РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
материал по теме

КравченкоТатьяна Николаевна

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_onr.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Курсовая работа

По дисциплине специальная дошкольная педагогика

 

   

Барнаул – 2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...........

3

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования особенностей развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях по конструированию у дошкольников с ОНР……………………………………………………...........

7

  • Особенности мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР………………………………………………………………………………
  •  Значение занятий по конструированию для дошкольников с ОНР...........................................................................................................

7

14

ГЛАВА 2. Практическое исследование особенностей развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях по конструированию у дошкольников с ОНР……………………………………………………....................................

18

2.1 Диагностика показателей уровня развития мелкой моторики пальцев рук и речевых нарушений у дошкольников…………………………

2.2 Коррекционно-развивающая программа занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР………

2.3 Динамика уровня развития мелкой моторики и речи у детей с ОНР………………………………………………………………………………

18

24

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..

35

Список использованной литературы …………………..………………..........

38

Приложение …………………………………………………………………….

41

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одна из важнейших задач коррекционной педагогики и логопедии - повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.

На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР)

Речевые нарушения у разных категорий детей проявляются в многообразных формах, в различной степени и по-разному поддаются педагогическому коррекционному воздействию, что обусловлено различными первичными нарушениями. В этой связи особую актуальность приобретает изучение взаимосвязи речи и моторного компонента.

Известно, что все ученые, изучавшие деятельность мозга и психику детей, отмечали большое стимулирующее влияние функции руки. Движения пальцев рук настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка. Вот почему проблема повышения эффективности комплексной коррекционной работы по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.

Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики пальцев рук не нашли должного изучения. Но решение этой задачи представляет большой интерес в свете научных данных о взаимообусловленности развития речи и мелкой моторики, выявления корреляции между степенью развития движений руки и уровнем речевого развития.

Степень  разработанности проблемы:

-Ученые (Л.В. Антакова-Фомина, Т.Ю. Гогберашвили, Е.Г. Гришина, С.Н. Котягина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова) доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне;

- Исследования М.М. Кольцовой, Л.А. Новикова, Л.А. Кукуева, и др., отражают существующую онтогенетическую взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали значительное влияние на становление речевой функции.

Однако развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР и до настоящего времени представляет собой актуально проблему, что обусловлено значимостью взаимосвязи развития речи и моторики рук для дошкольников с ОНР, их подготовки к обучению в школе и социальной адаптации в обществе.

Значение конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико. На занятиях по конструированию значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознание речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

Таким образом, цель настоящего исследования – разработка коррекционной программы для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием практических методов на занятиях по конструированию у дошкольников с ОНР.

Объект исследования – мелкая моторика пальцев рук детей с ОНР

Предмет исследования –  развитие мелкой моторики на занятиях по конструированию

Задачи:

1.Проанализировать лингвистическую, психологическую и  психологолингвистичекую литературу по проблемам развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с ОНР;

2.Изучить психолого – педагогические  характеристики  детей с  общим  недоразвитием  речи;

3. Выявить особенности мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР;

4.Определить значение занятий по конструированию у дошкольников с ОНР;

5.В ходе экспериментального изучения выявить и проанализировать уровень сформированности и развития мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР в сравнении с нормой речевого развития.

Гипотеза исследования заключается в том что:

- уровень развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с ОНР ниже, чем у детей с нормой речевого развития, поэтому требуется разработать коррекционную программу.

- коррекционно-развивающие занятия по конструированию способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук и речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

В исследовании применялись следующие методы: метод сравнительного анализа литературных источников, что позволило не только определить теоретическую основу изучаемой проблемы, но и найти соответствующие научные данные, подтверждающие выводы, сделанные в процессе осуществления эксперимента. Метод целенаправленного наблюдения детей в деятельности и метод диагностических заданий, которые обусловлены задачами исследования.

Также в работе был использованы методы: эмпирический, комплексный, качественного анализа и некоторые интерпретационные.

База эмпирического исследования – МБОУ ДОД «Романовский детско-юношеский центр», село Романово, Алтайский край.

