Конспект занятия "Царство животных" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект по теме
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с импользлванием элементов ТРИЗ И РТВ, помогающие научить детей классифицировать животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Царство животных»
Возраст детей: старший дошкольный, 6 лет
Цель: закрепление знаний о царстве животных
Задачи:
- закрепить знания детей о классификации животных (звери, птицы, насекомые, земноводные);
- учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
- активизировать память и внимание детей;
- развивать творческое воображение, фантазию, мыслительную деятельность, связную речь, навыки учебной деятельности.
- воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе.
Тип занятия:закрепление знаний, умений и навыков
Вид занятия:занятие по ознакомлению с окружающим с элементами ТРИЗ и РТВ
Методы: активные методы обучения, методы-технологии ТРИЗ - РТВ
Материалы и оборудование:письмо;клубок ниток; силуэтные изображения животных и аналогичное контурное изображение; изображение электрички с четырьмя вагонами; предметные картинки: звери (медведь, белка, еж, лиса),птицы (ласточка, грач, скворец, чайка), насекомые (муравей, муха, бабочка, комар), земноводные (лягушка, уж, черепаха, улитка), рыба (окунь); части тела всех вышеуказанных существ (голова, туловище, лапы, хвост);листы ватмана, фломастеры; сигнальные карточки, призы; магнитофон, запись песни «Голубой вагон»и Б. Гребенщикова «Под небом голубым».
Межпредметные связи: окружающий мир, литература
Предварительная работа: чтение художественной литературы: рассказы
Е. Чарушина, К. Ушинского, Л. Толстого, русских народных сказок; проведение дидактических игр «Кто что делает, кто что ест», «Кто лишний»; загадывание загадок, беседы по теме.
Ход занятия
- Вводная часть
Решение ситуационных задач
Педагог: Здравствуйте, ребята.Проходите, проходите. Я вам сейчас что-то расскажу.
Сегодня, когда я зашла в кабинет, вдруг от ветра открылась форточка, и в комнату влетеловот это письмо.Вот, видите, на нём большими буквами написано «SOS». Это значит, что у кого-то случилось несчастье, и он просит о помощи. Давайте прочитаем его и подумаем, чем мы сможем помочь.
Педагог читает текст письма: «Помогите, помогите. У нас случилась беда. Злая волшебница перемешала животных и хочет их всех поссорить. Если их не разделить, то в лесу, на лугу, в речках и озёрах будет твориться безобразие и животные все исчезнут. Поторопитесь, пожалуйста».
Педагог: Что же делать?
Дети: Надо помочь животным, так как может пострадать и наша природа. Нам нужно отправиться в путешествие.
Педагог:А вы хотите отправиться в путешествие? А вот и клубочек, не зря он здесь.
Инициация.
Время: 2-3 минуты
Метод: «Паутина дружбы»
Цель: создание атмосферы дружелюбия, позитивного эмоционального фона занятия, установка на взаимодействие.
Проведение: педагог вместе с детьми стоит в кругу. Он держит «волшебный клубок» и говорит:
- Сегодня мы отправимся с вами в новое путешествие, в котором нас будет сопровождать наш верный клубочек. Он укажет нам путь, поможет в трудную минуту. Для начала давайте покажем клубочку наше желание двигаться дальше, узнать новое. Но для этого нам нужно хорошее настроение, которое мы должны передать другому.
Педагог говорит о своём настроении и передаёт клубочек обучающемуся, который делает то же самое и передаёт следующему. Клубочек передаётся так, чтобы между педагогом и детьми образовалась «паутина». Когда клубочек возвращается к педагогу, он говорит:
- Посмотрите, ребята, как тесно мы связаны друг с другом. Мы – единое целое! Мы должны постараться выполнить на занятии всё намеченное, работать дружно, сообща, поддерживая и помогая друг другу.
- Готовы? Тогда в путь! Всем желаю успеха!
Звучит музыка (песня «Голубой вагон»)
Педагог:А на каком транспорте можно путешествовать? Я предлагаю отправиться на этом виде транспорта. Вы непротив?
(На магнитной доске - изображение электропоезда с четырьмя вагонами).
-Как он называется? (Электропоезд)
-Вспомните, пожалуйста, какие правила, мы будем соблюдать в путешествии?
