Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами
методическая разработка по теме

Куц Наталья Николаевна

   Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. Чтобы работа с этими детьми была эффективной, она должна быть специфичной: должны быть особый учебный план, программы, организационые требования, методики.
Для успешного усвоения учебного материала детьми необходима коррекционная работа по нормализации их деятельности, которая осуществляется на занятиях по любому направлению.   Занятия по ручному труду занимают особое место, так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodicheskaya_razrabotka.zip1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья №23

Петроградского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

Куц (Малышева) Наталья Николаевна

ГБОУ  «Специальный

коррекционный

детский дом № 23»

Петроградского района,

города Санкт-Петербурга

Воспитатель высшей

квалификационной

категории

Общий

педагогический стаж 14 лет

Санкт – Петербург

2014 год

Пояснитетьная записка

   Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. Чтобы работа с этими детьми была эффективной, она должна быть специфичной: должны быть особый учебный план, программы, организационые требования, методики.
Для успешного усвоения учебного материала детьми необходима коррекционная работа по нормализации их деятельности, которая осуществляется на занятиях по любому направлению.

   Педагог создает условия, способствующие следующему: принятию ребенком целей предстоящей работы, формированию алгоритма аналитического обобщения информации, созданию ситуации для переноса знаний в измененные условия;  погружению учащихся в ситуацию частично самостоятельного выбора способа решения,  развитию самоконтроля - сравнение с образцом, возвращение к повторному осмыслению задания, аргументация самооценки, взаимооценка.

   Занятия ручного труда занимают особое место, так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы.

Арттерапия

      Одним  из методов практической  коррекции  является  арттерапия.

   В коррекции психики детей просто необходимо применять такие методы воздействия, которые бы действовали мягко.  Арттерапия помогает ребенку  как бы понарошку пережить его проблемы, конфликтные и тяжелые ситуации.  При этом ребенок делает это именно таким образом, чтобы не травмировать свою психику. У него работает фантазия, он может выражать себя безгранично. По мнению  ученых творчество – это совершенно естественный процесс для ребенка, который еще не отошел окончательно от примитивных форм общения. Ребенок выдавливает в объект творчества свои страхи, комплексы, а также иные отрицательные чувства.

   

    Арттерапия имеет образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков.

    Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества

    Арттерапия, направленная на коррекцию личностного развития. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды артгерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.

    Арттерапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы.  Как правило, арттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.

   Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:

- стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;

- потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;

- потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;

- стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, моделей, сказок, историй.

    Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

   Применение арттерапии  в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

  1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
  2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов.
  3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
  4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
  5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
  6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению  уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.

Программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях «оригами»  с целью коррекции интеллектуального и речевого развития детей с ограниченными возможностями.

Актуальность выбранной темы

    Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития  направлена на психологическую  помощь воспитанникам  в корректировке их поведения, развитии и становлении качеств личности, в развитии чувства внутреннего контроля, в развитии способностей, в устранении социальной и педагогической запущенности.

    При диагностике психического развития детей часто встречаются случаи недоразвития двигательной сферы. Это может быть связано с физиологической незрелостью моторной зоны коры головного мозга, а также с отсутствием социального опыта игровой деятельности.  Психологам  известно, что любая специально организованная, направленная деятельность способствует функциональному созреванию мозговых структур (функция формирует орган), развитию мыслительных операций. Следовательно, развитие интеллекта напрямую связано с развитием координации движений и ручной моторики.

Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.  

    Просветитель 18 века Н. И. Новиков в 1782г утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.

    Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН

(Л.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина ) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Ими было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, в том числе и данные электрофизиологических исследований, М.М.Колцова пришла к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Большое значение придаётся использованию в случаях своевременного речевого развития, и особенно в случаях, когда развитие речи нарушено. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук ( М.М.Кольцова, 1973; Л.В.Аниаков-Фомина, 1974).

    В учебном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей не только физического, но и психического. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную  нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. При повышенных стрессовых ситуациях в жизни необходимо создание благоприятного эмоционального фона, снижается тревожность, а также формируется учебная мотивация через мотив достижения успеха в игровой деятельности.

    Одним из премов арттерапии является моделирование с бумагой или оригами (искусство складывания изделий из бумаги), это не только практический метод психокоррекции, который помогает корректировать психическую деятельность ребенка, но и является средстром развития интеллекта, речи, мелкой моторики пальцев рук.