В исследовании участвовало  20 детей старшего дошкольного возраста возраста, по 10 человек в каждой группе (с ОНР и с нормальным речевым развитием). Возраст детей в среднем составил на момент исследования 5-6 лет.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы 37 страниц, использовано 30 литературных источников.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования особенностей развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях по конструированию у дошкольников с ОНР.

1.1  Особенности мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.

Известно, что многие ученые-исследователи, которые проводили изучение деятельности головного мозга, психики детей младшего и дошкольного возраста, отмечали большое стимулирующее влияние функции руки.

 Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков А. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной. На основе проведенных опытно-экспериментальных исследований и обследования большого количества детей была выявлена закономерность, которая заключается в том, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то наблюдается задержка речевого развития, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Многими психологами, педагогами и методистами (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, В.М. Бехтеров, Н.И. Кузьмина,  Л.И. Белякова, Л.В. Лопатина)  была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи.

Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений. Движения пальцев рук настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка. Вот почему проблема повышения эффективности комплексной коррекционной работы по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня [4, с.12-13].

Формирование речи ребенка начинается с момента достижения достаточной точности движения пальцев на руках. Развитие моторики пальцев подготавливает основу для последующего формирования речи. Развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности [8, с.35].

Дошкольное детство начальный этап формирования личности человека, но у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развито умение последовательно и связано излагать свои мысли. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, отставание в развитии словесно логического мышления, недостаточная речевая активность.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуального развития. Дети, у которых развита мелкая моторика, умеют логически рассуждать, у них развита память, внимание, связанная речь. У детей с общим недоразвитием речи западают эти психические процессы. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

У детей с общим недоразвитием речи в развитии мелкой моторики главным нарушением является нескоординированность движений и соотносящих действий, что в сочетании с общей психофизиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений, развиваются симптомы писчего спазма, что в 5-6 летнем возрасте препятствуют правильному моторному развитию кисти руки для подготовки её к овладению начальными навыками письма. Их движения неловки, плохо скоординированы, ребята неправильно держат карандаш, плохо ориентируются на листе бумаги.

Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с ОНР затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Дошкольники с ОНР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется в слове [17, с.76-78].

Таким образом, суммируя все выше изложенное, можно сделать вывод о том, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, неэффективным развитием познавательной сферы, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графомоторными навыками. Поскольку неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Особенности детей с общим недоразвитием речи диктуют необходимость их специального обучения. Комплексная помощь таким детям по коррекции произношения, развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи, моторики и психических процессов может быть оказана только в условиях специального детского сада или логопедической группы при активном участии родителей.

Таким образом, успешное преодоление речевого недоразвития в дошкольном учреждении возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

 

1. Значение занятий по конструированию для дошкольников с ОНР

Конструирование относится к продуктивной деятельности, поскольку оно направлено на получение в результате деятельности определенного продукта. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.).

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

- конструирование из строительных материалов;

- конструирование из деталей конструкторов;

- конструирование из крупногабаритных модулей;

-конструирование из бумаги (картона);

- конструирование из природного материала [23, с.8-9].

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей [16, с.18]. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников [10, с.59].

В основном, конструирование, в дошкольных учреждениях, используется во взаимосвязи с игрой в обучении детей раннего и младшего дошкольного возрастов.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста в основном используются образцы простейших конструкций (стол, стульчик, лесенка и т.п.).

Что же касается более старших детей (после 5 лет), то с ними, как правило, никакого обучения не проводится. Дети сами, в свободное от занятий время, создают разные постройки, и в основном для игры. При этом сама деятельность конструирования большинства детей дошкольного возраста – воспитанников детских дошкольных учреждений, находится на крайне низком уровне.

По-видимому, это можно объяснить двумя причинами:

- во-первых, сформировавшимся у педагогов отношением к конструированию как к игре (об этом говорит и такая, укрепившаяся в практике категория, как «строительные игры»);

- во-вторых, неразработанностью развивающей системы обучения различным видам конструирования и его содержания для детей разных дошкольных возрастов (хотя частично, по отношению к старшим дошкольникам, это было сделано в работе А.Н. Давидчук) [8, с.98-100].

В процессе конструирования по образцам, у дошкольников формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов будущей модели.

