Методическая разработка "Развитие мелкой моторики на занятиях бисероплетением"
методическая разработка

Федорова Наталья Николаевна

Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr_na_ns_portal.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики на занятиях бисероплетением

Бисероплетение – это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук.

 Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук: ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

 Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

 В коре  головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

В.А. Сухомлинский писал, что « чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.  По многим наблюдениям у детей,  которые выполняли упражнения для развития мелкой моторики рук, улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

  • Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
  • Сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь.
  • Число повторений нового действия определяется возможностями занимающегося улучшать движение при каждой новой попытке.
  • Повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий.
  • Интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки – как физическую, так и психическую.
  • Продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и даже вредно.
  • Перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.

Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.

Плетение небольших простых игрушек из бисера прощает некоторые детские оплошности, способствует быстрому развитию пространственного воображения и абстрактного мышления. К тому же игрушка всегда желанна для ребёнка.

Бисероплетение – занятие увлекательное и полезное, доступно детям младшего школьного возраста. Поделка из бисера, выполненная даже самым простым способом, выглядит ярко и эффектно. Бисер привлекает детей и яркостью красок и разнообразием форм, и размером и простотой выполнения изделий. Работа с бисером интересует не только девочек, но и мальчиков, они охотно работают с этим материалом.

Значение этого увлекательного процесса очень велико, занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию. Важно отметить, что бисероплетение дает равные возможности развития левой и правой руки. Способность работать левой и правой рукой оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, что способствует развитию памяти, мышления и речи.

Для начала необходимо использовать прием простого низания бисера на одну нить – плетение бус, браслетов, используя одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. После чего, как дети освоят простое низание, идет усложнение и знакомство с другими техниками плетения из бисера. Кроме освоения техники плетения  дети учатся работать со схемой, проговаривать свои действия, упражняться в счете.

Процесс плетения очень увлекателен, он способствует развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности,  способствует развитию глазомера и координации движения пальцев. Помимо сказанного, плетение бисером оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно учась контролировать свои действия.

Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, произвольно направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.

Таким образом, занятия с бисером:

  • способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
  • знакомят с особенностями художественного языка;
  • развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;
  • развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её,
  • способствуют обогащению словаря.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

  • Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).
  • То же упражнение выполняются пальцами левой руки.
  • То же упражнение производится одновременно пальцами левой и правой руки.
  • Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди (здороваются): сначала большой палец с большим пальцем, затем указательный с указательным и т.п.
  • Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.
  • Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»).
  • Те же движения производятся указательным пальцем левой руки.
  • Те же движения одновременно производятся указательными пальцами обеих рук («осы»).
  • Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»).
  • Те же движения производятся пальцами левой руки.
  • Те же движения одновременно производятся пальцами обеих рук («Дети бегают наперегонки»).
  • Вытянуть указательный палец к мизинцу правой руки («Козлята»).
  • То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук («Козлята»).
  • То же упражнение выполняется пальцами левой руки.
  • Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединив их («Очки»).
  • Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончику безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца («Зайчик»).
  • То же упражнение выполняется пальцами левой руки.
  • То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук («Зайцы»).
  • Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («Деревья»).
  • Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной , производить движения вверх-вниз («Птички летят, машут крыльями»).
  • Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
  • Выполнять те же упражнения, только сгибать пальцы, начиная с мизинца.
  • Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
  • Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца.
  • Выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.
  • Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
  • Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»).
  • Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («двое разговаривают»).
  • Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («струя-кресло»).
  • Правую руку сжать в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую руку («стол»).
  • Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие («бочонок с водой»).
  • Левая рука в том же положении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьёт водичку»).
  • Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска»-«гнездо»).
  • Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, а большие пальцы спущены внутрь («птичье гнездо с яйцами»).
  • Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», «дверь»).
  • Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом»).
  • Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей».
  • Пальцы в том же положении, что и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.
  • Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук («Мост», «Дорога», «Дом»).
  • Руки в вертикальном положении, ладони обеих рук прижать друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы («Чашечка» «Цветок»).
  • Прижать руки тыльной стороной друг к другу, затем опустить вниз («Корни растений»).
  • Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут по столу» («Бежит собака», «Бежит лошадь»).
  • Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но расставить указательный и средний пальцы левой руки (они изображают «Всадника»), посадить «Всадника» на «Коня» - указательный палец правой руки.
  • Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их («Улитка с усиками»).
  • Правая рука – как в предыдущем упражнении, а левую руку положить сверху («Раковина улитки»).
  • Средний и безымянный палец правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец согнуть, поднять руку вверх («Кошка»).
  • Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх («Кошка», «Собака»).
  • Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («Птица в гнезде»).
  • Концы пальцев направить вперёд, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («Лодочка»).
  • Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы («Солнечные лучи»).
  • Прижать тыльные стороны друг к другу, скрестив пальцы, поднять их («Ёлка», «Ветви»).
  • Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх. Опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им («Колокол»).
  • Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук – вверх, большие пальцы вытянуты вверх («Пассажиры в автобусе»).
  • Катание пластмассовых шариков.
  • Разрывание бумаги на мелкие куски.
  • Нанизывание колец, крупных пуговиц, бусин.
  • Застёгивание пуговиц.
  • Развязывание и завязывание узлов.
  • Шнуровка ботинок.
  • Складывание пирамидок, домиков и др.
  • Игра «Почтовый ящик».
  • Лепка, рисование, штриховка, работа с мозаикой, палочками, конструктором и ...
  • Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Индейская лодка»).
  • Теневой театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук»

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и...

Доклад на тему: "Бисероплетение - эффективный метод развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ"

Занятие бисероплетением доступно и полезно детям любого возраста. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение и...

Педагогический опыт. Развитие мелкой моторики рук на уроках средствами техники бисероплетения.

Педагогический опыт. Развитие мелкой моторики рук на уроках средствами техники бисероплетения....

Презентация "Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью посредством техники Бисероплетения"

Развитие мелкой моторики детей с умственной отсталостью – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овлад...