    В оригами используется активная форма арттерапии, где клиент (воспитанник) сам создает продукты творчества: модели из бумаги, аппликации. Занятия оригами структуированы, где тема жестко задается и материал предлагаетсяпедагогом.  Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема и  манера исполнения. Педагог использует такие варианты метода арттерапии как:

 - использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;

- творчество самого психолога – педагога (изготовление модели), направленное на установление взаимодействия с клиентом (воспитанником).

Оригами рассматривается как   гештальториентированная арттерапия. 

Целями коррекции в этом виде арттерапии  выступают:

  •    излечивание или восстановление адекватной «Я-функции»;
  •    помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;
  •   пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.
  • Арттерапевтические занятия оригами проводятся и таким способом: клиенту (воспитаннику)  предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента (воспитанника), его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арттерапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента.
  • Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов.  Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку («Я не хуже других»). Эмоциональная  заинтересованность активирует клиента (воспитанника) и открывает путь для более  эффективного коррекционного воздействия.

Систематические занятия с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Такие занятия необходимы умственно отсталым детям и детям с задержкой психического развития.

Какое значение для развития ребёнка несёт оригами?

  • оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
  • оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
  • оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;
  • оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;
  • оригами активизирует мыслительные процессы: в процессе конструирования возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);
  • оригами совершенствует умения ребёнка, формирует культуру труда;
  • оригами способствует созданию игровых ситуаций (сложив из бумаги маски, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т.д.)

    Целью занятий является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Педагогами многих стран давно замечено, что:

  • учит слушать устные инструкции педагога
  • учит совершать последовательные действия
  • развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев
  • улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами
  • учит читать чертежи, по которым складываются фигурки
  • знакомит на практике с основными геометрическими понятиями
  • развивает уверенность в своих силах и способностях
  • помогает развитию первых чертёжных навыков
  • стимулирует развитие памяти
  • учит концентрировать внимание

    Практически все занимающиеся педагоги отмечают положительное внимание этого занятия на успехи своих воспитанников и по остальным предметам.  В частности, оригами помогает осваивать чтение, математику; улучшает почерк. Занятия складыванием способствуют развитию психологических контактов между воспитателем и воспитанниками. Известно, например, что прибывшему в Петербург в начале двадцатого века преподавателю английского языка Чарльзу Сиднею Гиббсу именно оригами помогло завоевать доверие маленького царевича Алексея.

    В процессе учебной деятельности у детей развиваются: внимание, память, восприятие, мышление.

   А этот психический процесс у умственно отсталых детей и детей с ЗПР недостаточно развит по причине органической недостаточности мозга, обусловленной вредоносными факторами в период внутриутробного развития, родового периода или раннего детства, чаще всего в первые годы.      Психическое развитие детей закладывается в раннем возрасте (умение хватать, ходить, говорить), а из – за повреждения коры головного мозга и отсутствия адекватных для этих детей педагогических условий и неправильно организованного воспитания в семье приобретаются стойкие пониженные признаки обучаемости. Чем менее адекватными состоянию детей были условия  микросоциальной и микропедагогической среды, чем длительнее они находились в них, тем более выражены и стойкие трудности в развитии.

    В связи с этим  возросла потребность в разработке и создании программы «Развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами», предназначенной для учащихся с диагнозом - задержка психического развития и умственная отсталость. Эта программа обеспечивает психокоррекцию личности, коррекцию негативных тенденций  развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

        Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание,  связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще  В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Цель и задачи программы

    Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с умственно отсталыми  детьми и  детьми с ЗПР. 

    В основу создания программы положен личностно - ориентированный подход, который ставит в центр  личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка здесь является целью образовательной системы, а не средством достижения какой- либо цели. Эта программа предназначена для проведения коррекционных занятий с умственно отсталыми  детьми и  детьми с ЗПР, характеризуется гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет следующую цель:

Развитие мелкой моторики рук на занятиях оригами, направленной на поддержку личности, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии, развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

    Для достижения поставленной  цели  в работе предполагается решение следующих задач:

  1. Выявление индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики.
  2. Формирование речемыслительной деятельности, умения продуктивно осуществлять различные виды классификаций и обобщений, анализа, синтеза, абстракций, обобщений.
  3. Развитие полноценного восприятия и понимание материала,  умения осуществлять контрольные действия и самоконтроль.
  4. Развивать навыки: планировании е предстоящей работы, выбора способов, средств ее осуществления, проверка результатов.
  5. Развитие творческих способностей
  6. Создание ребёнку условий для накопления двигательного и практического опыта.
  7. Укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений.      
  8. Подготовка руки ребенка к навыкам письма, формированию почерка.
  9. Воспитывать интерес и культуру труда.

    Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов; созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, эффективной и быстрой адаптации школьника к учебной деятельности; профилактике неврозов и созданию психологического комфорта.

    Эта программа даёт возможность проведения диагностики развития мелкой моторики рук, что позволяет реализовать принцип единства диагностики и  коррекции заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения и позволяет планировать индивидуальную работу с воспитанниками. Возможность непрерывного мониторинга обусловлена тем, что выполнение развивающих игр и упражнений предоставляют информацию о текущем уровне развития детей.

    Программа составлена так, что она может быть использована не только на коррекционных занятиях, но и некоторые её элементы введены в учебный процесс.

  Имеет место связь с объединениями дополнительного образования, ориентирование на интеграцию образовательных и оздоровительных процессов, использование педагогических технологий; игровых,  социальнокоммуникативных; интерактивных форм; личностно-ориентированной системы; использование передового педагогического опыта.

Данная программа реализует следующие принципы:

  • единства диагностики и коррекции;
  • коррекционно-развивающей направленности процесса;
  • индивидуализации обучения;
  • комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  • обеспечение преемственности между начальной и основной ступенями общего образования;
  • самоутверждения  и самореализации воспитанников

Организация и проведение занятий


1. Наполняемость группы – 10-12 детей.

2. Рабочее место воспитанников – столы с горизонтальной поверхностью. Столы воспитанников располагаются не рядами, а полукругом. Стол воспитателя стоит в центре полукруга, является демонстрационным.
3. В группе оставлено место для организации двигательных упражнений, подвижных игр.

4. Особое значение для организации учебно-воспитательной работы имеет обеспечение наглядными дидактическими пособиями, раздаточным материалом.

5.  Особое внимание следует уделять обучению анализу образца: целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных признаков, умение ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию образца с указанием всех необходимых его признаков. При формировании умения анализировать образец необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений. Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно, чтобы ученик возвращался к образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня получилось, как в образце?», - что позволит видеть возможные расхождения, находить и устранять их причины.

5.Использование физкультминуток, музыкальных пауз.

6.Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды заданий.

7.Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.

8.Важное  значение имеют мягкий доброжелательный тон педагога, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ребенка.

     Методы работы с детьми младшего школьного возраста в значительной степени должны приближаться к методам, применяемым в дошкольной, преддошкольной педагогике.

Только в этом случае обучение им доступно, наиболее эффективно.
Можно  указать  на   следующие основные требования к методике обучения детей младшего школьного возраста:
- Игровая форма должна являться доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение, отдых, а как средство обучения, коррекции.
- Использование эмоций, как относительно более сохраной стороны, для привлечения их внимания, интереса.

- Повышение мотивации обучения, пробуждения познавательных потребностей.
- Использование подражательности.
- Предметно-действеное обучение, организация постояной активной практической деятельности детей с конкретными предметами по определеным задачам, поставленным педагогом.

- Детальное расчленение материала на простейшие элементы при соблюдении его системности, последовательности.

- Обучение ведется по каждому элементу, лишь затем они объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

- Усиление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация взаимосвязи речи и деятельности учащихся. Речь сопровождает деятельность, но не подменяет ее. На каждом уроке обязательна словарная работа. Целесообразно в этом отношении использование уроков ручного труда, где ребенок, изготовляя определенную поделку, действует в системе наиболее развернутых и внешне выраженных требований. С помощью речи он может обдумать и спланировать ход предстоящей работы, вычленить отдельные ее типы, установить их последовательность, соотнести результат своей деятельности с образцом. Дети учатся адекватно оценивать свою работу, объяснять, почему ту или иную поделку они считают лучшей. Учитель добивается четких и правильных ответов, постепенно приучая учащихся к самостоятельности.

- Постепеное усложнение самостоятельных действий детей: от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.

- Большая повторяемость материала; применение его в новых ситуациях.

- Индивидуальная работа на уроке.