В процессе конструирования по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства. В результате обучения конструированию по нескольким (4–5) условиям старшие дошкольники овладевают умением строить собственную деятельность достаточно сложной иерархической структуры. Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу - они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

Конструирование имеет важное значение для развития детей дошкольного возраста, поскольку в процессе данного вида продуктивной деятельности, дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно найти нужные решения; дети младшего дошкольного возраста способны выбрать из имеющихся у них способов наиболее адекватный и успешно его использовать в решении новых для них задач.

На занятиях по конструированию, в процессе решения задач проблемного характера у детей дошкольного возраста развивается поисковая деятельность - они не боятся ошибок, умеют их анализировать и добиваться успеха, с особым удовлетворением ищут разные способы решения одной и той же задачи. Сам поиск обеспечивает достаточно высокую степень обобщенности способов [14, с.65-68].

Значение конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико. В процессе конструирования дошкольники с ОНР приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения.

Наряду с решением основных для этого вида деятельности задач на занятиях по конструированию, которые были приведены ранее, можно успешно осуществлять и развитие речи детей. Такая продуктивная деятельность как конструирование отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением. На этих занятиях детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать, употреблять слова в различных видах деятельности. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий [13, с.11-13].

На занятиях по конструированию значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознание речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

Различные виды конструирования благоприятны для развития речи и тем, что при их осуществлении можно создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности. Проблемные ситуации формирует коммуникативную направленность речи.

 

ГЛАВА 2. Практическое исследование особенностей развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях по конструированию у дошкольников с ОНР

2.1. Диагностика показателей уровня развития мелкой моторики пальцев рук и речевых нарушений у дошкольников

Для решения исследовательских задач на основе анализа психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования была организована опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей развития мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ ДОД «Романовский детско-юношеский центр», село Романово,Романовский район,Алтайский край. Дошкольное образовательное учреждение работает по комплексной программе развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»).

Для исследования особенностей развития мелкой моторики пальцев рук  были определены возрастные критерии испытуемых: 5-6 лет и было сформировано две группы респондентов:

- экспериментальная группа (ЭГ) – дети старшего дошкольного возраста с ОНР( дети,которые посещают речевую студию развития );

- группа для сравнения исследуемых показателей - (ГС), которую составили дети старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития.

Каждая группа была сформирована в количественном составе по 10 человек. Итого в эмпирическом исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.

Цель эмпирической части работы – изучение особенностей развития мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Исходя из цели были определены задачи эмпирического исследования:

- осуществить первичную сравнительную диагностику уровня развития мелкой моторики пальцев старших дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием;

- разработать и апробировать программу занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста, направленную на развитие мелкой моторики пальцев рук;

- провести повторную сравнительную диагностику уровня развития мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников с ОНР и у детей нормальным речевым развитием.

Для проведения эмпирического исследования был определен диагностический инструментарий, который составили методики:

  •  «Тесты оценки моторики» Н. Озерецкого для оценки уровня развития мелкой моторики пальцев рук, скорости движения, динамической координации, одновременно организованных движений пальцев рук. Из батареи тестов для исследования были отобраны следующие задания для испытуемых обеих групп:

- Уложить спички в коробку одновременно обеими руками: большим и указательным пальцами обеих рук, одновременно брать лежащие на столе спички и одновременно складывать их в спичечную коробку;

- Вдевание нитку в иголку (длина иглы 40 мм.) с большим ушком с использованием толстой хлопчатобумажной нити;

- Одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы;

- Указательными пальцами вытянутых вперед рук описывать в воздухе одинаковые круги любого размера. Пальцами правой руки описывать круги по направлению часовой стрелки, пальцами левой - в обратном направлении.

  • Комплексные пробы – испытуемым предлагалось совершить предметное действие: застегнуть пуговки, завязать бант (девочкам), зашнуровать шнурки крест на крест (мальчикам).

Результаты оценивались по пятибалльной системе за каждую методику (затем баллы суммировались):

5 баллов - задание выполняется правильно в заданном темпе.

4 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе.

3 балла - вначале задание выполняется правильно, затем возникает дезавтоматизация движений (явление истощения).

2 балла - при выполнении задания нарушается формула движения (явление персеваторности на истощение).

1 балл - задание не выполняется; формула движения не устанавливается.