1)Уметь договариваться.
2) Работать сообща.
3)Слушать друг друга
4) Радоваться успеху товарища.
2. Основная часть
Вхождение или погружение в тему
Техника знающего незнания
Время: 3 минуты
Цели: развитие умения детей выделять области знаемого и незнаемого в изучаемом материале; подведение к осознанию, чем конкретно им полезно и для чего нужно то, что они уже знают.
Проведение: На столах лежат силуэтные изображения животных и аналогичное контурное изображение. Вы должны подобрать и наложить силуэтное изображение животных на аналогичное контурное изображение (индивидуально).
Педагог:И кто же сидит на перроне и ждет посадки? (животные)
- Как можно этих животных распределить на группы? (на зверей, птиц, насекомых, земноводных)
Формирование ожиданий воспитанников
Метод «Сегодня мы …»
Время: 2 минуты
Цель: планирование эффектов занятия, обеспечение настроя воспитанников на достижение целей.
Проведение:
- Сегодня на занятии мы рассадим всех животных по своим вагонам.Для этого каждый берет по одной картинке с изображением животного, подходит к доске и сажает его в свой вагон (в первый вагон - зверей, во второй вагон – птиц, в третий вагон - насекомых, в четвертый земноводных). После чего, садится за стол, где изображен ваш вид животного.
-Как мы видим, все разбились на (четыре) группы.
Эмоциональная разрядка
2 – 3 минуты
Метод «Зверобика»
Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление энергии перед выполнением учебной задачи.
Проведение:
Звучит танцевальная песня со словами. Дети повторяют слова и выполняют движения под музыку согласно тексту песни.
Проработка содержания темы
Время: 6 минут
Метод «Скажи, чем я отличаюсь»
Цели: повторение групп животных; развитие речи, творческой активности детей; развитие навыков учебной деятельности.
Проведение:
-Я теперь буду задавать вопросы каждой группе, а вы будете соблюдать правила. Капитан при ответе будет пользоваться сигнальной карточкой
Вопрос команде зверей.
-Как можно отличить зверей от других животных существ? (Четыре лапы, тело покрыто шерстью, малышей кормят молоком)
Вопрос команде птиц.
- Назовите главный отличительный признак пассажиров второго вагона.
( Две ноги, клюв, перья.)
Вопрос команде насекомых.
- Расскажите о пассажирах третьего вагона. ( Шесть лапок, ярко выраженные части тела)
К последней команде.
- Кто разместился в четвертом вагоне? Их называют земноводными, почему? ( Они могут жить и в воде, и на суше)
- Дети, а кого - то мы забыли взять на поезд? (рыбу - окунь).
- А в какой вагон можно посадить это животное?
- К земноводным. У неё ведь много общего с ними.
- Молодцы, умницы. Отмечаю каждую команду призом.
- Спасибо за помощь.
Коллективная творческая работа
Метод «Животное, которого на свете не бывает» (РТВ)
Время: 6 минут
Цель: учить составлять из частей целое, ориентируясь по характерным признакам (голова, рука);развивать фантазию, воображение, умение договариваться, работать сообща в группах.
Проведение:
- Пассажирыуже удобно расселились в вагонах.Кто же обычно ведёт электропоезд? (машинист)
- Согласна, только он должен быть необычный. Надо создать необыкновенных животных, которых никто никогда не видел. Они и будут машинистами. Я предлагаю объединить разные части известных существ в одном. Закройте глаза, я приготовлю предметы для фантазирования.
Для этого кладу на каждый стол заготовки частей тел различных животных и предлагаюпосмотреть на них, покрутить в руках, приглядеться к ним с разных сторон. Путём комбинирования частей тела создаются невероятные образы.
-Ребята, каждая команда собирает свое фантастическое животное, которое объединит в себе все имеющиеся части. Но не забывайте о том, что животные должны быть необычные. Наделите их волшебной силой и придумайте необыкновенное имя для каждого.
Отмечаю каждое животное и предлагаю взять всех машинистов в путешествие. Например: МедоМуроЛастоЗмей (туловище медведя, лапы муравья, хвост ласточки, голова змеи.)