- Каждое задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок.

- Необходимо учить детей проверять качество своей работы,  как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе, для чего на уроках следует отводить специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания.

- Для коррекции внешней организации деятельности детей (особенно в первоначальный период обучения) необходима система четких требований к выполняемой работе.

    Вся учебно-воспитательная работа с детьми-олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста должна проводиться систематически, методически правильно, должна быть построена так, чтобы обучение по любомунаправлению учебно-воспитательного процесса, каждое мероприятие носили коррекционо-воспитательный характер.
  Первое, с чего необходимо начинать работу с детьми – организовать их поведение, общение, вызвать их активность в разнообразной деятельности, направить ее на приобретение знаний, умений, положительных привычек.
Дети должны научиться сидеть на своем месте, слушать, слышать учителя, выполнять его инструкции, понимать обращеную речь, отвечать на вопросы, обращаться с просьбой. Педагог стремится к тому, чтобы уже за первый год обучения из детей группы образовался первично организованый коллектив.

Функциональная недостаточность мозговой структуры может быть относительно скомпенсирована при адекватном педагогическом воздействии, которое возможно при правильно организованных условиях, методах, способах, приемах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е. обучении и воспитании, стимулирующем развитие и соответствующем реальным возможностям ребенка.

     Предлагаемая программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для воспитанников младшего школьного возраста с диагнозом - задержка психического развития, умственная отсталость, обучающихся и воспитывающихся в специальных коррекционныхучреждениях, классах, группах.

    Формы занятий   в  основном   носят   игровой   характер,    практическая

работа, сопровождаемая беседой. Это способствует обеспечению комфорта  для развития личности учащегося.

    Занятия, которые  способствуют развитию мелкой моторики, проводятся один раз в неделю и предназначены для индивидуальной и групповой коррекционной работы.

    В программу входят два раздела: пальчиковая гимнастика и оригами.

    В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

    В разделе “Оригами” учащиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Умение создавать художественный образ своего изделия.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
  • Овладение нормами этики поведения.

   В программе не дается точной  разбивки  на группы по возрастам, так как дети   имеют разный уровень развития и по  разному усваивают предлагаемый изучению материал, поэтому педагог самостоятельно планирует деятельность учащихся, опираясь на результаты диагностического обследования, распределяя учащихся на уровни по степени развития мелкой моторики.  Зная стартовые возможности каждого ребенка, педагог определяет периодичность и продолжительность занятий. Программа рассчитана на 4  года или  на 4 этапа (примерно один этап соответствует одному году обучения,   но может уменьшаться или увеличиваться количество времени на отработку упражнений).

    На каждом этапе предполагается осуществление четырёх периодов:

I период начинается в сентябре месяце и продолжается не более 3-4 недель. В рамках этого периода необходимо:

  1. Провести  психолого - педагогическую диагностику, направленную на определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рук;
  2. Выявить группу детей нуждающихся в коррекционной помощи;
  3. Продумать стратегию и тактику развития ребенка с учетом выявленных особенностей и возможностей, разработать образовательные маршруты;
  4. По результатам диагностики составить индивидуальную карту стартовых возможностей учащихся, помогающую организовать индивидуальную работу и прогнозировать конечный результат, на который ориентируется учитель, проводя коррекционную работу.

II период – непосредственное проведение коррекционных занятий с учащимися, имеющими недостаточное развитие мелкой моторики. Продолжительность этого периода с  сентября по май месяц.

III период – промежуточное изучение. Проводится в январе, с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка и дальнейшем планировании работы.

IV период – диагностический срез, помогающий определить эффективность проведения коррекционных занятий, выявить положительную динамику развития учащихся и уточнить механизмы дальнейшей работы.

    Эта работа реализует принцип дефектологической науки - принцип динамического изучения развития ребенка.

Учебно-методическое обеспечение

Материалы и оборудование:

  • различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
  • картон;
  • вторичное сырье;
  • фольга;
  • клей ПВА;
  • салфетки;
  • образцы готовых изделий;
  • массажные мячи;

Инструменты:

  • ножницы;
  • линейка;
  • кисточки;
  • карандаши, фломастеры, краски;
  • трафареты.

Наглядные пособия:

  • иллюстрации;
  • муляжи;
  • модели;
  • игрушки;
  • набор геометрических тел;
  • коллекции бумаги, картона, ткани;
  • образцы штриховок.