Таким образом, используя выше представленные методики, была реализована первичная диагностика уровня развития мелкой моторики пальцев рук в обеих группах (экспериментальной и в группе для сравнения), результаты которой приведены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Сравнительные результаты первичной диагностики уровня развития мелкой моторики пальцев рук в ЭГ и ГС

Качественный анализ результатов первичной диагностики позволяет констатировать, что уровень развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с ОНР находится на гораздо более низком уровне, по сравнению с детьми с нормой в развитии речи.

В ходе проведения диагностики отмечалось следующее:

- при выполнении одновременно и последовательно – организованных движений старшие дошкольники из экспериментальной группы (ОНР) затруднялись выполнить некоторые задания (70 %);

- при неоднократных попытках выполнить задание на координацию движений, дети с ОНР проявляли ярко выраженные невротические реакции, плакали, бросали работу, кричали «Не буду, не хочу, не получается….», в результате чего не могли сосредоточиться на выполнении задания (40 %);

- в процессе укладывании в коробку спичек двумя руками одновременно дети из экспериментальной группы исследования не могли выполнить задание симметрично (80 %);

- дошкольники с ОНР быстро уставали, теряли интерес к заданиям, несмотря на то, что темп выполнения был установлен гораздо более медленный, по сравнению с группой детей с нормой речевого развития (80 %) либо наблюдалось импульсивное - быстрое неправильное выполнение без предварительного анализа предъявляемого образца (20 %);

- на основании неудовлетворительных результатов комплексных проб у дошкольников с ОНР, было установлено, что выполняли задания большинство мальчиков и девочек неловко (60 %, из которых 40 % - мальчики), наблюдалось несформированность навыков самообслуживания, отсутствие точности в движениях.

Помимо выше перечисленных особенностей в развитии мелкой моторики пальцев рук у испытуемых дошкольников с ОНР, отмечались и следующие речевые особенности респондентов экспериментальной группы исследования:

- были определены недостатки в языковом оформлении сообщения – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы;

- наблюдались отдельные специфические нарушения в логико-смысловом построении сообщения, на уровне программирования и контроля за реализацией своих высказываний;

- отмечались недостатки главным образом в грамматико-синтаксическом оформлении фраз-высказываний.

То есть, исходя из результатов первичной диагностики, можно заключить, что уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи соответствует показателям «низкий» и «средне-низкий», тогда как уровень детей с нормой развития речи соответствует значениям «высокий» и «средне-высокий».

Полученные результаты доказывают первую часть выдвинутой в начале исследования гипотезы о том, что уровень развития мелкой моторики пальцев рук является взаимосвязанным с уровнем развития речи у детей в дошкольном возрасте, а так же, что дети с общим недоразвитием речи обладают гораздо более низким уровнем развития мелкой моторики пальцев рук по сравнению со своими сверстниками с нормой речевого развития.

В связи со всем выше изложенным, можно констатировать, что в ходе проведения начального этапа исследования была выявлена очевидная необходимость коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников с ОНР.

 

 

 

2.2 Коррекционно-развивающая программа занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Следующий логический этап эмпирического исследования был направлен на то, что бы подтвердить вторую часть первоначальной гипотезы о том, что занятия по конструированию определяют развитие мелкой моторики пальцев рук и как следствие развитие речевых навыков речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

За основу в коррекционно-развивающей программе принимались комплексные занятия по конструированию М.А. Васильевой.

Цель коррекционно-развивающей программы – развитие мелкой моторики пальцев рук и речевых навыков в процессе конструирования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи коррекционно-развивающей программы:

- совершенствование навыков конструирования из различных материалов;

- обучение чтению чертежей и конструированию по образцу;

- обучение объединению деталей в процессе конструирования по определенному признаку;

- развитие мелкой моторики пальце рук;

- развитие координации движения;

- развитие согласованности движений

- расширение активного словаря;

- работа со сложноподчиненными предложениями (следить за правильным согласованием слов);

- воспитание самоконтроля над речью;

- развитие логического и пространственного мышления.

Остановимся на нескольких занятиях по конструированию из различных материалов, которые были направлены развитие мелкой моторики и пальцев рук в процессе конструирования и коррекцию речевого развития дошкольников с ОНР.

