«Совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания»
методическая разработка

Туманова Елена Геннадьевна

Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая тема:

 «Совершенствование форм и методов нравственно-патриотического воспитания в условиях учреждения дополнительного  образования»

тема: «Патриотическое воспитание детей средствами хореографии»

Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков. В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни. Деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания приобретает особый смысл, т.к. именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что способствует формированию патриотических качеств у детей.

Истинно патриотическим считается воспитание детей в хореографическом коллективе, если оно основано на традициях народной культуры и формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, преданность Отечеству, знание истории и культуры своего народа. Сохранение и изучение народных традиций - это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного образования должен научить любить и беречь.

Задачи патриотического воспитания:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

В хореографических коллективах  «Карусель», «Сюрприз» и «Юность»  Центра «Юбилейный» патриотическому воспитанию отводится важная роль. Коллективы строят свою творческую деятельность в области детской и современной хореографии,  народно-сценической хореографии.

Народные танцы являются достоянием и богатством общества. Питательная среда для них неисчерпаема. Через танец люди стремятся раскрыть душу своего народа, его самобытность, национальный колорит. В них отражаются социальные процессы, происходящие в обществе, взаимоотношения людей. Народный танец тесно связан со своей историей, даёт богатейший воспитательный потенциал, ориентирует подрастающее поколение на возрождение национальной культуры русского народа, что является одним из важных аспектов патриотического воспитания. Всё это учитывается при подборе репертуара.

Искусство в целом и хореография в частности, способствует развитию чувства прекрасного, укрепляет духовный стержень, сохраняет национальные корни, воспитывает патриотические чувства.

Патриотическое воспитание – сложный процесс, так как связан с внутренним миром ребенка и не может происходить в отрыве от внутренних переживаний.

При изучении темы Великой Отечественной войны и Победы дети имеют возможность изучать эту тему не только на занятиях по истории в школе, но и на уроках хореографии.

Тема Победы важна для нас, потому что это святой праздник для всей нашей страны. Сейчас, к сожалению, в некоторых западных странах пробуют переписать историю и отнять у нас Великую Победу. Для нас, педагогов-хореографов, важно донести до детей правильное понимание исторических событий Великой Отечественной войны.

В хореографии, как в кино и театре, существует разнообразие методов и приемов в постановочной работе. Педагог-хореограф исполняет работу режиссера, подбирает музыкальное оформление и костюмы. Его отношение к истории, традициям и культуре передается детям.

Так, например, при постановке хореографической композиции «Журавли», «Лети перышко» девочки олицетворяют птиц – журавлей, символизирующих светлую память о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Огромную роль в создании этого образа играет костюм. Он помогает раскрыть в данной постановке содержание и главную мысль. Длинные белые платья и шарфы – это образ «птиц» и «крылья». Шарф не только подчеркивает яркость исполнения движений, он является символом, раскрывающим действо танца. Взмахи рук напоминают полет птиц – журавлей.

Важное значение имеет музыкальное сопровождение номера, которое помогает правильно передать хореографический образ. Прежде чем приступить к изучению движений дети прослушивают песню, смысл которой обсуждают вместе с педагогом. Поэтическое название, музыка и текст песни наталкивают детей на раскрытие характера танца. Строгость манер, плавность движений, приподнятость головы, своеобразное положение рук, прямая спина, одухотворенное выражение лица – все это составляющие образа, который дети смогут передать, лишь прочувствовав, «присвоив» его. Вслушиваясь в мелодию и слова песни, дети проникаются сочувствием и уважением к памяти погибших. Это способствует воспитанию у них истинно патриотических чувств.

Хореографические постановки «Синий платочек», «Катюша», «Граница», «Победная»  состоят из номеров на тему Великой Отечественной войны, последний из которых на тему Победа. Музыкальные композиции  времен ВОВ и не только.  Движения изображают эмоции народа победителя.

Основными формами патриотического воспитания являются:

- проведение тематических бесед и диспутов, праздников;

- посещение исторических мест (экскурсии в городе и на выезде);

- беседы на общественно-политические, нравственные темы;

- встречи с ветеранами, интересными людьми;

- беседы о выдающихся достижениях российских и зарубежных танцоров в разных   направлениях хореографии;

- участие в праздничных и отчетных  концертах;

- участие в конкурсных  мероприятиях  различного уровня;

- просмотр конкурсных и отчетных мероприятий;

- взаимосвязь с общеобразовательными школами и школьными организациями.

Участие ребят в подобных мероприятиях придаёт силы, уверенность, стремление к победе, достижению новых высот, способствует проявлению лучших исполнительских качеств.

Итогом творческой работы коллективов являются результаты участия в городских и областных мероприятиях, смотрах - конкурсах, в Международных конкурсах-фестивалях.

Сделаем вывод, что сущность патриотического воспитания заключается в любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважении к прошлому своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, знание истории своей Родины, понимании задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважении к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни; стремлению к укреплению чести и достоинства родины, уважении к армии и готовность защищать родину, служить её интересам. А уроки хореографии непременно в этом помогают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

МЕСТО УРОКОВ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материа...

Возможности урока в воспитании гражданственности в системе гражданско-патриотического воспитания.

Гражданственность – нравственно-политическое качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; проявлени...

Тезисы из выступления "Роль учителя словесника в системе гражданско-патриотического воспитания"

Данные тезисы показывают насколько важна роль учителя словесника в формировании гражданско-патриотических чувств....

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...