Дидактические материалы:

  • детская художественная литература;
  • памятки по технике безопасности;
  • тексты песен и потешек;
  • образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки);
  • диагностические задания.

Календарно-тематическое планирование на первый год обучения

Тематика занятий

Количество часов

Введение и закрепление базовых форм, приемов складывания, терминов, принятых в оригами, сопоставление композиций. Базовые формы: «треугольник», «воздушный змей», «двойной треугольник».

40

  • Провести психолого - педагогическую диагностику;
  • Выявить группу детей нуждающихся в коррекционной помощи;
  • Продумать и разработать  стратегию и тактику развития ребенка с учетом выявленных особенностей и возможностей;
  • Составить индивидуальную карту стартовых возможностей воспитанников

4

сентябрь

  • Введение.  Знакомство с историей возникновения оригами.

Цель.  Познакомить с  историей возникновения оригами, формировать интерес и мотивацию.

  • Знакомство с основными базовыми формами: «треугольник», «воздушный змей», «двойной треугольник».

Цель. Познакомить с основными базовыми формами «треугольник», «воздушный змей», «двойной треугольник».

  •  Приемы складывания: согнуть на себя, согнуть от себя, согнуть пополам, согнуть гармошкой.

Цель. Познакомить с приемами складывания

согнуть на себя, согнуть от себя, согнуть пополам, согнуть гармошкой.

1

1

2

октябрь

  • Волшебный аквариум.

Цель. Познакомить с базовой         формой «треугольник», изделие: «рыбка». Составить композицию «Волшебный аквариум».

  • Изготовление и составление композиции по сказке «Две лягушки» (Л. Пантелеев)

Цель. Продолжить знакомство и закрепить навыки складывания  базовой        формы «треугольник», составить композицию по сказке «Две лягушки» (Л. Пантелеев)

  • Изготовление и составление композиции «Бабочки на лугу».

Цель. Продолжить знакомство и закрепить навыки складывания  базовой        формы «треугольник», составить композицию «Бабочки на лугу».

1

2

1

ноябрь

  • Изготовление и составление композиции по русской народной сказке  «Кот и лиса»

Цель. Продолжить знакомство и закрепить навыки складывания  базовой        формы «треугольник», составить композицию по русской народной сказке  «Кот и лиса».

  • Мастерская Деда мороза.  Новогодняя гирлянда.

Цель. Познакомить со способом изготовления новогодней гирлянды.

  • Мастерская Деда мороза. Китайский фонарик.

Цель. Познакомить со способом изготовления китайского  фонарика.

2

1

1

   декабрь

  • Ангел  рождества.

Цель. Продолжить закреплять навык складывания базовой формы «треугольник», изготовление открытки «Ангел  рождества».

  • Мой дружок – Воздушный змей.

Цель. Познакомить с приемом складывания базовой формой «воздушный змей», составить композицию «Мой дружок – Воздушный змей».

2

2

    январь

  • Птицы нашего двора.

Цель. Продолжить закреплять навык складывания базовой формы «воздушный змей», изготовление модели «синица», «снегирь», составление композиции «Птицы нашего двора».

  • Поздравительная  открытка  ко Дню защитников Отечества.

Цель. Продолжить закреплять навык складывания базовой формы «воздушный змей», изготовить поздравительную открытку ко Дню защитников Отечества.

     3

      1

   февраль

  • Поздравительная открытка к празднику 8 Марта.

Цель. Продолжить закреплять навык складывания базовой формы «воздушный змей», изготовить поздравительную открытку к празднику 8 Марта.

  • Мудрая сова.

Цель. Продолжить закреплять навык складывания базовой формы

«воздушный змей»,  изготовление модели по сказке В.В.Бианки «Сова».

  • Сказочные птицы.

Цель. Продолжить закреплять навык складывания базовой формы «воздушный

змей», изготовление и сопоставление композиции «Сказочные птицы».

1

1

2

     март

  • Золотая рыбка.

Цель. Познакомить со способом складывания базовой формы «двойной треугольник», изготовление и составление композиции к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке».

  • Лебединое озеро.

Цель. Продолжить знакомство со способом складывания базовой формы «двойной треугольник», изготовление и составление композиции к сказке Г.Х.Андерсена «гадкий утенок».

2

2

    апрель

  • Поздравительная открытка к празднику «9 Мая».