Занятие «Теремок» по конструированию из деревянного конструктора

Цель занятия – развитие мелкой моторики пальце рук и речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи:

- совершенствовать умение строить по чертежу, продолжать учить читать чертеж;

- побуждать достраивать постройку (крышу, применяя уже знакомые способы построения;

- упражнять в нахождении чертежа отдельной детали, подводить к тому, что к одному и тому же чертежу могут подходить разные детали;

- закрепить название деталей деревянного конструктора, продолжать учить объединять детали по определённому признаку;

- развивать логическое и пространственное мышление, воображение, речь;

- воспитывать умение выслушивать собеседника, оказывать помощь;

- учить строить простые и сложноподчинённые предложения, следить за правильным согласованием слов.

Словарь: кубик, кирпичик, пластина, призма, конус, цилиндр, брусок, арка, пирамида, фундамент, перекрытие, чертёж, стройка, строители.

Методические приемы: дидактические авторские игры «Найди друзей», «Чьи следы», «Юные конструкторы»; работа с морфотаблицей, аудиозапись, сюрпризный момент – приход почтальона Печкина, мотивация: помощь героям сказки «Теремок», анализ чертежа, творческое задание: достроить крыши, условные обозначения героев (разноцветные круги, динамическая пауза, выход за пределы занятия. «Фото для героев сказки»

Материал: детали деревянного конструктора: кубик, кирпичик, пластина, призма, конус, цилиндр, брусок, арка, пирамида; морфотаблица со схемами частей дома; чертежи деталей, письмо, цветные круги, изображения героев сказки «Теремок», чертёж теремка, столы, стулья, 2 мольберта, фотоаппарат, кубик с признакми.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Архитектура» - здания; составить морфологическую таблицу «Без чего не может быть любое здание»; Работа с чертежами.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Найди друзей».

В -ль: - Что находится у нас на столе?

Д: - Детали деревянного конструктора.

В-ль: - Ребята давайте поиграем в игру «Найди друзей»

- Кто напомнит правила игры?

Д: Надо бросить кубик и посмотреть, какой признак выпал. Потом найти две детали, чтобы они были похожи по этому признаку.

В-ль: -А главное правило?

Д: Повторяться нельзя.

(играем 5 раза)

- Как мы искали друзей? По признакам цвет, форма, части.

Игра «Чьи следы»

В-ль: - Ребята, наши детали оставили следы. Давайте узнаем, кто их мог оставить.

Дети отвечают. Например: Этот след квадратной формы, его мог оставить кубик, брусок, арка, призма и т. д., потому что у них есть квадратные стороны.

2. Сюрпризный момент: приходит Печкин.

П: - Здравствуйте, ребята. Я почтальон Печкин. Я принёс письмо от героев сказки.

- Вы догадались, из какой сказки (показать иллюстрацию из сказки «Теремок»)

- Молодцы, а мне пора разносить почту дальше.

3. Мотивация.

В-ль: - Давайте прочитаем письмо: Ребята, вы, наверное, знаете – какое несчастье у нас произошло?

Д: Медведь сломал (разрушил) теремок.

В-ль: Теперь нам негде жить. Помогите нам.

4. Проблемная ситуация.

В-ль: Как помочь зверям?

Д: Построить новый.

М-дь: Из чего в детском саду можно строить?

Д: Деревянный конструктор, ЛЕГО, палочки.

В-ль: Давайте из деревянного конструктора, его хватит на всех.

5. Работа с морфотаблицей.

В-ль: Что такое теремок?

Д: Здание, домик.

В-ль: Надо вспомнить, что есть у любого здания.

Дети называют части здания и выкладывают схемы в таблицу.

6. Динамическая пауза.

В-ль: Пора отправляться на стройку. А по дороге поиграем. Превратимся в зверей из сказки. Как ходит мышка, зайка-побегайка, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. (Дети имитируют движения животных)

7. Анализ чертежа.

В-ль: Ребята, а в письме ещё что-то есть. Что это?

Д: Чертёж теремка.

В-ль: Из каких деталей хотели построить свой теремок звери?

(Фундамент – пластина и т. д.)

В-ль: А крыша, из каких деталей?

Д: Её нет.

В-ль: Давайте крышу каждый придумает свою.

8. Строительство под музыку.

В-ль задаёт дополнительные вопросы:

- Откуда начнём строить теремок?