Метод «Оживить лабиринт»
Время:7-9 минут
Цель: учить понимать, различать и изображать при помощи линии разные формы, пририсовав к ним всякие детали, фигурки и ещё что-нибудь.
Проведение: дети разделены на группы. У каждой группыбольшой лист бумаги.
Педагог:- Фломастером попробуйте заполнить весь лист различными линиями. Цвет линий можно выбрать свободно, какой вам захочется. Линия может двигаться по листу в самых разных направлениях. Перед вами возникает целая система линий. Мир линий и пересечений, который похож на лабиринт. После того, как вы их нарисуете, посмотрите внимательно, там, где линии пересекаются, образуются разные формы. «Оживите» лабиринт, пририсовав к этим формам всякие детали, фигурки и ещё что-нибудь, чтобы получились необычные животные.
Педагог: - Ну, ребята, удивили вы меня.
Педагог задаёт вопросы.
- Как вы назвали животное?
- Какое оно (доброе, злое, сильное, ласковое и т.д.)?
- Чем питается?
- Какой волшебной силой обладает?
- Как и когда спит, или не спит вообще?
Звучит один куплет песни Б. Гребенщикова «Под небом голубым»:
Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, где травы и цветы,
Гуляют там животные невиданной красы.
Дидактическая игра «Остановка «Сплюшкино»»
Время: 2 минуты
- Здесь выходят пассажиры, которые зимой впадают в спячку, а весной пробуждаются. Предлагаю командам ответить на вопросы.
-Кто должен выйти из первого вагона? ( Медведь, еж).
- Из второго? ( Никто.) Почему? (Они не впадают в спячку)
- Из третьего? ( Все.)
- Из четвертого? (Лягушка, уж, черепаха). Отмечаю каждую группу призами. - Молодцы, великолепно.
Педагог:Путешествие продолжается. Обратите внимание на оставшихся в
электричке пассажиров.Команды, внимание!
- Назовите тех, чье название состоит
- из двух слогов и докажите:( Бел – ка, ли - са, скво-рец, чай-ка).
- из трёх слогов (Лас-точ-ка, у-лит-ка)
- из одной слога. (Грач.)
- Как можно по - другому доказать? (протопать, простучать, пропрыгать)
- Что объединяет пассажиров второго вагона?
- Перелетные птицы.
- Я назову звук, а вы и найдите его в названии оставшихся пассажиров и
определите место этого звука в слове (начало, конец, середина).
3.Заключительная часть.
Опрос – квиз
Время: 2 минуты
Педагог: О каких животных мы сегодня говорили? Какую пользу они приносят?
- Понравилось ли вам наше путешествие я узнаю, если вы продолжите предложение:
Сегодня мне было интересно….
Мне понравилось….
Я узнал(а)….
Мне было трудно…
У нас получилось интересное путешествие благодаря вам, и мы помогли животным разделиться на группы.Тем самым мы спасли нашу природу, которая не может благоухать без насекомых, птиц, зверей и земноводных.
Вы все очень дружные и умные. Я вами горжусь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: "В гостях у Тигры".
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [p].Авторы: учитель-логопед Зайцева Елена Владимирона, учитель-дефектолог Ретивых Елена Сергеевна....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Веселые стихи Бориса Заходера»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Веселые стихи Бориса Заходера»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/07/picture-993910-1575720897.jpg)
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Зов джунглей"
Спортивно-познавательный, музыкальный праздник для детей старших групп.Цель:Прививать интерес к занятиям физической культурой и спортом посредством различных форм двигательной активности.Задачи:...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-1225752-1586353888.jpg)
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по лексической теме: "К нам пришла Весна-красна!"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по лексической теме «К нам пришла Весна - красна!»Автор: Слинкина Лариса Анатольевна, учитель-логопед Г...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/11/picture-814386-1473588993.jpg)
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Мы за безопасный Интернет!"
Материал, размещенный в конспекте, способствует процессу обучения дошкольников основам безопасной работы в Интернете....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/04/picture-1323546-1649085574.jpg)
конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Теремок"
Дети знакомятся с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-1364422-1637167077.jpg)
Конспект НОД по ФЭМП "Золотая Рыбка в гостях у ребят» для детей старшего дошкольного возраста для детей с ОВЗ
Цель: выявить знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года по формированию математических представлений у дошкольников с ОВЗ....