Цель. Формировать навык складывания базовой формы «двойной треугольник», изготовить  поздравительную  открытку к празднику 9 Мая.

  • Ваза с тюльпанами.

Цель. Формировать навык складывания базовой формы «двойной треугольник», изготовление модели «тюльпан» и композиции «Ваза с тюльпанами».

  • Водяная бомбочка.

Цель. Формировать навык складывания базовой формы «двойной треугольник», изготовление модели «водяная бомбочка».

1

2

1

май

Примерный план тем на второй год обучения

Примерная тематика занятий

Количество часов

Введение и закрепление базовых форм, приемов складывания, терминов, принятых в оригами, сопоставление композиций. Базовые формы: «конверт», «рыба», «двойной квадрат», «дверь».

40

  • Провести психолого - педагогическую диагностику;
  • Выявить группу детей нуждающихся в коррекционной помощи;
  • Продумать и разработать  стратегию и тактику развития ребенка с учетом выявленных особенностей и возможностей;
  • Составить индивидуальную карту стартовых возможностей воспитанников

4

сентябрь

  • Повторение базовых форм: «треугольник», «воздушный змей», «двойной треугольник».
  • Изготовление  моделей: лебедь, рыбка, корзинка, жук.

4

    октябрь

  • Знакомство и закрепление  базовой формы «конверт». Изготовление  моделей: пароход, петушок.

Составление композиций

4

ноябрь

  • Базовая форма: конверт. Изготовление  моделей:  лягушонок, головастик.
  • Мастерская Деда Мороза. Изготовление новогодней открытки, новогодней  игрушки.

2

2

декабрь

  • Знакомство с базовой формой «рыба». Изготовление  моделей:  акула, пингвин.
  • Составление композиции: «Пингвины на льдинах».

4

январь

  • Знакомство с базовой формой «двойной квадрат». Изготовление модели: жаба.
  • Поздравительная открытка ко Дню святого Валентина. Изготовление модели: сердце.
  • Изготовление поздравительной открытки ко  Дню защитников Отечества.

4

февраль

  • Базовая форма «двойной квадрат». Изготовление поздравительной открытки к празднику 8 Марта. Изготовление модели: цветы  ирисы.
  • Знакомство с базовой формой «дверь».

Изготовление модели и поделки для малышей «бумажная вертушка».

2

2

март

  • Базовая форма: «дверь». Изготовление модели: поросенок. Составление композиции «Наша ферма».
  • Базовая форма: «дверь». Изделие лебедь.

2

2

апрель

  • Базовая форма «дверь». Изготовление модели: звезда. Изготовление поздравительной открытки ко Дню Победы.
  • Изготовление с составление композиции ко Дню защиты детей «Корзина с цветами».

4

2

май

Примерный план тем на третий и четвертый год обучения

Тематика занятий

Количество часов

Введение и закрепление новых базовых форм,

приемов складывания, стрелок, знаков, линий, принятых для обозначения

40

  • Провести психолого - педагогическую диагностику;
  • Выявить группу детей нуждающихся в коррекционной помощи;
  • Продумать и разработать  стратегию и тактику развития ребенка с учетом выявленных особенностей и возможностей;
  • Составить индивидуальную карту стартовых возможностей воспитанников

4

сентябрь

Повторение ранее пройденного:

Базовые формы:      «треугольник», «двойной треугольник», «квадрат», «двойной квадрат», «дверь», «воздушный змей», «рыба».

4

октябрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы по теме: "Развитие мелкой моторики пальцев рук"

Развите речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Поэтому я стала стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук.В своей рабо...

Статья «Коррекционно – воспитательная работа с умственно – отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития по социальной адаптации в детском доме»

Современный воспитатель должен уметь оказать своему воспитаннику помощь, как педагогическую, так и психологическую, суметь скорректировать его поведение таким образом, чтобы общество приобрело личност...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР...

Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях ДОУ».

Дополнительная образовательная программа«Развитие мелкой моторикипальцев рукна логопедических занятияхв условиях ДОУ»....

Конспект открытого занятия НОД с детьми с задержкой психического развития: «Осеннее путешествие к домашним животным»

Детей с ЗПР дошкольного возраста и разных особенностей поведения сложно увлечь занятиями без игровых моментов. Поэтому занятия с детьми  должны быть увлекательными, разнообразными, насыщенными. И...