- Какие детали, Даша, ты взяла, чтобы построить стены?

Из каких деталей, Рома, ты будешь строить крышу?

9. Рефлексия.

- Как мы помогли зверям?

- Что нам помогло построить такие красивые теремки? (чертёж)

Давайте сфотографируем наши теремки и передадим Печкину, пусть он отнесёт их зверям.

Занятие «Моя улица» с элементами конструирования

Цель занятия: обучать детей конструированию из строительного материала «Город».

Задачи:

- расширять и активизировать словарь по теме;

- упражнять в умении составлять распространенные предложения;

- активизировать у детей словарь прилагательных и антонимов;

- продолжать работу с деформированными предложениями;

- развивать общую моторику и координацию движений;

- развивать память, логическое мышление;

- воспитывать самоконтроль за речью;

Методические приемы: решение противоречий, игра – соревнование, игры «ночь – день», «умный мишка», «скажи, какая твоя улица»

Оборудование: текст  стихотворения «Прогулка по городу»; большая сюжетная картина «Город»; опорные картинки с изображением домов, школы, детского сада, больницы, магазина, парка, детской площадки, почты, деревьев, клуба; воздушный шарик; игрушка мишка, клубочек с нитками

Предварительная работа:  целевые прогулки по городу, рисование на тему «Дом, в котором я живу», аппликация «Наша улица», конструирование из строительного материала «Город», работа с родителями по изготовлению макетов домов

Ход занятия:

Организационный момент.

Лог: Здравствуйте, ребята!

Наступил новый день.

Заниматься нам не лень!

В круг всех я  приглашаю,

Новых встреч всем обещаю! (Упражнение «Здравствуйте» для развития общей моторики, чувства темпа и ритма - дети показывают движения)

Я здороваюсь везде – дома и на улице (дети прикладывают руки к груди, разводят в стороны(

Даже «здравствуй» говорю я соседской курице (дети показывают крылья курицы)

Здравствуй, солнце, золотое! (дети разводят пальцы над головой, показывая лучи)

Здравствуй, небо, голубое! (дети поднимают руки вверх, смотрят на руки)

Здравствуй, вольный ветерок! (дети качаются в стороны)

Здравствуй, маленький дубок! (дети соединяют локти, как ствол дерева)

Здравствуй, утро, здравствуй, день! (повороты вправо – влево)

Нам здороваться не лень! (наклон вперед, руки в стороны)

Чтение стихотворения воспитателем:

В ясный день любой готов выйти на прогулку.

Сколько в городе домов, улиц, переулков,

Но того, что он большой, нечего страшиться.

Только помни адрес свой, чтоб не заблудиться.

Лог: У меня в руках клубочек, ниточку от клубка вы будете  передавать друг другу, и называть свой домашний адрес.

2. Игра «Кто больше»

В процессе игры дети вспоминают названия улиц города Барнаула. Выигрывает тот, кто назовет как можно больше. За правильный ответ дети получают звёздочку, затем подсчитывают количество, определяя победителя.

3. Составление распространённых предложений (на столах у детей предметные картинки по теме)

В нашем городе много улиц. В нашем городе много (каких?) красивых, зелёных, чистых, тихих, широких, длинных улиц (аналогично: много домов, парков, детских садов, школ, магазинов, больниц, детских площадок, деревьев, почт, клубов). Картинки уносятся на панно.

4. Игра «Ночь-день» на развитие памяти.

Логопед убирает одну картинку

- Чего не стало в нашем городе? (в нашем городе не стало домов, и т.д.)

5. Игра «Назови ласково» (дети встают в круг, ловят воздушный шар, называют слово в уменьшительно-ласкательной форме)

дом         магазин

дерево    двор

город      дорога

улица      площадь

 Упражнение на развитие мимических мышц лица:

- покажите, как вам нравится в городе (радость);

- там мы встретили  фокусника (удивление);

- но он не стал показывать нам фокусы и быстро ушел (грусть).

Упражнение на развитие дыхания:

Вдох – погладь свой нос от крыльев к переносице

Выдох – и обратно пальцы просятся.

Пальчиком ноздрю закрой,

Подыши ноздрей другой.

