

09 - 12.03

 16 -20.03

16. Военная слава земляков

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.

 Книги  Памяти

9

4,5

13,5

 23

 30.03 - 02.04

 06 - 09.04

17. Экскурсионная работа в школьном музее.  Экскурсия как форма популяризации историко-культурного наследия музейными средствами

 2

2,5

9

24

  13 - 16.04

Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная

 4,5

 

25

 20 -23.04

27 - 30.04

18. Создание презентаций на основе собранного материала

4,5

4,5

9

26

 04 - 07.05

19. Музей им.Е.И.Тыликовой

 Посещение

         4,5

      4,5

27

11 - 14.05

18 - 21.05

20. Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению

        4,5

4,5

      9

28

 По плану

Итоговое занятие

1

1

29

По плану

Индивидуальные консультации по темам проектов

31

По плану

Заседание Совета и актива школьного музея

32

По плану

 Школьные и  поселкоые мероприятия

Итого:

94

63,5

 157,5

Программные материалы:

  1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».  Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
  3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
  4. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
  5. Программа  туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО». Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
  6. Приложение к письму  Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».

Список литературы:

1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2016 г.

2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.

3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.

4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2015г.

5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2017.

6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.

7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.

8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.

  1. Шахов В.В. Родная культура. Система занятий по региональной культуре (краеведению) Липецкой области. Тематические планы, программы, методические комментарии и рекомендации.– Липецк, Рязань: "ГЭЛИОН" и Липецкое изд-во, 1996.– 94с.
  2. Шахов В.В., Шальнев Б.М. Мир детства: родная культура. Липецк, Рязань:"ГЭЛИОН", 1996.– 181с.
  3. Шахов В.В., Шальнев Б.М. Родная культура: мир детства и отрочества. Липецк, Рязань, 1997.– 384с.
  4. Липецкая Энциклопедия:в 3 т./Сост.:Шахов В.В.,Шальнев Б.М. Липецк, 1998.
  5. Липецкий энциклопедический словарь/Гл. Ред., сост. Шахов В.В.– Липецк: Липецкое изд-во, "ГЭЛИОН", 1994.– 510с.
  6. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
  7. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва, 2010. – 199 с.
  8. Рубан Н.И. Музеология. Учебное пособие. Издание третье. Хабаровск, 20

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по вокальному искусству для детей среднего и старшего школьного возраста « Эстрадный вокал »

Дополнительная общеразвивающая программа по  вокальному искусству для детей среднего и старшего школьного  возраста « Эстрадный вокал  »...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии» может использоваться для учащихся 9 классов с целью расширения зна...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса, 72 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

laquo;Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта физкультурно – спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса&r...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Музей в чемодане» 1-й год обучения "Русская изба"

Программа  кружка "Музей в чемодане" 1-й год обучения «Русская изба» является программой нравственно-патриотической направленности. Программа создана на основе результатов с...

Дополнительная общеобразовательная программа «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»

В последние годы все больше внимания стало уделяться организации и функционированию школьных музеев как центров нравственного, историко-культурного, гражданско-патриотического воспитания. Общество про...

Дополнительная общеразвивающая программа "Школьный вальс"

Актуальность программы обусловлена социальным заказом обучающихся 9-11 классов, не занимающихся ранее танцевальным искусством, разучить с ними школьный вальс к мероприятиям «Последний звонок&raq...

«Азбука финансовой грамотности» Дополнительная общеразвивающая программа для воспитанников младшего и среднего школьного возраста

laquo;Азбука финансовой грамотности»Дополнительная общеразвивающая программа для воспитанников младшего и среднего школьного возрастаСрок реализации 2 года...