Пальчик быстро поменяй,

Упражненье повторяй! (дети выполняют упражнение стоя, дышат ровно, спокойно)

6. Работа с деформированным предложением.

«Распутай предложение»

дом       около     детский сад       стоит

магазин       возле       школа      находится

построили        больница       около        парк

(дети составляют предложения)

7. Физкультминутка.

- по ходу стихотворения дети выполняют движения, дается установка на выполнение движений с правой руки:

Мы по городу шагаем, много видим, называем:

Светофоры и машины, больницы, школы, магазины.

Скверы, улицы, мосты, и деревья, и кусты.

- пальчиковая гимнастика по этому стихотворению с отработкой слоговой структуры слов.

8. Конструирование при помощи строительного материала «Город».

- Игра «Умный Мишка» (дети передают игрушку по цепочке, заканчивая начатое логопедом предложение) моя улица новая, я твоя? – а моя улица старая.

длинная

светлая

грязная

тихая

большая

широкая

- Рассказы детей (по цепочке, индивидуально)

* Как называется улица, на которой ты живёшь?

* Какая она, эта улица?

* Что расположено на этой улице?

* Какие дома?

* Растут ли деревья?

* Чем хороша улица?

9. Итог занятия.

- как назывался наш рассказ?

- для чего важно знать свой домашний адрес?

 

2.3. Динамика уровня развития мелкой моторики и речи у детей с ОНР

На данном этапе эмпирического исследования, после участия детей с общим недоразвитии речи (ЭГ) в коррекционно-развивающей программе по конструированию (на протяжении одного месяца), была проведена повторная сравнительная диагностика уровня развития мелкой моторики пальцев рук и речевых навыков у дошкольников с ОНР и детей с нормой развития речи.

В диагностической работе использовались методики первоначального этапа эмпирического исследования.

Полученные в ходе повторной диагностики сравнительные результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Сравнительные результаты повторной диагностики уровня развития мелкой моторики пальцев рук в ЭГ и ГС

Анализ результатов повторной диагностики позволяет говорить о том, что в процессе коррекционно-развивающих занятий по конструированию, уровень развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с ОНР, повысился, хотя и продолжает находиться на более низком уровне, по сравнению с детьми с нормой в развитии речи.

В ходе проведения повторной диагностики отмечалось следующие динамические качественные изменения:

- при выполнении одновременно и последовательно – организованных движений дети из экспериментальной группы (ОНР) уже в меньшей степени проявляли затруднения в выполнении заданий (30 %);

- при выполнении заданий методики дети с ОНР практически не проявляли невротических реакций (10 %);

- в процессе выполнения упражнения по укладыванию в коробку спичек двумя руками одновременно количество детей из экспериментальной группы исследования, которые не могли выполнить задание симметрично снизилось (до 50 %);

- дошкольники с ОНР проявляли большую заинтересованность к заданиям;

- при прохождении комплексных проб у дошкольников с ОНР, был зафиксирован более высокий уровень сформированности навыков самообслуживания, наличие точности в движениях (60 %).

То есть, исходя из результатов повторной диагностики, можно констатировать, что уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи в процессе участия в коррекционно-развивающей программы по конструированию, стал соответствовать показателю «средний».

В речевом развитии детей с ОНР были зафиксированы следующие качественные изменения:

- проявление речевой активности;

- дети стали лучше понимать, различать и употреблять слова в различных видах деятельности;

- речь приобрела более практическую направленность;

- менее выраженные нарушения связности повествования;

- отсутствие лексических затруднений;

- развитие познавательных процессов.

Таким образом, проанализировав результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что такая продуктивная деятельность как конструирование отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением. На этих занятиях детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать, употреблять слова в различных видах деятельности. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

На занятиях по конструированию значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознание речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, суммируя все выше изложенное, можно заключить следующее: общее  недоразвитие  речи – это  речевая  патология,  при  которой  отмечается  стойкое  отставание  в  формировании  всех  компонентов  языковой  системы: фонетики,  лексики  и  грамматики. У  многих детей явно  отмечается нарушение познавательных процессов в связи с общим недоразвитием речи. У дошкольников можно наблюдать  низкую  активность процесса припоминания, которая, как правило, сочетается  с  ограниченными  возможностями  развития  познавательной  деятельности. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, отставание в развитии словесно логического мышления, недостаточная речевая активность.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуального развития. Дети, у которых развита мелкая моторика, умеют логически рассуждать, у них развита память, внимание, связанная речь. У детей с общим недоразвитием речи западают эти психические процессы.

У дошкольников с ОНР в развитии мелкой моторики главным нарушением является нескоординированность движений и соотносящих действий.

Значение конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико. В процессе конструирования дошкольники с ОНР приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Дошкольники знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения.

Такая продуктивная деятельность как конструирование отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением. На этих занятиях детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать, употреблять слова в различных видах деятельности. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

На занятиях по конструированию значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознание речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

Различные виды конструирования благоприятны для развития речи и тем, что при их осуществлении можно создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности. Проблемные ситуации формирует коммуникативную направленность речи.

В ходе проведения эмпирического исследования по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, было выявлено, что коррекционно-развивающие занятия по конструированию способствуют:

- проявлению речевой активности дошкольников;

- развитию понимания и употребления слов в различных видах деятельности;

- формированию и развитию практической направленности речи;

- преодолению нарушений связности повествования и лексических затруднений;

- развитию всех познавательных процессов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с.
  • Амосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе. Логопед, №6, 2004. – с. 78-82.
  • Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Феникс, 2009. – 255 с.
  • Визель Т.Г. Основы нейропсихологии.- М.: Изд-во «Астрель», 2009 - 114с.
  • Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.2006 г. – 216 с.
  • Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить. – М.: «Гном и Д», 2010. – 239 с.
  • Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2006.- 216 с.
  • Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи.- Изд-во В. Секачева, 2012. – 184 с.
  • Дуванова С.П., Тебелева Е.Ю. Взаимосвязь уровня развития мелкой дифференцированной моторики пальцев рук и речи у детей старшего дошкольного возраста // Школьный логопед. – 2006. - № 6 (15). – с. 6-8.
  • Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Логопедия. Основы теории и практики. - М., Изд-во Эксмо,2011.- 288 с.
  • Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.,2001.- 316 с.
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Логос, 2004 - 384 с.
  • Зуева Л.Н, Шевцова Е.Е. Настольная книга логопеда.- Изд-во АСТ, 2005. – 400 с.
  • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 - 9 лет. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 2000. – 215 с.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 104 с
  • Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
  • Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
  • Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010. – 112 с.
  • Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики // Популярная логопедия.- 2008. - №7. – с. 11-13.
  • Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия.- Изд-во АСТ, 2001 - 288 с.
  • Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет.- Изд-во Мозаика – Синтез, 2007. – 80 с.
  • Ткачева И.А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении.- Изд-во «Гном», 2011. – 176 с.
  • Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. - М.: ООО Изд-во Астрель, ООО “Издательство АСТ”, ЗАО НПП «Ермак», 2006. – 96 с.
  • Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
  • Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб., 2005.- 94 с.
  • Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: «Айрис пресс», 2008. – с. 19-21.
  • Хватцев М.Е. Логопедия. Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2009. -    272с.
  •    Юсупова Г. Х. Особенности личностного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Коррекц. педагогика. – 2007. - № 4. – С. 56-62.
  •   Этиология общего недоразвития речи / под ред. Т. Б. Филичевой // Логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - С. 16-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Царство животных" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с импользлванием элементов ТРИЗ И РТВ, помогающие научить детей классифицировать животных....

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук для предупреждения нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

Из опыта работы по развитию мелкой моторики рук для предупреждения нарушений письма у детей дошкольного возраста.  О необходимости специальной работы по развитию мелкой моторики для пр...

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

Логоритмическое занятие в логопедической группе детей старшего дошкольного возраста

Логоритмическое занятие в логопедической группедетей старшего дошкольного возраста«Двенадцать месяцев»...

Конспект логоритмического занятия Домашние животные для детей старшего дошкольного возраста

В занятии логопедические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Занятие рекомендовано учителям-логопедам и музыкальным руководителям....

ЗАНЯТИЕ ПО ВАЛЕОЛОГИИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА) " ОВОЩИ – наши помощники в укреплении здоровья, ВСЕГДА ЛИ?"

Pакрепление  знаний  детей о пользе витаминов для нашего организма.Формирование  представлений  детей о нитратах....